ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 31 мая 2016 года N 7

О Концепции формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза



В соответствии с пунктом 2 статьи 83 и пунктом 4 статьи 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийской экономический совет

решил:

Утвердить прилагаемую Концепцию формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза.

Члены
Высшего Евразийского
экономического совета:

     
От Республики Армения

     
От Республики Беларусь

     
От Республики Казахстан

     
От Кыргызской Республики

     
От Российской Федерации

     

     

УТВЕРЖДЕНА
Решением Высшего Евразийского
экономического совета
от 31 мая 2016 года N 7

     

Концепция формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза

     

     

I. Общие положения


Настоящая Концепция разработана в целях реализации пункта 2 статьи 83 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор).

Настоящая Концепция направлена на обеспечение формирования государствами - членами Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) общего рынка газа Союза, предусматривающего:

взаимную торговлю газом между участниками общего рынка газа Союза;

транспортировку газа, принадлежащего участникам общего рынка газа Союза и предназначенного для поставки потребителям газа на общем рынке газа Союза, по газотранспортным системам.

Формирование общего рынка газа Союза является неотъемлемой частью экономической интеграции в рамках Союза и направлено на обеспечение благоприятных условий для свободного движения товаров, услуг, технологий и капиталов между государствами-членами.

Формирование общего рынка газа Союза осуществляется с учетом:

обязательств государств-членов, определяемых международными договорами;

особенностей функционирования и развития газовых рынков государств-членов;

первоочередного обеспечения внутренних потребностей в газе государств-членов;

законодательства государств-членов;

международного опыта формирования общих рынков газа.

II. Определения


Для целей настоящей Концепции используются понятия, которые означают следующее:

"внутренние потребности в газе" - объемы газа, необходимые для потребления на территории каждого из государств-членов;

"внутренний рынок газа государства-члена" - совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов на территории государства-члена в сфере транспортировки и поставки газа, действующих на основании законодательства государства-члена;

"газ" - горючая смесь газообразных углеводородов и других газов, состоящая в основном из метана и транспортируемая в сжатом газообразном состоянии по газотранспортным системам;

"газотранспортные системы" - сооружения для транспортировки газа, включающие магистральные газопроводы и связанные с ними единым технологическим процессом объекты, кроме газораспределительных сетей;

"доступ к газотранспортным системам" - предоставление права использования газотранспортных систем, управляемых субъектами естественных монополий государств-членов, для транспортировки газа;

"инфраструктурные организации" - операторы газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, и операторы биржевых торгов;

"транспортировка и поставка газа между государствами-членами" - транспортировка и поставка газа с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;

"общий рынок газа Союза" - совокупность торгово-экономических отношений хозяйствующих субъектов государств-членов в сфере транспортировки и поставки газа между государствами-членами;

"оператор биржевых торгов" - юридическое лицо, оказывающее услуги по осуществлению биржевой оптовой торговли газом на территории государства-члена и обеспечивающее исполнение договоров, заключенных при осуществлении данной торговли, путем взаимодействия с операторами газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;

"оператор газотранспортной системы" - юридическое лицо, являющееся собственником газотранспортной системы или владеющее газотранспортной системой на ином законном основании и осуществляющее оперативно-диспетчерское управление газотранспортной системой, транспортировку газа по газотранспортной системе;

"поставка газа" - передача газа от поставщика газа потребителю газа на установленных соответствующим договором условиях;

"поставщик газа" - юридическое лицо, осуществляющее поставку газа на территориях государств-членов;

"потребитель газа" - юридическое лицо, зарегистрированное на территории государства-члена и приобретающее газ для собственных, производственных или иных хозяйственных нужд;

"свободные мощности" - технологически возможные свободные мощности магистральных газопроводов государств-членов, определяемые в соответствии с едиными правилами доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов;

"субъекты общего рынка газа Союза" - участники общего рынка газа Союза и инфраструктурные организации, обеспечивающие функционирование общего рынка газа Союза;

"транспортировка газа" - перемещение газа по газотранспортной системе от пункта приема до пункта сдачи или передачи газа в другие газотранспортные системы;

"услуги по транспортировке газа" - услуги по перемещению газа по газотранспортным системам.

"участники общего рынка газа Союза" - поставщики газа и потребители газа, зарегистрированные на территориях государств-членов и при необходимости уполномоченные государством-членом на поставку и (или) покупку газа на общем рынке газа Союза.

Иные понятия используются в настоящей Концепции в значениях, определенных Договором.

III. Цели, принципы и задачи формирования общего рынка газа Союза


Основными целями формирования общего рынка газа Союза являются:

повышение энергетической безопасности государств-членов;

повышение надежности, доступности и качества газоснабжения потребителей газа на территориях государств-членов;

повышение экономической эффективности использования газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов.

Формирование общего рынка газа Союза осуществляется в соответствии с основными принципами формирования общих рынков энергетических ресурсов, указанными в пункте 1 статьи 79 Договора, и основными принципами формирования общего рынка газа Союза, указанными в пункте 3 Протокола о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики (приложение N 22 к Договору).

Формирование общего рынка газа Союза основывается на развитии внутренних рынков газа государств-членов и предусматривает:

обеспечение внутренних потребностей в газе государства-члена за счет ресурсов газа, добываемых и (или) приобретаемых на территории этого государства-члена, на территориях других государств-членов и при необходимости на территориях третьих государств, при этом объемы, цена продажи газа и тарифы на услуги по его транспортировке, а также коммерческие и иные условия транспортировки газа определяются гражданско-правовыми договорами между хозяйствующими субъектами государства-члена в соответствии с законодательством государства-члена;

право государства-члена принимать необходимые регулятивные меры на внутреннем рынке газа государства-члена в случае угрозы экономической или энергетической безопасности государства-члена.

Формирование общего рынка газа Союза требует решения следующих основных задач:

обеспечение недискриминационного доступа участников общего рынка газа Союза к общему рынку газа Союза;

создание благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции между участниками общего рынка газа Союза в сфере поставки газа на общем рынке газа Союза;

переход к рыночным механизмам ценообразования в отношении газа на общем рынке газа Союза;

рассмотрение вопросов использования национальных валют в расчетах за газ;

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие газотранспортных систем государств-членов, включая реализацию совместных проектов;

недискриминационное и прозрачное распределение между участниками общего рынка газа Союза свободных мощностей газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов и используемых для транспортировки газа между государствами-членами, в соответствии с едиными правилами доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов;

унификация норм и стандартов на газ государств-членов и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;

обеспечение информационного обмена на основе информации, включающей в себя сведения о внутреннем потреблении газа, а также о ценообразовании в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов, в том числе об оптовых ценах на газ, тарифах на транспортировку газа по газотранспортным системам.

IV. Этапы формирования общего рынка газа Союза


Формирование общего рынка газа Союза осуществляется в 3 этапа путем выполнения мероприятий программы формирования общего рынка газа Союза, предусмотренной статьями 83 и 104 Договора.

Решения о переходе к очередному этапу и о его содержании принимаются Высшим Евразийским экономическим советом на основании согласованных предложений государств-членов.

Первый этап (до 2020 года) характеризуется решением следующих основных задач:

гармонизация законодательства государств-членов в области регулирования общего рынка газа Союза;

обеспечение доступности и полноты раскрытия информации о свободных мощностях газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;

унификация норм и стандартов на газ государств-членов и нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;

создание системы информационного обмена на основе информации, включающей в себя сведения о внутреннем потреблении газа, а также о ценообразовании в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов, в том числе об оптовых ценах на газ, тарифах на транспортировку газа по газотранспортным системам;

разработка и согласование единых правил доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов;

установление согласованного уполномоченными органами государств-членов порядка осуществления биржевой торговли газом на общем рынке газа Союза;

формирование индикативного (прогнозного) баланса газа Союза;

выявление инфраструктурных ограничений при транспортировке газа между государствами-членами и разработка предложений по их устранению.

Второй этап (до 2021 года) характеризуется решением следующих основных задач:

обеспечение функционирования одной или нескольких товарных бирж на территории Союза, на которых могут осуществляться торги газом;

обеспечение недискриминационного доступа участников общего рынка газа Союза к биржевым торгам газом на товарных биржах государств-членов;

обеспечение доступа участников общего рынка газа Союза к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов, в целях транспортировки и поставки газа между государствами-членами с учетом согласованного индикативного (прогнозного) баланса газа Союза;

использование различных механизмов, в том числе долгосрочных заявок поставщиков газа и потребителей газа, для развития мощностей газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов;

увеличение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов государств-членов на общем рынке газа Союза, в том числе посредством реализации совместных инфраструктурных проектов;

проведение консультаций государств-членов по вопросам транспортировки и поставки газа в третьи государства по направлениям поставки, в которых государства-члены конкурируют или потенциально могут конкурировать между собой.

Третий этап (не позднее 1 января 2025 года) характеризуется следующими основными признаками:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»