РЕСПУБЛИКАНСКОЕ (РЕГИОНАЛЬНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И РЕГИОНАЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "СОЮЗ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" НА 2017 - 2019 ГОДЫ

от 26 апреля 2017 года

     
(в ред. Дополнительного соглашения от 27.12.2017)



Правительство Республики Саха (Якутия) (далее - Правительство), Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) от лица республиканских объединений профессиональных союзов (далее - Профсоюзы), региональное объединение работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" от лица республиканских объединений работодателей (далее - Работодатели), действующие в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей "Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)" (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на республиканском уровне в 2017 - 2019 годах и совместные действия Сторон по их реализации.

Стороны в числе приоритетных целей Соглашения на предстоящий период ставят содействие в реализации задач, обозначенных в стратегических Указах Президента Российской Федерации 2012 года, Указах Главы Республики Саха (Якутия) от 22.08.2016, послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию и послании Главы Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), создание условий для формирования устойчивой, конкурентоспособной экономики путем роста производительности труда, создания рабочих мест, позволяющих эффективно использовать материальные и человеческие ресурсы, подготовки квалифицированной рабочей силы, сохранения стабильной занятости; совершенствования государственной социальной политики, направленной на повышение престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики, на увеличение высококвалифицированных работников, на повышение качества жизни работников и их семей и на поддержание социальной стабильности и развития адресной социальной помощи незащищенных слоев населения.

1. В области экономической политики


Стороны считают основной задачей на предстоящий период проведение политики по созданию устойчивого экономического развития, формированию конкурентоспособной экономики, развитию предпринимательской деятельности, укреплению экономического и финансового положения организаций Республики Саха (Якутия) и принимают следующие обязательства:

1.1. Принимают меры по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения, недопущению необоснованного повышения цен и тарифов.

1.2. Способствуют созданию высокопроизводительных рабочих мест, модернизации рабочих мест.

1.3. Создают благоприятные условия для развития местных товаропроизводителей.

1.4. Вносят предложения по принятию дополнительных мер государственного регулирования инвестиционной и инновационной активности организаций (налоговых льгот, субсидий из федерального бюджета, инструментов институтов развития (фондов) поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности и т.д.).

1.5. Участвуют в системе государственного стратегического планирования и контроля.

1.6. Рассматривают проекты нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) в сфере стратегического планирования.

1.7. Проводят консультации по основным направлениям бюджетной политики на среднесрочную перспективу, в том числе по основным параметрам проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и основным параметрам прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему Соглашению в период между внесением их в Правительство Республики Саха (Якутия) и рассмотрением на заседании Правительства Республики Саха (Якутия).

1.8. Осуществляют анализ эффективности выполнения государственных программ Республики Саха (Якутия) в социально-экономической сфере.

1.9. Рассматривают предложения Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при подготовке проекта закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)".

1.10. Принимают меры по достижению целевых индикаторов, обозначенных в стратегических указах Президента Российской Федерации и Главы Республики Саха (Якутия).

1.11. Рассматривают вопросы о государственном контроле соблюдения установленных на республиканском уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных цен и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

1.12. Стимулируют развитие предпринимательской активности, направленной на увеличение производства местной продукции, сельского предпринимательства, социально значимых услуг за счет внедрения стандарта развития малого и среднего предпринимательства в рамках полномочий, принимают меры по снижению налоговых ставок для предприятий малого бизнеса, работающих по упрощенной системе налогообложения.

1.13. Содействуют в развитии алмазогранильной и ювелирной отраслей, местных производств легкой промышленности, народных промыслов, художественных и сувенирных изделий, лесопереработки и производства мебели, промышленности строительных материалов.

1.14. Вносят предложения по совершенствованию нормативной базы, в том числе по предоставлению налоговых преференций, упрощению доступа к финансовым ресурсам, повышению уровня профессиональной подготовки, участия в государственном, корпоративном и муниципальном заказе.

1.15. Реализуют меры государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

1.16. В целях привлечения и закрепления квалифицированных специалистов в сельскую местность создают благоприятные условия в виде мини-кластеров.

2. В области рынка труда и содействия занятости населения


Стороны считают проведение государственной политики, направленной на обеспечение полной, стабильной и качественной занятости населения, является одной из приоритетных задач в сфере занятости республики. В этих целях стороны считают необходимым осуществлять взаимодействие в сфере занятости населения по следующим направлениям:

2.1. В целях содействия создания рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда увеличивают число высококвалифицированных работников к 2020 году, не менее трети от числа квалифицированных работников.

2.2. Обеспечивают максимально возможную занятость населения республики на рынке труда.

2.3. Осуществляют необходимые действия по реализации мероприятий по содействию занятости населения, направленных на повышение уровня занятости населения, создание новых и сохранение действующих рабочих мест.

2.4. В случае возникновения угрозы массового высвобождения работников принимают программу согласованных действий, направленных на содействие занятости работников, находящихся под риском увольнения; поддержку работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации и сокращением численности (штата) организации; разработку мероприятий, по содействию трудоустройству высвобождаемых работников, определению источников их финансирования.

В случае невозможности сохранения рабочих мест допускается только поэтапное увольнение работников.

2.5. Проводят мероприятия по профессиональной ориентации молодежи по профессиям, востребованным на рынке труда.

2.6. Стороны пришли к согласию, что к основным критериям массового высвобождения относятся:

- ликвидация предприятий любой организационно-правовой формы собственности с численностью работников 10 и более человек;

- сокращение численности или штата работников свыше 20% от общей численности работающих в течение 90 дней;

- увольнение работников в количестве 1% от общего числа работающих в течение 30 календарных дней в улусах (городах) с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

Указанные критерии могут быть взяты в качестве основы для включения в отраслевые и территориальные соглашения.

2.7. Стороны признают, что исчерпывающим основанием по сохранению за работником среднего месячного заработка за 4, 5 и 6 месяцы со дня увольнения, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, является предоставление гражданином справки центра занятости населения, подтверждающей факт обращения в центр занятости населения в месячный срок со дня увольнения (регистрации в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного) и факт нетрудоустройства в период сохранения среднего месячного заработка.

2.8. В области привлечения иностранных работников:

- рассматривают на Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы, связанные с проведением миграционной политики и привлечением иностранных граждан на осуществление трудовой деятельности в республике;

- формируют предложения по привлечению иностранных работников с учетом развития перспективных отраслей экономики и потребности в трудовых ресурсах, при этом приоритетно использовать местные трудовые кадры с учетом их профессиональной подготовки и переподготовки, а также использовать дифференцированный подход к привлечению высококвалифицированных и квалифицированных иностранных работников;

- проводят консультации по вопросам установления квот на привлечение и использование иностранной рабочей силы в соответствии с действующей нормативной базой;

- при формировании потребности в привлечении иностранных работников не выдаются положительные заключения на привлечение и использование труда иностранных работников организациям - заявителям при наличии фактов: высвобождения работников - граждан России в течение предыдущего года в связи с сокращением численности, отказа или невыполнения условий настоящего Соглашения, предъявления к кандидатам на вакансии требований, не относящихся к квалификации работников и выполнению ими трудовых функций, существенного занижения размера заработной платы, создания работодателем социально-бытовых условий проживания привлекаемых работников, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

(в ред. Дополнительного соглашения от 27.12.2017)

- трудоустройство иностранных работников работодателями осуществляются при наличии профессионально-квалификационных требований, подтвержденных документами об образовании, выданных в Российской Федерации или признаваемых в Российской Федерации на основании международных договоров (соглашений);

- проводят оценку эффективности использования иностранной рабочей силы.

2.9. Принимают меры по сохранению и развитию системы профессионального обучения и подготовки кадров. Способствуют внедрению и развитию системы профессиональных квалификаций в Республике Саха (Якутия), в том числе путем создания центров оценки квалификации (межотраслевых и отраслевых).

2.10. Не допускают неформальную занятость и принимают меры по легализации трудовых отношений.

2.11. Информируют работников организаций об изменениях, происходящих в трудовом законодательстве. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства в вопросах приема на работу, увольнения, сокращения численности или штата работников, предоставления льгот и гарантий в процессе высвобождения, реорганизации, ликвидации организаций.

2.12. Принимают меры по недопущению роста уровня общей безработицы.

2.13. Информируют население и работодателей через средства массовой информации, иными методами об изменениях в законодательстве о занятости, состоянии рынка труда, наличии свободных мест, возможности трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации безработных граждан, а также профессиях (специальностях), пользующихся устойчивым спросом.

2.14. Содействуют в повышении мобильности местных трудовых ресурсов по перемещению трудовых ресурсов из трудоизбыточных улусов с высоким уровнем безработицы (выше среднереспубликанского) в промышленные районы.

2.15. Организуют проведение мероприятий по повышению трудовой мотивации учащихся образовательных организаций всех уровней. Принимают меры по трудоустройству по специальности выпускников государственных профессиональных образовательных организаций.

2.16. Содействуют органам местного самоуправления в реализации установленного законодательством права участвовать в организации и финансировании проведения оплачиваемых общественных работ, временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, за счет средств бюджетов муниципальных образований.

2.17. Рекомендуют работодателям:

2.17.1. Осуществлять взаимодействие с учреждениями профессионального образования по вопросам подготовки кадров на условиях софинансирования, оказывать помощь в укреплении материально-технической базы этих учреждений, содействовать в предоставлении рабочих мест для прохождения обучающимися производственной практики, а после окончания учебы в приеме их на работу, содействовать в закреплении наставников за обучающимися, проходящими производственную практику.

2.17.2. Проводить анализ, прогнозирование и учет численности высвобождаемых работников, информировать в установленном порядке профорганы, органы службы занятости населения о высвобождениях работников, включая массовые, о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

2.17.3. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях предоставление работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности и (или) штата работников, возможность переобучения новым профессиям, а также оплачиваемое время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.

2.17.4. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях средства на обучение и профессиональную переподготовку работников в связи с введением профессиональных стандартов в необходимом для этих целей размере.

2.17.5. Оказывать содействие органам службы занятости в реализации мероприятий по стимулированию мобильности граждан.

2.17.6. Участвовать в организации временных рабочих мест для безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

2.17.7. Усиливать меры по привлечению и закреплению местных трудовых ресурсов:

- предоставлять в органы службы занятости сведения о принятии на работу лиц из числа местного населения, из числа лиц, приглашенных из других субъектов Российской Федерации, а также о привлечении иностранной рабочей силы для прогноза потребности в трудовых ресурсах;

- участвовать в формировании прогноза потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием с горизонтом прогнозирования 10 лет;

- вести целенаправленную работу по пропаганде рабочих профессий и технических специальностей.

2.17.8. В случае предстоящего массового высвобождения работников информировать профсоюзы и органы службы занятости не менее чем за три месяца до увольнения работников.

2.17.9. Обеспечивать выполнение установленной в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) квоты для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в течение года после освобождения и создание минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.

2.17.10. Обеспечивать поэтапное внедрение профессиональных стандартов на основании планов, составленных с учетом мнения профсоюзной организации.

2.17.11. Обеспечивать полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России".

2.17.12. Не размещать в информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях сведения дискриминационного характера, не связанные с деловыми качествами работников.

3. В сфере оплаты труда и уровня жизни


Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение уровня и качества жизни населения.

В этих целях стороны совместно:

3.1. Утратил силу. - Дополнительное соглашение от 27.12.2017.

3.2. Своевременно и в полном объеме обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим норму труда, в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с применением сверх минимального размера оплаты труда компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) за 3 квартал предыдущего года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»