ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2012 года N 308
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Рязанской области от 12.02.2014 N 33.
____________________________________________________________________
Правительство Рязанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести в приложение к Постановлению Правительства Рязанской области от 10 ноября 2010 г. N 279 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области на 2011 - 2015 годы" следующие изменения:
1) паспорт долгосрочной целевой программы изложить в следующей редакции:
"ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы Рязанской области
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Заказчики Программы | Министерство региональной безопасности и контроля Рязанской области (далее - МРБК Рязанской области); министерство образования Рязанской области (далее - Минобразования Рязанской области) |
Заказчик- координатор Программы | МРБК Рязанской области |
Разработчики Программы | МРБК Рязанской области; Минобразования Рязанской области |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", поручение Президента Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N Пр-447, Постановление Правительства Рязанской области от 08.10.2008 N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" |
Исполнители Программы | МРБК Рязанской области; Минобразования Рязанской области |
Цели и задачи | Целями Программы являются: последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для устойчивого социально-экономического развития области, безопасной жизнедеятельности, в том числе обеспечение безопасности населения на водных объектах области, уменьшение количества погибших при происшествиях на воде. Основными задачами Программы являются: 1) совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных весенним паводком, лесными пожарами, и функционирование топливно-энергетического комплекса; 2) развитие системы информационного обеспечения управления риском чрезвычайных ситуаций; 3) разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 4) развитие системы информирования населения о мерах безопасности на водных объектах; 5) создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения; 6) обучение детей плаванию и приемам спасания на воде |
Целевые индикаторы (показатели) | Целевыми индикаторами (показателями) Программы являются: снижение количества гибели людей и пострадавшего населения (%); снижение экономического ущерба (%); повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций (%); снижение количества погибших на водных объектах (%); количество созданных общественных спасательных постов; количество детей 1 - 4 классов, прошедших обучение плаванию (единиц); количество печатной продукции по профилактике и предупреждению несчастных случаев на воде (штук); количество материалов, опубликованных в СМИ/размещенных в эфирах телевизионных каналов сюжетов по профилактике и предупреждению несчастных случаев на воде (штук); количество подготовленных спасателей-общественников на водных объектах, прошедших обучение приемам спасания людей на водных объектах и правилам оказания первой помощи (человек) |
Сроки реализации | 2011 - 2015 годы |
Перечень основных мероприятий | Основные мероприятия Программы: обмен специализированной информацией о природных источниках возникновения чрезвычайных ситуаций на основании заключенных договоров; совершенствование системы видеоконференцсвязи с гарнизонами пожарной охраны Рязанской области в целях оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации; приобретение стационарных, переносных и автомобильных (в комплекте) радиостанций для совершенствования системы радиосвязи с гарнизонами пожарной охраны Рязанской области в целях оперативного реагирования на возникающие ЧС; приобретение пожарного оборудования высокой производительности для тушения лесоторфяных пожаров; строительство спасательной станции в г. Касимове; оснащение аварийно-спасательной службы Рязанской области автомобилями и оборудованием для проведения аварийно-спасательных работ; создание аварийно-спасательных формирований в г. Касимове и г. Скопине; разработка и издание специализированной печатной продукции по профилактике и предупреждению несчастных случаев на воде; опубликование в печатных СМИ и размещение в эфирах телевизионных каналов сюжетов по профилактике и предупреждению несчастных случаев на воде; предоставление муниципальным образованиям Рязанской области субсидий на приобретение имущества для оснащения общественных спасательных постов в соответствии с Табелем оснащения общественного спасательного поста; подготовка спасателей-общественников на водных объектах, обученных приемам спасания людей на водных объектах и правилам оказания первой помощи; организация обучения плаванию учащихся 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений в рамках внеурочной деятельности вне основной образовательной программы |
Объемы и источники финансирования | Планируемый объем расходов на реализацию Программы в 2011 - 2015 годах за счет средств областного бюджета составляет 85334,0 тыс. рублей, из них: 2011 год - 4880,0 тыс. рублей; 2012 год - 5000,0 тыс. рублей; 2013 год - 22600,0 тыс. рублей; 2014 год - 25780,0 тыс. рублей; 2015 год - 27074,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности | Реализация Программы позволит в 2011 - 2015 годах: повысить полноту охвата системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на 6%; повысить достоверность прогнозной информации на 5%; сократить время реагирования на чрезвычайные ситуации на 6%; достигнуть снижения количества погибших на водных объектах на 5%; увеличить информированность населения о мерах безопасности на водных объектах на 30%; создать 29 общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения; увеличить количество детей, обученных плаванию, на 24100 человек" |
2) раздел 1 "Характеристика проблемы и необходимость решения ее программным методом" изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика проблемы и необходимость решения ее программным методом
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, лесными и торфяными пожарами, весенними паводками, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан и экономики области.
Вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на территории области высока, что обусловлено наличием свыше тысячи опасных производственных объектов, в том числе химически и взрыво-пожароопасных.
В зонах возможного воздействия поражающих факторов источников техногенных чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) проживает более 500 тыс. человек или 79% населения, находящегося в потенциально опасных зонах, и, как показывает опыт предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, эффективность действий населения по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и защите от поражающих факторов источников опасности недостаточно высока.
Существо проблемы состоит в том, чтобы, обеспечив снижение количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создать в Рязанской области необходимые условия для устойчивого развития экономики области путем координации совместных усилий федеральной, региональной власти и органов местного самоуправления.
В период с 2007 по 2010 год решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций осуществлялось в рамках областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области на 2007 - 2010 годы". В ходе ее реализации был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения комплексной безопасности на территории Рязанской области программно-целевым методом. Указанная программа имела комплексный характер и затрагивала деятельность 29 муниципальных образований Рязанской области, более 120 предприятий и организаций области.
Реализация мероприятий Программы позволит решить проблемы по ряду следующих факторов:
изменение структуры потенциальных источников возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций;
увеличение эффективности механизмов, применяемых для решения ключевых задач в условиях модернизации системы государственного управления.
До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территории от ЧС уделялось ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако эти усилия становятся все менее эффективными и более затратными. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть, в первую очередь, направлены на снижение риска и предупреждение ЧС.
На территории области насчитывается 875 рек и ручьев.
В области около 750 озер, большинство из них расположено в Мещерской низменности и в долинах рек Оки и Мокши. Самое большое озеро - Великое (система озер реки Пра). Самое глубокое озеро - Белое (более 50 м).
По числу пойменных озер Рязанская область не имеет себе равных в России.
Самой большой и важной в природном и хозяйственном отношении рекой является р. Ока. Ее протяженность составляет 489 км при общей длине реки 1500 км. Самый большой приток р. Оки - река Мокша. В пределах области она протекает на протяжении 134 км. Главный приток р. Мокши - река Цна протекает на территории области на расстоянии 120 км. Второй крупный правый приток - река Проня, которая протекает на расстоянии 336 км. Главным левым притоком р. Оки является река Пра, протяженность которой 167 км.
Большое количество и доступность водоемов, не всегда достаточный контроль исполнительных органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления и водопользователей за прибрежной полосой, используемой для отдыха и занятий спортом, создают предпосылки для несчастных случаев, травм и экологических нарушений на водных объектах.
В соответствии с нормативными правовыми актами Рязанской области о мерах по обеспечению безопасности населения в местах массового отдыха в период летнего сезона, об организации летнего отдыха и обеспечении безопасности населения на водных объектах области, принимаются меры по организации отдыха населения, распределяются функции и задачи между исполнительными органами государственной власти Рязанской области, органами местного самоуправления, организациями и водопользователями, что позволяет своевременно реагировать на выявленные недостатки, оперативно принимать необходимые меры по их устранению.
Вместе с тем необходимо продолжать работу по обеспечению безопасности людей на водных объектах области, что позволит минимизировать негативные последствия неорганизованного отдыха людей на водоемах. Это связано прежде всего с увеличением в летний период количества отдыхающих в Рязанской области, что не исключает возможности увеличения частоты гибели людей на водных объектах.
В 2009 году на водоемах Рязанской области утонуло 48 человек, в 2010 году - 68 человек, в 2011 году - 63 человека. Анализ статистических данных показал, что за последние три года (2009 - 2011 годы) на водных объектах области погибли 179 человек, в том числе 4 детей. С начала текущего года утонуло 2 ребенка. Опыт последних лет свидетельствует о том, что гибель людей на водных объектах происходит в несанкционированных местах купания, не оборудованных спасательными средствами, и при отсутствии спасательных постов, в то время как на специально оборудованных пляжах, оснащенных спасательными постами, людей всегда спасают.
При сохранении существующей тенденции на водных объектах ежегодно будут гибнуть люди, как правило, зрелого работоспособного возраста и дети.
Анализ информации о состоянии безопасности граждан на водных объектах в Рязанской области показывает, что ситуация, сложившаяся в этой сфере, является неблагоприятной и требует незамедлительных решений.
Среди перечня факторов, определивших такое состояние дел можно определить то, что на протяжении последних лет в Рязанской области в администрациях органов местного самоуправления наблюдается устойчивая тенденция снижения внимания к реализации необходимых мер по обеспечению безопасности людей на водных акваториях. Несмотря на то, что во всех муниципальных образованиях Рязанской области в соответствии с полномочиями приняты необходимые нормативные правовые акты по обеспечению безопасности людей на водных объектах, нормативная база зачастую носит формальный характер и каких-либо действенных мер органами местного самоуправления по обеспечению жизни и здоровья людей на воде не принимается.
Проведенная в ходе анализа оценка мест массового пребывания людей на водных объектах на территории Рязанской области позволяет сделать вывод об их практически неудовлетворительном состоянии. Благоустройство и содержание пляжей в основном не соответствует требованиям нормативных правовых документов, спасательные посты не укомплектованы специалистами, подготовленными к спасанию людей и оказанию первой помощи, требуют необходимого материально-технического обеспечения и проведения организационных мероприятий, которые обеспечат их эффективное функционирование.
Решение этой сложной задачи с учетом природно-климатических особенностей области, социально-экономического положения населения возможно только целевым программным методом. При этом необходимо сосредоточить основные усилия на решении главной задачи - заблаговременного осуществления комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков гибели людей на водных объектах, а также на сохранение здоровья людей.
Программа позволит обеспечить базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер в отношении критически важных объектов во исполнение решений совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу о мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (протокол от 13 ноября 2003 г. N 4), а также поручения Президента Российской Федерации от 22 февраля 2012 года N Пр-447 по разработке региональных программ по созданию общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения и обучению населения, прежде всего детей, плаванию и приемам спасания на воде, предусматривающих обеспечение общественных спасательных постов наглядной агитацией по профилактике и предупреждению несчастных случаев на воде.";
3) раздел 2 "Цель и задачи реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"2. Цели и задачи реализации Программы
Целями Программы являются последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для устойчивого социально-экономического развития Рязанской области, безопасной жизнедеятельности, в том числе обеспечение безопасности населения на водных объектах области, уменьшение количества погибших при происшествиях на воде.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных весенним паводком, лесными пожарами, и функционирование топливно-энергетического комплекса;
развитие системы информационного обеспечения управления риском чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
развитие системы информирования населения о мерах безопасности на водных объектах;
создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения;
обучение детей плаванию и приемам спасания на воде.";
3) раздел 4 "Ресурсное обеспечение Программы" изложить в следующей редакции:
"4. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета.
Объемы финансирования мероприятий Программы на 2014 - 2015 годы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.
Финансирование Программы по годам
Центральный исполнительный орган государственной власти Рязанской области | Объемы средств, тыс. руб. | ||||||||||
Всего, тыс. руб. | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||||||
МРБК Рязанской области | 32584,0 | 4880,0 | 5000,0 | 7600,0 | 7780,0 | 7324,0 | |||||
Минобразования Рязанской области | 52750,0 | - | - | 15000,0 | 18000,0 | 19750,0 | |||||
Итого | 85334,0 | 4880,0 | 5000,0 | 222600,0 | 25780,0 | 27074,0 |
Бюджетные средства выделяются МРБК Рязанской области и Минобразования Рязанской области, которые осуществляют отбор исполнителей программных мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.";
4) раздел 5 "Система программных мероприятий" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению;
5) раздел 6 "Система управления реализацией Программы" изложить в следующей редакции:
"6. Система управления реализацией Программы
6.1. С целью своевременной координации действий исполнителей Программы и обеспечения реализации Программы заказчиками Программы министерство экономического развития и торговли Рязанской области осуществляет контроль за исполнением Программы.
Финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами осуществляется главным распорядителем бюджетных средств, контрольными и финансовыми органами Рязанской области.
Главные распорядители бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, указаны в разделе 5 настоящей Программы.
Главный распорядитель:
обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств;
обеспечивает контроль за соблюдением получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении.
Текущее управление за реализацией Программы осуществляется заказчиком-координатором Программы.
Заказчик-координатор Программы несет ответственность за ее реализацию, достижение конечного результата и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение Программы.