ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2012 года N 279
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2013 - 2015 годах"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Рязанской области от 12.02.2014 N 33.
____________________________________________________________________
<Изменения:
Постановление Правительства Рязанской области N 175 от 26.06.2013 г.; нгр: RU62000201300321;
Постановление Правительства Рязанской области N 204 от 18.07.2013 г.; нгр: RU62000201300371;
Постановление Правительства Рязанской области N 278 от 30.09.2013 г.; нгр: RU62000201300544>
Во исполнение Постановления Правительства Рязанской области от 8 октября 2008 г. N 248 "Об утверждении Положения о порядке определения сроков реализации и принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Рязанской области" Правительство Рязанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2013 - 2015 годах" согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области В.В.Ионова.
<Пункт в редакции: Постановление Правительства Рязанской области N 175 от 26.06.2013 г.; нгр: RU62000201300321; Постановление Правительства Рязанской области N 204 от 18.07.2013 г.; нгр: RU62000201300371>
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Рязанской области
О.И.Ковалев
<Приложение в редакции: Постановление Правительства Рязанской области N 204 от 18.07.2013 г.; нгр: RU62000201300371; Постановление Правительства Рязанской области N 278 от 30.09.2013 г.; нгр: RU62000201300544>
<Паспорт в редакции: Постановление Правительства Рязанской области N 204 от 18.07.2013 г.; нгр: RU62000201300371>
Наименование | Долгосрочная целевая программа "Улучшение экологической |
Заказчик | Министерство природопользования и экологии Рязанской |
Разработчик | Министерство природопользования и экологии Рязанской |
Основание для | Конституция Российской Федерации ; |
Исполнители | Министерство природопользования и экологии Рязанской |
Цели и задачи | Цели Программы: |
Целевые | Целевыми индикаторами и показателями Программы являются: |
Сроки и этапы | 2013 - 2015 годы. Программа реализуется в один этап |
Перечень | Программа состоит из 4 подпрограмм: |
Объемы и | Финансирование Программы осуществляется за счет областного |
Ожидаемые | Реализация Программы позволит в 2013 - 2015 годах: |
Экологическая обстановка, сложившаяся на территории Рязанской области, в первую очередь, определяется характером и масштабами воздействия объектов промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую среду.
Рязанская область относится к промышленно развитым регионам Российской Федерации, где функционируют предприятия химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, радиоэлектронной и энергетической промышленности. Многие десятилетия Рязанская область развивалась как индустриальный регион с мощным комплексом оборонных предприятий, строившихся, как правило, без учета требований экологической безопасности населения.
Рост промышленного производства, отсутствие экономических стимулов для внедрения экологически чистых производств, ресурсоемкое производство приводят к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Основными экологическими проблемами на территории Рязанской области являются:
- возрастающее негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду;
- недостаточный уровень обеспечения достоверной информацией о состоянии компонентов окружающей среды, а также отсутствие базы данных для установления региональных нормативов качества окружающей среды;
- сокращение видового состава флоры и фауны;
- отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий.
В связи с ростом промышленного производства наблюдается усиление негативного техногенного воздействия на окружающую среду, в результате чего увеличивается количество образующихся и направляемых на размещение отходов производства и потребления, сопровождающееся накоплением загрязняющих веществ, преимущественно в почвах (землях).
Накопление загрязняющих веществ осуществлялось десятилетиями и в настоящее время достигло таких высоких концентраций и осуществляется в таких формах, что сами природные объекты (загрязненные земли) становятся источником загрязнения.
Процессы интенсивной индустриализации оставили после себя наследие в виде серьезного экологического ущерба и угроз для здоровья населения.
Комплексной оценки экологического ущерба, накопленного в Рязанской области в результате прошлой хозяйственной деятельности предприятий, до настоящего времени не проводилось, а имеющиеся данные носят фрагментарный характер.
Решение проблемы накопленного экологического ущерба путем создания организационных, правовых, экономических и технологических механизмов является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Рязанской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Необходим системный подход, предполагающий реализацию комплекса мер, направленных на ликвидацию накопленного экологического ущерба.
Системность в данном вопросе предусматривает обязательную идентификацию проблемы и оценку ее масштабов, формирование инструментов регулирования, реализацию практических мероприятий, мониторинг результатов их выполнения, анализ и совершенствование регулирования. В этой связи основные направления мероприятий плана по ликвидации накопленного экологического ущерба:
- комплексная оценка экологического ущерба (для ее проведения необходимо оценить масштаб негативного воздействия, нанесенного в течение определенного времени в результате антропогенного воздействия всем компонентам природной среды, определить критерии отнесения тех или иных территорий к загрязненным, ранжировать данные территории по установленным критериям, определить наиболее пострадавшие участки, провести экономический анализ затрат, необходимых на их восстановление);
- проведение мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба в Рязанской области на наиболее загрязненных участках и территориях.
Мониторинг биологического разнообразия, состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира проводится по отдельным заданиям и не носит планового характера.
Отсутствие исчерпывающей информации о состоянии компонентов природной среды из-за слабо развитой сети наблюдений территориальной системы экологического мониторинга приводит к невозможности принятия экологически обоснованных управленческих решений по разработке мероприятий и программ, снижающих негативное влияние на человека и на объекты окружающей среды, и определения степени пригодности последних для различных видов пользования.
Постоянный рост антропогенного воздействия на окружающую среду приводит к нарушению биологического равновесия и, как следствие, к сокращению видового состава флоры и фауны.
Наиболее эффективной формой сохранения природного биоразнообразия, обеспечения благоприятной экологической обстановки на территории Рязанской области является дальнейшее формирование системы особо охраняемых природных территорий областного значения. Примечательно, что около 92% видов редких растений, внесенных в Красную книгу Рязанской области, произрастают и сохраняются на территории особо охраняемых природных территорий областного значения.
Вместе с тем, имеющие статус особо охраняемых природных территорий отдельные природные объекты без выведения их территорий из хозяйственного оборота не оказывают существенного влияния на сохранение биоразнообразия, не удовлетворяют спрос населения на объекты природно-заповедного фонда как туристический ресурс.
Отсутствие системы мер по поддержке и развитию особо охраняемых природных территорий приводит к разрушению экосистем, утрате особой природоохранной ценности уникальных природных объектов.
В целях обеспечения рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Рязанской области необходима организация территориального охотоустройства.
Учитывая затратность большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительные сроки их реализации, возникает необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, также необходимо решать обозначенные выше проблемы с использованием программно-целевого метода.
Без использования программно-целевого метода реализации мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в регионе, разрешение проблемных ситуаций будет невозможно, в результате чего произойдет:
- усиление потенциальной опасности загрязнения почвенного покрова, близлежащих водных объектов, подземных водоносных горизонтов токсичными веществами, накопленными в результате прошлой хозяйственной деятельности;
- возрастание техногенной нагрузки на окружающую среду за счет увеличения объемов и видов отходов, размещаемых в природной среде, и, как следствие, увеличение количества несанкционированных свалок ТБО, захламление и засорение земель;
- снижение степени информированности о состоянии окружающей природной среды, отсутствие учета данных мониторинга окружающей среды и экологических требований при выдаче разрешительной градостроительной документации, документов на природопользование;
- дальнейшее сокращение биоразнообразия, разрушение биологических систем и комплексов;
- снижение эффективности управления особо охраняемыми природными территориями и инвестиционной привлекательности данных территорий.
Положительный опыт реализации областных целевых программ "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2007 - 2009 годах", "Улучшение экологической обстановки в Рязанской области в 2010 - 2012 годах" и анализ результатов их выполнения свидетельствуют о целесообразности продолжения решения данных проблем программно-целевым методом.
В условиях неудовлетворительного состояния бюджетов муниципальных уровней Рязанской области и отсутствия специальной программы экологической направленности на федеральном уровне средства областного бюджета являются основным (практически единственным) источником финансового обеспечения экологических программ и природоохранных мероприятий.
Применение программно-целевого метода позволит создать условия для максимально эффективного использования бюджетных средств.
Реализация Программы будет способствовать улучшению экологической обстановки в Рязанской области и обеспечению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Целями Программы являются:
- улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;
- функционирование и развитие территориальной системы государственного экологического мониторинга;
- развитие экологического воспитания и образования населения;
- сохранение биоразнообразия и поддержка особо охраняемых природных территорий областного значения.
Задачами Программы являются:
- повышение эффективности государственного экологического надзора;
- установление, оценка и ликвидация накопленного экологического ущерба;
- расширение сети территориальной системы государственного экологического мониторинга;
- развитие системы экологического воспитания и образования населения;
- организация и проведение комплексного обследования состояния экосистем и биоразнообразия на территории особо охраняемых природных территорий областного значения;
- организация мер охраны и обустройство объектов рекреационного использования на территориях особо охраняемых природных территорий областного значения;
- организация рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов.
Сроки реализации Программы - 2013 - 2015 годы. Программа реализуется в один этап.
<Раздел в редакции: Постановление Правительства Рязанской области N 204 от 18.07.2013 г.; нгр: RU62000201300371; Постановление Правительства Рязанской области N 278 от 30.09.2013 г.; нгр: RU62000201300544>