Действующий

Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2013 году и Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Рязанской области на модернизацию региональных систем общего образования

Текущее состояние системы общего образования Рязанской области


С целью обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования для каждого обучающегося независимо от места жительства в регионе функционирует 306 общеобразовательных учреждений. Из них:

- 279 муниципальных общеобразовательных учреждений (32 опорные школы, 97 базовых, 150 общеобразовательных учреждений, не имеющих филиалов, из них 4 вечерние (сменные) школы, 187 филиалов базовых и опорных школ);

- 20 областных государственных общеобразовательных учреждений;

- 7 негосударственных общеобразовательных учреждений.

Доля полнокомплектных общеобразовательных учреждений составляет 74,6%, малокомплектных - 25,4%.

В Рязанской области в 2012/13 учебном году в общеобразовательных учреждениях обучаются 95 685 учащихся, работают 9260 педагогических работников (из них 82,3% с высшим образованием, 76,8% педагогических работников имеют квалификационные категории; 15,4% - в возрасте до 35 лет, 24,8% - пенсионного возраста). 97 молодых специалистов трудоустроились в общеобразовательные учреждения, из них 22,6% в учреждения, расположенные в сельской местности.

Подвоз 4900 обучающихся к месту учебы и обратно на территории Рязанской области обеспечивают 328 единиц автотранспорта, оборудованных спутниковой системой навигации ГЛОНАСС/GPS, по 344 школьным маршрутам.

С целью обеспечения сетевого взаимодействия опорных и базовых школ с филиалами в рамках долгосрочной целевой программы "Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2011 - 2014 годы" опорные и базовые школы оснащены 59 единицами легковых автомобилей "Жигули".

В 2012 году увеличилось количество общеобразовательных учреждений, отвечающих санитарным нормам. Так, 96,8% общеобразовательных учреждений имеют центральное отопление, 96,5% - водопровод, 90,2% - канализацию.

С целью организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях и филиалах функционирует 452 школьные столовые. Охват горячим питанием составляет 84,9%.

Для обеспечения медицинского обслуживания школьников в 77% общеобразовательных учреждений функционируют медицинские кабинеты. В 23% общеобразовательных учреждений обслуживание обучающихся осуществляется на фельдшерско-акушерских пунктах.

С целью обеспечения и расширения возможностей получения доступного качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в дистанционной форме обучения на дому создано областное государственное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа - Центр дистанционного образования" (далее - Центр). В 3-х муниципальных образованиях открыты его филиалы. В общеобразовательном учреждении обучаются 179 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Центр реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, обеспечивает детям-инвалидам возможность получения образования в условиях, адекватных их физическим особенностям, социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

С целью обеспечения реализации федеральных государственных стандартов начального общего образования за 2011 - 2012 годы было закуплено 143 комплекта кабинетов начальных классов и 18 комплектов компьютерного оборудования для оборудования рабочего места учителя и учеников.

В рамках проводимой модернизации продолжаются институциональные преобразования, направленные на формирование прозрачной, ориентированной на результат, системы финансирования общеобразовательных учреждений. Все муниципальные общеобразовательные учреждения Рязанской области работают в рамках нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Рязанской области, что позволило более эффективно использовать финансовые средства в системе общего образования региона и повысить доходы учителей, обеспечивающих наиболее высокое качество образования.

В регионе реализуется модель взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей.

Деятельность по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей ведется в рамках подпрограммы "Одаренные дети" долгосрочной целевой программы "Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2014 годы".

В соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" в Рязанской области проводится целенаправленная работа по формированию региональной системы оценки качества образования.

Государственная процедура независимой оценки качества образования включает: лицензирование, аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических кадров и контроль качества образования.

С целью обеспечения контроля качества образования на территории региона была сформирована трехступенчатая система оценки качества образования, включающая в себя мониторинговые исследования по русскому языку и математике в начальной школе, государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9-х классов в новой форме и проведение единого государственного экзамена для выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений. В рамках интеграции региональной системы оценки качества образования в общероссийскую и мировую образовательные учреждения Рязанской области принимают участие в международных исследованиях оценки качества образования (PISA, TIMSS).

Научно-методическое, организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, мониторинговых исследований качества образования в Рязанской области осуществляет Центр оценки качества образования, созданный на базе ОГБОУ ДПО "Рязанский институт развития образования".

Реализация мероприятий модернизации общего образования в Рязанской области позволила также стимулировать работу по расширению государственно-общественного управления системы образования. Во всех муниципальных общеобразовательных школах созданы общественные коллегиальные органы управления (школьные советы, творческие ассоциации педработников, родительские общественные объединения, детские и молодежные общественные организации). Руководители школ выступают с ежегодными публичными отчетами на сайтах общеобразовательных учреждений и на итоговых общешкольных родительских собраниях.

В 2012 году 79% общеобразовательных учреждений Рязанской области установили партнерские отношения с хозяйствующими субъектами, чей вклад в развитие общего образования Рязанской области составил более 75 млн. рублей. Итоги данного сотрудничества ежегодно подводятся в рамках смотра-конкурса на лучшую организацию шефской работы в системе образования Рязанской области.

В 2012 году повысили квалификацию 4200 педагогических работников общеобразовательных учреждений. В программах курсов повышения квалификации значительное место уделялось теоретической и практической подготовке педагогических и руководящих кадров к деятельности в условиях реализации приоритетных направлений развития образования: по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты, системе поддержки талантливых детей, совершенствованию учительского потенциала, реализации здоровьесберегающих технологий, по подготовке к ЕГЭ и государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, информационным и коммуникационным технологиям, обеспечению современного качества образования, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию и др.

В целях развития инновационной деятельности в регионе в течение 2012 г. руководители и педагоги образовательных учреждений, имеющих статус областной экспериментальной площадки, прошли обучение на курсах повышения квалификации по теме "Управление опытно-экспериментальной и инновационной деятельностью" в ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования" г. Тамбова.

С целью привлечения в сферу образования талантливой молодежи, повышения престижа и социальной значимости профессии педагога в Рязанской области реализовывались следующие меры социальной поддержки.

С октября 2012 года в положениях об оплате труда общеобразовательных учреждений предусмотрены стимулирующие надбавки и ежемесячные выплаты к заработной плате: молодым специалистам со стажем работы до трех лет в размере 1500 рублей (среднее специальное образование) и 2000 рублей (высшее образование) ежемесячно; победителям и лауреатам областного этапа конкурса "Учитель года России" на срок в течение 1 года после проведения конкурса в размере 3000 рублей ежемесячно; в ряде муниципальных образований Рязанской области действуют единовременные выплаты специалистам при приеме на работу.

Для решения проблемы обеспечения жильем педагогов в Рязанской области в 2012 году в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых, в возрасте до 35 лет, учителей с привлечением ипотечного кредитования в 2012 - 2015 годах" долгосрочной целевой программы "Долгосрочное ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2011 - 2015 годы" 33 учителям предоставлялась социальная выплата на первоначальный взнос при привлечении ипотечного кредита с уровнем процентной ставки 8,5% годовых.

В целях обеспечения общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами на официальном сайте министерства образования Рязанской области размещен банк педагогических вакансий, который регулярно обновляется, проводились ярмарки вакансий, что способствовало трудоустройству педагогов и выпускников вузов и ссузов.