МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 августа 2016 года N 07-3517


Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья



Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России в соответствии с протоколом совещания по вопросу разработки учебников и учебно-методических пособий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья под председательством заместителя министра В.Ш.Каганова от 10 августа 2016 года N ВК-83/07пр направляет информационное письмо об учебниках и учебно-методических пособиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ) 1-го дополнительного и 1-го классов.

Обучающиеся с ОВЗ (за исключением обучающихся с умственной отсталостью) должны получить образование, сопоставимое с образованием нормально развивающихся сверстников, а по окончании обучения - аттестат о получении основного общего или среднего общего образования. Поэтому их образование организуется по адаптированной образовательной программе, разрабатываемой образовательной организацией на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - ФГОС).

ФГОС содержат специальные требования, регламентирующие вопросы обучения обучающихся с ОВЗ, в том числе в условиях инклюзии, с учетом психофизических особенностей обучающихся.

При выборе родителями инклюзивного обучения ребенка с ОВЗ образовательная организация на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии должна создать для обучения такого ребенка специальные условия обучения, в том числе адаптировать для него реализуемую образовательной организацией программу.

При разработке адаптированной образовательной программы образовательная организация берет за основу учебные планы для специальных (коррекционных) школ, утвержденные приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 года N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии" (по нозологиям детей с ОВЗ утверждено восемь видов учебных планов), или адаптирует обычную общеобразовательную программу.

В первом случае часть учебных предметов у обучающегося с ОВЗ совпадает с учебными предметами остальных обучающихся, часть является специфической, поэтому обучение по ним проводится индивидуально.

Данная модель эффективна в случаях инклюзивного обучения таких категорий детей, как глухие, слепые, умственно отсталые, но требует более сложной организации расписания занятий. Помимо основных учебных предметов в учебном плане должны быть специальные предметы и коррекционно-развивающие занятия.

Образовательная организация может использовать как учебники для образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, так и обычные учебники.

Обучение умственно отсталых детей в условиях инклюзии должно быть организовано с использованием только специальных учебников. В Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года N 253), представлено 71 наименование учебников для 1-9-х классов для указанной категории.

Во втором случае адаптация обычной общеобразовательной программы осуществляется за счет пролонгации сроков обучения, составления индивидуального учебного плана, разработки индивидуальной программы по всем или отдельным учебным предметам. Образовательная организация использует те же учебники, что и в обучении нормально развивающихся сверстников. При этом учитель при необходимости должен подбирать дополнительные учебные пособия, индивидуально подходить к подберу заданий и упражнений, использовать дополнительно специальные учебники. При повышении квалификации педагогических работников по вопросам инклюзивного обучения в программе курсов обязательно должно быть предусмотрено обучение педагогов методам и технологиям адаптации учебных программ, учебного материала.

Данная модель наиболее эффективна в случаях инклюзивного обучения детей с сохранным интеллектом (слабовидящих, слабослышащих, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата).

И в том, и другом случае обязательна реализация образовательной организацией программы коррекционной работы, которая должна предусматривать коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, дефектологом.

С 1 сентября 2016 года первоклассники с ОВЗ, в том числе обучающиеся инклюзивно, должны обучаться по специальным федеральным государственным образовательным стандартам - ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На основе указанных ФГОС разработаны и включены в федеральный реестр примерных основных образовательных программ (fgosreestr.ru) примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для каждой из нозологических групп обучающихся с ОВЗ, а также примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью с 1-го по 12(13)-й класс.

В программах прописаны примерные учебные планы, на основе которых образовательные организации разрабатывают свои учебные планы.

Издательствами проведена большая работа по разработке новых учебников под специальные ФГОС и адаптации имеющихся. В настоящее время завершается их экспертиза, в случае положительной экспертизы они будут включены в федеральный перечень учебников. Перечень таких учебников представлен в приложении.

_______________

При данной публикации не приводится. См. на нашем сайте в сети "Интернет" www.ovd.com.ru. - Ред.


В настоящее время в порядок формирования федерального перечня учебников внесены изменения, касающиеся специальных учебников. Теперь специальный учебник может быть включен в федеральный перечень, даже если он не имеет завершенной линии, что значительно увеличит количество и вариативность специальных учебников, рекомендуемых к использованию образовательными организациями.

С 1 января 2015 года все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной формах. При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания.

Обучающиеся с ОВЗ должны обеспечиваться учебниками бесплатно.

Директор Департамента
государственной политики в сфере
защиты прав детей
Е.А.Сильянов




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Администратор образования,

N 19, октябрь 2016 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»