ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 марта 2013 года N 38

Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2013 году и Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Рязанской области на модернизацию региональных систем общего образования

<Изменения: Постановление Правительства Рязанской области N 80 от 10.04.2013 г.; нгр:RU62000201300157; Постановление Правительства Рязанской области N 457 от 25.12.2013 г.; нгр:RU62000201301019>

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 32-р "Об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования на 2013 год" Правительство Рязанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Комплекс мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2013 году согласно приложению N 1.

2. Утвердить Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Рязанской области на модернизацию региональных систем общего образования согласно приложению N 2.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона Рязанской области "О внесении изменений в Закон Рязанской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", предусматривающего соответствующие источники финансирования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области Е.Г.Цареву.

Губернатор Рязанской области О.И.Ковалев

Приложение N 1
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 6 марта 2013 г. N 38

<Изменения:

Постановление Правительства Рязанской области N 80 от 10.04.2013 г.; нгр:RU62000201300157>

КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ

Текущее состояние системы общего образования Рязанской области


С целью обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования для каждого обучающегося независимо от места жительства в регионе функционирует 306 общеобразовательных учреждений. Из них:

- 279 муниципальных общеобразовательных учреждений (32 опорные школы, 97 базовых, 150 общеобразовательных учреждений, не имеющих филиалов, из них 4 вечерние (сменные) школы, 187 филиалов базовых и опорных школ);

- 20 областных государственных общеобразовательных учреждений;

- 7 негосударственных общеобразовательных учреждений.

Доля полнокомплектных общеобразовательных учреждений составляет 74,6%, малокомплектных - 25,4%.

В Рязанской области в 2012/13 учебном году в общеобразовательных учреждениях обучаются 95 685 учащихся, работают 9260 педагогических работников (из них 82,3% с высшим образованием, 76,8% педагогических работников имеют квалификационные категории; 15,4% - в возрасте до 35 лет, 24,8% - пенсионного возраста). 97 молодых специалистов трудоустроились в общеобразовательные учреждения, из них 22,6% в учреждения, расположенные в сельской местности.

Подвоз 4900 обучающихся к месту учебы и обратно на территории Рязанской области обеспечивают 328 единиц автотранспорта, оборудованных спутниковой системой навигации ГЛОНАСС/GPS, по 344 школьным маршрутам.

С целью обеспечения сетевого взаимодействия опорных и базовых школ с филиалами в рамках долгосрочной целевой программы "Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Рязанской области на 2011 - 2014 годы" опорные и базовые школы оснащены 59 единицами легковых автомобилей "Жигули".

В 2012 году увеличилось количество общеобразовательных учреждений, отвечающих санитарным нормам. Так, 96,8% общеобразовательных учреждений имеют центральное отопление, 96,5% - водопровод, 90,2% - канализацию.

С целью организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях и филиалах функционирует 452 школьные столовые. Охват горячим питанием составляет 84,9%.

Для обеспечения медицинского обслуживания школьников в 77% общеобразовательных учреждений функционируют медицинские кабинеты. В 23% общеобразовательных учреждений обслуживание обучающихся осуществляется на фельдшерско-акушерских пунктах.

С целью обеспечения и расширения возможностей получения доступного качественного образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в дистанционной форме обучения на дому создано областное государственное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа - Центр дистанционного образования" (далее - Центр). В 3-х муниципальных образованиях открыты его филиалы. В общеобразовательном учреждении обучаются 179 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Центр реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, дополнительного образования детей, обеспечивает детям-инвалидам возможность получения образования в условиях, адекватных их физическим особенностям, социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

С целью обеспечения реализации федеральных государственных стандартов начального общего образования за 2011 - 2012 годы было закуплено 143 комплекта кабинетов начальных классов и 18 комплектов компьютерного оборудования для оборудования рабочего места учителя и учеников.

В рамках проводимой модернизации продолжаются институциональные преобразования, направленные на формирование прозрачной, ориентированной на результат, системы финансирования общеобразовательных учреждений. Все муниципальные общеобразовательные учреждения Рязанской области работают в рамках нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений Рязанской области, что позволило более эффективно использовать финансовые средства в системе общего образования региона и повысить доходы учителей, обеспечивающих наиболее высокое качество образования.

В регионе реализуется модель взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей.

Деятельность по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей ведется в рамках подпрограммы "Одаренные дети" долгосрочной целевой программы "Развитие образования Рязанской области на 2010 - 2014 годы".

В соответствии с национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" в Рязанской области проводится целенаправленная работа по формированию региональной системы оценки качества образования.

Государственная процедура независимой оценки качества образования включает: лицензирование, аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию педагогических кадров и контроль качества образования.

С целью обеспечения контроля качества образования на территории региона была сформирована трехступенчатая система оценки качества образования, включающая в себя мониторинговые исследования по русскому языку и математике в начальной школе, государственную (итоговую) аттестацию выпускников 9-х классов в новой форме и проведение единого государственного экзамена для выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений. В рамках интеграции региональной системы оценки качества образования в общероссийскую и мировую образовательные учреждения Рязанской области принимают участие в международных исследованиях оценки качества образования (PISA, TIMSS).

Научно-методическое, организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, мониторинговых исследований качества образования в Рязанской области осуществляет Центр оценки качества образования, созданный на базе ОГБОУ ДПО "Рязанский институт развития образования".

Реализация мероприятий модернизации общего образования в Рязанской области позволила также стимулировать работу по расширению государственно-общественного управления системы образования. Во всех муниципальных общеобразовательных школах созданы общественные коллегиальные органы управления (школьные советы, творческие ассоциации педработников, родительские общественные объединения, детские и молодежные общественные организации). Руководители школ выступают с ежегодными публичными отчетами на сайтах общеобразовательных учреждений и на итоговых общешкольных родительских собраниях.

В 2012 году 79% общеобразовательных учреждений Рязанской области установили партнерские отношения с хозяйствующими субъектами, чей вклад в развитие общего образования Рязанской области составил более 75 млн. рублей. Итоги данного сотрудничества ежегодно подводятся в рамках смотра-конкурса на лучшую организацию шефской работы в системе образования Рязанской области.

В 2012 году повысили квалификацию 4200 педагогических работников общеобразовательных учреждений. В программах курсов повышения квалификации значительное место уделялось теоретической и практической подготовке педагогических и руководящих кадров к деятельности в условиях реализации приоритетных направлений развития образования: по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты, системе поддержки талантливых детей, совершенствованию учительского потенциала, реализации здоровьесберегающих технологий, по подготовке к ЕГЭ и государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, информационным и коммуникационным технологиям, обеспечению современного качества образования, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию и др.

В целях развития инновационной деятельности в регионе в течение 2012 г. руководители и педагоги образовательных учреждений, имеющих статус областной экспериментальной площадки, прошли обучение на курсах повышения квалификации по теме "Управление опытно-экспериментальной и инновационной деятельностью" в ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования" г. Тамбова.

С целью привлечения в сферу образования талантливой молодежи, повышения престижа и социальной значимости профессии педагога в Рязанской области реализовывались следующие меры социальной поддержки.

С октября 2012 года в положениях об оплате труда общеобразовательных учреждений предусмотрены стимулирующие надбавки и ежемесячные выплаты к заработной плате: молодым специалистам со стажем работы до трех лет в размере 1500 рублей (среднее специальное образование) и 2000 рублей (высшее образование) ежемесячно; победителям и лауреатам областного этапа конкурса "Учитель года России" на срок в течение 1 года после проведения конкурса в размере 3000 рублей ежемесячно; в ряде муниципальных образований Рязанской области действуют единовременные выплаты специалистам при приеме на работу.

Для решения проблемы обеспечения жильем педагогов в Рязанской области в 2012 году в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых, в возрасте до 35 лет, учителей с привлечением ипотечного кредитования в 2012 - 2015 годах" долгосрочной целевой программы "Долгосрочное ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2011 - 2015 годы" 33 учителям предоставлялась социальная выплата на первоначальный взнос при привлечении ипотечного кредита с уровнем процентной ставки 8,5% годовых.

В целях обеспечения общеобразовательных учреждений педагогическими кадрами на официальном сайте министерства образования Рязанской области размещен банк педагогических вакансий, который регулярно обновляется, проводились ярмарки вакансий, что способствовало трудоустройству педагогов и выпускников вузов и ссузов.

В Рязанской области проводятся профессиональные конкурсы, в том числе для молодых педагогов, направленные на развитие творческого потенциала учителей. С целью стимулирования притока молодежи в сферу образования в регионе функционируют Совет молодых педагогов, "Современная школа молодого специалиста". Ежегодно на базе ОГБОУ ДОД "Детский оздоровительно-образовательный центр" "Солнечный" проходит оздоровительно-образовательная смена для молодых педагогов Рязанской области, в рамках которой в 2012 году организованы краткосрочные курсы повышения квалификации по теме "Роль молодого учителя в реализации национально-образовательной инициативы "Наша новая школа", обучение по образовательной программе "Мы вместе", разработанной Советом молодых педагогов Рязанской области.

Повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений как Рязанской области, так и Центрального федерального округа в течение двух лет проходит в рамках федеральной стажировочной площадки (в рамках ФЦПРО на базе ОГБОУ ДПО "Рязанский институт развития образования" и образовательных учреждениях Рязанской области), одно из направлений которой "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования". В рамках работы стажировочной площадки были подготовлены 37 консультантов, 48 тьюторов, 661 стажер.

Анализ реализации комплекса мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2011, 2012 годах


Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2011, 2012 годах была направлена на выполнение следующих основных задач:

- повышение заработной платы и социального статуса учителей;

- обеспечение качественных условий обучения, в том числе и через развитие материально-технической базы школ;

- совершенствование механизма общественного участия в управлении образованием на муниципальном и школьном уровнях;

- решение проблем малокомплектных школ в сельской местности;

- модернизация опорных, базовых, самостоятельных школ и создание центра дистанционного образования;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ;

- аттестация педагогических работников;

- привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения;

- комплектование школьных библиотек и медиатек;

- повышение энергосбережения.

Для обеспечения достижения результатов и успешной реализации комплекса мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2011, 2012 годах в регионе была проведена подготовительная работа. Для координации проведения мероприятий по модернизации общего образования при Правительстве Рязанской области создан региональный межведомственный совет по модернизации общего образования Рязанской области (распоряжение Губернатора Рязанской области от 22.06.2011 N 242-рг) (далее - Совет). В состав Совета вошли руководители органов государственной власти Рязанской области и представители общественных организаций. Региональным оператором определено министерство образования Рязанской области, подготовившее проекты комплексов мер по модернизации общего образования в 2011 и 2012 годах, которые были приняты на заседании Совета, согласованы с Министерством образования и науки Российской Федерации и утверждены Постановлениями Правительства Рязанской области (2011 год - от 14.07.2011 N 185 "Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2011 году и Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований муниципальных районов и городских округов Рязанской области на модернизацию региональных систем общего образования"; 2012 год - от 15.02.2012 N 27 "Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования Рязанской области в 2012 году и порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Рязанской области на модернизацию региональных систем общего образования").

Комплекс мер по модернизации системы общего образования Рязанской области в 2011, 2012 годах реализовывался в соответствии с соглашениями между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Рязанской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Рязанской области на модернизацию региональной системы общего образования от 19.07.2011 N 18 G64240065 и от 16.02.2012 N 18 G64.24.0015 соответственно.

Основные показатели результативности реализации комплекса мер за два года представлены в таблицах N 1 и N 2.

Таблица N 1

Значения показателей результативности предоставления субсидии Рязанской области на конец 2011 года


N N
 пп

Наименование показателя результативности
  предоставления субсидии

Значение
  показателя
 результативности
  предоставления
  субсидии

план

факт

1

Соотношение среднемесячной заработной плат ы учителей
 в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011
 г. и среднемесячной, по данным Федеральной службы
 государственной статистики, заработной платы
 работников в целом по экономике субъекта Российской
 Федерации за I квартал 2011 г. (проценты)

84,5

84,5

2

Доля школьников, обучающихся по федеральным
 государственным образовательным стандартам, в общей
 численности школьников (проценты)

9,7

10,7

2.1

Начальное общее образование (проценты)

26,5

26,5

2.2

Основное общее образование (проценты)

0

0

2.3

Среднее (полное) общее образование (проценты)

0

0

3

Доля учителей, получивших в установленном порядке
 первую, высшую квалификационную категорию и
 подтверждение соответствия занимаемой должности, в
 общей численности учителей

15,0

16,3

4

Доля учителей и руководителей общеобразовательных
 учреждений, прошедших повышение квалификации и
 профессиональную переподготовку для работы в
 соответствии с федеральными государственными
 образовательными стандартами, в общей численности
 учителей (проценты)

82,0

82,0

5

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих
 дистанционное обучение обучающихся, в общей
 численности общеобразовательных учреждений
 (проценты)

3,7

3,7

6

Динамика снижения потребления по всем видам
 топливно-энергетических ресурсов

положи-
 тельная

положи-
 тельная

Таблица N 2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»