ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 августа 2010 года N 347

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2010 - 2015 ГОДЫ

(в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 15.11.2010 N 446, от 25.07.2011 N 275, от 25.06.2012 N 222, от 23.07.2012 N 280, от 24.12.2012 N 510, от 18.03.2013 N 79, от 04.10.2013 N 431, от 13.03.2014 N 107, от 28.07.2014 N 353, от 20.10.2014 N 521, от 02.02.2015 N 41, от 25.05.2015 N 298, от 28.12.2015 N 736)


В целях обеспечения населения республики чистой питьевой водой и создания условий для более качественного доступа к системам водоснабжения и водоотведения Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Чистая вода" на 2010 - 2015 годы.

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 N 431)

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия Е.И.Дергунова.

Председатель
Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ


Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 30 августа 2010 года N 347
(в редакции постановления Правительства
Республики Мордовия
от 4 октября 2013 года N 431)

 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2010 - 2015 ГОДЫ

(в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 N 431, от 13.03.2014 N 107, от 28.07.2014 N 353, от 20.10.2014 N 521, от 02.02.2015 N 41, от 25.05.2015 N 298, от 28.12.2015 N 736)  


Паспорт Республиканской целевой программы "Чистая вода" на 2010 - 2015 годы

Наименование программы

Республиканская целевая программа "Чистая вода" на 2010 - 2015 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Республики Мордовия от 17 мая 2010 г. N 240-Р

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия

Государственные заказчики

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия

Основные разработчики Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия

Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

целью Программы является обеспечение населения чистой питьевой водой.
Задачи:
бесперебойное, гарантированное удовлетворение потребностей жителей Республики Мордовия в чистой питьевой воде в необходимом количестве и требуемого качества независимо от состояния источников водоснабжения;
формирование новых правовых отношений в водном секторе между производителями и потребителями воды для обеспечения комфортной жизнедеятельности населения Республики Мордовия и инфраструктуры;
создание привлекательной бизнес-среды в водном секторе, формирование благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств с целью финансирования проектов реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения;
повышение качества и надежности услуг водоснабжения и водоотведения при обеспечении доступности услуг для населения;
вовлечение общественных организаций и граждан в процесс реализации Программы, создание новой модели поведения, образования и просвещения в водном секторе, привлечение к процессу реализации Программы средств массовой информации.
Показатели:
доля населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению; доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества;
потери воды в сетях централизованного водоснабжения;
объем частного капитала, привлеченного в сектор водоснабжения и водоотведения

Срок реализации Программы

2010 - 2015 годы

Объем и источники финансирования Программы

общая стоимость мероприятий в 2010 - 2015 годах 764,8 млн. рублей <*>, в том числе средства:
поступившие из федерального бюджета - 59,1 млн. рублей;
республиканского бюджета Республики Мордовия - 116,5 млн. рублей;
местных бюджетов - 54,3 млн. рублей;
внебюджетных источников - 534,9 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджетов разных уровней

(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 13.03.2014 N 107, от 28.07.2014 N 353, от 20.10.2014 N 521, от 02.02.2015 N 41, от 25.05.2015 N 298, от 28.12.2015 N 736)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

зарегистрированных больных:
брюшным тифом и паратифами A, B, C, сальмонеллезными инфекциями, острыми кишечными инфекциями - 4,6 тыс. человек;
вирусными гепатитами - 0,016 тыс. человек;
с болезнями органов пищеварения - 10,2 тыс. человек;
злокачественными образованиями - 15,5 тыс. человек;
удельный вес проб воды (из водопроводной сети, по результатам исследованных проб за отчетный год), не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям - 21,8%;
удельный вес проб воды (из водопроводной сети, по результатам исследованных проб за отчетный год), не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям - 5,4%;
доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене - 37,0%;
доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене - 48,0%;
число аварий в год на 1000 км в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 70 случаев;
пропуск сточных вод через очистные сооружения - 89,0%;
доля нормативно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения - 6,5%

Система организации управления и контроль за исполнением Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия направляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия информацию о ходе финансирования Программы, доклад об исполнении мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств.
Оценка реализации Программы производится ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах в Правительство Республики Мордовия до 1 апреля года, следующего за отчетным.

     ________________

<*> Прогноз.     


Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье граждан и качество жизни. Отсутствие чистой воды и канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличения степени риска возникновения "воднозависимых патологий" и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. До 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.

Разработка Программы осуществлялась в соответствии с потребностями, возможностями и конкретной ситуацией в республике.

Качество питьевой воды в Республике Мордовия, ее гигиенические нормативы по санитарно-микробиологическим показателям остаются крайне низкими. Около половины водоводов, водопроводных и канализационных сетей республики требует капитального ремонта или реконструкции.

По информации Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, из 1531 водоисточника (артезианской скважины) не отвечают санитарным требованиям 269 (17,6%), в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны 265 (17,3%). Качество питьевой воды в источниках централизованного водоснабжения (артезианских скважинах) по микробиологическим показателям во всех исследуемых 1069 пробах соответствует нормативным требованиям санитарных норм. В водопроводной сети процент проб питьевой воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-микробиологическим показателям, в сравнении с 2008 годом снизился на 1,7 процента.

Республика Мордовия расположена в центре Русской равнины между 42°11' и 46°45' восточной долготы и 53°38' и 55°11' северной широты. Максимальная протяженность с запада на восток 298 км, с севера на юг 140 километров. Площадь Мордовии 26121 кв. км. Природа республики отличается высоким ландшафтным разнообразием. Большая ее часть находится в лесостепи пластово-ярусной Приволжской возвышенности, которая на западе республики переходит в лесную провинцию Окско-Донской низменности. Республика расположена на юго-западной периферии бассейна Волги в междуречье Мокши и Суры. Сура (правый приток Волги) протекает вдоль юго-восточной границы, ее основные притоки в Мордовии - Алатырь, Большая Кша, Чеберчинка, Штырма, Меня. Мокша (правый приток Оки) течет по западной части Мордовии, к ее бассейну относятся реки Вад, Сивинь, Исса, Сатис, Урей, Уркат. Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа, граничит с Рязанской, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской областями и Чувашской Республикой, имеет хорошую транспортную связь с соседними областями. Столицей Республики Мордовия является г. Саранск. В республике 22 муниципальных района, городской округ Саранск. В состав муниципальных районов входят 6 городов, 10 поселков городского типа, 423 муниципальных поселения. Население республики насчитывает 833 тыс. человек.

В связи с удаленностью рек Мокша и Сура от мест расположения объектов экономики и основной части населения республики, а также высокой степенью их загрязненности водные ресурсы используются в небольшом количестве и не могут служить в качестве основных источников питьевого водоснабжения.

Основным эксплуатируемым водоносным горизонтом на территории Республики Мордовия является среднекаменноугольно-пермский карбонатный горизонт, на подземных водах которого базируется крупное централизованное питьевое, хозяйственное, промышленное и сельскохозяйственное водоснабжение. Подземные воды эксплуатируются водозаборами и одиночными скважинами.

Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод составляют 2604,6 тыс. куб. м/сутки, в том числе подземных вод питьевого качества (с минерализацией менее 1,0 г/л) - 1584,9 тыс. куб. м/сутки. Обеспеченность прогнозными ресурсами питьевого качества составляет 3,04 куб. м/сутки на одного человека. На сегодняшний день в Республике Мордовия выявлены и разведаны эксплуатационные запасы по 18 участкам месторождений пресных подземных вод. Степень освоения разведанных эксплуатационных запасов составляет 31,4 процента. Обеспеченность разведанными эксплуатационными запасами подземных вод на 1 человека составляет 0,52 куб. м/сутки.

Режим уровня эксплуатируемого водоносного среднекаменноугольно-пермского карбонатного горизонта в многолетнем разрезе определяется интенсивностью его эксплуатации. Длительный и сосредоточенный водоотбор, превышающий утвержденные эксплуатационные запасы подземных вод, и неравномерное распределение нагрузки привели к снижению уровня подземных вод эксплуатируемого водоносного горизонта и образованию крупной депрессионной воронки радиусом более 80 км с центром на территории Саранского городского водозабора, спровоцировали истощение и загрязнение пресных подземных вод. За время эксплуатации произошло снижение уровня подземных вод на 79,35 метра. Интенсивная эксплуатация подземных вод Саранского месторождения привела не только к истощению запасов пресных подземных вод, но и к ухудшению их качества в результате подтока вод нижележащего водоносного горизонта, что проявляется в увеличении минерализации, общей жесткости и солевого состава.

Подземные воды эксплуатируемого водоносного горизонта в природном состоянии не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 в восточных и южных районах республики (по минерализации, общей жесткости, содержанию железа общего, частично по уровню сульфатов, хлоридов). По содержанию фторидов превышение в природном состоянии отмечено практически на всей территории Республики Мордовия.

Ни на одном коммунальном водопроводе не имеется сооружений по доочистке питьевой воды.

Значительная часть сельского населения продолжает использовать в питьевых целях воду из сооружений и систем децентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Вода колодцев и родников не имеет надежной защиты от загрязнения и представляет в связи с этим высокую эпидемиологическую опасность для населения.

Проверкой Прокуратуры Республики Мордовия исполнения законодательства об обеспечении населения питьевой водой, об охране водных объектов при сбросе в них загрязняющих веществ выявлены существенные нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью людей, причиняющие серьезный вред окружающей природной среде:

по мере поступления к потребителю качество воды ухудшается в связи с низким санитарно-техническим состоянием водопроводных сооружений и сетей, высоким процентом износа водопроводного оборудования, что отрицательно сказывается на качестве водопроводной воды;

несмотря на неблагополучную обстановку с обеспечением населения качественной питьевой водой, в большинстве муниципальных образований не приняты муниципальные программы об обеспечении населения водой надлежащего качества, средства на их реализацию не выделяются;

эксплуатирующими организациями не разработаны рабочие программы производственного контроля качества питьевой воды;

пользователями источников водоснабжения не осуществляется контроль и санитарное обследование территории, прилегающей к водозаборным сооружениям, не организованы зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения;

зачастую ЗСО источников водоснабжения имеют значительные разрушения. Такие нарушения выявлены во многих муниципальных образованиях;

владельцами водопроводов не выполняются необходимые санитарные мероприятия в пределах 1 - 3 поясов ЗСО;

в неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения, главным образом, предприятий ЖКХ, в результате чего сточные воды в водные объекты сбрасываются без должной очистки, загрязняются реки. Сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, наличие возбудителей кишечных инфекций в воде при сбросе необеззараженных сточных вод может привести к возникновению массовых заболеваний населения;

выявлены бесхозяйные артезианские скважины, контроль за которыми никем не осуществляется.

Проблема обеспечения населения Республики Мордовия питьевой водой, как важнейшего фактора, определяющего качество жизни каждого человека, требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только при сочетании инициативы населения, органов местного самоуправления и органов государственной власти Республики Мордовия. Оценка состояния водоснабжения и водоотведения населения по Республике Мордовия представлена в таблице 1.

Таблица 1


Оценка состояния водоснабжения и водоотведения населения по Республике Мордовия

Наименование муниципального образования

Доля населения, обеспеченного водопроводом

Доля населения, обеспеченного канализацией

Средняя по муниципальному образованию степень износа сооружений водоснабжения, %

Размер неучтенных потерь воды, в % от объема подачи в сеть

Ардатовский муниципальный район

22,30

17,28

44,4

14,33

Атюрьевский муниципальный район

46,38

42,68

46,3

8,4

Атяшевский муниципальный район

19,45

16,95

44,6

29,73

Большеберезниковский муниципальный район

23,32

21,09

29,6

28,8

Большеигнатовский муниципальный район

5,16

5,16

28,9

12,93

Дубенский муниципальный район

15,84

7,35

37,7

9,3

Ельниковский муниципальный район

42,02

33,75

26,9

25,3

Зубово-Полянский муниципальный район

26,25

19,15

55,1

26,3

Инсарский муниципальный район

31,64

27,52

53,4

16,55

Ичалковский муниципальный район

23,74

21,64

28,5

7,4

Кадошкинский муниципальный район

24,16

22,99

52,1

11,04

Кочкуровский муниципальный район

26,19

22,60

29,9

12,67

Ковылкинский муниципальный район

37,23

25,34

46,1

9,8

Краснослободский муниципальный район

51,87

36,82

58,8

14,2

Лямбирский муниципальный район

25,96

25,03

29,7

13,55

Ромодановский муниципальный район

29,44

25,38

79,9

14,8

Рузаевский муниципальный район

38,72

35,11

41,7

17,1

Старошайговский муниципальный район

29,24

29,24

29,9

11,2

Темниковский муниципальный район

61,82

30,96

62,2

19,3

Теньгушевский муниципальный район

26,40

26,40

42,6

14,2

Торбеевский муниципальный район

29,95

20,45

58,6

18,3

Чамзинский муниципальный район

41,86

41,40

70,5

17,44

Городской округ Саранск

85,02

84,77

66,8

13,72


Предусматриваются следующие варианты решения указанных проблем, а также оценка преимуществ и рисков.

Первый вариант решения проблемы - инерционный (существующее положение дел), без использования программно-целевого метода. Данный вариант приведет в конечном итоге не к улучшению, а ухудшению состояния систем водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах республики (повышение уровня износа инфраструктуры, ухудшение качества подаваемой в сеть питьевой воды, снижение числа населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества).

Второй вариант представляет собой комплексное решение всех поставленных задач в рамках реализации Программы. Только в этом случае представляется возможным расширение рамок по всем направлениям привлекаемых источников финансирования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»