ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2012 года N 912
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 06.11.2012 N 1322, от 17.10.2016 N 936, от 05.06.2017 N 508)
В соответствии со статьями 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации (с последующими изменениями) Правительство области постановляет:
1. Утратил силу с 17 октября 2016 года. - Постановление Правительства Вологодской области от 17.10.2016 N 936.
2. Утвердить Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2012 года.
Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ
Утвержден
Постановлением
Правительства области
от 30 июля 2012 года N 912
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Утратил силу с 17 октября 2016 года. - Постановление Правительства Вологодской области от 17.10.2016 N 936.
Утверждена
Постановлением
Правительства области
от 30 июля 2012 года N 912
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)
(в редакции постановления Правительства Вологодской области от 05.06.2017 N 508)
Программа проводится в очной или очно-заочной форме обучения, в том числе с использованием дистанционных методов.
1.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения
N | Темы | Количество часов | Форма контроля | |||
всего | в том числе | |||||
лекции | семинары-тренинги | индивидуальное консультирование | ||||
1. | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 4 | 2 | 1 | 1 | структурированное интервью |
2. | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 7 | 2 | 5 | ||
3. | Этапы развития ребенка | 8 | 1 | 7 | ||
4. | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 4 | 1 | 3 | ||
5. | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 4 | 1 | 3 | ||
6. | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 9 | 2 | 6 | 1 | |
7. | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 3 | 1 | 2 | ||
8. | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 5 | 1 | 4 | ||
9. | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 4 | 1 | 3 | ||
10. | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 19 | 2 | 15 | 2 | |
11. | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 7 | 4 | 2 | 1 | |
12. | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 4 | 1 | 3 | ||
13. | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | 2 | 2 | |||
Всего: | 80 | 19 | 56 | 5 |
1.2. Учебно-тематический план по очно-заочной форме обучения, в том числе с использованием дистанционных методов
N | Темы | Количество часов | Форма контроля | ||||
всего | в том числе | ||||||
лекции с использованием дистанционных методов | семинары-тренинги | индивидуальное консультирование, в т.ч. с использованием дистанционных методов | самостоятельное изучение | ||||
1. | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 6 | 1 | 4 | 1 | ||
2. | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 6 | 1 | 5 | |||
3. | Этапы развития ребенка | 5 | 1 | 4 | |||
4. | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 5 | 2 | 3 | |||
5. | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 7 | 1 | 5 | 1 | ||
6. | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 5 | 2 | 2 | 1 | ||
7. | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 2 | 1 | 1 | |||
8. | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 2 | 1 | 1 | |||
9. | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 4 | 3 | 1 | |||
10. | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 6 | 1 | 5 | |||
11. | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 5 | 1 | 4 | |||
12. | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 5 | 3 | 2 | |||
13. | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | 2 | 2 | ||||
Всего: | 60 | 10 | 42 | 4 | 4 |
2.1. Раздел 1 "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители", включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение в том числе следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2. Раздел 2 "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей", включающий в том числе:
изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
прием детей особых категорий (дети подросткового возраста (старше 10 лет), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети, имеющие братьев и сестер, или дети, совместно воспитывавшиеся в одной семье);
проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенностей семейной системы;
проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
2.3. Раздел 3 "Этапы развития ребенка", включающий в том числе изучение следующих тем:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
2.4. Раздел 4 "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка", включающий в том числе изучение следующих тем:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
2.5. Раздел 5 "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)", включающий в том числе изучение следующих тем:
потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;