• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий



УТВЕРЖДЕН приказом Минпромторга России от 28 июля 2015 г. N 2123


В Радионавигационном плане Российской Федерации используются следующие обозначения и сокращения:

-

АГГД

- астрономо-геодезические и гравиметрические данные;

-

АГС

- астрономо-геодезическая сеть;

-

АЗН

- автоматическое зависимое наблюдение;

-

АИС

- автоматическая идентификационная система;

-

АЛДПС

- авиационная ДПС;

-

АРБ

- аварийный радиобуй;

-

АРК

- автоматический радиокомпас;

-

Бейдоу-Компасс

- ГНСС Китайской Народной Республики;

-

БН

- ближняя навигация;

-

БРАС, РС, Спрут

- морские разностно-дальномерные радионавигационные системы;

-

БС

- базовая станция;

-

ВВ

- внутренние войска МВД России;

-

ВВП

- внутренние водные пути;

-

ВГС

- высокоточная геодезическая сеть;

-

ВОР

- VOR, всенаправленный угломерный наземный радиомаяк;

-

ВРМ

- секторный (веерный) радиомаяк;

-

ВС

- воздушное судно;

-

ГА

- гражданская авиация;

-

ГАЛИЛЕО

- Европейская ГНСС;

-

ГГС

- Государственная геодезическая сеть;

-

ГКА

- геостационарный КА;

-

ГЛОНАСС

- глобальная навигационная спутниковая система (РОССИЯ);

-

ГМССБ

- Глобальная морская система связи при бедствии и обеспечении безопасности;

-

ГНС

- глобальная навигационная система;

-

ГНСС (GNSS)

- глобальная навигационная спутниковая система;

-

ГРАС

- дальномерная радионавигационная система;

-

ГСГА

- Государственная служба гражданской авиации;

-

ДЗЗ

- дистанционное зондирование Земли;

-

ДИСС

- доплеровский измеритель скорости-сноса;

-

ДМЕ

- DME, дальномерный наземный радиомаяк;

-

ДП

- дифференциальная поправка;

-

ДПС

- дифференциальная подсистема спутниковая;

-

ДРНО

- дальнее радионавигационное обеспечение;

-

ЕК

- Европейская Комиссия;

-

ЕРНП

- Европейский радионавигационный план;

-

ЕС

- Европейский Союз;

-

ЕС КВНО

- Единая система КВНО;

-

ИАЦ

- Информационно-аналитический центр;

-

ИКАО

- ICAO; Международная организация гражданской авиации;

-

ИМО

- IMO; Международная морская организация;

-

ИНС

- инерциальная навигационная система;

-

ИСР

- информационные системы для радионавигации;

-

ИФРНС

- импульсно-фазовая радионавигационная система;

-

КВНО

- координатно-временное и навигационное обеспечение;

-

КГС

- космическая геодезическая сеть;

-

ККС

- контрольно-корректирующая станция;

-

КНС

- космическая навигационная система;

-

КОИ

- комплексная обработка информации;

-

КОСПАС

- космическая служба поиска и спасения (РФ);

-

КРАБИК

- дальномерная фазовая геодезическая система;

-

КРМ

- круговой радиомаяк морской;

-

КС

- космическое средство (1); контрольная станция (2);

-

КЭНС

- корреляционно-экстремальная навигационная система;

-

ЛА

- летательный аппарат;

-

ЛДПС

- локальная ДПС;

-

ЛИ

- летные испытания;

-

ЛПД

- линия передачи данных;

-

МАИН

- IAIN; Международная ассоциация институтов навигации;

-

МАМС

- IALA; Международная ассоциация маячных служб;

-

МАРС

- разностно-дальномерная многочастотная радионавигационная система;

-

МАРШРУТ

- фазовая радионавигационная система сверхдальнего действия;

-

МВД России

- Министерство внутренних дел Российской Федерации;

-

МДПС

- морская ДПС;

-

Минтранс

- Министерство транспорта;

-

МККР

- Международный комитет по радиочастотам;

-

МЛС

- микроволновая система посадки;

-

МНИЦ

- Многофункциональный навигационно-информационный центр;

-

МО РФ

- Министерство обороны Российской Федерации;

-

МС

- морское судно;

-

МСИ

- межспутниковые измерения;

-

МСЭ

- Международный союз электросвязи;

-

МЧС РФ

- Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации;

-

НАП

- навигационная аппаратура потребителей;

-

НВО

- навигационно-временное обеспечение;

-

НИОКР

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

-

НКА

- навигационный космический аппарат;

-

НО

- навигационное обеспечение;

-

НОТАМ

- уведомление для летного состава

-

НРНП

- национальный радионавигационный план;

-

ОВД

- отдел внутренних дел;

-

ОКР

- опытно-конструкторская работа;

-

ОМОН

- отряд милиции особого назначения;

-

ОМСН

- отряд милиции специального назначения;

-

ОрВД

- организация воздушного движения;

-

ОРНС

- объединенная РНС;

-

ПА

- приемная аппаратура;

-

ПВЗ

- параметры вращения Земли;

-

ПДЦМ

- параметры движения центра масс;

-

ПКУ

- пункт контроля и управления;

-

ПРМГ

- посадочная радиомаячная группа;

-

ПРС

- приводная радиостанция;

-

РДПС

- региональная ДПС;

-

РМА

- радиомаяк азимутальный (типа ВОР);

-

РМД

- радиомаяк дальномерный (типа ДМЕ);

-

РНС

- радионавигационная система;

-

РНП РФ

- Радионавигационный план Российской Федерации;

-

РСБН

- радиотехническая система ближней навигации;

-

РСДБ

- радиоинтерферометрия со сверхдлинными базами;

-

РСДН

- радиотехническая система дальней навигации;

-

РЭС

- радиоэлектронное средство;

-

САРСАТ

- зарубежный аналог КОСПАС;

-

САС

- срок активного существования (КА);

-

СГС-1

- спутниковая геодезическая сеть 1 класса;

-

СДГС

- спутниковая дифференциальная геодезическая станция;

-

СДКМ

- система дифференциальной коррекции и мониторинга;

-

СКП

- среднеквадратическая погрешность;

-

СНГ

- Содружество Независимых Государств;

-

СНС

- спутниковая навигационная система;

-

СП

- система посадки;

-

СРНС

- спутниковая радионавигационная система;

-

СРС

- специальная реперная сеть;

-

СУДС

- система управления движением судов;

-

СЦИ

- синхронная цифровая иерархия;

-

Тропик, Чайка, Лоран-С

- импульсно-фазовая радионавигационная система (РСДН);

-

ТС

- техническое средство;

-

ТСС

- тактовая сетевая синхронизация;

-

ТТХ

- тактико-технические характеристики;

-

УНиО

- Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации;

-

ФАГС

- фундаментальная астрономо-геодезическая сеть;

-

ФКВО

- фундаментальное координатно-временное обеспечение;

-

ФОИВ

- Федеральные органы исполнительной власти;

-

ФРНП

- Федеральный радионавигационный план (США);

-

ФРНС

- фазовая радионавигационная система;

-

ФСБ

- Федеральная служба безопасности;

-

ФСИН

- Федеральная служба исполнения наказаний;

-

ФЦП

- Федеральная целевая программа;

-

ЦУП

- Центр управления полетами;

-

ЦИКАДА

- космическая низкоорбитальная навигационная система;

-

ЦНИИМАШ

- ЦНИИ машиностроения (Роскосмоса);

-

ШДПС

- широкозонная ДПС;

-

ЭРИ

- электрорадиоизделия;

-

APV

- Approach with Precise Vertical; заход на посадку с управлением по вертикали;

-

Beidou/
Compass

- Бейдоу/Компас - ГНСС Китайской Народной Республики;

-

CDMA

- Code Division Multiple Access; доступ с кодовым разделением;

-

DECT

- Digital Enhanced Cordless Telecommunications; цифровая усовершенствованная беспроводная связь;

-

DME

- Distance Measuring Equipment; оборудование измерения дальности;

-

DVOR

- Doppler High Frequency Omnidirectional Range; доплеровская всенаправленная УКВ радиосистема;

-

ECAC

- European Civil Aviation Conference; Европейская конференция гражданской авиации;

-

EGNOS

- European Geostationary Navigation Overlay Service; Европейская ШДПС;

-

EUGIN

- European Group of Institutes of Navigation; Европейская группа институтов навигации;

-

Eurofix

- региональная ДПС, использующая систему Лоран;

-

FERNS

- Fast Eastern Radio Navigation Service; ФЕРНС, Дальневосточная радионавигационная служба;

-

Galileo

- ГАЛИЛЕО - европейская ГНСС;

-

GBAS

- Ground-Based Augmentation System; наземная система функционального дополнения (стандарт ИКАО);

-

GPRS

General Packet Radio Service; пакетная радиосвязь общего пользования;

-

GPS

Global Positioning System; Глобальная система местоопределения (США);

-

GRAS

- Ground-Based Regional Augmentation System; наземная региональная система функционального дополнения (стандарт ИКАО);

-

GSM

- Global System for Mobile Communications; глобальная система мобильной телекоммуникации;

-

IERS

International Earth Rotation Service; Международная служба вращения Земли;

-

ITRF

- International Terrestrial reference Frame; Международная земная система координат;

-

LAAS

- Local Area Augmentation System; локальная ДПС наземного базирования для посадки ВС (США);

-

LTE

- Long Term Evolution; совершенствование технологий CDMA, UMTS;

-

Mobile WiMAX

- Worldwide Interoperability for Microwave Access; мобильный глобальный доступ с обеспечением интероперабельности микроволновых средств;

-

MSAS

- Multifunctional Transport Satellite Augmentation System; Японская ШДПС;

-

NPA

- Non Precision Approach; неточный заход;

-

PBN

- Performance Based Navigation; навигация на основе характеристик (ИКАО);

-

RAIM

- Receiver Autonomous Integrity Monitoring; автономный контроль целостности в приемнике;

-

RNAV

- Area Navigation; зональная навигация;

-

RTCA

- Radio Technical Commission for Aeronautical; Радиотехническая комиссия для авиации;

-

RTCM

- Radio Technical Commission for Maritime Services; Радиотехническая комиссия для морского обслуживания;

-

RNP

- Required Navigation Performance; требуемые навигационные характеристики (ИКАО);

-

SARPs

- Standards and Recommended Practices; Стандарты и рекомендуемая практика ИКАО;

-

SBAS

- Space-Based Augmentation System; спутниковая система функционального дополнения;

-

TDMA

- Time Division Multiple Access; многостанционный доступ, основанный на временном разделении каналов;

-

UMTS

Universal Mobile Telecommunication System; Универсальная мобильная телекоммуникационная система;

-

UTC

- Universal Coordinated Time; универсальное координированное время;

-

VOR

- Very High Frequency Omnidirectional Range; всенаправленная УКВ радиосистема;

-

WGS

- World Geodetic System; Всемирная геодезическая система;

-

WAAS

- Wide Area Augmentation System; широкозонная система функционального дополнения (США).

     1 Общие положения

1.1. Основания для разработки Радионавигационного плана Российской Федерации


Настоящий План разработан во исполнение межведомственного решения об определении федеральных органов исполнительной власти, ответственных за поддержание, развитие и использование единой системы навигационно-временного обеспечения Российской Федерации и ее основных подсистем, реализация которого осуществляется в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2004 г. N АЖ-П7-5684.

1.2. Статус Радионавигационного плана Российской Федерации


Радионавигационный план Российской Федерации является обобщением и официальным изложением современного состояния и перспектив развития радионавигационных систем и средств Российской Федерации, определяющим направления реализации государственной политики в этой области. План учитывает соответствующие требования международных организаций (ИКАО, ИМО, МСЭ), рекомендации Международного комитета по ГНСС при ООН, а также обязательства Российской Федерации по международным договорам.

План является документом, направленным на обеспечение координации усилий и взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, предприятиями промышленности, научными организациями и учреждениями, осуществляющими разработку, производство радионавигационных систем и средств, их эксплуатацию и оказание услуг радионавигации, а также услуг, формируемых на основе ресурсов координатно-временной и навигационной информации.

Ответственность за разработку, согласование и опубликование в средствах массовой информации уточненной редакции Плана, а также изменений и дополнений к нему возложена на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое осуществляет свою деятельность по разработке Радионавигационного плана Российской Федерации во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, научными организациями, предприятиями промышленности и общественными объединениями ученых и специалистов.

План разрабатывается на пятилетний срок. В периоды действия Плана между очередными редакциями ОАО НТЦ "Интернавигация" проводится постоянный анализ его реализации и при необходимости внесение изменений и дополнений.

План размещается и обновляется на официальном сайте сети Интернет Минпромторга России.

Публикации соответствующих изменений и дополнений очередной редакции Плана размещаются в журнале "Новости навигации".

1.3. Цели Радионавигационного плана Российской Федерации


Целями Радионавигационного плана Российской Федерации являются:

- повышение экономической эффективности и безопасности всех групп потребителей при использовании имеющихся и перспективных радионавигационных систем и средств наземного и космического базирования Российской Федерации, а также объединенных международных систем в интересах решения социально-экономических задач и обеспечения национальной безопасности;

- обеспечение взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, предприятиями промышленности, научными организациями и учреждениями, осуществляющими разработку, производство радионавигационных систем и средств, их эксплуатацию и предоставляющими услуги в области радионавигации в целях гарантированного предоставления потребителям необходимой навигационно-временной информации, качество которой должно соответствовать мировому уровню.

1.4. Задачи Радионавигационного плана Российской Федерации


Реализация мероприятий Плана позволит обеспечить решение следующих задач:

- усиление и поддержание национальной безопасности;

- обеспечение безопасности движения и повышение эффективности транспортных систем;

- планирование развития конкурентоспособных отечественных радионавигационных услуг, учитывающее интересы и требования различных групп потребителей в Российской Федерации, а также обеспечение условий для определения наиболее эффективных методов использования государственных и внебюджетных ресурсов в этой области;

- обеспечение эффективного формирования, поддержания и развития радионавигационных полей (пространств) в космосе, глобально и над территорией, в воздушном пространстве и прибрежных водах Российской Федерации;

- создание условий для экономически эффективной межведомственной координации мероприятий по созданию и обеспечению функционирования радионавигационных систем и средств и предоставлению качественных радионавигационных услуг потребителям; совершенствование информационного взаимодействия между разработчиками и потребителями навигационных услуг в Российской Федерации и за рубежом;

- информирование различных групп потребителей КВНО в Российской Федерации, мирового сообщества и международных организаций об основных направлениях политики государства в области развития и использования имеющихся и перспективных радионавигационных систем и средств наземного и космического базирования Российской Федерации, а также объединенных международных систем по их состоянию, техническим возможностям, планируемым срокам использования, а также по направлениям международного сотрудничества в области радионавигации;

- дальнейшее совершенствование средств КВНО, повышение их эксплуатационных характеристик до уровня лучших мировых аналогов; обеспечение совместимости и интеграции зарубежных и отечественных РНС в ходе их разработки, эксплуатации и модернизации;

- совершенствование нормативной правовой и нормативной технической базы в области КВНО, обеспечение терминологического единства, а также выработка и реализация согласованных требований по радионавигационному обеспечению воздушных, морских, наземных и других потребителей посредством разработки соответствующих нормативных документов (технических регламентов, стандартов и др.), подтверждения соответствия требованиям и проведение сертификации радионавигационных систем и средств;

- ориентирование зарубежных разработчиков и потребителей радионавигационных систем и средств на возможность использования существующих и перспективных радионавигационных систем и средств Российской Федерации;

- повышение профессионального уровня и качества подготовки в Российской Федерации специалистов по навигационному обеспечению.

1.5. Область применения Радионавигационного плана Российской Федерации


Область применения Плана охватывает радионавигационные системы и средства гражданского и двойного применения, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти.

План не включает в себя радиотехнические системы, которые выполняют радиолокационно-обзорные или связные функции. В частности, он не включает автоматические идентификационные системы (АИС) и системы автоматического зависимого наблюдения (АЗН), но включает навигационные средства, на которые опираются упомянутые системы.

Радионавигационные системы, рассматриваемые в Плане, подразделяются на следующие группы:

а) глобальные космические (спутниковые) радионавигационные системы:

ГЛОНАСС с функциональными дополнениями, Цикада-М.

б) наземные радионавигационные системы:

- системы дальней навигации:


"Альфа" ("Маршрут"), "Чайка" ("Тропик-2С", "Тропик-2В", "Тропик-2Е", "Тропик-2П", "Скорпион"), "Марс-75";

- системы ближней навигации:

Брас-3, РС-10, Спрут, ГРАС (ГРАС-2), Крабик-Б (Крабик-БМ), РСБН-4Н (8Н, 4НМ), Тропа - СМД, ПРС, РМА-90, РМД-90, DVOR-2000, DME-2000;

- системы посадки:

СП-75 (80, 90, 200), ПРМГ-5 (76У, 76УМ), МЛС, СП типа GBAS (диф. режим ГЛОНАСС).

1.6. Основное содержание Радионавигационного плана Российской Федерации


В Плане изложены:

- задачи, решаемые с использованием радионавигационных систем;

- требования всех групп потребителей к радионавигационным системам;

- основные характеристики эксплуатируемых и перспективных радионавигационных систем;

- основные направления повышения эффективности использования существующих радионавигационных систем, их развития и совершенствования;

- направления интегрирования различных радионавигационных систем;

- основные направления международного сотрудничества в области радионавигационных систем.

1.7. Нормативные правовые, планирующие и регулирующие документы


Основы государственной политики в области координатно-временного и навигационного обеспечения, в том числе применительно к разработке настоящего Плана, определяются следующими документами законодательных и исполнительных органов власти:

- Федеральный закон Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности";

- Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии";

- Федеральный закон Российской Федерации от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи";

- Федеральный закон Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности";

- Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "О навигационной деятельности" от 2 апреля 2014 г. N 60-ФЗ;

- Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. N 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации";

- "Основные положения Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу" (утв. Президентом Российской Федерации 19 апреля 2013 г. N Пр-906);

- "Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года" (утв. Президентом Российской Федерации 14 января 2014 г. N Пр-51);

- распоряжение Президента Российской Федерации от 18 февраля 1999 г. N 38-рп об отнесении глобальной навигационной спутниковой системы "ГЛОНАСС" к космической технике двойного назначения;

- поручение Президента Российской Федерации от 18 января 2006 г. N 440, которым предписано обеспечить применение системы ГЛОНАСС на территории России и в глобальном масштабе, а также довести ее характеристики до уровня, обеспечивающего конкурентоспособность на мировом рынке;

- поручение Президента Российской Федерации от 19 апреля 2006 г. N 1242, которым предписано обеспечить массовое производство навигационной аппаратуры потребителей, господдержку в подготовке и реконструкции промышленного производства, способствовать развитию массового рынка навигационных услуг;

- постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 237 "О проведении работ по использованию глобальной навигационной спутниковой системы "ГЛОНАСС" в интересах гражданских потребителей";

- постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 323 "Об утверждении Положения о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях";

- постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS";

- постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. N 549 "О федеральном сетевом операторе в сфере навигационной деятельности";

- постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 601 "О внесении изменений в Положение о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях";

- постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств";

- постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1463 "О единых государственных системах координат";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июня 2007 г. N 797-р "Об использовании уточненной версии государственной геоцентрической системы координат "Параметры Земли 1990 года" (ПЗ-90.02);

- Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 г. N 635;

- Федеральная целевая программа "Глобальная навигационная система" (постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 г. N 587, в редакции от 14 июля 2006 г. N 423 и от 12 сентября 2008 г. N 680);

- Федеральная целевая программа "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 189;

- Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России в 2010-2015 гг." (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377);

- Федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. N 652, с изменениями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1036 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)";

- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р);

- таблица распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2006 г. N 439-23);

- приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 55 "Об утверждении перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS";

- приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2012 г. N35 "Об оснащении воздушных судов гражданской авиации аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS";

- Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России, Федеральная аэронавигационная служба Российской Федерации, 2006;

- протокол заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 28 октября 2009 г. N 5;

- межведомственное решение об определении федеральных органов исполнительной власти, ответственных за поддержание, развитие и использование единой системы навигационно-временного обеспечения Российской Федерации и ее основных подсистем", одобренное Правительством Российской Федерации от 19 октября 2004 г. N АЖ-П7-5684.

1.8. Критерии при анализе и рассмотрении радионавигационных систем


При анализе и рассмотрении радионавигационных систем учитываются многие факторы, которые выступают в качестве критериев оценки этих систем.

К ним относятся:

- эксплуатационные характеристики;

- технические параметры;

- экономические характеристики;

- правовые вопросы;

- состояние разработки и производства;

- используемость радионавигационных систем и средств различными потребителями;

- потребности национальной обороны и безопасности.

Основными техническими параметрами являются точность, целостность, рабочая зона, доступность и непрерывность функционирования системы.

Учитываются также вопросы использования частотного спектра и некоторые специфические параметры, такие как противопомеховые характеристики, которые применимы не только к военным системам, но влияют на доступность и непрерывность функционирования гражданских систем.

2. Требования потребителей к радионавигационным системам

2.1. Задачи, решаемые с использованием радионавигационных систем


Для решения пространственно-временных задач в целях реализации своей деятельности потребителю необходимы знания о положении, скорости, пространственной ориентации ряда объектов, влияющих на решение этих задач. Требования потребителя к качеству решения зависят как от вида решаемых задач, так и от условий, в которых они решаются.

Задачи, решаемые с использованием радионавигационных систем, подразделяются на основные группы:

- навигационные задачи, связанные с определением местоположения (координат) и времени, направления (ориентирования в пространстве) и скорости перемещения подвижных объектов (включая отдельного человека, группу лиц, роботов) на земле, на воде, в воздухе и околоземном космическом пространстве;

- задачи координатного обеспечения и, в частности, создания исходной геодезической основы;

- задачи синхронизации шкал времени (сличение шкал времени и эталонных частот) разнесенных в пространстве объектов;

- специальные задачи, в том числе задачи, определяемые Минобороны России, МВД России и ФСБ России.

Большие различия динамических характеристик транспортных средств требуют учета условий их движения при решении вопросов навигации, особенно воздушных объектов. Особое место занимают задачи навигации космических аппаратов.

В процессе решения навигационных задач меняются условия при движении объектов, а в соответствии с этим изменяются и требования к радионавигационным системам.

Навигация наземных транспортных средств не имеет принципиальных отличий на различных этапах движения, но имеется специфика навигационного обеспечения при перемещении по произвольным и установленным маршрутам, а также в местностях с ограниченной "видимостью" источников сигналов РНС (населенные пункты, лесные, горные массивы и т.д.).

Решение задач местоопределения и создания исходной геодезической основы требуется, в частности, в следующих областях:

- геодезия, картография, гидрография и океанография;

- геологоразведка и добыча полезных ископаемых, контроль состояния окружающей среды;

- геодезическая подготовка объектов транспортной инфраструктуры;

- капитальное строительство, контроль состояния сооружений, окружающей среды и землеустройство;

- фундаментальные и прикладные научные исследования земной поверхности, земной коры и др.

На рисунке 1.1 представлена структура решаемых задач с использованием радионавигационных систем.

Рисунок 1.1. Структура решаемых задач с использованием радионавигационных систем

Радионавигационный план Российской Федерации


Рисунок 1.1. Структура решаемых задач с использованием радионавигационных систем

2.2. Требования к радионавигационным системам

2.2.1. Общесистемные требования

Основными требованиями потребителей к радионавигационным системам являются:

- требования к размеру рабочей зоны РНС;

- требования к точности определения местоположения и синхронизации шкал времени объектов;

- требования к доступности РНС;

- требования к целостности РНС;

- требования к непрерывности обслуживания (функционированию) РНС;

- требования к дискретности определения местоположения;

- требования к пропускной способности РНС.

Требования к размерам рабочей зоны


Рабочая зона (зона действия) - область пространства Земного шара (замкнутая поверхность), в пределах которой навигационная система позволяет потребителю определять местоположение, скорость и время с заданными характеристиками.

Нарастающая интенсивность движения, расширение границ перемещения, увеличение скоростей, высот и протяженности маршрутов (трасс) современных транспортных средств предъявляют все более высокие требования к навигационному обеспечению. Это предопределило необходимость удовлетворения требований потребителей по созданию условий точного местоопределения в любой точке Земли и околоземного пространства, т.е. требования глобальной рабочей зоны.

Требования к точности местоопределения


Точность местоопределения - это степень соответствия местоположения потребителя, определенного в данный момент времени с помощью навигационной системы, истинному положению.

Точность местоположения характеризуется допустимой величиной отклонения измеренных координат от истинных. Количественной мерой точности являются абсолютное значение разности между определенными и истинными значениями координат или среднеквадратическая погрешность - СКП.

Требования к точности местоопределения объектов зависят от характера задач, решаемых потребителями. Численные значения точности местоопределения изменяются в широких пределах от долей метра до нескольких километров.

Требования к точности определения времени (синхронизации)


Точность определения (синхронизации) времени характеризуется величиной отклонения скорректированной по данным РНС шкалы времени объекта от принятой в качестве эталонной. Требования к точности зависят от характера задач, решаемых потребителями. Численные значения точности (СКП) изменяются в широких пределах от наносекунд до секунд.

Требования к доступности РНС


Доступность (эксплуатационная готовность) - это способность радионавигационной системы обеспечить проведение навигационных определений в заданный момент времени в определенной зоне действия.

Доступность радионавигационной системы характеризуется вероятностью получения потребителем в рабочей зоне достоверной навигационно-временной информации в определенный период времени и с требуемой точностью.

Требования к доступности изменяются в зависимости от используемых транспортных средств и задач, решаемых потребителями.

Исходя из обеспечения безопасности полетов самолетов и плавания морских и речных судов, наиболее высокие требования, при которых доступность должна равняться практически единице, предъявляются воздушными потребителями при заходе на посадку и посадке по категориям ИКАО, морскими и речными потребителями - при маневрировании в портах и движении по внутренним водным путям.

Требования к целостности РНС


Целостность РНС - это способность РНС выдавать потребителю своевременное и достоверное предупреждение в тех случаях, когда какие-либо сигналы нельзя использовать по целевому назначению в полном объеме. Характеризуется соответствующей вероятностью.

Требования к целостности РНС морских, речных и наземных потребителей более низкие, чем воздушных потребителей, из-за меньших скоростей движения и больших интервалов обновления информации.

Требования к непрерывности обслуживания (функционирования) РНС


Непрерывность обслуживания (функционирования) - это способность навигационной системы обеспечивать навигационное обслуживание потребителей в течение заданного временного интервала без отказов и перерывов. Характеризуется вероятностью.

Требования к дискретности определения местоположения


Дискретность определения местоположения характеризуется временным интервалом, через который возможно новое определение местоположения с использованием одного и того же типа РНС. Для ГНСС (как и для ряда других РНС) требования не предъявляются.

Требования к пропускной способности РНС


Пропускная способность характеризуется количеством пользователей радионавигационной системы, которые могут обслуживаться одновременно. Учитывая важное значение своевременного получения навигационной информации для обеспечения безопасного плавания и полетов, пропускная способность РНС должна быть неограниченной, а непрерывность, т.е. надежность обслуживания, должна соответствовать заданной величине.

2.2.2. Требования авиационных потребителей

В воздушном транспорте определены следующие основные фазы (этапы) полета воздушных судов (ВС):

- взлет и выход в исходный пункт маршрута (трассы);

- полет по маршруту (маршрутный полет);

- полет в зоне аэродрома (терминальный полет);

- некатегорированный (неточный) заход на посадку;

- заход и посадка по категориям ИКАО.

Требования к навигационному обеспечению на каждом этапе различны.

Для маршрутного этапа полета воздушных судов установлены категории районов (зон):

- океаническая (безориентирная местность);

- внутренняя континентальная (местная) линия;

- зоны выполнения специальных задач.

Одним из важнейших и наиболее ответственных этапов полета является заход на посадку и посадка ВС. Требования воздушных потребителей к точности определения места при заходе на посадку и посадке по категориям ИКАО, сформулированные на основе опыта использования инструментальных систем посадки типа СП-75, приведены в таблице 2.1.


Таблица 2.1. Требования воздушных потребителей при заходе и посадке по категориям

Категория посадки

Высота над взлетно-посадочной полосой (ВПП) для проверки, (м)

Требования к погрешностям (СКП)

Горизонтальная погрешность, (м)

Вертикальная погрешность, (м)

I

30,0

4,5...8,5

1,5...2,0

II

15,0

2,3...2,6

0,7...0,85

III

2,4

2,0

0,2...0,3


Для маршрутных полетов и операций в зоне аэродрома в гражданской авиации имеет место переход от требований на основе RNP (Required Navigation Performance) к требованиям, сформулированным с помощью концепции PBN (Performance Based Navigation) - навигации на основе характеристик. При этом PBN предполагает совместное использование спецификации зональной навигации RNAV и RNP. Таким образом, предъявляются требования к точности воздушной навигации не только на маршрутах, обозначенных навигационными радиомаяками, но и на маршрутах без РМ, формируемых в соответствии с принципами зональной навигации. В частности, используются следующие точностные характеристики, которые в пренебрежении ошибками пилотирования могут рассматриваться как удвоенные СКП определения места ВС:

- RNAV 10 - предполагает отклонения ВС (95% времени полета) внутри коридора ±10 морских миль или ±18,5 км без наземного контроля (СКП=9,25 км);

- RNAV 5 - ±5 морских миль или ±9,25 км при радиолокационном контроле (СКП=4,62 км);

- RNAV 2 - ±2 морские мили или ±3,7 км при радиолокационном контроле (СКП=1,85 км);

- RNAV 1 - ±1 морская миля или ±1,85 км при радиолокационном контроле (СКП=0,92 км).

Основные требования ИКАО к навигационному обеспечению посредством спутниковых навигационных систем и их функциональных дополнений в соответствии с "Поправкой к SARPs ИКАО по GNSS, том 1, приложение 10, начало применения 18.11.2010 г." к характеристикам, обеспечиваемым навигационными системами на различных этапах полета, приведены в таблицах 2.2 и 2.3.

При этом под характеристиками систем понимаются:

- точность, как и выше, - способность системы с 95%-ной вероятностью удерживать ВС в пределах суммарной погрешности системы в каждой точке установленной схемы полета;

- целостность - мера доверия, которая может быть отнесена к правильности информации, выдаваемой системой в целом; целостность включает способность системы обеспечить пользователя своевременными и обоснованными предупреждениями (срабатывания сигнализации);

- непрерывность обслуживания - способность всей системы функционировать без перерывов в ходе выполнения намеченной операции;

- готовность - способность всей системы выполнять свою функцию в момент начала намеченной операции;

- срабатывание сигнализации, индикация для любых систем ВС или предупреждение пилоту о том, что данный параметр навигационной системы находится вне допуска;

- порог срабатывания сигнализации, превышение допустимого отклонения для данного измеряемого параметра, вызывающее срабатывание сигнализации;

- задержка срабатывания сигнализации (время до предупреждения); максимально допустимое время, прошедшее от наступления выхода системы за допустимые пороги до срабатывания сигнализации.


Таблица 2.2. Требования к характеристикам сигнала в пространстве

Типовая операция

Точность в горизон-
тальной плоскости, м, P=95%/СКП (прим.1-3)

Точность по вертикали, м, P=95%/СКП (прим.1-3)

Целост-
ность (прим.2)

Время до предуп-
реж., с (прим.3)

Непрерыв-
ность (прим.4)

Эксплуа-
тацион-
ная готов-
ность (прим.5)

На маршруте

3700/1850

Не назначена

1х10Радионавигационный план Российской Федерации

300

От 1х10Радионавигационный план Российской Федерации
до 1х10Радионавигационный план Российской Федерации

От 0,99 до 0,99999

На маршруте и в зоне аэродрома

740/370

Не назначена

1х10Радионавигационный план Российской Федерации

15

От 1х10Радионавигационный план Российской Федерации
до 1х10Радионавигационный план Российской Федерации

От 0,99 до 0,99999

Начальный заход, промежуточный заход, неточный заход (NPA), вылет

220/110

Не назначена

1х10Радионавигационный план Российской Федерации

10

От 1х10Радионавигационный план Российской Федерации
до 1х10Радионавигационный план Российской Федерации

От 0,99 до 0,99999

Неточный заход на посадку с управлением по вертикали (APV-I)

16/8

20/10

1-2х10Радионавигационный план Российской Федерации за заход

10

1-8 х10Радионавигационный план Российской Федерации в любые 15 с

От 0,99 до 0,99999

Неточный заход на посадку с управлением по вертикали (APV-II)

16/8

8,0/4,0

1-2х10Радионавигационный план Российской Федерации за заход

6

1-8 х10Радионавигационный план Российской Федерации в любые 15 с

От 0,99 до 0,99999

Точный заход на посадку по категории I

16/8

6,0...4,0/
3,0...2,0

1-2х10Радионавигационный план Российской Федерации за заход

6

1-8 х10Радионавигационный план Российской Федерации в любые 15 с

От 0,99 до 0,99999


Примечания

1. Для осуществления планируемой операции на самой низкой высоте над порогом ВПП требуемое 95%-ное значение ошибки определения местоположения с помощью GNSS трактуется здесь как 2 СКП. Детальные требования определены в добавлении В SARPs, а инструктивный материал приведен в п.3.2 дополнения D SARPs.

2. Определение требования к целостности включает порог срабатывания сигнализации, в зависимости от которого оно может быть оценено. Диапазон ограничений по вертикали для точного захода на посадку по I категории имеет отношение к диапазону пределов погрешности в вертикальной плоскости в зависимости от характеристик контрольного устройства системы. Значения порога срабатывания сигнализации приведены ниже в таблице 2.3.


Таблица 2.3. Пороги срабатывания для контроля целостности

Типовая операция

Порог срабатывания по горизонтали, м

Порог срабатывания по вертикали, м

На маршруте (океаническое/континентальное воздушное пространство с низкой плотностью движения)

7400

Не назначено

На маршруте (континентальное воздушное пространство)

3700

Не назначено

На маршруте, в зоне аэродрома

1850

Не назначено

NPA

556

Не назначено

APV-I

40,0

50

APV-II

40,0

20,0

Точный заход на посадку по категории I

40,0

От 15,0 до 10,0

3. Требования к точности и задержке срабатывания сигнализации предполагают номинальные эксплуатационные характеристики безотказного приемника.

4. В связи с тем, что требование непрерывности при полете по маршруту и в зоне аэродрома при выполнении этапов начального захода на посадку, неточного захода на посадку (NPA) и операций вылета зависит от нескольких факторов, включая предполагаемую операцию, плотность воздушного движения, сложность воздушного пространства и эксплуатационную готовность альтернативных средств навигации, то это требование представляется интервалами значений. Более низкое значение представляет минимальные требования для областей с низкой плотностью воздушного движения и простой структурой воздушного пространства. Более высокое значение соответствует областям с интенсивным движением и сложной структурой воздушного пространства (п.3.4 в дополнении D).

5. Для требований эксплуатационной готовности дается диапазон значений, поскольку эти требования зависят от эксплуатационной потребности, которая основана на нескольких факторах, включая частоту выполнения операций, погодные условия, масштаб и продолжительность отказов, эксплуатационную готовность альтернативных средств навигации, зону действия радиолокатора, интенсивность воздушного движения и обратимость эксплуатационных процедур. Более низкие значения требований соответствуют минимальной эксплуатационной готовности, при которой система GNSS используется на практике, но не может адекватно заменить другие средства навигации (не GNSS). Более высокие приведенные значения для маршрутной навигации соответствуют использованию GNSS в качестве единственного средства навигации в некоторой области. Более высокие приведенные значения для операций захода на посадку и вылета отвечают требованиям к эксплуатационной готовности в аэропортах с большой интенсивностью воздушного движения в предположении, что операции посадки и взлета на нескольких взлетно-посадочных полосах взаимосвязаны, но используемые раздельные эксплуатационные процедуры гарантируют безопасность операции (п.3.5 в дополнении D).

Для точного захода на посадку по категории I определен диапазон значений. Значение 4,0 м определяется техническими требованиями системы ILS и представляет консервативный вариант этих требований (п.3.2.7 дополнения D). Обозначения APV-I и APV-II относятся к двум различным уровням захода на посадку и посадки с вертикальным управлением (APV) и не предполагают обязательного эксплуатационного использования. Требования к характеристикам GNSS для выполнения точного захода на посадку по категориям II и III находятся на рассмотрении.

2.2.3. Требования морских потребителей

В морском транспорте определены следующие стадии плавания судов:

- океанское плавание;

- прибрежное плавание в районах с невысокой интенсивностью движения;

- плавание в портах, на подходах к ним и в прибрежной зоне с высокой интенсивностью движения.

Международные требования морских потребителей к точности определения места, доступности, целостности РНС в зависимости от районов плавания определены Международной морской организацией ИМО - Резолюции А.953(23) от 05.12.2003 г., MSC.112(73) 2000 г., MSC.113(73) 2000 г., MSC.115(73) 2000 г. Требования определены для судов, скорость которых не превышает 70 узлов.

Требования морских потребителей к РНС зависят от районов плавания и составляют:

в районе океанского плавания:

- погрешность определения координат, с вероятностью P=0,95 не более 100 м (СКП=50 м);

- доступность не менее 99,8% за 30-ти суточный период;

- в районе прибрежного плавания при невысокой интенсивности движения судов:

- погрешность определения места, с вероятностью P=0,95 не более 10 м (СКП=5 м);

- частота определения места должна быть не менее одного раза в 1 с. Значение дифференциальной поправки должно обновляться не реже одного раза в 30 с;

- доступность не менее 99,5% за двухлетний период;

- непрерывность функционирования системы не менее 99,85% в течение 3 часов;

- при плавании в портах, на подходах к ним и в прибрежной зоне с высокой интенсивностью движения судов:

- погрешность определения места, с вероятностью P=0,95 не более 10 м (СКП=5 м);

- доступность не менее 99,8% за двухлетний период;

- непрерывность функционирования системы не менее 99,97% в течение 3 часов.

В соответствии с Резолюциями ИМО MSC.112, MSC.113, MSC.115, в районах океанского и прибрежного плавания, а также при плавании в портах и на подходах к ним, темп обновления данных о координатах места должен быть не реже, чем 1 раз в 1 с, а для высокоскоростных судов рекомендуемая дискретность составляет 0,5 с.

Показатель "целостности системы" (промежуток времени, в течение которого потребителям должно поступить предупреждение о том, что характеристики сигнала искажены, и эти данные нельзя использовать для обеспечения навигационной безопасности плавания) не может быть более 10 с.

Анализ вышеизложенных требований морских потребителей указывает на возможность их удовлетворения в наибольшей степени с использованием перспективных глобальных навигационных спутниковых систем, базирующихя на таких системах как ГЛОНАСС и GPS, функционально дополненных дифференциальными подсистемами. Исходя из этого, в ноябре 2001 г. 22-я Ассамблея ИМО утвердила требования к будущей системе ГНСС, которые изложены в Резолюции А.915(22) "Пересмотренные положения морской политики и требования к перспективным Всемирным спутниковым навигационным системам". В приложениях к Резолюции указываются перспективные на период после 2010 г. требования к точности и показателям надежности получения навигационной информации.

В соответствии с этим документом требования к точности должны быть повышены до 10 м (P=0,95) по всему Мировому океану (СКП=5 м), а на акватории порта - до 1 метра (СКП=0,5 м). Для некоторых видов деятельности на море (выполнение гидрографических работ, прокладка подводных трубопроводов и т.п.) считается необходимым повышение точности до 1 м (СКП=5 м) и даже до десятых его долей при автоматической постановке в док (СКП=0,05 м). По мере ужесточения требований к точности увеличиваются и требования к показателям надежности получения информации:

- целостности (10 с);

- признаку выработки предупредительного сигнала о нарушении целостности системы (0,25-25 м);

- доступности (99,8%...99,97%).

Находящиеся в эксплуатации спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS в 1996 г. одобрены ИМО в качестве компонентов Всемирной радионавигационной системы.

В соответствии с Резолюциями ИМО А.953(23) и А.815(19) о признании и принятии радионавигационных систем для международного использования, система Galileo также признана как составная часть Всемирной радионавигационной системы.

В новой редакции главы 5 Конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), вступившей в силу с 1 июля 2002 г., заложено требование к обязательному оснащению морских судов, независимо от водоизмещения, приемной аппаратурой (ПА) глобальной навигационной спутниковой системы или наземной радионавигационной системы, или другим автоматическим средством, пригодным для использования в любое время в течение предполагаемого рейса для определения текущих координат.

На такую ПА разработаны и одобрены ИМО требования Международной электротехнической комиссии (МЭК) - стандарты, а Морскими администрациями стран флага - национальные стандарты, в соответствии с которыми одобряется тип судовой аппаратуры ГНСС.

2.2.4. Требования речных потребителей

Для судов, использующие внутренние водные пути (реки, озера и т. п.), исходными при определении требований к радионавигационным системам являются: габариты судового хода, его глубина и соотношения главным размерениям судов (длина, ширина, осадка).

Требования речных потребителей к доступности РНС зависят от районов плавания и составляют:

- по Единой глубоководной системе Европейской части России - не менее 99,8% за двухлетний период;

- по магистральным рекам Сибири - не менее 99,5% за двухлетний период.

Требования речных потребителей к целостности составляют для движения по внутренним водным путям не более 5 с.

Частота определения места должна быть не менее одного раза в 2 с. Значение дифференциальной поправки должно обновляться не реже чем через 30 с.

В таблице 2.4 приведены требования при движении речных потребителей к точности определения места судна в зависимости районов плавания для крупногабаритных судов при оценке вероятности отсутствия навигационного происшествия более 0,997.


Таблица 2.4. Требования речных потребителей в зависимости от районов плавания

Решаемые задачи

Районы плавания

Точность измерения координат (СКП), м

Движение судна по внутренним водным путям

1. Озера, водохранилища

10,0...17,0

2. Свободные реки:

- Европейской части России

2,5...5,0

- Сибири

2,5...7,5

3. Каналы

1,0...2.5


В таблице 2.5 приведены требования речных потребителей к точности определения места для различных специальных решаемых задач.


Таблица 2.5. Требования речных потребителей для различных решаемых задач

Решаемые задачи

Районы работ

Точность измерения координат (СКП), (м)

Гидрографические работы, расстановка знаков судоходной обстановки; поддержание заданных габаритов водного пути

Озера и водохранилища

2,0...3,5

Свободные реки:

Европейской части России

0,5...1,0

Сибири

0,5...1,5

Каналы

0,2...0,5

Землечерпательные и дноуглубительные работы

Свободные реки и каналы

0,1...0,2

Прокладка кабелей и трубопроводов

Свободные реки и каналы

0,5

Диспетчерские задачи по мониторингу

ВВП России

50

2.2.5. Требования наземных потребителей

Автотранспорт

Требования пользователей к радионавигационным системам можно сформулировать следующим образом:

- перевозки в городских условиях требуют точности (СКП) 5 м, доступности спутников 0,98...0,99, в том числе в условиях высотной городской застройки. Специальные требования по непрерывности навигационного обслуживания в таких системах не предъявляются;

- междугородные перевозки и внедорожные транспортные операции, которые требуют точности определения координат (СКП) 10 м, доступности спутников 0,98...0,99;

- перевозки специальных и опасных грузов (в том числе в интересах МВД России и ФСБ России) требуют точности (СКП) определения координат 5 м, доступности спутников выше 0,99 и высокой непрерывности обслуживания. Требуется также обеспечение устойчивого контроля положения в условиях возможных помех;

- операции транспорта специальной техники дорожных служб требуют точности (СКП) 5 м в городах и 10 м на автодорогах;

- обеспечение строительно-планировочных и дорожных работ в городах и на автодорогах требуют геодезической точности (СКП) 0,02...0,05 м и должны реализовываться с использованием специальной навигационной аппаратуры, работающей как с сигналами ГНСС, так и с сигналами их функциональных дополнений; такого же уровня точности достаточно для местоопределения сельскохозяйственных машин.

Эти параметры указывают, что непосредственная спутниковая навигация в стандартном режиме использования ГНСС ГЛОНАСС/GPS/Galileo является основным методом, используемым на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.

Навигационные данные необходимы для целей эффективного управления транспортными средствами и другими мобильными средствами как в относительно автономном режиме (перевозки грузов автотранспортом в режиме "свободного поиска грузов", использование личных транспортных средств и др.), так и в режиме внешнего управления (диспетчеризация перевозок на наземном транспорте, управление работой специальной техникой в дорожном хозяйстве и др.). В первом случае навигационные данные используются для принятия решений лицами, управляющими транспортными средствами либо непосредственно, либо с использованием автоматизированных систем управления самим транспортным средством.

Во втором случае навигационные данные используются для мониторинга ситуации и принятия решений о движении транспортных средств или иных действий (например, для обеспечения безопасности перевозок, предотвращения угона транспортных средств, хищений грузов) в рамках обособленных систем диспетчерского управления или так называемых охранных систем. Лица, управляющие транспортными средствами, обязаны при этом выполнять принятые и доведенные до них по каналам связи решения систем диспетчерского управления.

Навигационные данные используются также в системе экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС".

Автономная навигация на наземном транспорте используется в настоящее время, как правило, только в личных легковых автомобилях, а также, в ограниченных масштабах, лицами, занимающимися индивидуальной предпринимательской деятельностью или малым бизнесом на автотранспорте. Автономная навигация осуществляется с использованием специального пользовательского оборудования глобальных навигационных систем - так называемых навигаторов. Аналогичным образом осуществляется и персональная навигация пешеходов, туристов и т.д. В таблице 2.6 приведены типовые требования к точностным характеристикам навигационного обеспечения транспорта. В таблице 2.7 приведены основные перспективные операционно-технические требования для систем управления автотранспорта.


Таблица 2.6. Типовые требования к точностным характеристикам (СКП) навигационного обеспечения транспорта (м)

Условия движения наземного транспорта

Автономное местоопределение

Диспетчерское управление

Общегородские и пригородные перевозки

7...10

7...50

Проводка автомобиля по центру города

7...10

1,5...15

Транзитные перевозки между городами

50...250

12...150



Таблица 2.7. Основные перспективные операционно-технические требования для систем управления автотранспорта

Характеристики

Системы управления городским автотран-
спортом

Системы управления региональными перевозками

Системы управления международ-
ными перевозками

Системы управления для индивиду-
ального автотранспорта

1. Инструментальная емкость системы. Число одновременно обслуживаемых автомобилей.

500-1000

500

1000*

-

2. Средний темп обмена, с

T=30 с

T=10 с для спецтранспорта

T=60...90 с

900...7200

-

3. Точность (СКП) навигации, м

В центре 2,5 на автотрассе 15

2,5...10

2,5...15

2,5...20

4. Доступность навигационного обеспечения

0,99Радионавигационный план Российской Федерации

0,95

0,95

0,90

5. Целостность (надежность) обеспечения навигационными данными и связью

0,98

0,99 для спецсистем

0,97

0,97

-

6. Совместимость систем

Единые стандарты на интерфейсы, используемые для выхода на радиолинии

-

________________
* С учетом локальной навигации.


Железнодорожный транспорт


На основании проведенных ОАО "НИИАС" исследований и разработок, приведенных в "Концепции и программе внедрения спутниковых технологий в основную деятельность ОАО "РЖД", требования к характеристикам спутниковых радионавигационных систем по точности определения местоположения (позиционирования) объектов железнодорожного транспорта можно объединить в следующие три группы.

Первая группа - это те системы и транспортные операции, в которых необходимо контролировать дислокацию подвижного состава, в том числе с опасными грузами, охраняемыми лицами (в интересах МВД России, ФСБ России и др.), местоположение подвижных средств диагностики и путевых машин с целью мониторинга выполнения плановых заданий, подхода к месту проведения работ и т.д. Для таких функциональных приложений достаточна точность позиционирования (СКП) 10 м, что, в принципе достигается при непосредственных спутниковых определениях при условии работы с орбитальными группировками ГЛОНАСС/GPS в штатных конфигурациях по 24 спутника в каждой системе.

Вторая группа - это те системы и производственные операции, в которых спутниковая навигационная информация используется непосредственно в системах управления и обеспечения безопасности движения объектов железнодорожного транспорта. Для таких функциональных приложений требуется навигация с точностью определения положения объекта подвижного состава до конкретного рельсового пути, что соответствует точности позиционирования (СКП) 0,33 м.

Третья группа - это системы обеспечения контроля путевого хозяйства и путевого строительства, которые требуют "сантиметровой/миллиметровой" точности определения местоположения. Технически это возможно только в случае совместного использования сигналов систем ГЛОНАСС/GPS/Galileo с данными систем дифференциальной коррекции (дифференциальными поправками) с использованием спутниковых широкозонных или наземных локальных (региональных) дифференциальных дополнений.

Сводные данные к требуемым точностям позиционирования по направлениям деятельности хозяйств и служб ОАО "РЖД", определяемые действующими нормативно-техническими документами, приведены ниже в таблице 2.8.


Таблица 2.8. Технические требования потребителей к точности определения места

Область (виды) применения координатной информации

Объекты, требующие координатного определения

Требования по точности определения местоположения

Требования к надёжности определения местоположения

Основные нормативно-технические источники

1. Инженерно-
геодезические изыскания для строительства новых и капитального ремонта действующих железных дорог

Пункты специальной геодезической сети (СГС)

СКП взаимного положения пунктов СГС не должна превышать 2...3 см в плане

Предельные погрешности, равные 5 см, не должны превышаться на Радионавигационный план Российской Федерации10%

1. Инструкция по топографической съёмке в масштабах 1:5000-1:500. ГКИНП-02-033-82.

2. Свод правил СП 11-104-97. Инженерно-
геодезические изыскания для строительства.

3. Richtlinie DB 883.0031. Fahrbahnen abstecken (Руководство по полевому трассированию).

Чёткие объекты (элементы) местности

СКП определения чётких объектов местности относительно пунктов СГС не должна превышать 0,4...0,5 мм на топографическом плане.

Предельные погрешности, равные 0,8 мм в масштабе плана не должны превышаться на Радионавигационный план Российской Федерации10%.

Рельеф местности

СКП изображения рельефа горизонталями не более Радионавигационный план Российской Федерации от принятого сечения рельефа

Предельные погрешности, равные Радионавигационный план Российской Федерации от принятого сечения рельефа, не должны превышаться на Радионавигационный план Российской Федерации10%

2. Полевое трассирование (перенос проекта в натуру)

Основные элементы рельсовой колеи, стрелочных переводов и т.п.

СКП переноса элементов рельсовой колеи не должны превышать 1,5 см в продольном направлении, 0,25 см в поперечном направлении относительно пунктов СГС

Удвоенные СКП не должны превышаться на Радионавигационный план Российской Федерации5%

3. Контроль геометрических параметров рельсовой колеи с помощью путеизмерительных средств для вычисления установочных данных для выправки пути

Каркасные пункты СРС

СКП положения пункта - 25 мм;

СКП взаимного положения - 5 мм в плане

Удвоенные СКП не должны превышаться на Радионавигационный план Российской Федерации5%

Специальная реперная система контроля состояния железнодорожного пути в профиле и плане.

Технические требования, утверждённые МПС России 26 марта 1998 г.

Главные и промежуточные (рядовые) пункты СРС

СКП взаимного положения пунктов

через 10 км - 15 мм в плане;

через 500 м - 4 мм в плане;

через 500 м - 2,5 мм по высоте.

Рабочие пункты СРС

СКП взаимного положения - 2,5 мм в плане и - 1,5 мм по высоте.

Геометрические характеристики рельсовой колеи

Относительные СКП определения отклонений оси пути от заданного положения не должны превышать 0,04 мм/м в плане и 0,03 мм/м по высоте.

При использовании путеизмерительного вагона и тележки, для повышения надёжности и точности, с применением спутниковых приёмников и спутниково-
инерциальных систем на практике производят избыточные измерения с таким расчётом, чтобы съём информации производился каждые 20...25 см пути.

Материалы обоснования инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург. Инженерно-геодезические изыскания. РЖДП-077/03-008.

4. Содержание земляного полотна

Элементы земляного полотна, водоотводных, укрепительных защитных сооружений

Требования к видам, периодичности, сроки и порядок осуществления надзора за земляным полотном установлены Инструкцией по содержанию земляного полотна. Определён каталог дефектов земляного полотна. Цифровая модель земляного полотна составляется на основе выполнения специальных периодических съёмок с использованием спутниковых, аэрокосмических, бортовых и наземных методов съёмки, в том числе с использованием радиолокаторов. По точности цифровая модель земляного полотна соответствует точности масштаба 1:1000.

Для укрепления устойчивости земляного полотна на каждой дистанции пути утверждается перечень видов деятельности по содержанию земляного полотна, рассчитанный на полное устранение деформаций.

Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути. Утверждена МПС России 30.03.1998 г. ЦП-544.

5. Содержание искусственных сооружений

Элементы искусственных сооружений (мостов, путепроводов, эстакад, виадуков, тоннелей, водопропускных труб, лотков, галерей, селеспусков и т.д.)

Требования к видам, периодичности, сроки и порядок осуществления надзора за искусственными сооружениями установлены Инструкцией по содержанию искусственных сооружений. Цифровая модель искусственных сооружений составляется на основе инструментальных периодических съёмок с использованием спутниковых приёмников, лазерных сканирующих систем, высокоточных электронных тахеометров-
автоматов, геотехнических датчиков. Для оперативного наблюдения динамических свойств наиболее важных и ответственных объектов должна быть обеспечена высокая точность измерения пространственных данных в мм и см диапазоне в режиме реального времени.

Надёжность надзора за искусственными сооружениями обеспечивается автоматизированной системой, создаваемой для постоянного наблюдения за искусственными сооружениями.

Инструкция по содержанию искусственных сооружений. Утверждена МПС России 28.12.1998 г. ЦП-628

6. Межевание полосы отвода железной дороги

Межевые знаки полос отвода железной дороги

СКП положения межевых знаков относительно пунктов СГС должна быть не более 10 см (0,1 мм на плане масштаба 1:1000).

Надёжность полученных результатов контролируется на основе установленной процедуры межевания земель

Инструкция по межеванию земель. Утверждена Роскомземом 18 апреля 1996 г. Основные положения об опорной межевой сети. Утверждены Росземкадастром 15 апреля 2002 г.

7. Обеспечение безопасности железнодорожного движения

Подвижные средства, специальные подвижные средства

В соответствии с требованиями безопасности СКП определения местоположения поезда должна составлять <0,5 м (для распознавания пути, на котором находится поезд), эксплуатационная готовность - 99,98% и длительность тревожного состояния (TTA) - 1 с.

Для обеспечения надёжности определения местоположения поезда в СДКМ ГЛОНАСС и Galileo создаются сервисы по повышению надёжности спутниковой навигации на железных дорогах.

Проект "Galileo для железных дорог"


В части характеристик доступности данных спутниковых навигационных определений для систем железнодорожного транспорта требуемое значение соответствует 0,98-0,99 во всех условиях, включая железнодорожные операции на территории предприятий и в городах с высотной застройкой, операции в глубоких карьерах и на перегонах в глубоких выемках.

Для обеспечения устойчивости функционирования и повышения точности позиционирования на подвижных объектах железнодорожного транспорта необходимо внедрять мультисистемную ГЛОНАСС/GPS, а в перспективе - ГЛОНАСС/GPS/Galileo навигационную аппаратуру с корректирующими поправками, получаемыми с помощью спутниковой широкозонной системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ). Сантиметровый и более высокий уровень точности может быть достигнут с использованием локальных дифференциальных подсистем.

2.2.6. Требования в интересах геодезического обеспечения территории России

Требования к радионавигационным системам в интересах геодезического обеспечения задаются так, чтобы обеспечивались точности измеряемых параметров, необходимые при проведении геодезических и картографических работ. Координатная основа Российской Федерации представлена референцной системой координат, реализованной в виде государственной геодезической сети, закрепляющей систему координат на территории страны, государственной нивелирной сети, распространяющей на всю территорию страны систему нормальных высот (Балтийская система, исходным началом которой является нуль Кронштадтского футштока; ГОСТ 32453-2013).

В соответствии с постановлением N 1463 от 28 декабря 2012 года Правительство Российской Федерации постановляет:

"1. Установить следующие единые государственные системы координат:

- геодезическая система координат 2011 года (ГСК-2011) - для использования при осуществлении геодезических и картографических работ;

- общеземная геоцентрическая система координат "Параметры Земли 1990 года" (ПЗ-90.11) - для использования в целях геодезического обеспечения орбитальных полетов и решения навигационных задач".

Для использования, при осуществлении геодезических и картографических работ, начиная с 1 июля 2002 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. N 568 "Об установлении единых государственных систем координат" была принята единая государственная система геодезических координат 1995 года (СК-95), которая заменяла Единую систему геодезических координат 1942 года (СК-42), введенную постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1946 года N 760.

За отсчетную поверхность в СК-95 принята поверхность референц-эллипсоида Красовского с параметрами: большая полуось - 6378245 м; сжатие - 1:298,3. Значения координат пункта государственной геодезической сети Пулково и ЦКЗ (центр круглого зала), в системах СК-95 и СК-42 совпадают.

Положение пунктов в принятой системе координат задается следующими координатами:

- пространственными прямоугольными координатами X, Y, Z (направление оси Z совпадает с осью вращения отсчетного эллипсоида, ось X лежит в плоскости начального меридиана и направлена в точку пересечения начального меридиана и экватора, а ось Y дополняет систему до правой; началом системы координат является центр отсчетного эллипсоида);

- геодезическими координатами: широтой - B, долготой - L, высотой - H;

- плоскими прямоугольными координатами x и y, вычисляемыми в проекции Гаусса-Крюгера.

Геодезическая высота H образуется как сумма нормальной высоты и высоты квазигеоида над отсчетным эллипсоидом, а высота квазигеоида вычисляются над эллипсоидом Красовского.

Система координат 1995 года строго согласована с геоцентрической системой координат из документа "Параметры Земли 1990 года" (ПЗ-90.11). Параметры систем координат приведены в подпункте 3.3.3.

Точность СК-95 характеризуется следующими среднеквадратическими погрешностями (СКП) взаимного положения пунктов по каждой из плановых координат:

- 2...4 см - для смежных пунктов АГС; 0,3...0,8 м - при расстояниях от 1 до 9 тысяч км.

Точность определения нормальных высот, в зависимости от метода их определения, характеризуется следующими среднеквадратическими погрешностями:

- 6...10 см - в среднем по стране из уравнивания нивелирных сетей I и II классов;

- 0,2...0,3 м - из астрономо-геодезических определений при создании АГС.

Точность определения превышений высот квазигеоида астрономо-гравиметрическим методом характеризуется следующими среднеквадратическими погрешностями:

- 6...9 см - при расстояниях 10...20 км;

- 0,3...0,5 м - при расстоянии 1000 км.

Система координат СК-95 отличается от системы координат СК-42:

- повышением точности передачи координат на расстояния свыше 1000 км в 10... 15 раз и точности взаимного положения смежных пунктов в государственной геодезической сети в среднем в 2...3 раза;

- одинаковой точностью распространения системы координат для всей территории Российской Федерации и стран, входивших в состав СССР;

- отсутствием региональных деформаций государственной геодезической сети, достигающих в системе координат 1942 года нескольких метров;

- возможностью создания высокоэффективной системы геодезического обеспечения на основе использования глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" с изменениями, п.2, ст.6, устанавливающий задание, поддержание и воспроизведение системы координат на уровне требований, обеспечивающих решение фундаментальных перспективных задач в области геодезии, геофизики, геодинамики и космонавтики, обуславливает необходимость создания геодезической сети на качественно новом, более высоком, уровне точности. Построение такой сети - составная часть новой высокоэффективной государственной системы геодезического обеспечения территорий Российской Федерации, основанной на применении методов космической геодезии и использовании глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

Государственная геодезическая сеть, создаваемая в настоящее время, структурно формируется по принципу перехода от общего к частному и включает в себя геодезические построения различных классов точности:

- фундаментальную астрономо-геодезическую сеть (ФАГС);

- высокоточную геодезическую сеть (ВГС);

- спутниковую геодезическую сеть 1 класса (СГС-1).

В указанную систему построений вписываются также существующие сети триангуляции и полигонометрии 1-4 классов.

На основе новых высокоточных пунктов спутниковой сети создаются постоянно действующие дифференциальные станции с целью обеспечения возможностей определения координат потребителями в режиме, близком к реальному времени.

По мере развития сетей ФАГС, ВГС и СГС-1 выполняется уравнивание ГГС и уточняются параметры взаимного ориентирования геоцентрической системы координат и системы геодезических координат СК-95.

В интересах дальнейшего развития геодезического обеспечения Правительство Российской Федерации постановляет (постановление Правительства Российской Федерации N 1463 от 28 декабря 2012 года):

"2. Установить, что система геодезических координат 1995 года (СК-95), установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. N 568 в качестве единой государственной системы координат, и единая система геодезических координат 1942 года (СК-42), введенная постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1946 г. N 760, применяются до 1 января 2017 г. в отношении материалов (документов), созданных с их использованием".

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1463 от 28 декабря 2012 года надлежит:

- "Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии обеспечить создание и эксплуатацию геодезических пунктов геодезической системы координат 2011 года (ГСК-2011) ..."

- "Министерству обороны Российской Федерации обеспечить создание и эксплуатацию геодезических пунктов общеземной геоцентрической системы координат "Параметры Земли 1990 года" (ПЗ-90.11) ..."

В таблице 2.9 дан перечень важнейших решаемых задач и точностные характеристики, полученные в настоящее время в России, а также современные требования к геодезическому обеспечению, в значительной мере уже реализованные с использованием спутниковых методов.

Для решения прикладных задач геодезии измерения выполняются относительно пунктов опорной геодезической сети с использованием способов относительных определений. Выход на сантиметровый уровень точности астрономо-геодезических сетей, а в дальнейшем на миллиметровый уровень, является одной из основных целей обеспечения решения задач геодинамики. Это особенно важно для обширных сейсмоактивных районов в интересах решения задач прогнозирования землетрясений.

Требуемый уровень точности определения координат межевых знаков относительно пунктов Государственных геодезических сетей вытекает из требований к геодезическому обоснованию кадастровых съемок крупного масштаба и закреплению границ землепользования.

Фундаментальные задачи решаются средствами и методами космической и традиционной наземной геодезии и гравиметрии.

Прикладные задачи геодезии решаются как методами и средствами наземной геодезии, гравиметрии и фотограмметрии, так и методами космической геодезии с привлечением ГНСС.


Таблица 2.9. Достигнутые и требуемые точности геодезического обеспечения

Виды геодезического обеспечения

СКП взаимного положения

Основные потребители

достигнутые в России

перспективные требования

1

2

3

4

Высокоточная основа для развития ГГС

КГС - 5-10 мм, соответствует точности взаимного положения пунктов в геоцентрической системе координат ПЗ-90.11

3 мм +5х10Радионавигационный план Российской Федерации D мм на каждые 1000 км (ФАГС)

Росреестр, Минобороны России, МЧС России, РАН

Глобальная и региональная геодинамика

КГС - 5-10 мм, соответствует точности взаимного положения пунктов в геоцентрической системе координат ПЗ-90.11

20...30 мм при неограниченных расстояниях (ФАГС)

РАН, МЧС России, Росреестр

Высокоточная геодезическая основа для создания СДГС и СГС-1

30...50 мм

Не соответствует по точности

3 мм +5 х10Радионавигационный план Российской Федерации D мм при расстояниях 150-200 км (ВГС)

Росреестр, Минобороны России, Госстрой

Локальная геодинамика

5 мм на 10 км (ГДП)

Не соответствует по точности

3 мм +1 х10Радионавигационный план Российской Федерации D мм при расстоянии между пунктами 25-30 км (СГС-1)

Госстрой, МЧС России, РАН

Основа развития ведомственных систем геодезического обеспечения

20...30 мм на 5-15 км.

Не соответствует по точности

10 мм на 30 км (СГС-1)

Росреестр, Роснедвижимость, Госстрой, Минобороны России

Геодезическое обеспечение потребителей всех уровней

20...40 мм в плане при расстояниях 10... 15 км.

250...800 мм в плане при расстояниях от 1 до 9 тыс. км.

Не соответствует по оперативности и точности

20...50 мм в плане на расстояниях до 500...1000 км

Росреестр, Минобороны, МВД России, Роснедвижимость, Минприроды России, Госстрой

10 мм + 30 мм по высоте на каждые 100 км

РАН, Госстрой, МЧС России

Высотное обеспечение

Астрономо-
гравиметрическое нивелирование 100...200 мм на 150...300 км;

1...1,5 м на 7000 км.

Не соответствует по точности определения нормальных высот.

(ФАГС, ВГС совместно с детальными картами высот квазигеоида)

Росреестр, Госстрой, Роснедвижимость

Трудоемкие и дорогостоящие методы традиционного нивелирования не соответствуют по оперативности

5 мм +10...30 мм на каждые 100 км (спутниковое нивелирование)

Единая глобальная система высот

200...300 мм

Не соответствует по точности

30...50 мм (ФАГС, ВГС, спутниковое нивелирование совместно с гравиметрическим методом)

Росреестр, Росгидромет, РАН, МЧС России


Требования различных потребителей к исходным астрономо-геодезическим и гравиметрическим данным (АГГД) значительно отличаются по точности и оперативности. В таблице 2.10 приведены требования потребителей к точности исходных АГГД данных при решении специальных задач.

Для решения фундаментальных и прикладных задач геодезии ведутся исследования по разработке новых методов и средств и, в первую очередь, по использованию космических радионавигационных систем, космических геодезических комплексов и радиоинтерферометрического комплекса "Квазар-КВО".

Геодезические работы имеют своей целью:

повысить точность земной системы координат, создать новую высокоэффективную государственную систему геодезического обеспечения территории Российской Федерации, основанную на применении спутниковой радионавигационной системы ГЛОНАСС и средств функциональных дополнений к ней, других средств наземного и космического базирования, а также передовых технологий, позволяющих повысить точность, оперативность и экономическую эффективность решения задач геодезического обеспечения в интересах экономики, науки, обороны страны и ее населения; создать высокоточную геодезическую сеть, карты местности, земельный кадастр Российской Федерации; осуществлять мониторинг и изучать деформации земной коры, предваряющих и сопровождающих землетрясения, оползни, цунами и другие опасные природные явления; создать систему постоянных наблюдений и прогноза состояния динамики уровня моря; определять и уточнять гравитационное поле Земли.


Таблица 2.10. Требования потребителей к точности исходных АГГД

Задачи геодезического обеспечения

Потребители

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

Радионавигационный план Российской Федерации

Название документа: Радионавигационный план Российской Федерации

Принявший орган: Минпромторг России

Статус: Действующий

Дата принятия: 28 июля 2015

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах