Статус документа
Статус документа


     РБ-119-17

     

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В РАМКАХ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ"



УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 февраля 2017 г. N 50

Введено в действие с 10 февраля 2017 г.


Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по проведению административного контроля в рамках системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" РБ-119-17 (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 ноября 2016 г. N 503 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2016 г., регистрационный N 44843, официальный интернет портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 декабря 2016 г.).

Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению административного контроля в организациях в рамках системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов при производстве, использовании, хранении, транспортировании радиоактивных веществ, ядерных материалов (кроме ядерных материалов, учет которых производится исключительно в системе государственного учета и контроля ядерных материалов), образовании, переработке, кондиционировании, хранении, захоронении радиоактивных отходов, включая хранение и переработку отработавшего ядерного топлива.

Выпускается впервые.

________________

Разработано коллективом авторов в составе: Гареев М.Д., Субботин Е.П., Кушневский Л.Н., Аникина Т.М., Василишина СЮ. (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Боков Д.А. (Ростехнадзор).

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по проведению административного контроля в рамках системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (РБ-119-17) (далее  - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-16), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 ноября 2016 г. N 503 (зарегистрирован Минюстом России 21.12.2016 г., регистрационный N 44843, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22 декабря 2016 г.).

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению административного контроля в организациях в рамках системы учета и контроля радиоактивных веществ (далее  - РВ) и радиоактивных отходов (далее  - РАО).

3. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по учету и контролю РВ и РАО при производстве, использовании, хранении, транспортировании РВ, ядерных материалов (кроме ядерных материалов, учет которых производится исключительно в системе государственного учета и контроля ядерных материалов), образовании, переработке, кондиционировании, хранении, захоронении РАО, включая хранение и переработку отработавшего ядерного топлива.

4. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.

II. Организация и проведение административного контроля

5. Административный контроль в рамках системы учета и контроля РВ и РАО в организациях, осуществляющих обращение с РВ, РАО (далее  - административный контроль), проводится для предупреждения, выявления и устранения нарушений установленного порядка учета и контроля РВ, РАО и включает в себя проверку выполнения установленного порядка учета и контроля РВ, РАО в организации в целом и в подразделениях.

Под установленным порядком понимаются требования и процедуры учета и контроля РВ, РАО, установленные законодательством Российской Федерации в области учета и контроля РВ, РАО, а также организационно-распорядительными документами самой организации, ее вышестоящих организаций (эксплуатирующих организаций) и органа управления использованием атомной энергии.

6. Обязанности по организации административного контроля рекомендуется возлагать на руководителя организации или лицо, им уполномоченное (далее  - руководитель организации).

7. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административный контроль на уровне организации, рекомендуется вводить в действие распорядительным документом руководителя организации. В данный перечень рекомендуется включать представителей руководства организации, представителей централизованной службы (подразделения), на которую возложены функции по осуществлению учета и контроля и предоставлению отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО.

8. Административный контроль рекомендуется проводить на уровне организации и подразделений.

9. На уровне организации административный контроль рекомендуется проводить представителями руководства организации, включенными в перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административный контроль. Административному контролю рекомендуется подвергать централизованную службу либо лицо, на которое возложены функции по организации и осуществлению учета и контроля РВ и РАО на уровне организации и предоставлению отчетных документов (далее, если не оговорено особо, служба учета и контроля РВ и РАО), а также подразделения, в которых осуществляется обращение с РВ, РАО.

10. На уровне подразделений административный контроль рекомендуется проводить лицам, включенным в перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административный контроль, а также руководителям подразделений, в которых осуществляется обращение с РВ, РАО.

11. Административный контроль рекомендуется проводить посредством плановых и внеплановых проверок.

12. Административный контроль в виде плановых проверок рекомендуется проводить в соответствии с планом-графиком, утвержденным руководителем организации, который рекомендуется направлять в подразделения, осуществляющие обращение с РВ, РАО.

13. Административный контроль в виде внеплановых проверок рекомендуется осуществлять при наличии информации об имеющих место нарушениях требований в области учета и контроля РВ, РАО в подразделениях, а также в иных случаях по решению руководителя организации.

14. При большом объеме административного контроля рекомендуется приказом руководителя организации назначить комиссию. Председателем комиссии утвердить лицо из перечня должностных лиц, уполномоченных осуществлять административный контроль. В состав комиссии рекомендуется включать специалистов по измерениям, лиц, ответственных за учет и контроль РВ, РАО в организации, а также в подразделениях, не подвергающихся в данный момент административному контролю других специалистов.

15. При осуществлении административного контроля рекомендуется проводить проверки по следующим направлениям:

соблюдение общих требований по учету и контролю РВ, РАО в организации и в подразделениях;

ведение учетной документации в подразделениях;

представление отчетной документации в службе учета и контроля РВ и РАО;

порядок организации и проведения инвентаризаций РВ, РАО в подразделениях;

порядок применения средств контроля доступа;

выборочная сверка данных учета и фактического наличия РВ, РАО в местах их нахождения, проведение подтверждающих измерений, проверка методик выполнения измерений, применяемых для учета и контроля РВ, РАО, и контроль поверки средств измерений;

контроль проведения расследований причин и обстоятельств нарушений в учете и контроле РВ, РАО, порядка их документирования и принятия необходимых мер;

наличие документов по подготовке и проверке знаний персонала.

16. По направлению административного контроля по соблюдению общих требований по учету и контролю РВ, РАО в организации и в подразделениях рекомендуется проводить следующие мероприятия:

проверку наличия организационно-распорядительного документа о создании централизованной службы (назначении подразделения) или определении лица, ответственного за учет и контроль РВ, РАО в организации, предоставление отчетных документов, установленных в системе государственного учета и контроля РВ и РАО;

проверку наличия обязанности по предоставлению информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО в положении о централизованной службе (подразделении) или в должностной инструкции лица, ответственного за учет и контроль РВ, РАО в организации;

проверку наличия инструкции по учету и контролю РВ, РАО в организации, утвержденной ее руководителем (при проверке учитывается, что при наличии отдельных документов, в которых отражены вопросы, подлежащие включению в инструкцию организации, допускается указание в инструкции соответствующих ссылок);

проверку наличия в подразделении утвержденной руководителем организации инструкции по учету и контролю РВ, РАО;

проверку того, что при учете и контроле РВ, РАО учетными единицами являются:

для закрытых радионуклидных источников  - отдельный источник, упаковка однотипных закрытых радионуклидных источников, имеющая только один паспорт до момента ее разукомплектования;

для изделия из обедненного урана  - отдельное изделие;

для РВ в виде отдельного изделия  - отдельный источник;

для РВ, кроме отдельных изделий,  - определенное количество радиоактивного препарата в фасовке либо партия РВ однородного радионуклидного состава;

для РАО, кроме отработавших закрытых радионуклидных источников  - упаковка, партия РАО однородного радионуклидного состава, законсервированное хранилище;

для РАО в виде отработавшего закрытого радионуклидного источника  - отдельный источник или упаковка с иммобилизированными закрытыми радионуклидными источниками;

для РВ в отработавшем ядерном топливе  - выемная часть (активная зона транспортного реактора), облученная тепловыделяющая сборка, облученный тепловыделяющий элемент;

проверку содержания распорядительного документа руководителя организации по проведению инвентаризации РВ, РАО (в частности, что назначена инвентаризационная комиссия, определены сроки подготовки и проведения инвентаризации, а также время (часы, минуты), после которого запрещаются любые перемещения РВ, РАО на период инвентаризации (кроме непрерывных технологических процессов) без письменного разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение);

проверку наличия Положения по инвентаризации РАО в организации, а также согласование этого положения с Госкорпорацией "Росатом" (при осуществлении обращения с высокоактивными РАО в организации);

проверку того, что отчетные документы составляются и оформляются на основе учетных документов, результатов инвентаризации, существует система подготовки и направления отчетных документов, отвечающая требованиям приказа Госкорпорации "Росатом" от 28 сентября 2016 г. N 1/24-НПА "Об утверждении форм отчетов в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и ядерных материалов, не подлежащих учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, порядка и сроков представления отчетов";

проверку того, что исправления осуществлялись путем представления новых отчетных документов (в случае если были исправления отчетных данных);

проверку обеспечения каждой вновь образовавшейся партии РВ или отдельного источника паспортом (в случае если организация занимается изготовлением или разукомплектованием партии РВ для дальнейшей поставки другим организациям).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs