ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2012 года N 343
Об утверждении республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики
от 25 апреля 2014 года N 106
____________________________________________________________________
Изменения:
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 22.01.2013 N 19 RU 09000201300007
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.09.2013 N 316 RU09000201300434
В соответствии Законом Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Правительство Карачаево-Черкесской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы" согласно приложению.
2. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики ежегодно предусматривать в республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики средства на реализацию республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего социальные вопросы.
Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики И.И. Кябишев
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы"
г.Черкесск 2012 год
Наименование | - | Республиканская целевая программа "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013-201 годы" |
Основание для | - | Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 04.07.2012 N 262 "О разработке республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы" и определении государственного заказчика" |
Государственный | - | Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики |
Разработчик Программы | - | Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление ГСЗН КЧР) |
Цель Программы | - | Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в соответствии с потребностями экономики Карачаево-Черкесской Республики |
Задачи Программы | Содействие занятости населения и обеспечение работодателей рабочей силой; | |
Перечень основных | - | 1. Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. |
Исполнители основных мероприятий Программы | - | Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики, республиканские государственные казенные учреждения - центры занятости населения Карачаево-Черкесской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), учреждения профессионального образования, работодатели |
Сроки реализации | 2013-2015 годы | |
Объемы и источники финансирования | - | Объем финансирования Программы в 2013-2015 годах составит 594928,6 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные ре зультаты реализации Программы и | - | Выполнение мероприятий Программы позволит: |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики до 1 марта года, следующего за отчётным, представляет в Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики отчёт о ходе реализации Программы и использовании финансовых средств |
Введение
Республиканская целевая программа "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 04.07.2012 N 262 "О разработке республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы" и определении государственного заказчика" и с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по труду и занятости.
Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития республики, сведений министерств и ведомств, в компетенцию которых входят различные направления деятельности в трудовой сфере, городских и районных центров занятости населения.
Программа определяет основные направления государственной политики занятости населения на территории Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы с ежегодной корректировкой, учитывающей итоги реализации программных мер за прошедший год и складывающуюся социально-экономическую ситуацию.
Реализация Программы предусматривает координацию усилий органов власти всех уровней, работодателей, службы занятости, профсоюзов, общественных организаций по обеспечению эффективной занятости населения и развитию трудовых ресурсов в республике.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
По итогам 2010-2011 годов на рынке труда Карачаево-Черкесской Республики обозначилась устойчивая тенденция к росту занятости и снижению безработицы.
С одной стороны это вызвано улучшением экономической ситуации:
динамика индекса промышленного производства свидетельствует о постепенном преодолении негативных последствий финансового кризиса: 116,1% и 109,4% соответственно за 2010 и 2011 годы к предыдущему году;
увеличились объемы производства продукции сельского хозяйства: 100,5% и 111,6% соответственно за 2010 и 2011 годы к предыдущему году;
в 2011 году динамично развивалась строительная отрасль, преодолев спад 2010 года. Объем выполненных работ увеличился на 44,1%;
растет оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, объем услуг связи.
С другой стороны:
реализация мероприятий республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы" в 2010-2011 годах позволила трудоустроить свыше 15 тыс. жителей республики, в том числе организовать временную занятость 6,2 тыс. человек в условиях дефицита постоянных рабочих мест, и для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Для получения конкурентоспособной и востребованной на рынке труда профессии направлено на профессиональное обучение и повышение квалификации 3,9 тыс. безработных граждан, в том числе 437 - по профессиям для предпринимательской деятельности;
в целях информирования безработных граждан о конъюнктуре рынка труда, перспективах изменения мира профессии, профессионального самоопределения граждан услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке получили 28,5 тыс. человек;
снижению напряженности на рынке труда республики способствовала реализация антикризисных программ занятости, в рамках которых оказывались услуги по содействию занятости не только безработным, но и работающим гражданам, но находящимся под угрозой сокращения. Им предлагалось принять участие в общественных работах, пройти переобучение, повышение квалификации, стажировку. Безработным стали выдавать финансовую помощь на открытие своего дела. Работодателям - деньги на создание рабочих мест для многодетных родителей. Выпускникам учебных заведений - за прохождение стажировки по полученной специальности, а их наставникам - за кураторство. Также оказывалась помощь, в том числе и материальная, тем, кто решил поехать на работу в другую местность.
Рост производства, реализация стандартных и дополнительных мероприятий по содействию занятости населения оказали положительное влияние на ситуацию на рынке труда:
в 2011 году численность занятого населения увеличилась на 0,7% в сравнении с 2010 годом по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного органами Федеральной службы государственной статистики;
за 2010-2011 годы общая численность безработных уменьшилась на 23% и составила в 2011 году 20,1 тыс. человек в среднегодовом исчислении. Уровень общей безработицы снизился на 2,6 процентных пункта и составил в 2011 году 9,6% в среднегодовом исчислении в соответствии с критериями Международной организации труда (далее - МОТ);
за 2010-2011 годы численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 22,6%, уровень регистрируемой безработицы к концу 2011 года удалось приблизить к докризисному значению - 2,3%;
удалось снизить масштабы неполной занятости и избежать массовых высвобождений работников организаций республики. Если в феврале 2010 года в режиме неполной занятости находилось 900 человек, то в феврале 2012 года - 30 человек.
В 2012 году продолжится реализация республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы". Также будут организованы мероприятия в рамках краткосрочной программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Карачаево-Черкесской Республики. По оценке, ожидается сохранение стабильной ситуации на рынке труда республики:
уровень общей безработицы не превысит 9,7% в среднегодовом исчислении;
уровень регистрируемой безработицы - не выше 3,1% в среднегодовом исчислении;
коэффициент напряженности на рынке труда - не выше 6,6 единиц в среднем за год.
Продолжится контроль над процессами высвобождения работников и динамикой уровня регистрируемой безработицы в режиме еженедельного мониторинга.
Учитывая основные параметры прогноза социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики на 2012 год и на плановый период до 2014 года, предусматривается сохранение позитивных тенденций на рынке труда.
Необходимо выделить имеющиеся в настоящее время ключевые проблемы в сфере занятости и на рынке труда Карачаево-Черкесской Республики, которые могут сохраниться и в 2013-2015 годах:
сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом, что свидетельствует о недостаточном темпе ввода новых рабочих мест, недостаточном уровне развития малого бизнеса, предпринимательства и самостоятельной занятости населения;
значительная дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости и уровню безработицы. В 2011 году в сельской местности уровень общей и зарегистрированной безработицы был в 1,6 раза выше, чем в городской;
недостаточная адаптированность системы профессионального образования к требованиям рынка труда в части учёта спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе. Рынок труда республики ориентирован на рабочие профессии (80% от общего количества вакансий), при этом 24,9 и 17,7 процента безработных имеют соответственно высшее и среднее профессиональное образование. Доля специалистов и служащих в составе безработных имеет тенденцию к увеличению. Популяризация высшего профессионального образования, фактор "престижности" профессии ведут к нарастанию проблем приобретения студентами специальностей, избыток которых наблюдается в последние годы на рынке труда республики. Прежде всего, это профессии экономиста, юриста, психолога, учителя;
отсутствие партнёрских взаимоотношений у большей части учреждений профессионального образования с работодателями; слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке;
неустойчивый спрос на квалифицированных рабочих и специалистов в разрезе профессий;
отсутствие достоверных данных о потребности предприятий, организаций, учреждений в рабочих кадрах и специалистах той или иной профессии (специальности) с учётом темпов их развития на ближайшую перспективу;
преобладание в структуре предлагаемых в органы службы занятости вакансий непрестижных малооплачиваемых рабочих мест. В 2011 году спрос на работников неквалифицированного труда составил 41,7%, с оплатой труда ниже прожиточного минимума заявлено 51,5% вакансий;
сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда ряда социально-демографических групп населения (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов), обусловленной ужесточением требований работодателей к принимаемым работникам;
отток трудовых ресурсов в рамках межрегиональной миграции в другие субъекты Российской Федерации.
В этих условиях возрастает актуальность задачи государственного регулирования процессов, происходящих на рынке труда. Подобная задача не может быть эффективно решена без применения программно - целевого метода, позволяющего осуществлять системный и целостный подход к регулированию ситуации, складывающейся на рынке труда.
Реализация республиканской целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2013-2015 годы" позволит создать преемственность мероприятий долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2010-2012 годы", планомерно проводить работу по реализации государственной политики в области содействия занятости населения в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
2. Цели, задачи Программы и сроки её реализации
Программа разработана с целью повышения эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в соответствии с потребностями экономики Карачаево-Черкесской Республики.
Программа предусматривает решение следующих задач:
2.1. Содействие занятости населения и обеспечение работодателей рабочей силой, которое включает следующие направления:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
информирование населения и работодателей о положении на рынке труда Карачаево-Черкесской Республики;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего образования, ищущих работу впервые;
содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.