• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

 
ЗАКОН

 РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

от 18 января 2013 года N 1772 ВХ-I

ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

(в редакции законов Республики Тыва от 24.12.2013 N 2274 ВХ-1, от 15.05.2015 N 78-ЗРТ (ред. 29.06.2015), от 29.06.2015 N 95-ЗРТ, от 07.12.2015 N 124-ЗРТ, от 22.06.2016 N 183-ЗРТ)

Принят
Верховным Хуралом (парламентом)
Республики Тыва
25 декабря 2012 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, возникающие в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Тыва.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, в котором они используются в федеральном законодательстве, регулирующем отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Статья 3. Законодательство Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия


Законодательство Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"), Основ законодательства Российской Федерации о культуре и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Тыва, законов Республики Тыва и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Тыва.

Статья 4. Полномочия Главы - Председателя Правительства Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия


К полномочиям Главы - Председателя Правительства Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

2) определение состава, порядка охраны и использования особо ценных объектов культурного наследия;

3) назначение на должность и освобождение от должности руководителей органа исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющих переданные полномочия;

(в ред. законов Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ, от 07.12.2015 N 124-ЗРТ)

4) утверждение структуры органа исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющего переданные полномочия;

(в ред. законов Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ, от 07.12.2015 N 124-ЗРТ)

5) организация деятельности по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

(п. 5 в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

6) обеспечение своевременного представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия:

(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций;

экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Республики Тыва по вопросам переданных полномочий;

иных документов и информации, необходимых для контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти Республики Тыва переданных полномочий.

Статья 5. Полномочия Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия


К полномочиям Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся принятие законов Республики Тыва, внесение в них изменений и дополнений, а также осуществление контроля за их исполнением.

Статья 6. Полномочия Правительства Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия


К полномочиям Правительства Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) проведение политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

2) утверждение государственных программ Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

(в ред. Закона Республики Тыва от 24.12.2013 N 2274 ВХ-1)

3) определение органа исполнительной власти Республики Тыва, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

4) утратил силу. - Закон Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ;

5) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;

6) принятие решений об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения в случаях и порядке, установленных пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", решений об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случаях и порядке, установленных пунктом 3 статьи 22 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации;

(п. 6 в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

7) утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, режимов использования земель объектов культурного наследия регионального значения, а также градостроительных регламентов в границах данных зон;

8) определение порядка организации историко-культурного заповедника регионального значения;

9) установление льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Республики Тыва;

10) согласование представления федерального органа охраны объектов культурного наследия о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета;

10.1) согласование представления федерального органа охраны объектов культурного наследия решения о создании историко-культурного заповедника федерального значения, расположенного на территории Республики Тыва, об утверждении его границ и режима его содержания;

(п. 10.1 в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

11) установление порядка ограничения или запрещения движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия или в зонах его охраны в случае угрозы нарушения его целостности и сохранности;

12) утверждение перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Республики Тыва (далее - исторические поселения регионального значения), предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах;

(в ред. Закона Республики Тыва от 22.06.2016 N 183-ЗРТ)

12.1) установление порядка организации и осуществления регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия;

(п. 12.1 введен Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

12.2) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Тыва;

(п. 12.2 введен Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ (ред. 29.06.2015))

13) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Тыва.

Статья 7. Полномочия органа исполнительной власти Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия


1. Республика Тыва образует орган охраны объектов культурного наследия, уполномоченный осуществлять региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, находящихся на территории Республики Тыва. Порядок деятельности и компетенция органа охраны объектов культурного наследия определяются положением, утверждаемым Правительством Республики Тыва.

(часть 1 в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ; в ред. Закона Республики Тыва от 22.06.2016 N 183-ЗРТ)

2. Муниципальное образование вправе создавать муниципальные органы охраны объектов культурного наследия с целью обеспечения сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов муниципального культурного наследия.

(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

3. Региональный орган охраны объектов культурного наследия Республики Тыва совместно с органами охраны культурного наследия Российской Федерации образуют единую систему государственных органов охраны культурного наследия.

(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

4. Региональный орган охраны объектов культурного наследия Республики Тыва в соответствии с порядком и правилами охраны и использования культурного наследия Российской Федерации могут получать от органов охраны культурного наследия Российской Федерации часть их полномочий в отношении культурного наследия Российской Федерации.

(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

5. Региональный орган охраны объектов культурного наследия Республики Тыва осуществляют контрольные полномочия в отношении культурного наследия Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

6. Указания органов охраны объектов культурного наследия в пределах их компетенции обязательны для всех юридических и физических лиц.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия Республики Тыва несет ответственность за достоверность используемых им сведений и обоснованность рекомендаций, заданий, требований, согласований, соответствие их требованиям действующего законодательства.

(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

7. Действия (бездействие) регионального органа охраны объектов культурного наследия Республики Тыва в нарушение законодательств Российской Федерации и Республики Тыва в сфере культурного наследия не могут являться правовым основанием действий (бездействия) юридических и физических лиц.

(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

8. К полномочиям регионального органа охраны объектов культурного наследия Республики Тыва (далее - орган охраны объектов культурного наследия) относятся:

(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

1) осуществление контроля за соблюдением законодательств Российской Федерации и Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

2) разработка и реализация государственных программ Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

(в ред. Закона Республики Тыва от 24.12.2013 N 2274 ВХ-1)

3) осуществление научного и методического руководства охраной культурного наследия Республики Тыва;

4) организация и осуществление работ по выявлению и учету объектов, представляющих историко-культурную ценность, находящихся на территории Республики Тыва и рекомендуемых для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр);

(в ред. Закона Республики Тыва от 29.06.2015 N 95-ЗРТ)

5) выдача паспорта объекта культурного наследия регионального значения, включенного в Реестр. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в Реестре;

6) согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва о предоставлении земель и изменении их правового режима;

7) согласование проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия;

8) в случаях, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", выдача разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия;

9) выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению указанных объектов, а также согласование проектной документации на проведение работ по их сохранению;

10) приемка работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Тыва;

11) согласование порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его границы и режима его содержания;

12) определение границы историко-культурного заповедника регионального значения на основании историко-культурного опорного плана и (или) иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница;

13) организация установки информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия, на объекты культурного наследия регионального значения;

14) осуществление мониторинга данных об объектах культурного наследия регионального значения, включенных в Реестр, в целях своевременного изменения данных об объектах культурного наследия регионального значения, включенных в Реестр, и документационное обеспечение Реестра указанных объектов;

15) выдача письменного предписания о приостановлении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, а также в случае, если проведение таких работ может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность;

16) принятие решения о возобновлении приостановленных землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия, за исключением случаев, когда указанные работы были приостановлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия;

17) оформление охранных обязательств собственникам и пользователям объектов культурного наследия федерального и регионального значения;

18) обращение в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержащегося объекта культурного наследия регионального значения, включенного в Реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которых располагается объект археологического наследия;

19) утверждение границ территории соответствующего исторического поселения регионального значения, не совпадающих с границами населенного пункта;

20) согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения;

20.1) организация проведения историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) Правительства Республики Тыва или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

(п. 20.1 введен Законом Республики Тыва от 24.12.2013 N 2274 ВХ-1)

20.2) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

(п. 20.2 введен Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

20.3) осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия;

(п. 20.3 введен Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

20.4) установление требований к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), требований к сохранению объектов культурного наследия регионального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия регионального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия регионального значения, требований к сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

(п. 20.4 введен Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

20.5) принятие решения о включении объекта в Реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный Реестр;

(п. 20.5 введен Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

20.6) осуществление мер по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации;

(п. 20.6 введен Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

20.7) утверждение границы территории объекта культурного наследия, включаемого в Реестр, для указанного объекта регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения;

(п. 20.7 введен Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

20.8) установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места для достопримечательного места регионального значения;

(п. 20.8 введен Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

20.9) принятие решения, предусматривающего установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

(п. 20.9 введен Законом Республики Тыва от 22.06.2016 N 183-ЗРТ)

21) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Тыва.

(п. 21 в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия


К полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности;

2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

4) осуществление мер по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации;

(п. 4 введен Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

5) установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места для достопримечательного места местного (муниципального) значения;

(п. 5 введен Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

6) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

(п. 6 введен Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ (ред. 29.06.2015))

7) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

(п. 7 введен Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

Статья 9. Источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия


1. Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:

1) федеральный бюджет - в случаях, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) республиканский бюджет Республики Тыва;

3) местные бюджеты;

4) внебюджетные поступления.

2. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности Республики Тыва и в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в Реестр, и (или) выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном законом Республики Тыва и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

3. Республика Тыва вправе за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

4. Республика Тыва и муниципальные образования вправе за счет средств своих бюджетов оказывать финансовую поддержку мероприятий по сохранению находящихся в собственности религиозных организаций объектов культурного наследия, включенных в Реестр, и выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения.

(часть 4 введена Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

Статья 10. Льготы, предоставляемые пользователям и собственникам объектов культурного наследия


1. Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в государственной собственности Республики Тыва или муниципальной собственности, вложившее собственные средства в работы по сохранению объекта культурного наследия и обеспечившее их выполнение в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством и настоящим Законом, имеет право на льготную арендную плату.

2. Установление льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Республики Тыва или муниципальной собственности, осуществляется Правительством Республики Тыва или органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Статья 11. Организация государственного учета объектов культурного наследия


1. Государственному учету подлежат все объекты культурного наследия, расположенные на территории Республики Тыва.

2. Орган охраны объектов культурного наследия осуществляет работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой историко-культурную ценность и рекомендуемых для включения в Реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными программами Республики Тыва в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.

(в ред. Закона Республики Тыва от 22.06.2016 N 183-ЗРТ)

3 - 4. Утратили силу. - Закон Республики Тыва от 22.06.2016 N 183-ЗРТ.

5. Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения. Информация о выявленном объекте археологического наследия направляется органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором или в котором обнаружен объект археологического наследия, в течение тридцати дней со дня поступления в указанный орган охраны объектов культурного наследия информации, предусмотренной частью 10 статьи 18.1 настоящего Закона.

(в ред. законов Республики Тыва от 24.12.2013 N 2274 ВХ-1, от 22.06.2016 N 183-ЗРТ)

6. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в Реестр либо об отказе включения их в Реестр подлежат государственной охране органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Статья 12. Порядок включения объектов культурного наследия в Реестр


(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

1. После принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.

2. Заключение государственной историко-культурной экспертизы должно содержать следующие сведения, необходимые для принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр:

1) сведения о наименовании объекта;

2) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий;

3) сведения о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);

4) сведения о категории историко-культурного значения объекта;

5) сведения о виде объекта;

6) описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в Реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны объекта культурного наследия);

7) сведения о границах территории выявленного объекта культурного наследия, включая текстовое и графическое описания местоположения этих границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости;

8) фотографическое (иное графическое) изображение:

для памятника - снимки общего вида, фасадов, предмета охраны данного объекта;

для ансамбля - снимки общего вида, передающие планировочную структуру элементов и композиционные особенности ансамбля, снимки общего вида и фасадов памятников, входящих в состав ансамбля, снимки предмета охраны данного ансамбля;

для достопримечательного места - совокупность снимков и (или) иных графических изображений, передающих планировочную структуру элементов и композиционные особенности достопримечательного места.

3. Орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в Реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в Реестр.

4. В случае поступления в орган охраны объектов культурного наследия заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия федерального значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения такого заключения указанный орган охраны объектов культурного наследия направляет заявление о включении объекта в Реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения, заключение государственной историко-культурной экспертизы, содержащее сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для рассмотрения им вопроса о принятии решения о включении объекта в Реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения либо об отказе во включении указанного объекта в Реестр.

5. Муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо вправе направить в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения с приложением заключения государственной историко-культурной экспертизы, содержащего сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи.

6. Федеральный орган охраны объектов культурного наследия в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения документов, указанных в части 4 или части 5 настоящей статьи, принимает решение о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения либо об отказе во включении объекта в Реестр.

7. Решение о включении объекта культурного наследия в Реестр принимается:

1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в Реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения;

2) органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в Реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или по согласованию с органами местного самоуправления - объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

8. Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр либо об отказе во включении такого объекта в Реестр должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.

9. Принятие решения об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения не препятствует принятию решения о включении указанного объекта в Реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

10. Орган охраны объектов культурного наследия вправе не согласиться с заключением государственной историко-культурной экспертизы по следующим основаниям:

1) проведение государственной историко-культурной экспертизы с нарушением требований Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

2) несоответствие выводов государственной историко-культурной экспертизы ее содержанию;

3) несоответствие выводов и содержания государственной историко-культурной экспертизы требованиям Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

11. Орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр по следующим основаниям:

1) отрицательное заключение государственной историко-культурной экспертизы;

2) недостоверность сведений об объекте (в том числе сведений о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий, о местонахождении объекта);

3) наличие сведений об объекте в Реестре.

12. В Реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее сорока лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые могут быть отнесены к объектам культурного наследия до истечения указанного срока после смерти таких лиц). Включению в Реестр подлежат объекты археологического наследия, с момента возникновения которых прошло не менее ста лет.

13. Объект культурного наследия, включенный в Реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в Реестр.

Снос объекта культурного наследия, включенного в Реестр, запрещен.

14. Орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, о принятии решения о включении такого объекта в Реестр либо об отказе во включении такого объекта в Реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения.

Статья 12.1. Порядок выявления объектов культурного наследия


(введена Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

1. Орган охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).

2. Муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) вправе направить в орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в Реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

В случае обнаружения места захоронения жертв массовых репрессий орган местного самоуправления направляет в орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

(абзац введен Законом Республики Тыва от 22.06.2016 N 183-ЗРТ)

3. Орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в Реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.

Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается постановлением Правительства Республики Тыва.

4. По истечении срока, установленного частью 3 настоящей статьи, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.

5. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в Реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" до принятия решения о включении его в Реестр либо об отказе во включении его в Реестр.

6. Заявитель вправе обжаловать в судебном порядке отказ органа охраны объектов культурного наследия во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо бездействие указанного органа охраны объектов культурного наследия, выразившееся в непринятии в установленные сроки решения в отношении указанного объекта.

7. Орган кадастрового учета по межведомственному запросу органа охраны объектов культурного наследия обязан предоставить на безвозмездной основе информацию о собственнике и (или) об ином законном владельце объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, иную информацию об указанных объектах, о земельном участке, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, в объеме сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

8. Орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа кадастрового учета уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В случае угрозы ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия органом охраны объектов культурного наследия могут быть установлены требования к содержанию и использованию указанного объекта в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Данные требования, а также иные меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия указываются в предписании, направляемом органом охраны объектов культурного наследия собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия.

В случае несогласия собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия с требованиями, установленными предписанием органа охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия может обжаловать указанные требования в суд.

9. Орган охраны объектов культурного наследия не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия направляет копию решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия в орган кадастрового учета.

10. Формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Тыва, осуществляются органом охраны объектов культурного наследия.

11. Орган охраны объектов культурного наследия исключает выявленный объект культурного наследия из перечня выявленных объектов культурного наследия на основании решения о включении такого объекта в Реестр или об отказе во включении такого объекта в Реестр, принятого в порядке, установленном Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

12. Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

Выявленные объекты археологического наследия включаются в перечень выявленных объектов культурного наследия решением органа охраны объектов культурного наследия в течение трех рабочих дней со дня поступления сведений об объекте археологического наследия в порядке, установленном пунктом 11 статьи 45.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Уведомление о выявленном объекте археологического наследия направляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику земельного участка и (или) пользователю земельным участком, на котором или в котором обнаружен объект археологического наследия, в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого обнаружен данный объект археологического наследия, орган кадастрового учета в течение тридцати дней со дня поступления в указанный орган охраны объектов культурного наследия информации, предусмотренной пунктом 11 статьи 45.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В уведомлении указываются наименование и местонахождение выявленного объекта археологического наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта), а также сведения о предусмотренном пунктом 5 статьи 5.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" особом режиме использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается выявленный объект археологического наследия.

Статья 12.2. Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия


(введена Законом Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

1. Решение федерального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия федерального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения принимается по согласованию с органом охраны объектов культурного наследия, на территории которого находится указанный объект культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, содержащего вывод о соответствии такого объекта критериям отнесения объекта к объекту культурного наследия регионального значения.

Решение федерального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия федерального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения принимается по согласованию с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, содержащего вывод о соответствии такого объекта критериям отнесения объекта к объекту культурного наследия местного (муниципального) значения.

Решение федерального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, объекта культурного наследия регионального значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения принимается по согласованию соответственно с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится объект культурного наследия местного (муниципального) значения, органом охраны объектов культурного наследия, на территории которого находится объект культурного наследия регионального значения, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, содержащего вывод о соответствии такого объекта критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия федерального значения.

2. Решение органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия регионального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения принимается по согласованию с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, содержащего вывод о соответствии такого объекта критериям отнесения объекта к объекту культурного наследия местного (муниципального) значения.

3. Решение органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения принимается по согласованию с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится объект культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, содержащего вывод о соответствии такого объекта критериям отнесения объекта к объекту культурного наследия регионального значения.

Статья 13. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, выявленного объекта культурного наследия


(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

1. Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в части 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в части 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

2. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

1) органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

2) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

3. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными статьей 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

4. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия, либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

5. Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в части 4 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.

Статья 14. Порядок установки надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия, на объектах культурного наследия регионального значения

(в редакции Закона Республики Тыва от 24.12.2013 N 2274 ВХ-1)


1. На объектах культурного наследия устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения).

2. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения возлагается на собственников объектов культурного наследия регионального значения.

3. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия регионального значения должны быть установлены в срок не позднее трех месяцев со дня внесения объектов культурного наследия регионального значения в Реестр.

4. Информационные надпись и обозначение, устанавливаемые на объекте культурного наследия регионального значения, должны содержать:

1) сведения о наименовании объекта культурного наследия;

2) сведения о категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

3) сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, дате основных изменений (перестройки) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

4) указание на то, что объект культурного наследия охраняется государством;

4.1) герб Республики Тыва, а также геральдический знак - эмблема органа охраны объектов культурного наследия;

(п. 4.1 введен Законом Республики Тыва от 22.06.2016 N 183-ЗРТ)

5) иные сведения, определяемые собственником объекта культурного наследия регионального значения или пользователем объектом культурного наследия регионального значения.

5. Эскизный проект информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения, проведение работ по изготовлению и установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения должны быть согласованы с органом охраны объектов культурного наследия.

6. Согласование эскизного проекта информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения осуществляется органом охраны объектов культурного наследия в течение 30 календарных дней со дня обращения собственника объекта культурного наследия регионального значения или пользователя объектом культурного наследия регионального значения.

7. Порядок согласования эскизного проекта информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения, проведения работ по изготовлению и установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения определяется и утверждается постановлением органа охраны объектов культурного наследия.

8. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия регионального значения могут быть демонтированы в следующих случаях:

1) проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

2) замена информационных надписи и обозначения при изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения либо иных существенных изменениях, внесенных в установленном порядке в Реестр;

3) исключение объекта культурного наследия из Реестра.

9. В случае повреждения или утраты информационных надписей и обозначений, установленных на объектах культурного наследия регионального значения, собственники этих объектов обеспечивают восстановление или замену информационных надписей и обозначений не позднее трех месяцев со дня обнаружения факта их повреждения или утраты.

10. Обязательства по обеспечению сохранности информационных надписей и обозначений, установленных на объектах культурного наследия регионального значения, вносятся в текст охранного обязательства собственника объекта культурного наследия регионального значения, охранного обязательства пользователя объектом культурного наследия регионального значения.

11. Орган охраны объектов культурного наследия вправе устанавливать информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия.

12. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия местного (муниципального) значения определяется нормативным правовым актом органов местного самоуправления.

Статья 15. Утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, находящихся на территории Республики Тыва


1. Границы зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения.

Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом охраны объектов культурного наследия по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законом Республики Тыва.

(часть 1 в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

2. В границах зон охраны объектов культурного наследия Правительством Республики Тыва устанавливается особый режим содержания и использования земель в зависимости от вида и типа объекта культурного наследия с определенным ограничением строительства и функционального использования указанных земель с целью создания условий, способствующих сохранению объектов культурного наследия.

3. Утвержденные границы зон охраны объектов культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон учитываются и отображаются в градостроительной документации, сведения о них вносятся в установленном порядке в единый государственный Реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

4. Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации.

5. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердивший границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон, осуществляет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением зон.

Статья 16.

Утратила силу. - Закон Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ

Статья 17. Порядок ограничения или запрещения движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в зонах его охраны


Правительство Республики Тыва на основании заключения органа охраны объектов культурного наследия принимает решение об ограничении или запрете движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия или в зонах его охраны в случае угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия. Указанное решение принимается с учетом мнения республиканского дорожного органа и органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Статья 18.

Утратила силу. - Закон Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ

Статья 18.1. Порядок проведения археологических полевых работ


(введена Законом Республики Тыва от 24.12.2013 N 2274 ВХ-1)

1. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

2. Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в части 6 настоящей статьи.

3. Выдача разрешений (открытых листов), приостановление и прекращение их действий производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

5. Физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в орган охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).

(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

6. Виды археологических полевых работ:

1) археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;

2) археологические раскопки - проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;

3) археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

7. Лабораторная обработка и научный анализ собранного материала (камеральная обработка) являются неотъемлемой частью археологических полевых работ.

8. Спасательные археологические полевые работы - проведение методами научных исследований объектов археологического наследия работ по сохранению объектов археологического наследия с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов в целях их сохранения и получения научных знаний.

9. Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.

10. В случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом орган охраны объектов культурного наследия, и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ.

(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

11. В случае если в результате проведения археологических полевых работ изменились учетные данные объекта археологического наследия (площадь объекта, предмет охраны и другие данные), физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение тридцати рабочих дней со дня завершения археологических полевых работ письменно проинформировать об этих изменениях орган охраны объектов культурного наследия.

(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

Статья 19. Региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия


(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

Региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется органом охраны объектов культурного наследия согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.

Статья 20. Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в Реестр


(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

1. Охранным обязательством устанавливаются следующие требования:

1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, определенные частью 5 настоящей статьи, вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия.

(в ред. Закона Республики Тыва от 22.06.2016 N 183-ЗРТ)

В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в Реестр, может обжаловать указанные требования в суд.

3. Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия, предусмотренный статьей 21 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

4. В случае отсутствия паспорта объекта культурного наследия в охранное обязательство вносятся:

1) сведения о наименовании объекта культурного наследия;

2) сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий;

3) сведения о категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

4) сведения о виде объекта культурного наследия;

5) номер и дата принятия органом государственной власти решения о включении объекта культурного наследия в Реестр;

6) сведения о местонахождении объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);

7) сведения о границах территории объекта культурного наследия (при наличии);

8) описание предмета охраны объекта культурного наследия (при наличии);

9) фотографическое (иное графическое) изображение объекта культурного наследия, за исключением отдельных объектов археологического наследия, фотографическое изображение которых вносится на основании решения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия;

10) сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия с указанием номера и даты принятия органом государственной власти акта об утверждении указанных зон либо информация о расположении данного объекта культурного наследия в границах зон охраны иного объекта культурного наследия;

11) сведения о требованиях к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в Реестр, об особом режиме использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

12) иные сведения, предусмотренные федеральным законодательством.

5. Охранное обязательство утверждается актом органа охраны объектов культурного наследия в отношении:

1) объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень);

2) объектов культурного наследия регионального значения;

3) объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

6. Изменения в охранное обязательство вносятся органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном для утверждения охранного обязательства.

7. Акт органа охраны объектов культурного наследия, определенного частью 5 настоящей статьи, с утвержденным им охранным обязательством подлежит размещению на сайте органа охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и приобщается федеральным органом охраны объектов культурного наследия к учетному делу соответствующего объекта культурного наследия.

(в ред. Закона Республики Тыва от 07.12.2015 N 124-ЗРТ)

Статья 21. Историко-культурные заповедники


1. Решение об отнесении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, к историко-культурному заповеднику регионального или местного (муниципального) значения принимается на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы соответственно Правительством Республики Тыва или соответствующим органом местного самоуправления по представлению государственного органа охраны объектов культурного наследия Республики Тыва.

(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

2. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются Правительством Республики Тыва.

Порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его граница и режим его содержания устанавливаются органом местного самоуправления по согласованию с органом охраны объектов культурного наследия.

(часть 2 в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

3. Граница историко-культурного заповедника определяется на основании историко-культурного опорного плана и (или) иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница в отношении историко-культурного заповедника регионального значения и историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения - органом охраны объектов культурного наследия либо муниципальным органом охраны объектов культурного наследия.

(часть 3 в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

4. Сведения о границах и режимах содержания историко-культурных заповедников регионального или местного (муниципального) значения подлежат внесению в государственный земельный кадастр в соответствии с действующим законодательством.

(в ред. Закона Республики Тыва от 15.05.2015 N 78-ЗРТ)

Статья 22. Порядок согласования градостроительной документации, разрабатываемой для исторических поселений, и градостроительных регламентов


1. Проекты градостроительной документации, разработанной для исторических поселений, и проекты градостроительных регламентов, установленных в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включенные в правила застройки муниципальных образований, подлежат обязательному согласованию с органом охраны объектов культурного наследия.

Орган охраны объектов культурного наследия проводит указанное согласование на основании положительного заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.

Документация, не прошедшая согласование с уполномоченным органом, не может быть принята на утверждение.

2. Градостроительная документация, разработанная для исторических поселений, и градостроительные регламенты, установленные в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включенные в правила застройки муниципальных образований Республики Тыва, прошедшие все согласования, представляются в орган охраны объектов культурного наследия для организации контроля за их выполнением.

Статья 22.1. Порядок утверждения перечня исторических поселений регионального значения, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения


(введена Законом Республики Тыва от 24.12.2013 N 2274 ВХ-1)

1. Перечень исторических поселений регионального значения, предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются Правительством Республики Тыва по представлению органа охраны объектов культурного наследия. Указанные документы, утвержденные в установленном порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об их утверждении направляются в орган местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположено историческое поселение регионального значения.

(часть 1 в ред. Закона Республики Тыва от 22.06.2016 N 183-ЗРТ)

2. В перечень исторических поселений регионального значения включается населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в Реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения регионального значения.

3. С предложением о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения в орган охраны объектов культурного наследия могут обратиться органы государственной власти Республики Тыва, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

4. Орган охраны объектов культурного наследия вправе самостоятельно инициировать включение населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения. В этом случае подготовка документов и материалов, указанных в части 5 настоящей статьи, осуществляется органом охраны объектов культурного наследия.

5. Для принятия решения о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения в орган охраны объектов культурного наследия представляются следующие документы и материалы:

1) краткая историческая справка о населенном пункте или его части;

2) перечень объектов культурного наследия, включенных в Реестр, выявленных объектов культурного наследия и объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения регионального значения;

3) обоснование предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения;

4) материалы историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (при их наличии);

5) другие материалы, характеризующие историко-культурную значимость и ценность населенного пункта или его части как исторического поселения регионального значения (при их наличии).

6. Орган охраны объектов культурного наследия в течение тридцати календарных дней рассматривает документы и материалы, указанные в части 5 настоящей статьи, со дня их поступления и дает письменный ответ заявителю о принятии решения о направлении или об отказе в направлении представленных документов и материалов в Правительство Республики Тыва для рассмотрения вопроса о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения.

7. Основанием для отказа в направлении документов в Правительство Республики Тыва являются:

1) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в части 5 настоящей статьи;

2) несоответствие предмета охраны и определения границ территории исторического поселения регионального значения требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

8. После устранения причин, повлекших за собой отказ, документы и материалы, указанные в части 5 настоящей статьи, повторно могут быть представлены в орган охраны объектов культурного наследия.

9. В случае представления полного пакета документов, указанных в части 5 настоящей статьи, орган охраны объектов культурного наследия направляет представленные документы и материалы с соответствующим заключением в Правительство Республики Тыва для рассмотрения вопроса о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения.

10. Решение о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения либо об отказе включить населенный пункт или его часть в перечень исторических поселений регионального значения принимается Правительством Республики Тыва в течение шестидесяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заключения, документов и материалов от органа охраны объектов культурного наследия.

11. Орган охраны объектов культурного наследия уведомляет заявителя о решении Правительства Республики Тыва о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения либо об отказе включить населенный пункт или его часть в перечень исторических поселений регионального значения в течение тридцати рабочих дней со дня принятия решения Правительством Республики Тыва.

12. В случае отказа включить населенный пункт или его часть в перечень исторических поселений регионального значения в решении Правительства Республики Тыва указывается обоснование причин такого отказа.

13. Утратила силу. - Закон Республики Тыва от 22.06.2016 N 183-ЗРТ.

Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства в сфере культурного наследия


За нарушение законодательства в сфере культурного наследия должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона


1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Республики Тыва от 9 февраля 2000 года N 391 "Об охране и использовании историко-культурного наследия народов Республики Тыва" (Собрание законодательства Республики Тыва, 2001, N 1, ст. 139);

2) Закон Республики Тыва от 7 декабря 2001 года N 1255 "О внесении изменений в Закон Республики Тыва "Об охране и использовании историко-культурного наследия народов Республики Тыва" (Тувинская правда, 2001, 27 декабря; 2002, 1 января);

3) Закон Республики Тыва от 28 мая 2004 года N 748 ВХ-1 "О внесении изменений в Закон Республики Тыва "Об охране и использовании историко-культурного наследия народов Республики Тыва" (Тувинская правда, 2004, 5 июня);

4) Закон Республики Тыва от 26 ноября 2004 года N 921 ВХ-1 "О внесении изменений в Закон Республики Тыва "Об охране и использовании историко-культурного наследия народов Республики Тыва" (Тувинская правда, 2004, 9 декабря; Шын, 2004, 16 декабря);

5) Закон Республики Тыва от 18 июня 2007 года N 144 ВХ-2 "О внесении изменений в Закон Республики Тыва "Об охране и использовании историко-культурного наследия народов Республики Тыва" (Тувинская правда, 2007, 23 июня);

6) Закон Республики Тыва от 25 января 2008 года N 526 ВХ-2 "О внесении изменений в Закон Республики Тыва "Об охране и использовании историко-культурного наследия народов Республики Тыва" (Шын, 2008, 19 января; Тувинская правда, 2008, 31 января);

7) Закон Республики Тыва от 20 октября 2009 года N 1568 ВХ-2 "О признании утратившим силу абзаца пятого статьи 11 Закона Республики Тыва "Об охране и использовании историко-культурного наследия народов Республики Тыва" (Шын, 2009, 14 ноября; Тувинская правда, 2009, 17 ноября);

8) статью 3 Закона Республики Тыва от 25 апреля 2011 года N 570 ВХ-1 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Тыва в области культуры" (Шын, 2011, 12 мая; Тувинская правда, 2011, 14 мая);

9) Закон Республики Тыва от 9 июля 2012 года N 1492 ВХ-1 "О внесении изменений в Закон Республики Тыва "Об охране и использовании историко-культурного наследия народов Республики Тыва" (Нормативные акты Республики Тыва, 2012, 31 июля; Шын, 2012, 2 августа).

Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ

г. Кызыл
18 января 2013 года
N 1772 ВХ-1

ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА (с изменениями на: 22.06.2016)

Название документа: ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА (с изменениями на: 22.06.2016)

Номер документа: 1772 ВХ-I

Вид документа: Закон Республики Тыва

Принявший орган: Верховный Хурал (Парламент) Республики Тыва

Статус: Действующий

Опубликован:
Дата принятия: 18 января 2013

Дата редакции: 22 июня 2016