Статус документа
Статус документа


РБ-117-16


РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

"ОЦЕНКА ДОЛГОВРЕМЕННОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ ПУНКТОВ ПРИПОВЕРХНОСТНОГО ЗАХОРОНЕНИЯ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ"


(В редакции приказа Ростехнадзора от 28.12.2017 N 589)

УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 декабря 2016 г. N 531

Введено в действие с 14 декабря 2016 г.


Настоящее руководство по безопасности при использовании атомной энергии «Оценка долговременной безопасности пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов» (РБ-117-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения» (НП-058-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 августа 2014 г. № 347 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2014 г., регистрационный № 34701), федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности» (НП-055-14). утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 августа 2014 г. № 379 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2015 г., регистрационный № 35819) и федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Приповерхностное захоронение радиоактивных отходов. Требования безопасности» (НП-069-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 июня 2014 г. № 249 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2014 г., регистрационный № 33583).

Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выполнению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по проведению оценки долговременной безопасности пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов.

Настоящее Руководство по безопасности разработано на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также с учетом рекомендаций МАГАТЭ.

Выпускается впервые.

___________________

Разработано коллективом авторов в составе: Понизов А.В., Непейпиво М.А., Талицкая А.В., Анисимов Н.А. (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Склифасовская Ю.Г, к.х н. (Ростехнадзор). При разработке учтены замечания и предложения Госкорпорации "Росатом", ФГУП "ГХК", ФГУП "ПО "Маяк", ФГУП "НО РАО", АО "ВНИПИпромтехнологии", ФГБУ "Гидроспецгеология" и других заинтересованных организаций и ведомств.

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности "Оценка долговременной безопасности пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов" (РБ-117-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения" (НП-058-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 августа 2014 г. N 347 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2014 г., регистрационный N 34701), федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Захоронение радиоактивных отходов. Принципы, критерии и основные требования безопасности" (НП-055-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 августа 2014 г. N 379 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2015 г., регистрационный N 35819) и федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Приповерхностное захоронение радиоактивных отходов. Требования безопасности" (НП-069-14), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 июня 2014 г. N 249 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2014 г., регистрационный N 33583).

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению оценки долговременной безопасности пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов (далее - ППЗРО) всех типов, включая ППЗРО, предназначенные для захоронения РАО 3, 4 и 6 классов по способу захоронения, в части:

разработки основных положений оценки долговременной безопасности ППЗРО;

разработки и обоснования сценариев эволюции системы захоронения радиоактивных отходов (далее - РАО), включая сценарии миграции радионуклидов в окружающую среду и облучения человека (далее - сценарии эволюции системы захоронения РАО);

разработки и обоснования концептуальных моделей ППЗРО в соответствии с принятыми сценариями эволюции системы захоронения РАО (далее - концептуальные модели);

разработки и обоснования математических (расчетных) моделей, реализующих разработанные концептуальные модели (далее - математические модели);

проведения численных прогнозных расчетов;

представления результатов прогнозных расчетов, проведения сравнения полученных результатов с установленными критериями (показателями) безопасности ППЗРО с учетом неопределенностей (погрешностей).

3. Рекомендации настоящего Руководства по безопасности могут быть использованы при выполнении оценки долговременной безопасности пунктов хранения РАО, в том числе пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО, а также пунктов долговременного хранения РАО.

4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения:

эксплуатирующими организациями, осуществляющими деятельность по захоронению РАО, а также размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и закрытию ППЗРО, включая национального оператора по обращению с РАО, и организациями, выполняющими работы и (или) предоставляющими услуги эксплуатирующим организациям по захоронению РАО, размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и закрытию ППЗРО (изыскательские, проектные, научно-исследовательские, строительные организации);

специалистами Ростехнадзора, осуществляющими лицензирование деятельности по захоронению РАО, размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и закрытию ППЗРО и надзор за указанными видами деятельности;

специалистами организаций научно-технической поддержки Ростехнадзора, осуществляющими экспертизу безопасности ППЗРО и деятельности по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и закрытию ППЗРО.

5. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по проведению оценки долговременной безопасности ППЗРО могут быть реализованы с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при условии обоснования выбранных способов (методов).

II. Общие рекомендации по проведению оценки долговременной безопасности пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов

6. Оценку долговременной безопасности ППЗРО рекомендуется выполнять в целях определения радиационного воздействия ППЗРО на население и окружающую среду, обусловленного возможным выходом радионуклидов из РАО и их распространением за пределы барьеров безопасности ППЗРО в окружающую среду после закрытия ППЗРО в период потенциальной опасности захороненных РАО:

при нормальном (эволюционном) протекании естественных внешних и внутренних процессов на площадке размещения ППЗРО (наиболее вероятных сценариях эволюции системы захоронения РАО (далее - сценарии нормальной эволюции);

при маловероятных (катастрофических) внешних воздействиях природного и техногенного характера на площадке размещения ППЗРО и внутренних воздействиях, включая непреднамеренное вторжение (проникновение) человека в систему захоронения РАО (далее - альтернативные сценарии).

7. Оценку долговременной безопасности ППЗРО рекомендуется выполнять путем проведения прогнозных численных расчетов радиационного воздействия на население и окружающую среду на основе разработанных сценариев эволюции системы захоронения РАО и соответствующих концептуальных и математических моделей.

8. Оценку долговременной безопасности ППЗРО рекомендуется проводить на всех этапах жизненного цикла ППЗРО, начиная с выбора площадки ППЗРО и размещения ППЗРО, его проектирования, сооружения и эксплуатации, в том числе при реконструкции и модернизации, а также при закрытии ППЗРО и в период после закрытия ППЗРО.

9. Оценку долговременной безопасности эксплуатируемого ППЗРО рекомендуется проводить при выполнении периодической оценки безопасности ППЗРО, продлении срока эксплуатации ППЗРО и в случае внесения изменений, важных для безопасности ППЗРО, в проектные решения.

10. Оценку долговременной безопасности ППЗРО рекомендуется выполнять в объеме и с периодичностью, установленной эксплуатирующей организацией в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регулирующих безопасность при захоронении РАО, и рекомендаций настоящего Руководства по безопасности.

11. Оценку долговременной безопасности ППЗРО рекомендуется выполнять на основе технического задания на проектирование ППЗРО, проектных материалов ППЗРО и соответствующей эксплуатационной документации, с учетом фактического состояния ППЗРО и барьеров безопасности.

12. При проведении оценки долговременной безопасности ППЗРО рекомендуется учитывать имеющийся опыт размещения, проектирования, сооружения и эксплуатации рассматриваемого ППЗРО, включая данные радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО, результаты проведенных теоретических и экспериментальных исследований и наблюдений, выполненных ранее оценок безопасности ППЗРО, а также опыт размещения, проектирования, эксплуатации и закрытия аналогичных ППЗРО и результаты выполненных оценок их долговременной безопасности.

13. Оценку долговременной безопасности ППЗРО рекомендуется выполнять с использованием итерационного подхода, блок-схема которого приведена в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности.

14. Оценку долговременной безопасности ППЗРО рекомендуется выполнять на основе дифференцированного подхода, согласно которому сложность применяемых методов моделирования и используемых программных средств определяется степенью потенциальной радиационной опасности ППЗРО, величиной связанных с ППЗРО радиационных рисков, а детальность и полнота исследований отдельных факторов, явлений и процессов - их значимостью для обеспечения безопасности ППЗРО.

15. Оценка долговременной безопасности ППЗРО может выполняться на основе консервативного или реалистичного подходов или их комбинации.

Выбор того или иного подхода определяется целями проведения оценки безопасности, этапом жизненного цикла ППЗРО, на котором выполняется оценка долговременной безопасности, полнотой и доступностью исходных данных, в том числе характеристик ППЗРО, района и площадки размещения ППЗРО, а также выбором и проработанностью сценариев, сложностью применяемых моделей и методов расчета и программных средств.

16. При применении консервативного подхода рекомендуется использовать сценарии, модели, параметры и исходные данные, заведомо приводящие к наиболее неблагоприятным результатам, то есть в предположении максимального воздействия ППЗРО на персонал (работников), население и окружающую среду. Данный подход целесообразно применять для проведения упрощенных (оценочных) расчетов, в том числе на начальных этапах жизненного цикла ППЗРО, с целью обоснования концепции обеспечения безопасности ППЗРО и основных технических и организационных решений по обеспечению безопасности ППЗРО, установления границ санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) и зоны наблюдения (далее - ЗН) ППЗРО, а также при недостаточности исходных данных и параметров.

В приложении N 1.1 к настоящему Руководству по безопасности приведены рекомендации по реализации консервативного подхода при моделировании миграции радионуклидов в системе барьеров безопасности и вмещающей геологической среде в рамках оценки долговременной безопасности ППЗРО.

17. При применении реалистичного подхода рекомендуется использовать наиболее вероятные сценарии воздействия ППЗРО на население и окружающую среду, использовать при моделировании системы захоронения РАО разумные допущения, предположения и граничные условия и применять значения исходных данных и параметров математических моделей, соответствующие реальной системе захоронения РАО и условиям захоронения РАО и подтвержденные экспериментально, или их наиболее вероятные значения (полученные, например, для объектов-аналогов). Реалистичный подход целесообразно применять для получения приближенных к реальному поведению системы захоронения РАО результатов, в том числе в целях анализа функционирования системы захоронения РАО, оптимизации проектных, технологических и организационных решений ППЗРО и отдельных элементов системы захоронения РАО, уточнения СЗЗ и ЗН, при разработке системы радиационного контроля и мониторинга системы захоронения РАО, разработке критериев приемлемости РАО для захоронения, а также при разработке мероприятий по защите работников (персонала) и населения в случае аварии на ППЗРО и ликвидации последствий аварий.

18. В зависимости от рассматриваемого сценария и в соответствии с дифференцированным подходом при выполнении оценки долговременной безопасности ППЗРО рекомендуется применять методы детерминистического или вероятностного анализа или их комбинации.

19. При применении методов детерминистического анализа исходные данные и параметры, описывающие рассматриваемые процессы и явления и состояние системы захоронения РАО ППЗРО, а также принятые последовательности событий, процессов и явлений носят определенный (детерминированный) характер и задаются однозначно (в виде единственных значений). Реализацию детерминистского метода рекомендуется производить с использованием консервативного подхода, в соответствии с которым для каждого параметра из диапазонов возможных значений выбираются такие, при которых значения расчетных величин будут наибольшими.

Методы детерминистического анализа рекомендуется применять при разработке и анализе сценариев нормальной эволюции системы захоронения РАО, для выполнения оценочных расчетов на начальных этапах жизненного цикла ППЗРО (выбор площадки, проектирование и сооружение ППЗРО), а также при недостаточности исходных данных и параметров. На более поздних этапах жизненного цикла ППЗРО детерминистический метод рекомендуется дополнять или заменять вероятностным.

Консервативность расчетов при детерминистском методе можно снизить за счет уменьшения диапазонов величин, используемых в расчетах, и совершенствования расчетной модели.

20. При применении методов вероятностного анализа задаются вероятностные распределения значений исходных данных и вероятности реализации различных последовательностей событий, процессов и явлений, которые соответственно задаются вероятностным образом. В этом случае результаты расчетов также представляют собой вероятностные распределения, что приводит к более реалистичным оценкам по сравнению с детерминистским методом.

Методы вероятностного анализа рекомендуется применять для разработки и анализа альтернативных сценариев, а также при разработке корректирующих мероприятий по повышению долговременной безопасности ППЗРО. При разработке и анализе альтернативных сценариев рекомендуется оценить вероятности реализации сценария и относительные вероятности различных вариантов развития событий и процессов.

21. При применении детерминистического подхода в рамках проведения оценки безопасности ППЗРО рекомендуется обосновывать степень консерватизма (реализма) принятых предположений и значений исходных данных и параметров, используемых в расчетах, при применении вероятностного подхода - выбранные вероятностные распределения.

22. Оценку долговременной безопасности ППЗРО, включая сбор и подготовку исходных данных и описание системы захоронения РАО, разработку сценариев эволюции системы захоронения РАО, концептуальных и математических моделей, выполнение расчетов с помощью программных средств, а также проведение анализа результатов расчетов, включая анализ неопределенностей (погрешностей), рекомендуется выполнять и документировать в соответствии с программой обеспечения качества, требования к которой устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

23. Результаты оценки долговременной безопасности ППЗРО представляют в проектной документации (далее - проект) ППЗРО и отчете по обоснованию безопасности (далее - ООБ) ППЗРО в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, регулирующих безопасность при захоронении РАО и регламентирующих требования к составу и содержанию указанных документов.

III. Рекомендации по проведению оценки долговременной безопасности пунктов приповерхностного захоронения радиоактивных отходов

24. При проведении оценки долговременной безопасности ППЗРО рекомендуется выделять следующие основные этапы:

разработка основных положений оценки долговременной безопасности ППЗРО;

описание системы захоронения РАО, сбор и подготовка исходных данных;

разработка и обоснование сценариев эволюции системы захоронения РАО;

разработка и обоснование концептуальных и математических моделей и их реализация с помощью программных средств;

анализ результатов оценки долговременной безопасности с учетом их неопределенностей (погрешностей).

Разработка основных положений

25. При выполнении оценки долговременной безопасности ППЗРО рекомендуется определить:

цели проведения оценки долговременной безопасности ППЗРО;

критерии и показатели безопасности ППЗРО и расчетные величины;

критическую группу населения;

значимые периоды времени, в том числе расчетный период.

26. Цель проведения оценки долговременной безопасности ППЗРО определяет подходы и методы выполнения оценки, в том числе использование консервативных или реалистичных подходов, применение методов детерминистского или вероятностного анализа, необходимость применения упрощенных или сложных математических моделей.

27. В зависимости от этапа жизненного цикла ППЗРО, на котором проводится оценка долговременной безопасности ППЗРО, целью проведения оценки могут являться:

на этапе размещения (выбора площадки) ППЗРО:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs