ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 2012 года  Дело N А81-3749/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  26 апреля 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смольниковой М.В.

судей Веревкина А.В., Зориной О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Зинченко Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-872/2012) общества с ограниченной ответственностью «Пегас и К» на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2011 года по делу №  А81-3749/2011 (судья Корнелюк Е.С.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пегас и К» (ИНН 7204027878, ОГРН 1027200847717) к открытому акционерному обществу «Авиационная транспортная компания «Ямал» (ИНН  8901008031, ОГРН 1028900507305) о взыскании 15 950 071 руб. 51 коп.,

при участии в  судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Пегас и К» - Зубарев А.А. по доверенности от 08.06.2011 сроком на 3 года,

от открытого акционерного общества «Авиационная транспортная компания «Ямал» - Басалыга О.О. по доверенности от 28.11.2011 сроком на 1 год, (после перерыва не явились);

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Пегас и К» (далее по тексту - ООО «Пегас и К», истец, податель жалобы) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу «Авиационная транспортная компания «Ямал» (далее по тексту - ООО «АТК «Ямал», ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 15 537 045 руб. 06 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 413 026 руб. 45 коп., всего 15 950 071 руб. 51 коп. Кроме того, истец просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму основной задолженности в размере 15 537 045 руб. 06 коп. исходя из 8,25% ставки рефинансирования ЦБ РФ, начиная с 08 августа 2011 года по день фактической уплаты основного долга.

До разрешения спора по существу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), уточнил исковые требования, просил взыскать с  ответчика неосновательное обогащение в сумме 15 537 045 руб. 06 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 413 026 руб. 45 коп. за период с 05 мая 2011 года по  01 сентября 2011 года, всего 15 950 071 руб. 51 коп.; также просил взыскивать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму основного долга в размере 15 537 045 руб. 06 коп. исходя из 8,25% ставки рефинансирования ЦБ РФ начиная со 02 сентября 2011 года по день фактической уплаты суммы основного долга.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2011 года по делу № А81-3749/2011 в удовлетворении исковых требований ООО «Пегас и К» судом отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

В обоснование совей апелляционной жалобы ООО «Пегас и К» указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применения норм материального права. Указывает, что судом не дана оценка обстоятельствам, связанным с расчетами сторон за период с января по май 2011 года. Считает, что судом необоснованно отклонены расчеты стоимости рейсов, предоставленные ООО «Пегас и К», составленные на основании условий договора, актов государственных органов Российской Федерации.

ООО «АТК «Ямал» в письменном отзыве на апелляционную жалобу поддерживает решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Пегас и К» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ООО «АТК «Ямал» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на неё.

Представителем ООО «Пегас и К» заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копий документов, подтверждающих расходы, понесенные истцом при осуществлении ответчиком авиаперелетов по маршруту Тюмень-Уфа-Казань-Уфа-Тюмень за период с 08 по  11 марта 2011 года и 16-17 марта 2011 года.

Представителем ответчика заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела контррасчета расходов ООО «АТК «Ямал» на выполнение чартерных рейсов в спорный период, с пояснениями относительно заявленной разницы стоимости транспортных услуг.

Суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные ходатайства о приобщении дополнительных доказательств на основании статьи 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21 ноября 2007 года между ОАО «АТК «Ямал» (перевозчик) и ООО «Пегас и К» (заказчик) заключен стандартный договор перевозчика № 20-ЧП/07 об организации чартерных перевозок воздушным транспортом» (далее по тексту - договор № 20-ЧП/07) (том 1, листы дела 19-27), в соответствии с которым перевозчик осуществляет периодические чартерные воздушные перевозки (ЧВП) и/или чартерные программы (ЧП) по поручению заказчика, а заказчик поручает перевозчику осуществлять ЧВП и/или ЧП, предъявляет к перевозке перевозчику грузы, пассажиров и багаж, а также в порядке и на условиях, предусмотренных договором, производит оплату перевозчику стоимость ЧВП и/или ЧП.

Пунктом 1.3 договора № 20-ЧП/07 стороны установили, что заявка заказчика - принятый в гражданской авиации финансовый документ, удостоверяющий требование заказчика осуществить воздушным судном перевозчика, тип которого указан в заявке заказчика, воздушную перевозку по указанному в заявке маршруту. Данный документ служит основанием для выставления перевозчиком счета на предоплату стоимости воздушной перевозки, а также последующей оплаты стоимости воздушной перевозки, выполненной по заявке заказчика.

Согласно пункту 1.5. договора № 20-ЧП/07 чартерная воздушная перевозка - производимый по поручению заказчика рейс воздушного судна перевозчика вне опубликованного расписания движения воздушного судна перевозчика по согласованному сторонами маршруту без права перевозчика осуществлять продажу перевозок, предназначенные для удовлетворения потребностей заказчика в перемещении грузов, пассажиров и багажа, при этом, если при выполнении рейса пункты отправления, промежуточной посадки и назначения расположены двух различных государств, такая ЧВП является международной, в том случае, если пункты отправления, промежуточной посадки и назначения расположены на территории одного государства такая перевозка является внутренней.

В соответствии с пунктом 1.6 договора № 20-ЧП/07 чартерная программа - согласованное сторонами определенное количество международных и/или внутренних рейсов, выполняемых по указанию заказчика, с указанием типа воздушного судна, маршрута и графика выполнения полетов воздушного судна перевозчика.

Пунктом 1.7 договора № 20-ЧП/07 стороны установили, что предварительный расчет стоимости ЧВП - это составленный перевозчиком до фактического выполнения ЧВП предварительный расчет стоимости одной ЧВП по маршруту полета, указанному заказчиком. Основанием для составления предварительного расчета является штурманский расчет, составленный перевозчиком.

Фактическая стоимость ЧВП - фактическая стоимость одного международного или внутреннего чартерного рейса, определенная после его выполнения и включающая в себя постоянную и переменную составляющую стоимости ЧВП, установленную условиями договора (пункт 1.8 договора № 20-ЧП/070).

Пунктом 3.10. договора № 20-ЧП/07 стороны установили, что перевозчик осуществляет полеты воздушного судна по представленным ему заявкам или чартерным программам заказчика, при этом в каждой заявке и/или чартерной программе указывается маршрут ЧВП, дата вылета, количество бортового питания, поставляемого на борт воздушного судна, при необходимости - вид воздушной перевозки (перевозка груза, багажа или пассажиров), тип воздушного судна.

Заявка на ЧВП подается заказчиком перевозчику в письменном виде по установленной в ГА форме не менее, чем за семь суток (в зависимости от выбранного заказчиком маршрута полета) до предполагаемой даты вылета с указанием сведений, установленных пунктом 3.1. данного договора (пункт 3.11 договора № 20-ЧП/07).

В соответствии с пунктом 4.2.1. договора № 20-ЧП/07 заказчик обязан в порядке и на условиях, установленных настоящим договором, оплачивать перевозчику предоставленные услуги по выполнению ЧВП и/или ЧП.

Стоимость транспортных услуг перевозчика и порядок расчетов урегулирован в разделе 5 договора № 20-ЧП/07.

В соответствии с пунктом 5.1. договора № 20-ЧП/07 стоимость транспортных услуг перевозчика по выполнению каждой ЧВП и/или ЧП в интересах заказчика по маршруту, указанному заказчиком, включает в себя постоянную и переменные составляющие перевозчика.

Постоянная составляющая перевозчика включает в себя:

- стоимость фактически затраченного полетного времени (в часах и минутах) определенного типа воздушного судна на выполнение каждого полета, определяемую на основе общей продолжительности каждого полета по маршруту, указанному заказчиком, и действующей ставки летного часа по типам воздушного судна - приложение № 1 к договору;

- стоимость услуг по аэронавигационному обеспечению каждого полета по маршруту, указанному заказчиком, включая выполнение полетов на территории РФ и зарубежных государств по маршруту следования воздушного судна.

Переменная составляющая включает в себя:

- стоимость авиационного топлива, специальных жидкостей и газов, использованных на выполнение каждого полета по маршруту, указанному заказчиком;

- стоимость бортового питания пассажиров и экипажа, поставляемого на борт воздушного судна при выполнении каждого полета по маршруту, указанному заказчиком;

- стоимость аэропортовых сборов, уплачиваемых перевозчиком в аэропортах, включая, но не ограничиваясь, аэропортами взлета, посадки, запасными и промежуточными, определяемую действующими ставками, тарифами и сборами, установленными соответствующими аэропортами по маршруту движения воздушного судна;

- стоимость командировочных расходов, трехразового питания и размещения членов экипажа перевозчика (применяется  при необходимости нахождения воздушного судна в аэропорту назначения и/или отправления при выполнении каждого полета по указанному заказчиком маршруту);

- дополнительные расходы перевозчика, обусловленные выполнением полета по маршруту, указанному заказчиком и/или ненадлежащем исполнением заказчиком своих обязательств, установленных настоящим договором.

В соответствии с  пунктом 5.2. договора № 20-ЧП/07 оплата стоимости каждой ЧВП и/или ЧП производится в следующем порядке:

- не позднее семи календарных дней до начала выполнения ЧВП и/или ЧП заказчик производит авансовый платеж в размере 100% стоимости ЧВП и/или ЧП и предоставляет перевозчику копию платежного поручения, подтверждающего осуществление платежа (пункт 5.2.1. договора № 20-ЧП/07);

- основанием для внесения авансового платежа является либо выставленный перевозчиком счет, либо настоящий договор по оплате денежных средств без выставления счета на основании составленного перевозчиком предварительного расчета стоимости ЧВП и/или ЧП (пункт 5.2.2. договора № 20-ЧП/07);

- не позднее пятнадцати календарных дней с даты окончания выполнения ЧВП и/или ЧП либо по истечении отчетного периода (календарный месяц) при периодически длящихся ЧВП перевозчик направляет в адрес заказчика счет-фактуру с указанием фактической стоимости  ЧВП и/или ЧП и акт оказания транспортных услуг (пункт 5.2.3 договора № 20-ЧП/07);

- заказчик в течении десяти календарных дней  с даты оформления  счета-фактуры обязан произвести оплату разницы между фактической стоимостью ЧВП и/или ЧП и внесенным авансовым платежом (пункт 5.2.4. договора № 20-ЧП/07);

- внесенный авансовый платеж заказчика засчитывается в счет оплаты стоимости ЧВП и/или ЧП. При превышении фактической стоимости ЧВП и/или ЧП заказчик производит оплату стоимости ЧВП и/или ЧП по счет-фактуре, указанной в пункте 5.2.4. договора, а при превышении авансового платежа фактической стоимости ЧВП и/или ЧП размер превышения засчитывается в счет последующих платежей по договору либо возвращается заказчику по письменному и надлежащим образом заверенному требованию (пункт 5.4.4. договора № 20-ЧП/07);

- в случае непоступления предварительного платежа и фактического выполнения ЧВП и/или ЧП заказчик производит оплату постоянной и переменной стоимости ЧВП и/или ЧП в десятидневный срок с момента оформления счет-фактуры, указанной в пункте 5.2.3. договора (пункт 5.4.5. договора № 20-ЧП/07).

Пунктом 5.5. договора № 20-ЧП/07 стороны установили, что возмещение дополнительных затрат перевозчика, предусмотренных пунктом 3.7. либо пунктом 4.2.5. договора производится заказчиком в течении семи дней со дня предъявления перевозчиком соответствующего требования, подтвержденного первичными документами, обосновывающими данный вид расходов.

В соответствии с пунктом 5.9 договора № 20-ЧП/07 заказчик обязуется осуществлять оплату стоимости ЧВП и/или ЧП как безусловное и безоговорочное обязательство при всех и любых обстоятельствах, невзирая, в частности, но не ограничиваясь этим, на возникновение (существование) каких-либо прав зачета, встречного требования, возмещения или других прав (включая какие-либо права на получение компенсации), которые заказчик может иметь или использовать против перевозчика либо иного лица по какой-либо причине, включая требования и иски, которые заказчик может выдвигать в отношении вышеуказанного.

В соответствии с пунктом 7.1. договора № 20-ЧП/07, он вступает в силу с момента его подписания сторонами и заключается на неопределенный срок с возможностью его одностороннего расторжения по письменному уведомлению другой стороны, направляемому за тридцать дней до предполагаемой даты расторжения договорных отношений.

Стоимость летного часа определялась сторонами в дополнительных соглашениях к договору. Окончательная стоимость летного часа была определена в дополнительном соглашении № 3 от 11 августа 2010 года и составляла:

- для воздушного судна типа ТУ-134 - 49 050 руб.;

- для воздушного судна типа Боинг 737-500 - 77 609 руб.;

- для воздушного судна типа АН-24.26 - 33 015 руб.;

- для воздушного судна типа ЯК-40 - 40 237 руб.

Стоимость услуг по аэронавигационному обеспечению полетов установлена Приказом ФСТ РФ от 06 июля 2010 года № 141-т/3 «Об утверждении ставок сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации».

Расчет стоимости аэронавигационного обеспечения полетов производится исходя из массы воздушного судна, которая умножается на ставку сбора, утвержденного Приказом ФСТ РФ от 06 июля 2010 года № 141-т/3 по каждому городу.

Ставки аэропортовых сборов, тарифов на наземное обслуживание, товары и услуги топливного обеспечения регулируются аэропортами и публикуются на официальных сайтах аэропортов.

При проведении анализа счетов, выставленных ответчиком на оплату транспортных услуг, истцом было установлено значительное завышение стоимости нескольких рейсов.

В связи с чем, истцом был произведен перерасчет стоимости выполненных рейсов, при котором была выявлена разница в стоимости услуг в размере 15 950 071,51 руб.

03 мая 2011 года истец направил ответчику письмо, в котором сообщил о превышении ответчиком стоимости транспортных услуг, привел самостоятельный расчет стоимости выполненных рейсов, в связи с чем, просил ответчика переоформить выставленные счета, указав в них суммы, соответствующие условиям договора, излишне перечисленные суммы авансов зачесть в счет будущих взаиморасчетов.

Уведомлением №933 от 25 мая 2011 года претензия о завышении стоимости рейсов отклонена ОАО «АТК «Ямал» с указанием на то, что на основании заявки ПК  АК выставляла счет на оплату стоимости такой перевозки с указанием определенной АК стоимости каждого чартерного рейса до выполнения рейса, что соответствует условиям пункта 5.2.1., 5.2.2. договора. До начала выполнения ЧВП заказчик производил 100% платеж стоимости ЧВП. ПК акцептовал направленную АК оферту - предложение выполнить рейс по указанной АК стоимости, при несогласии со стоимостью чартерной перевозки ПК был вправе отозвать направленную заявку и не выполнять рейс, стоимость которого завышена.

Впоследствии, 30 июня 2011 года истец направил ответчику письмо с требованием в течение пяти рабочих дней с момента получения письма предоставить расшифровку стоимости транспортных услуг на перечисленные в нем рейсы, с указанием стоимости каждого составляющего транспортных услуг. Письмо было оставлено ответчиком без ответа.

В целях досудебного урегулирования спора истцом 28 июля 2011 года ответчику была направлена претензия с требованием в десятидневный срок с момента получения претензии осуществить возврат денежных средств в размере 15 950 071,51 руб. Претензия не удовлетворена.

Указанные обстоятельства послужили для истца основанием для предъявления настоящего иска.

Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Повторно рассматривая настоящее дело, суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда первой инстанции исходя из следующего.

Правовым основанием своих требований истец указывает норму статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ).