Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 23 июня 2016 года N СД-4-3/11236@


О рассмотрении письма Минэкономразвития России



Федеральная налоговая служба в связи с письмом* Минэкономразвития России от 01.06.2016 N Д13и-541 по вопросу применения налогоплательщиками льгот и преференций при получении средств и иного имущества в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), сообщает следующее.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


В приложенных к письму Минэкономразвития России документах содержится копия уведомления инспекции ФНС России N 24 по г.Москве о возможности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения (далее -УСН) с 01.01.2009.

1. Налогоплательщики налога на прибыль организаций, а также налогоплательщики, применяющие УСН, при определении налоговой базы не учитывают доходы, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 251 Кодекса к таким доходам, в частности относятся доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом N 95-ФЗ.

При этом Федеральным законом N 95-ФЗ определено, что документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), является удостоверение, форма и в порядок выдачи, которого определяются Правительством Российской Федерации.

Налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предоставляются только при наличии удостоверения.

В отсутствие указанного удостоверения налогоплательщик не вправе применять положения подпункта 6 пункта 1 статьи 251 Кодекса в отношении средств, товаров, работ и услуг, безвозмездно полученных в рамках гуманитарной или технической помощи (содействия).

Вместе с тем поскольку некоммерческие организации имеют особенности налогообложения доходов, в частности, помимо исключения из налогооблагаемых доходов поступлений, указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 251 Кодекса, у некоммерческих организаций не учитываются иные доходы в соответствии с положениями пунктов 1 и 2 указанной статьи Кодекса, то налоговые последствия получения конкретной некоммерческой организацией средств, товаров, работ и услуг зависят от обстоятельств, содержания договоров и других документов, относящихся к факту получения, а также от направленности их расходования (использования).

В случае отражения налогоплательщиком - некоммерческой организацией в налоговой декларации по налогу на прибыль (налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН) в составе облагаемых доходов сумм в виде денежных средств и (или) иного имущества, работ и услуг, полученных в рамках гуманитарной или технической помощи (содействия), в связи с отсутствием удостоверения, подтверждающего их принадлежность к гуманитарной или технической помощи (содействию), то при получении указанного удостоверения налогоплательщик вправе уточнить свои налоговые обязательства, подав в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

При этом применение преференции по указанным налогам в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 251 Кодекса в отношении средств (имущества, работ, услуг), полученных до даты выдачи удостоверения, возможно только в том случае, если из информации указанного удостоверения ясно следует, что технической помощью признаны эти ранее полученные средства (имущество, работы, услуги).

Статьей 81 Кодекса установлен порядок внесения изменений в поданную налогоплательщиком в налоговый орган налоговую декларацию при обнаружении факта неотражения или неполноты отражения в ней сведений, а также ошибок, приводящих (не приводящих) к занижению суммы налога.

Согласно положениям пункта 1 статьи 54 Кодекса при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога текущего периода, в части ошибок (искажений), относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в частности в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 7 статьи 78 Кодекса).

2. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - налог) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 95-ФЗ.

Реализация товаров (работ, услуг), указанных в данном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:

- контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;

- удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию).

Поскольку на основании статьи 346.11 Кодекса организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, то при реализации товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 95-ФЗ, налог на добавленную стоимость не исчисляется и, соответственно, норма подпункта 19 пункта 2 статьи 149 Кодекса к указанным организациям не применяется.

Государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Д.С.Сатин




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»