Одобрена
коллегией Минобрнауки России,
протокол от 18.07.2013 N ПК-5вн

     

Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года

Раздел I

Общие положения


Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

- Стратегия разработана в соответствии с основными положениями следующих документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

_______________

См. Образование в Документах. - 2013. - N 1. - С. 3-254. - Ред.


- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 17. - С. 4-8. - Ред.


- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 17. - С. 9-12. - Ред.


- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия";

_______________

См. Образование в Документах. - 2012. - N 7. - С. 25-26. - Ред.


- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Рф от 17.11.2008 N 1662-р);

_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2008. - N 33, 36. - Ред.


- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р);

_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 9, 10. - Ред.


- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537);

_______________

См. Образование в Документах. - 2009. - N 12. - С. 7-40. - Ред.


- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212);

- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р) ;

_______________

См. Образование в Документах. - 2009. - N 19, 24. - Ред.


- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р);

_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2007. - N 2. - С. 4-17. - Ред.


- План мероприятий по реализации в 2012-2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2012 N 1502-р);

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы" (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р);

- План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 N 2620-р).

2*. Проблемы и вызовы

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Развитие системы профессионального образования разворачивается под воздействием внешних и внутренних факторов в контексте тенденций и противоречий международного и национального масштаба.

На международном уровне координацией усилий по формированию общих принципов и подходов к реформированию и модернизации профессионального образования занимаются такие организации как ОЭСР, Седефоп, Европейский форум профессионального образования, Международная организация профессионального образования, Европейский фонд образования, Международный банк реконструкции и развития и другие; также усилия по формированию общего пространства профессионального образования предпринимаются в рамках Копенгагенского и Туринского процессов.

Наиболее существенными внешними факторами, влияющими на перспективы развития системы профессионального образования в Российской Федерации, являются:

- глобализация экономики, сопровождающаяся усилением академической и трудовой мобильности, что требует сопоставимости квалификаций работников;

- устаревание или необходимость модернизации ряда профессий, возникновение новых профессий;

- инновации и развитие новых технологий, приводящие к быстрым изменениям в промышленном производстве, экономике и социальной сфере, в том числе повышение экологических требований к производству (энергосбережение и альтернативные источники энергии, "зеленые технологии" и т.п.);

- интернационализация в сфере образования;

- экономические кризисы и угроза безработицы;

- негативные демографические тенденции;

- развитие корпоративных систем подготовки кадров.

К внутренним факторам, влияющим на состояние и развитие системы профессионального образования, необходимо отнести:

- государственные программы развития приоритетных отраслей экономики и регионов страны;

- массовизация и доступность высшего образования и, как следствие, снижение престижа и востребованности среднего профессионального образования (далее - СПО), и одновременно тенденция замещения рабочих кадров и кадров среднего звена на рабочих местах, не требующих столь высокой квалификации кадрами с высшим образованием;

- сохранение смешанной системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации;

- инерционность системы СПО и медленный темп становления новой парадигмы профессионального образования, отвечающей задачам постиндустриального общества, основанного на знаниях;

- старение преподавательского состава образовательных организаций и отсутствие у значительной части педагогических работников компетенций, необходимых для модернизации подготовки кадров;

- неудовлетворительное по целому ряду показателей состояние материально-технической базы образовательных учреждений и студенческих общежитий.

Совокупность внешних и внутренних факторов является вызовом для существующей системы профессионального образования и ставит задачи развития и модернизации в разряд приоритетных.

Кроме того, в контексте прогнозируемого снижения численности молодежи в возрасте 17-25 лет на 12-15% к 2016 году по сравнению с уровнем 2010 года, в системе профессионального образования будет наблюдаться высвобождение как материальных, так и человеческих ресурсов.

Заметной тенденцией в сфере развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. Как показывают проведенные исследования, 66% работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. В целом такое положение отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников.

Рост заработной платы педагогических работников актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.

На основе анализа вышеуказанных факторов эксперты отмечают как количественный, так и качественный разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, их реальным наличием и соответствием их квалификаций требованиям работодателей/рынка труда (в зависимости от отраслей разрыв составляет 30-70% от потребности).

Особенно остро эта проблема ощущается в инновационном секторе и высокотехнологичных производствах.

Серьезным негативным фактором, отрицательно влияющим на способность к модернизации, являются недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций специалистов среднего звена среди населения, недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации и консультирования, невысокий уровень оплаты труда.

Не завершено формирование общероссийской системы оценки качества образования, необходимо повышение информационной открытости результатов деятельности образовательных организаций на основе мониторинга образования. Слабость обратной связи является барьером для развития конкуренции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Появляется угроза фрагментарности и нескоординированности действий, несистемность и отсутствия достоверной и актуальной информации для формирования и продвижения государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, отставания ряда регионов в реализации новых организационно-экономических механизмов, новых подходов к обучению и воспитанию.

Для устранения данных разрывов и противоречий разработана Стратегия как согласованный комплекс мер федерального и регионального уровней.

Раздел II

1. Цель Стратегии


Цель Стратегии - создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций (далее - Система), способной:

- обеспечивать подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и обществА;

- гибко реагировать на социально-экономические изменения;

- предоставлять широкие возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых профессиональных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

2. Основные задачи Стратегии


Для достижения цели Стратегии предполагается решение комплекса основных задач:

1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики.

2. Консолидация усилий и ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии Системы.

3. Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

4. Создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся.

3. Основные принципы


Реализация настоящей Стратегии основывается на следующих принципах:

- ведущая роль государственно-частного партнерства в подготовке квалифицированных кадров;

- усиление роли общественных институтов управления подготовкой квалифицированных кадров;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»