РЕСПУБЛИКАНСКОЕ (РЕГИОНАЛЬНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И РЕГИОНАЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "СОЮЗ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" НА 2020 - 2022 ГОДЫ

от 30 апреля 2020 года


Полномочные представители сторон Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) (далее - профсоюзы), Регионального объединения работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" (далее - работодатели) и Правительства Республики Саха (Якутия) (далее - Правительство) действующие в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Саха (Якутия) "О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" заключили настоящее Республиканское (региональное) соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее согласованные позиции сторон по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на республиканском уровне на 2020 - 2022 годы.

Стороны в числе приоритетных задач Соглашения ставят содействие в реализации национальных проектов и программ, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", дальнейшая реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", реализация основных целей и задач, определенных Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 года 2077-З N 45-V "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года".

В целях реализации стратегических задач Соглашение сторон направлено на создание условий социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), на развитие рынка труда и содействие занятости населения, на повышение доходов и качества уровня жизни населения, на создание безопасных и комфортных условий труда, на социальную поддержку работников и их семей, граждан старшего поколения, на формирование здорового образа жизни граждан.


Раздел I. В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ


Стороны на предстоящий период считают основной задачей обеспечение темпов экономического роста, повышение производительности труда, обеспечение внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, поддержка несырьевых отраслей экономики, и принимают следующие обязательства.

1.1. Стороны:

1.1.1. Принимают меры по созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

1.1.2. Рассматривают основные показатели проекта государственного бюджета и основные показатели проекта прогноза социально-экономического развития республики;

1.1.3. Способствуют созданию высокопроизводительных рабочих мест, модернизации рабочих мест;

1.1.4. Содействуют развитию форм частно-государственного партнерства в целях устойчивого развития экономики республики;

1.1.5. Создают благоприятные условия для развития местных товаропроизводителей;

1.1.6. Содействуют развитию и оказывают поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальным предпринимателям;

1.1.7. Содействуют реализации стратегических национальных проектов и программ, и принимают меры по достижению целевых индикаторов;

1.1.8. Содействуют консолидации совместных действий в целях проведения единой политики в области регулирования социально-трудовых отношений;

1.1.9. Содействуют внедрению передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда;

1.1.10. Проводят согласованную политику в вопросах установления тарифов на энергоносители, услуги коммунального хозяйства;

1.1.11. Способствуют внедрению на всех уровнях цифровых технологий, бережливого производства;

1.1.12. При подписании соглашений (договоров) о социально-экономическом сотрудничестве предусматривают мероприятия по социальной ответственности добывающих компаний в области содействия занятости населения, в области сохранения и восстановления природной среды, обеспечения экологической безопасности населения;

1.1.13. Осуществляют мероприятия, направленные на рациональное использование и охрану природных ресурсов, минимизацию негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, в рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности проводят республиканские акции, направленные на создание благоприятной экологической обстановки, и привлечение внимания общественности к вопросам охраны окружающей среды.

1.2. Профсоюзы:

1.2.1. В рамках полномочий, предоставленных трудовым законодательством и локальными нормативными актами, способствуют укреплению трудовой дисциплины в трудовых коллективах;

1.2.2. Организуют соревновательное движение в трудовых коллективах за повышение производительности труда и эффективности производства;

1.2.3. Инициируют включение в коллективные договора и соглашения взаимные обязательства, направленные на сохранение, развитие и модернизацию производства, повышение производительности труда и качества продукции, а также рациональное использование рабочего времени;

1.2.4. Осуществляют контроль за соблюдением законодательных актов, обеспечивающих защиту интересов работников при сокращении численности (штата), ликвидации, реорганизации и банкротстве предприятий республики.

1.3. Работодатели:

1.3.1. Обеспечивают развитие промышленного производства, сельского хозяйства, строительной и транспортной отраслей, рынка товаров и услуг, местного производства;

1.3.2. Обеспечивают повышение эффективности производства, выпуск конкурентоспособной продукции, товаров и услуг;

1.3.3. Обеспечивают развитие предпринимательской активности, направленной на увеличение производства местной продукции, предпринимательства в сельской местности, социально значимых услуг;

1.3.4. Принимают меры по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест на территории Республики Саха (Якутия);

1.3.5. При приватизации, банкротстве и ликвидации организаций обеспечивают сохранение за работниками прав и социальных гарантий, установленных законодательством;

1.3.6. Проводят работу по реализации инновационных проектов, модернизации и реконструкции производства, обеспечивающих повышение его эффективности;

1.3.7. При подписании соглашений (договоров) о социально-экономическом сотрудничестве предусматривают мероприятия по социальной ответственности добывающих компаний в области содействия занятости населения, в области сохранения и восстановления природной среды, обеспечения экологической безопасности населения.

1.4. Правительство:

1.4.1. В рамках утвержденной Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) разрабатывает и реализует государственные программы Республики Саха (Якутия);

1.4.2. Реализует государственную политику в области развития экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия);

1.4.3. Реализует национальные проекты и программы, для достижения целей и задач принимает меры по выполнению целевых индикаторов, определенных Указом Президента Российской Федерации N 204 от 7 мая 2018 года;

1.4.4. Осуществляет анализ эффективности выполнения государственных программ Республики Саха (Якутия) в социально-экономической сфере;

1.4.5. Разрабатывает и обеспечивает реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, способствует формированию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности;

1.4.6. Принимает меры по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения, недопущению необоснованного повышения цен и тарифов;

1.4.7. Содействует созданию высокотехнологических бизнесов, местного производства, секторов цифровой и креативной экономики;

1.4.8. Реализует меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства;

1.4.9. Создает условия для развития инновационной деятельности и повышение инновационной активности организаций.

Раздел II. В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА И СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ


Одной из приоритетных задач в области рынка труда и содействия занятости населения стороны считают обеспечение полной, стабильной и качественной занятости населения, содействие развитию предпринимательской инициативы, повышение конкурентоспособности граждан через развитие личных профессиональных квалификаций и компетенций, обеспечение непрерывного переобучения и повышение квалификации работников. В целях реализации поставленных задач стороны принимают следующие обязательства.

2.1. Стороны:

2.1.1. Содействуют созданию новых, сохранению и модернизации действующих рабочих мест для жителей республики;

2.1.2. Обеспечивают лицам с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственный доступ к местам осуществления трудовой деятельности и обучения, а также к объектам социальной инфраструктуры организаций, в том числе образовательных организаций;

2.1.3. Содействуют развитию практики наставничества в организациях для работников с ограниченными возможностями здоровья и молодых специалистов, не имеющих стажа трудовой деятельности;

2.1.4. Не допускают необоснованные увольнения работников, в случае возникновения угрозы массового высвобождения работников принимают программу согласованных действий, направленных на содействие занятости работников, находящихся под риском увольнения; поддержку работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации и сокращением численности (штата) организации; разработку мероприятий, по содействию трудоустройству высвобождаемых работников, определению источников их финансирования. В случае невозможности сохранения рабочих мест допускается поэтапное увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством;

2.1.5. Стороны пришли к согласию, что к основным критериям массового высвобождения относятся:

- ликвидация предприятий любой организационно-правовой формы собственности с численностью работников 10 и более человек;

- сокращение численности или штата работников свыше 20% от общей численности работающих в течение 90 дней;

- увольнение работников в количестве 1% от общего числа работающих в течение 30 календарных дней в районах (городах) республики с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

Указанные критерии могут быть приняты за основу для включения в отраслевые и территориальные соглашения;

2.1.6. Стороны признают, что исчерпывающим основанием по сохранению за работником среднего месячного заработка за 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, является предоставление гражданином справки центра занятости населения, подтверждающей факт обращения в центр занятости населения в месячный срок со дня увольнения (регистрации в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного) и факт не трудоустройства в период сохранения среднего месячного заработка;

2.1.7. Обеспечивают разработку прогноза потребности экономики республики в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием с учетом данных системы прогнозирования кадровой потребности для обеспечения социально-экономического развития экономики республики;

2.1.8. Принимают меры, направленные на выявление неформальной занятости населения и легализации трудовых отношений;

2.1.9. Проводят работу по формированию и развитию национальной системы профессиональных квалификаций в республике;

2.1.10. Обеспечивают занятость граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы;

2.1.11. Реализуют меры, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики;

2.1.12. Содействуют временному трудоустройству студентов и учащихся, поддерживают движение студенческих трудовых отрядов, оказывают информационную поддержку центрам по содействию трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

2.1.13. Способствуют развитию гибких форм занятости инвалидов и лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, а также осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в том числе самозанятости, занятости на рабочих местах с неполным рабочим временем и скользящим (гибким) графиком (режимом) работы, надомной занятости;

2.1.14. Проводят работу по формированию и ведению сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде;

2.1.15. Развивают партнерство между работодателями, органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти в целях повышения эффективности использования рабочей силы, снижения напряженности на рынке труда.

2.2. Профсоюзы:

2.2.1. Участвуют в комиссиях по оценке профессиональной квалификации работников в трудовых коллективах с соблюдением норм трудового законодательства;

2.2.2. Проводят разъяснительную и консультационную работу правовой помощи первичным профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости и защиты трудовых прав граждан, в том числе граждан, с низкой конкурентоспособностью на рынке труда - лиц с ограниченными физическими возможностями, женщин, имеющих детей до 3-х лет, граждан предпенсионного возраста;

2.2.3. При разработке соглашений и коллективных договоров добиваются включения мер, направленных на обеспечение занятости работников, на переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им мер социальной поддержки;

2.2.4. Участвуют в рассмотрении вопросов необоснованного увольнения работников, массового высвобождения работников, предлагают меры по их переподготовке, повышению квалификации для дальнейшего трудоустройства;

2.2.5. Оказывают содействие по выявлению неформальной занятости и легализации трудовых отношений;

2.2.6. Проводят информационно-разъяснительную работу в трудовых коллективах о формировании и ведении сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде;

2.2.7. Содействуют работодателю в работе по укреплению трудовой дисциплины, повышению качества производимой продукции, роста производительности труда;

2.2.8. Содействуют обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2.2.9. Осуществляют мониторинг эффективности регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в организациях;

2.2.10. Участвуют в организации консультаций по вопросам охраны труда и занятости совместно с государственной службой занятости.

2.3. Работодатели:

2.3.1. Участвуют в разработке прогноза потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием;

2.3.2. Осуществляют взаимодействие с учреждениями профессионального образования по вопросам подготовки кадров на условиях софинансирования и оказывают помощь в укреплении материально-технической базы этих учреждений, содействуют в предоставлении рабочих мест для прохождения обучающимися производственной практики и их закрепления путем развития наставничества на производстве;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»