Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 мая 2012 года N 167

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА 2012 - 2014 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства РМ от 10.09.2012 г. N 338, от 19.11.2012 г. N 411, от 08.07.2013 г. N 273, от 09.12.2013 г. N 535)

Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012 - 2014 годы (далее - Программа).

2. Министерству экономики Республики Мордовия и Министерству финансов Республики Мордовия при формировании республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, и ежегодно уточнять объем ассигнований на ее реализацию.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С.Сезганова.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 2 мая 2012 г. N 167

(в ред. постановлений Правительства РМ
от 10.09.2012 г. N 338,
от 19.11.2012 г. N 411,
от 08.07.2013 г. N 273,
от 09.12.2013 г. N 535)

Республиканская целевая программа развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012 - 2014 годы

Паспорт Республиканской целевой программы развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012 - 2014 годы


Наименование
 программы

Республиканская целевая программа развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012 - 2014 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Республики Мордовия от 20 декабря 2011 г. N 813-Р

Государственный заказчик Программы

Министерство образования Республики Мордовия

Основной разработчик Программы
 Цели и задачи Программы

Министерство образования Республики Мордовия
   стратегической целью Программы является обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования для всех слоев населения и повышения качества предоставляемых услуг за счет вариативности форм их предоставления. Основной целью Программы является разработка механизмов доступности и устойчивого развития качества дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего. Задачи:
  обеспечение общедоступности дошкольного образования на основе выбора вариативных организационных форм, их преемственности и индивидуализации;
развитие системы оценки качества дошкольного образования и востребованности образовательных услуг;

  приведение качества и набора услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, в соответствие с требованиями родителей и школы;

  формирование преемственности между дошкольным образованием и начальным общим образованием через согласованность результатов дошкольного образования и ожидания начальной школы, заключение договоров между учреждениями дошкольного и начального общего образования на подготовку детей по заданной программе обучения и развития;

  повышение имиджа и финансовой привлекательности сферы дошкольного образования с целью привлечения в отрасль профессиональных и высококвалифицированных работников;

  определение механизмов квалифицированного социально- педагогического и психолого-педагогического сопровождения семей с детьми дошкольного возраста;

  создание ассоциации педагогических работников сферы дошкольного образования как площадки для обобщения и распространения инновационного опыта работы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

целевыми индикаторами Программы являются:
 уровень доступности дошкольного образования и вариативность форм его предоставления для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья;

  уровень соответствия результатов дошкольного образования ожиданиям начальной школы и родителей.
  Основные показатели Программы, отражающие ход ее реализации:
  удельный вес численности детей, охваченных дошкольным образованием;

  удельный вес численности детей, получивших предшкольное образование в учреждениях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, и иных вариативных формах;

  удельный вес численности учреждений, готовых оказывать дошкольные образовательные услуги в вариативной форме (семейные детские сады, центры раннего развития ребенка, группы кратковременного пребывания);

  удельный вес количества педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий в течение трех лет;

  удельный вес численности муниципальных образований, имеющих единую электронную систему учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 2012 - 2014 годы и реализуется в три этапа.
 На первом этапе (2012 год) будут реализованы мероприятия, направленные на создание новых моделей и технологий развития дошкольного образования по различным направлениям, апробацию и экспериментальное внедрение результатов.
  На втором этапе (2013 год) предполагается провести мероприятия по доработке моделей и технологий развития дошкольного образования с учетом результатов первого этапа по различным направлениям.
  На третьем этапе (2014 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Программы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансовых средств на реализацию Программы составит 3611,6585 млн. руб., в том числе по годам и источникам финансирования:
 (в ред. постановлений Правительства РМ от 08.07.2013 г. N 273 , от 09.12.2013 г. N 535 )
 2012 год - 819,4077 млн. руб.;

 2013 год - 1403,4608 млн. руб.;

 (в ред. постановлений Правительства РМ от 08.07.2013 г. N 273 , от 09.12.2013 г. N 535 )
 2014 год - 1388,79 млн. рублей.
 Общий объем средств республиканского бюджета Республики Мордовия составит 159,6433 млн. руб., в том числе по годам:
 (в ред. постановлений Правительства РМ от 08.07.2013 г. N 273 , от 09.12.2013 г. N 535 )
 2012 год - 65,4925 млн. руб.;

 2013 год - 82,1608 млн. руб.;

 (в ред. постановлений Правительства РМ от 08.07.2013 г. N 273 , от 09.12.2013 г. N 535 )
 2014 год - 11,99 млн. рублей.
 Общий объем средств местных бюджетов составит 3443,3 млн. руб., в том числе по годам:
 2012 год - 745,2 млн. руб.;

 2013 год - 1321,3 млн. руб.;

 2014 год - 1376,8 млн. рублей.
 Общий объем средств федерального бюджета в 2012 году составит 8,7152 млн. рублей.
 Вышеуказанный объем носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней
 (позиция изложена в ред. постановления Правительства РМ от 19.11.2012 г. N 411 )

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности

увеличение доли детей, охваченных программами дошкольного
 образования, до 75%;

 увеличение доли образовательных учреждений, готовых оказывать дошкольные образовательные услуги в вариативной форме (семейные детские сады, центры раннего развития ребенка, группы кратковременного пребывания и др.), до 45%;

 обеспечение возможности использования современных здоровьесберегающих технологий и технологий компенсирующего обучения в 50% дошкольных учреждений;

 увеличение доли педагогических работников учреждений дошкольного образования, прошедших повышение квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий в течение трех лет, до 45%;

  обеспечение использования единой электронной системы учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования, в 20% муниципальных образований;

  увеличение доли участников профессиональных конкурсов педагогов от общего числа педагогических работников на 0,4%.
  Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить достижение следующих социально-экономических эффектов:
  сокращение очередности в дошкольные образовательные учреждения;

  своевременный учет потребностей населения в услугах дошкольного образования;

  создание и внедрение новых образовательных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями для различных категорий граждан;

  взаимодействие и интеграция учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений и детско-юношеских общественных объединений по реализации принципа непрерывности и преемственности образования;

  внедрение и эффективное использование в системе дошкольного образования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения для различных категорий граждан;

  внедрение процедур независимой оценки учреждений и процессов системы дошкольного образования;

  создание и внедрение новых механизмов функционирования республиканской системы дошкольного образования, которая будет приведена в соответствие с требованиями родителей и преемственности начального общего образования;

  использование в учебном процессе современных технологий обучения (тренажеров, проектных форматов обучения, игровых методов);

  внедрение и поддержка механизмов частно-государственного партнерства, обеспечивающих эффективное расходование бюджетных средств;

  внедрение и поддержка механизмов и моделей самостоятельности учреждений

Система организации управления и контроль за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с разделом 7 Порядка разработки и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".
  Государственный заказчик Программы организует управление реализацией Программы, проведение мониторинга хода реализации, подготовку и направление в Министерство экономики Республики Мордовия годовых отчетов (до 1 февраля года, следующего за отчетным).

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа


В перечне поручений Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N Пр-3534 поставлен ряд задач по развитию системы дошкольного образования перед высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, руководителями органов местного самоуправления:

1) разработать и реализовать программы реконструкции существующих и строительства новых детских садов;

2) обеспечить поддержку развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов, предусмотрев, по возможности, предоставление им соответствующих помещений, применение пониженных ставок арендной платы, льгот по налогу на имущество;

3) предусмотреть создание для детей, не посещающих детские сады, дошкольных групп в общеобразовательных школах.

Важнейшим приоритетом социальной политики Республики Мордовия в сфере дошкольного образования является реализация комплексных мер по обеспечению государственных гарантий доступности дошкольного образования для всех слоев населения.

В республике функционируют 233 дошкольных образовательных учреждения, в том числе 230 муниципальных, 3 негосударственных и 1 частный детский сад. Дошкольные образовательные учреждения посещают 30788 детей.

Охват детей дошкольным образованием в республике составляет 66 процентов. Однако разброс значений данного показателя по муниципальным районам остается большим - от 31 до 72 процентов. Наблюдается увеличение охвата детей дошкольным образованием за счет переуплотнения действующих групп.

За последний год вследствие повышения рождаемости и роста потребности населения в услугах дошкольного образования очередность по устройству детей в дошкольные образовательные учреждения постоянно увеличивается и составляет на начало 2012 года 1105 человек. Становится актуальной задача создания единой на уровне муниципальных образований электронной системы учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования, и определения наиболее целесообразных форм получения таких услуг.

Анализ очередности за последние пять лет показал рост потребности семей в дошкольном образовании с раннего возраста. Социальные запросы населения требуют развития гибкой многомодельной системы дошкольного образования, отвечающей их интересам и потребностям.

Актуальной остается проблема обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Включение в общий образовательный поток детей с ограниченными возможностями здоровья является перспективным направлением развития дошкольного образования. В Республике Мордовия также необходима организация системы учета детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями для планирования развития системы инклюзивного, интегративного и специального образования.

К сожалению, получила распространение практика сохранения охвата детей дошкольным образованием за счет переуплотнения действующей сети учреждений, особенно в городах и районных центрах. Переуплотнение детских садов снижает качество образования и ухудшает условия пребывания детей в учреждениях.

Развиваются современные вариативные формы дошкольного образования, позволяющие наиболее полно удовлетворять растущий спрос населения на образовательные услуги. Видовой спектр групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения, представлен группами общеразвивающей направленности, группами подготовки детей к школе, группами выходного дня, адаптационными группами. Для поддержки семейных форм воспитания созданы консультативные пункты. В 2010 году на базе ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева" создан Центр продленного дня для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время здесь функционируют четыре группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детский сад, - "Скоро в школу" (для детей 6 - 7 лет), "Учимся, играя" (для детей 5 - 6 лет), "Умница" (для детей 5,5 - 6,5 лет) и "Интересно все вокруг" (для детей 3 - 4 лет). Кроме того, организованы индивидуальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья по авторским программам педагогов Центра. В помещениях, оснащенных современным развивающим оборудованием, дети получают качественные услуги дошкольного образования. Для родителей организуются консультации по вопросам обучения и воспитания детей, развития детско-родительских отношений.

Вместе с тем необходимо создание специальных форм сопровождения раннего развития детей, в том числе центров игровой поддержки ребенка, семейных воспитательных групп, групп выходного дня на базе дошкольных образовательных учреждений и других учреждений. Необходимо разработать и принять соответствующие правовые акты в каждом муниципальном образовании в целях развития вариативных форм поддержки семейного воспитания.

За период реализации Программы развития образования Республики Мордовия на 2007 - 2010 годы получен достаточно высокий результат по охвату детей предшкольной подготовкой. 98% детей 6-летнего возраста проходили подготовку к обучению в школе в малозатратных и доступных для всех родителей группах кратковременного пребывания, открытых на базе образовательных учреждений. Однако в связи с оптимизацией сети общеобразовательных учреждений в сельских поселениях отсутствуют образовательные учреждения, на базе которых можно организовать группы кратковременного пребывания. Между тем потребность в услугах дошкольного образования имеется, в связи с чем возникает необходимость разработки системы мер по созданию условий для социализации детей - открытие семейных детских садов, организация подвоза детей в общеобразовательные базовые учреждения, оказание услуг гувернеров и т.д. Кроме того, необходимо создать условия для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу 100% детей 5 - 6-летнего возраста.

Остается актуальной и проблема укрепления материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений.

По данным муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, полная реконструкция требуется 12 учреждениям, около 50% технологического оборудования нуждается в замене. Учитывая то, что детский сад посещает ребенок, не читающий и познающий мир через взаимодействие с предметным окружением, крайне важна содержательная предметная развивающая среда. Однако практически в 45% дошкольных учреждений предметная развивающая среда не соответствует современным требованиям. Поэтому одной из важнейших является задача укрепления материально-технической базы и ресурсного обеспечения учреждений дошкольного образования.

Широкое использование новейших электронных образовательных ресурсов выводит республиканскую систему образования на более высокотехнологичный уровень. Качество и оперативность управления дошкольными учреждениями зависит от их оснащения компьютерной и оргтехникой для административного, педагогического и медицинского персоналов. Решение задачи по обеспечению учреждений дошкольного образования компьютерным оборудованием и внедрению в систему управления дошкольным образованием информационно-коммуникационных технологий будет также способствовать повышению качества управления дошкольными учреждениями.

Процесс обновления и создания гибкой системы дошкольного образования, удовлетворяющей запросы населения, требует совершенствования непрерывной подготовки педагогических кадров, способных к инновационной деятельности.

В системе дошкольного образования Республики Мордовия занято 3093 педагогических работника, 74% из которых составляют воспитатели. В число педагогических работников входят 224 музыкальных работника, 75 инструкторов физической культуры, 21 педагог-психолог, 142 учителя-логопеда и дефектолога. Соответствующее специальное образование имеют 96% педагогического состава.

Повышается образовательный уровень педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений. В 2011 году количество педагогов с высшим образованием составило 72% (в 2009 году - 70 процентов).

Квалификационные категории имеют 71,1% педагогов.

Немаловажным показателем в кадровом обеспечении является возрастная структура кадрового состава дошкольных образовательных учреждений. Анализ показывает, что усиливается тенденция старения кадров.

Низкий уровень заработной платы делает сферу дошкольного образования непривлекательной для трудоустройства выпускников учебных заведений.

Задача повышения значимости и качества работы специалистов в области дошкольного образования в существенной степени будет решена при реализации ряда мероприятий Программы. Поощрение лучших педагогов, вовлечение педагогов в систему профессиональных конкурсов способствует повышению престижности профессии педагога дошкольного образования.

В республике сложилась система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Однако отсутствие единого банка данных не позволяет существующей системе повышения квалификации педагогических работников оперативно реагировать на индивидуальные запросы педагогов. Отсутствует практика подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми дошкольного возраста и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Внедрение информационно-коммуникационных технологий, технологий инклюзивного образования в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений будет способствовать повышению его качества.

За последние три года курсы по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и воспитательной деятельности прошли около 30% педагогов дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем проблемным остается создание системы переподготовки и стимулирования педагогов в области информационно-коммуникационных технологий, а также развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, электронных ресурсов для широкого и качественного использования в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений.

В условиях изменений в образовании, расширения самостоятельности учреждений возрастает роль руководителей образовательных учреждений. Начата подготовка руководящих кадров системы дошкольного образования в области менеджмента. В 2011 году 9% руководителей дошкольных образовательных учреждений прошли стажировку по программе "Профессионально-управленческая деятельность современного руководителя в условиях режима развития".

Совершенствование системы непрерывной подготовки кадров опережающего типа обеспечит потребность дошкольных образовательных учреждений в педагогах, способных к решению актуальных проблем образования.

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного образования, разработку и реализацию основной общеобразовательной программы дошкольных образовательных учреждений.

В дошкольных учреждениях республики используются вариативные комплексные программы: "Программа воспитания и обучения в детском саду" (20%), "Радуга" (5%), "Детство" (70%), "Истоки" (4%), "Развитие" (0,5%), "Детский сад - дом радости" (0,5 процента).

Активно внедряются различные парциальные программы, из них по направлениям познавательного развития - 13%, физкультурно-оздоровительного, основам безопасности жизнедеятельности - 21%, художественно-эстетического - 26%, патриотического - 21%, экологического - 6%, внедрения инновационных технологий - 13 процентов.

Применяемые комплексные программы необходимо привести в соответствие с федеральными государственными требованиями, отразив это в основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Целесообразно в ходе реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования использовать проектную, исследовательскую деятельность, теории решения изобретательских задач, моделирования. Вместе с тем необходима разработка программно-методического обеспечения по направлениям "Здоровье", "Социализация", "Коммуникация", "Безопасность", реализация которых в дошкольных учреждениях позволит сформировать у ребенка интегративную личность, способную к обучению в современной начальной школе.

Поддержка внедрения инновационных программ нового поколения в рамках экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений, создание ресурсных центров по познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому и физическому направлениям развития детей дошкольного возраста сегодня необходима и возможна за счет системы грантов и материальных стимулов.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 N 24 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03" утратило силу с 1 октября 2010 года в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91, утвердившего новые "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".

Система дошкольного образования рассматривается сегодня как фактор укрепления и сохранения здоровья детей. Мониторинг физического развития детей показал, что 97% из них развиваются гармонично. Проведена значительная работа по созданию условий для улучшения медицинского обслуживания воспитанников дошкольных учреждений. Органами местного самоуправления приняты меры по оснащению медицинских кабинетов оборудованием и инструментарием в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.1.1249-03). На 1 сентября 2011 г. в дошкольных образовательных учреждениях республики функционирует 171 медицинский кабинет, 162 из них (что составляет 94,7% от общего числа) имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности, у остальных учреждений заключены договоры на медицинское обслуживание с поликлиниками или фельдшерско-акушерскими пунктами муниципального района. В настоящее время медицинские кабинеты оснащены на 91,9 процента. В то же время оснащенность физкультурных залов дошкольных образовательных учреждений составляет в среднем по республике 67,5 процента. Это обусловливает необходимость продолжения работы в данном направлении. Негативные изменения проявились и в уменьшении количества специализированных групп в дошкольных учреждениях.

Актуальной остается проблема формирования навыков безопасного поведения детей в быту и на улицах города. В настоящее время в республике существует модель взаимодействия Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия и органов, осуществляющих управление в сфере образования, в обучении и ранней профилактике дорожно-транспортного травматизма. Тем не менее обучение детей безопасному поведению на дорогах необходимо продолжать, так как ежегодно в Мордовии с участием детей происходит более 30 дорожно-транспортных происшествий.

Одним из важнейших направлений дошкольного образования республики является реализация этнокультурного образования. Создание ресурсных центров на базе дошкольных образовательных учреждений по развитию моделей поликультурного образования детей дошкольного возраста, обучения детей государственным и родным языкам будет способствовать сохранению культуры, национальных традиций народов, населяющих республику, воспитанию толерантной личности.

Исходя из анализа состояния дошкольного образования республики и обозначенных проблем, определены цель и задачи развития дошкольного образования на 2012 - 2014 годы.

Из возможных вариантов решения проблем республиканской системы дошкольного образования программно-целевой метод обладает очевидными преимуществами, делающими актуальным его применение для решения проблем образования:

индикативный характер целевых программ. Сроки реализации программы находятся в прямой зависимости от их обеспеченности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, представляя собой "индикаторы успешности" реализации Программы;

системный характер основных целей и задач Программы по решению комплексных проблем дошкольного образования;

способность концентрировать организационные, финансовые и иные ресурсы в процессе решения ключевых проблем дошкольного образования;

возможность обеспечения общественного и административного контроля при формировании целей и задач программного развития и использовании ресурсного обеспечения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»