ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2012 года N 477

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ МАСШТАБОВ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ И ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства Республики Мордовия от 3 октября 2011 г. N 600-Р Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Республики Мордовия" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа).

2. Установить, что приведенные объемы финансирования Программы являются прогнозными и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С.Сезганова.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ


Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 24 декабря 2012 г. N 477

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СНИЖЕНИЕ МАСШТАБОВ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ И ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ Паспорт Республиканской целевой программы "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Республики Мордовия" на 2013 - 2015 годы


Наименование программы

- Республиканская целевая программа "Снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Республики Мордовия" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- распоряжение Правительства Республики Мордовия от 3 октября 2011 г. N 600-Р

Государственный заказчик - координатор Программы

- Министерство здравоохранения Республики Мордовия

Основные разработки Программы

- Министерство здравоохранения Республики Мордовия;
Министерство культуры и туризма Республики Мордовия;
Министерство образования Республики Мордовия;
Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия;
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия;
Министерство печати и информатизации Республики Мордовия;
Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия;
Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения;
Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи

Цели Программы

- значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции;
повышение эффективности регулирования алкогольного рынка;
повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией;
создание условий для приостановления роста злоупотребления алкоголем и профилактика алкоголизма среди населения;
вовлечение молодежи в активную созидательную деятельность

Задачи Программы

- повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией: анализ динамики показателей уровня злоупотребления алкогольной продукцией на территории Республики Мордовия;
изменение структуры потребления населением Республики Мордовия алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции;
выработка негативного отношения населения к употреблению алкоголя и создание стимулов для проявления общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения, и механизмов их поддержки государством;
привлечение несовершеннолетних и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;
организация новых видов отдыха и досуга для молодежи и взрослого населения, исключающих традицию употребления алкогольной продукции;
повышение трудовой занятости и мотивации к трудовой деятельности;
обеспечение культурного досуга населения, проживающего в малых городах и сельской местности;
информирование населения о негативных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией (медицинских, юридических, социальных);
совершенствование организации оказания наркологической медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией и больным алкоголизмом;
создание эффективной системы раннего выявления, лечения и медико-социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, среди населения республики;
повышение эффективности регулирования алкогольного рынка: противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции;
применение ценовых и налоговых мер с целью снижения доступности алкогольной продукции для населения, особенно для молодежи;
создание механизмов применения мер социальной ответственности к производителям алкогольной продукции;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях упорядочения торговли и ограничения доступности алкогольной продукции, сокращения ее незаконного оборота

Целевые индикаторы и показатели Программы

- уровень потребления абсолютного алкоголя на душу населения (в литрах);
удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (в процентах);
заболеваемость алкогольными психозами (на 100000 человек);
количество несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с злоупотреблением алкоголем, в подразделениях по делам несовершеннолетних и защите их прав (человек);
доля больных алкоголизмом, длительность ремиссии у которых от 1 года и более, по отношению к числу больных алкоголизмом, состоящих на учете (в процентах);
удельный вес молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений, (в процентах);
удельный вес молодежи, принимающей участие в добровольческой деятельности (в процентах);
удельный вес несовершеннолетних от 8 до 18 лет, охваченных систематическими занятиями спортом (в процентах)

Срок реализации Программы

- 2013 - 2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы составляет 68065,0 тыс. рублей: в 2013 г. - 25860,0 тыс. рублей, в 2014 г. - 26035,0 тыс. рублей, в 2015 г. - 16170,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств: республиканского бюджета Республики Мордовия - 68065,0 тыс. рублей: в 2013 г. - 25860,0 тыс. рублей, в 2014 г. - 26035,0 тыс. рублей, в 2015 г. - 16170,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально- экономической эффективности

- снижение потребления абсолютного алкоголя на душу населения до 6,4 л;
увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 34 процентов;
снижение заболеваемости алкогольными психозами до 19,3 на 100000 человек;
снижение количества несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с злоупотреблением алкоголем, в подразделениях по делам несовершеннолетних и защите их прав до 710 человек;
увеличение доли больных алкоголизмом, длительность ремиссии у которых от 1 года и более, по отношению к числу больных алкоголизмом, состоящих на учете, до 17,2 процента;
увеличение удельного веса молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений, до 74 процентов;
увеличение удельного веса молодежи, принимающей участие в добровольческой деятельности, до 10,5 процента;
увеличение удельного веса несовершеннолетних от 8 до 18 лет, охваченных систематическими занятиями спортом, до 78 процентов.

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Настоящая Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р, распоряжением Правительства Республики Мордовия от 3 октября 2011 г. N 600-Р, Порядком разработки и реализации республиканских целевых программ и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384, Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Республикой Мордовия по обеспечению взаимодействия по выработке и реализации государственной политики в сфере здравоохранения и социального развития от 15 марта 2007 г. N 15.

Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, государственная политика нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.

Высокий уровень потребления алкоголя населением республики (7,1 л абсолютного алкоголя на душу населения по данным реализации алкогольной продукции в республике) непосредственно влияет на уровень преступности. По данным Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, 10% преступлений от числа расследованных совершаются в состоянии алкогольного опьянения.

Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию республики. К экономическим потерям относятся снижение производительности труда, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, сокращение продолжительности здоровой жизни и повышенный уровень смертности, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

В текущем году в медицинских организациях Республики Мордовия зарегистрировано 16026 человек с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением алкоголя, в том числе 1881 человек, обратившийся по вопросу употребления алкоголя с вредными последствиями, и 512 человек, перенесших алкогольный психоз.

За последние 3 года показатель распространенности алкоголизма в республике увеличился на 1,9% и занимает шестую ранговую позицию из 14 в Приволжском федеральном округе. Из зарегистрированных больных алкоголизмом 37,7% являются сельскими жителями. Доля женщин, страдающих от употребления алкоголя, составляет 14,5%.

У больных, страдающих алкоголизмом, потребность в медицинской помощи возрастает по мере ухудшения их состояния. Их лечение требует привлечения дополнительных средств и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения. Значительная часть находящегося в эксплуатации медицинского оборудования выработала свой ресурс и не может гарантировать качественное обследование и лечение больных данной категории.

Высокий уровень распространенности злоупотребления алкоголем, наркотиками и иными психоактивными веществами является острой проблемой для современного общества. На протяжении последних пяти лет (2007 - 2011 годы) показатель распространенности наркологических расстройств в республике вырос на 0,2% (с 1,9% общей численности населения в 2007 году до 2,1% в 2011 году).

Ввиду доступности алкогольных напитков для широких слоев населения и с учетом динамики основных показателей распространенности употребления психоактивных веществ за предыдущие годы в Республике Мордовия, в 2013 - 2015 годах увеличится число зарегистрированных больных с наркологическими расстройствами на 0,5% (с 17562 человек (2108,3 на 100000 человек) в 2013 г. до 17654 (2119,2 на 100000 человек) в 2015 году).

Анализ уровня распространенности злоупотребления алкоголем населением республики показывает, что данная проблема не может быть решена усилиями только исполнительных органов государственной власти, так как затрагивает компетенцию ряда отраслей экономики и социальной сферы, носит комплексный, системный характер. Единая государственная политика по снижению алкоголизации населения возможна только при межотраслевом подходе и активном участии общественных организаций.

Сегодня в нашей республике создана уникальная спортивная инфраструктура, получившая признание в стране и за рубежом. Мордовия стала одним из самых спортивных регионов России. В Республике Мордовия насчитывается 2453 спортивных сооружения, из них 1648 находятся в сельской местности. В г. Саранске функционируют такие уникальные спортивные объекты как Спортивный комплекс "Мордовия", пропускная способность которого составляет 3000 чел. в день, Республиканский лыжно-биатлонный комплекс, Ледовый дворец Республики Мордовия. Продолжается строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в муниципальных районах.

Ежегодно в рамках Единого календарного плана комплексных и спортивно-массовых мероприятий Министерством спорта и физической культуры Республики Мордовия совместно с Министерством здравоохранения Республики Мордовия и другими заинтересованными государственными органами проводятся спортивные соревнования и мероприятия под девизом "Спорт - против наркотиков и алкоголя". В их числе "Кросс нации" и "Лыжня России", спартакиады среди детских домов и школ-интернатов, игра "Сын полка", всероссийские и республиканские соревнования по различным видам спорта.

Всего в коллективах и по индивидуальным программам физической культурой занимаются 208 тыс. человек. Более 112 тыс. детей, подростков, молодежи охвачено государственными программами физического воспитания в образовательных учреждениях разного уровня. Дальнейшее развитие получила система дополнительного спортивного образования в детско-юношеских спортивных школах, развивается адаптивный спорт. Тем не менее по результатам профилактических медицинских осмотров нормальное физическое развитие имеют 91,9% дошкольников и 83,3% школьников. За период обучения в школе число детей с нарушениями осанки возрастает в 2,7 раза, сколиозом - в 7,8 раз. Одной из причин развития данных форм патологии является недостаточная двигательная активность учащихся, поэтому развитие и эффективное использование средств физической культуры и спорта в республике является наиболее приоритетным направлением укрепления здоровья, профилактики заболеваемости и инвалидизации населения, особенно подрастающего поколения.

Целесообразность использования программно-целевого метода при решении проблем, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией среди населения, обусловлена рядом следующих объективных причин:

сложностью и многообразием методов профилактики, лечения и реабилитации больных алкоголизмом, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;

необходимостью выполнения инвестиционных и научно-технических проектов;

потребностью в координации усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, включая общественные объединения.

Таким образом, разработка эффективной государственной политики по снижению алкоголизации населения Республики Мордовия невозможна без использования программно-целевого метода. Это позволит разработать мероприятия по снижению употребления алкогольной продукции, обеспечить комплексное решение проблем, учесть все многообразие факторов, определяющих динамику снижения алкоголизации населения республики, предусмотреть более долговременные мероприятия.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди населения могут стать:

ухудшение демографической ситуации в республике;

увеличение уровня смертности;

сокращение продолжительности жизни.

Программа может рассматриваться в качестве одного из этапов решения всего комплекса проблем, связанных со стабилизацией демографической ситуации в Республике Мордовия. Комплекс мероприятий Программы предусматривает снижение уровня потребления алкогольной продукции, повышение эффективности механизмов регулирования алкогольного рынка и системы профилактики алкоголизма среди населения Республики Мордовия. Такой подход принесет максимальный эффект от вложения бюджетных средств и обеспечит наибольшие социально-экономические результаты.

Решение проблемы снижения алкоголизации населения Республики Мордовия программными средствами будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия. Координация мероприятий Программы способствует эффективности их реализации, достижению целей и задач в области охраны здоровья населения Республики Мордовия.

При решении проблем, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, программно-целевым методом возможны 3 варианта реализации Программы, отличающиеся объемами финансирования.

Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах.

Реализация Программы по первому варианту позволит достичь поставленных целей.

При этом варианте реализация Программы сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита.

Второй вариант - принятие Программы с объемом финансирования от 50 до 80% заявленного объема. При этом варианте финансирование Программы будет сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, обеспечивающих стабилизацию основных показателей заболеваемости социально значимыми заболеваниями, а также на мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования. Этот вариант предполагает в рамках стандартных процедур реализации Программы проведение мероприятий, которые позволят осуществлять отдельные проекты и выявлять возможные области их взаимодействия и совместного использования достигнутых результатов. Указанный вариант не предусматривает изменения принципов реализации Программы. Однако реализация Программы сопряжена с риском разобщенности мероприятий по обеспечению единой политики в области оказания медико-социальной помощи при социально значимых заболеваниях и, как следствие, неполного достижения целей.

Третий вариант - принятие Программы с объемом финансирования менее 50 процентов. По этому варианту финансирование Программы сосредоточено на наименее затратных первоочередных мероприятиях.

Мероприятия Программы направлены на снижение уровня алкоголизации населения Республики Мордовия, а сама Программа не предусматривает существенного изменения объемов финансирования деятельности заинтересованных исполнительных органов государственной власти, можно считать ее не чувствительной к основным категориям рисков.

Однако при реализации Программы возможен финансовый риск, связанный с неполным или несвоевременным финансированием Программы, что повлечет невыполнение мероприятий в запланированные сроки. Однако влияние этого фактора на объемы оказания бюджетных услуг в среднесрочной перспективе будет несущественно.

Раздел 2. Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели


Основные цели Программы:

значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции;

повышение эффективности регулирования алкогольного рынка;

повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией;

создание условий для приостановления роста злоупотребления алкоголем и профилактика алкоголизма среди населения;

вовлечение молодежи в активную созидательную деятельность.

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи Программы:

1) повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией:

анализ динамики показателей уровня злоупотребления алкогольной продукцией на территории Республики Мордовия;

изменение структуры потребления населением Республики Мордовия алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков при одновременном существенном снижении общего уровня потребления алкогольной продукции;

выработка негативного отношения населения к употреблению алкоголя и создание стимулов для проявления общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения, и механизмов их поддержки государством;

привлечение несовершеннолетних и молодежи к занятиям физической культурой, туризмом и спортом с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни;

организация новых видов отдыха и досуга для молодежи и взрослого населения, исключающих традицию употребления алкогольной продукции;

повышение трудовой занятости и мотивации к трудовой деятельности;

обеспечение культурного досуга населения, проживающего в малых городах и сельской местности;

информирование населения о негативных последствиях злоупотребления алкогольной продукцией (медицинских, юридических, социальных);

совершенствование организации оказания наркологической медицинской помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией и больным алкоголизмом;

создание эффективной системы раннего выявления, лечения и медико-социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, среди населения республики;

2) повышение эффективности регулирования алкогольного рынка:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»