АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2013 года N 6
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2013 году"
{Изменения:
1. постановление Администрации Алтайского края от 26 апреля 2013 года N 233;
2. постановление Администрации Алтайского края от 29 октября 2013 года N 561.}
{Новая редакция с изменениями от 29 октября 2013 года}.
В целях повышения эффективной занятости населения Алтайского края, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2012 N 1307 "О предоставлении и распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2013 году".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.
Губернатор Алтайского края А.Б Карлин
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2013 году"
{на основании постановления Администрации Алтайского края от 29 октября 2013 года N 561 из текста долгосрочной целевой программы исключены слова "предусматривающих дополнительные мероприятия и" и слова ", предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда"}
Наименование программы
Реквизиты нормативного правового акта о разработке программы
Государственный заказчик программы
Основные разработчики программы
Цель и задачи программы долгосрочная целевая программа "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2013 году" (далее - "программа")
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
управление Алтайского края по труду и занятости населения
управление Алтайского края по труду и занятости населения
цель - повышение эффективной занятости и уровня жизни населения Алтайского края; задачи:
повышение уровня занятости инвалидов; повышение качества рабочей силы;
адаптация выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда; повышение территориальной трудовой мобильности населения края; создание новых рабочих мест для трудоустройства безработных граждан
Важнейшие целевые инди- уровень регистрируемой безработицы; каторы и показатели ре- коэффициент напряженности на рынке тру- зультативности программы да;
численность инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;
численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, направленных на опережающее профессиональное обучение и стажировку; численность ищущих работу граждан, направленных на профессиональное обучение и аттестацию;
численность выпускников, прошедших стажировку;
численность безработных и ищущих работу граждан, трудоустроенных в других субъектах Российской Федерации; численность безработных граждан, трудоустроенных на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ, реализуемых в 2009 - 2012 годах
Срок реализации програм- 2013 год мы
Основные мероприятия содействие трудоустройству незанятых ин- программы валидов на оборудованные (оснащенные)
для них рабочие места; опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников);
стажировка, в том числе в других субъектах Российской Федерации, выпускников учреждений профессионального образования; профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан для получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;
стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации с уровнем регистрируемой безработицы ниже среднероссийского показателя, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей) гражданами, признанными в установленном порядке безработными, и гражданами, ищущими работу, проживающими в Алтайском крае; содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ, реализуемых в 2009 - 2012 годах
Исполнители основных мероприятий программы
органы исполнительной власти Алтайского края;
краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения; работодатели (по согласованию)
Объемы и источники финансирования программы общий объем финансирования за счет всех источников - 121355,7 тыс. рублей, в том числе:
субсидия из федерального бюджета - 115287,9 тыс. рублей (95,0%); средства краевого бюджета - 6067,8 тыс. рублей (5,0%)
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности сдерживание роста уровня регистрируемой безработицы (не выше 2,3% от численности экономически активного населения края в среднем за период);
сохранение коэффициента напряженности на рынке труда, который определяется как отношение числа незанятых граждан на 1 вакансию, на уровне 2,7 в среднем за пе
риод;
трудоустройство на оборудованные (оснащенные) рабочие места 186 инвалидов; опережающее профессиональное обучение и стажировка 150 работников организаций; стажировка 500 выпускников учреждений профессионального образования; профессиональное обучение и аттестация 477 ищущих работу граждан; трудоустройство 250 безработных и ищущих работу граждан в других субъектах Российской Федерации; трудоустройство 700 безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 26 апреля 2013 года N 233}.
1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия программы
Объект программы - условия для развития эффективного рынка труда.
Предмет регулирования - рынок труда и занятость населения.
Сфера действия программы - социально-трудовая сфера.
1.2. Понятия и термины, используемые в программе
Уровень регистрируемой безработицы - удельный вес численности зарегистрированных в органах службы занятости безработных в общей численности экономически активного населения или населения в трудоспособном возрасте;
коэффициент напряженности на рынке труда - число не занятых трудовой деятельностью и стоящих на учете в службе занятости граждан, приходящихся на одну заявленную работодателями вакансию (соотношение спроса и предложения на рабочую силу);
оборудование (оснащение) рабочего места - приобретение, монтаж и установка средств оснащения, в том числе оборудования, технических приспособлений, мебели, необходимых для выполнения должностных обязанностей, а также средств для создания благоприятных условий работы, в том числе с учетом природно-климатических и иных особенностей местности и условий труда у данного работодателя;
опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций - профессиональное обучение и (или) стажировка работников организаций в целях дальнейшей гарантированной их занятости путем сохранения трудовых отношений с работодателем, трудоустройства к другому работодателю либо регистрации предпринимательской деятельности;
профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан - профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан для получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;
угроза увольнения - принятие работодателем решения о временной приостановке работ, введении режима неполного рабочего времени, проведении мероприятий по высвобождению работников.
1.3. Нормативная правовая база
Нормативные правовые акты, на основе которых разрабатывалась программа:
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Экономическая ситуация в 2012 году характеризовалась положительной динамикой основных макроэкономических показателей.
Индекс промышленного производства за январь - октябрь 2012 года по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электрической энергии, газа и воды" по отношению к уровню аналогичного периода прошлого года составил 106,4%. Оборот розничной торговли вырос на 12,4%. Населению края было оказано платных услуг на сумму 47,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составило 101,6% к уровню предыдущего года. Экономический рост способствовал существенному улучшению ситуации на рынке труда, достижению беспрецедентно низкого уровня регистрируемой безработицы и повышению доходов работающего населения, в том числе росту номинальной и реальной заработной платы. За 9 месяцев 2012 года средний размер номинальной заработной платы по сравнению с аналогичным периодом
2011 года увеличился на 16,7% и достиг 15,3 тыс. рублей.
Численность экономически активного населения, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, в среднем за август - октябрь 2012 года составила 1264,1 тыс. человек, или 52,4% от оценки среднегодовой численности постоянного населения края за 2011 год. В их числе 1203,7 тыс. человек, или 95,2% экономически активного населения, были заняты в экономике. Численность безработных граждан, рассчитанных по методологии Международной организации труда, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилась в 1,4 раза и составила 60,4 тыс. человек. Уровень общей безработицы к экономически активному населению сократился с 6,8% до 4,8%. Уменьшилась численность работников, находящихся под угрозой высвобождения, - с 10,5 тыс. человек до 3,0 тыс. человек.
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости населения, на конец ноября 2012 года составила 26,4 тыс. человек. По сравнению с началом 2012 года она уменьшилась на 20,5%. Уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,4 процентного пункта и по состоянию на 01.12.2012 составил 2,1% к численности экономически активного населения. При этом потребность в работниках, заявленная работодателями в течение
2012 года, увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 5,3%. За 11 месяцев 2012 года в банке данных службы занятости населения было зарегистрировано 128,3 тыс. свободных рабочих мест, что на 6,4 тыс. вакансий больше, чем в аналогичном периоде 2011 года. Количество незанятых граждан, ищущих работу, по состоянию на 01.12.2012 года превысило количество вакансий в 2,7 раза.
Сохраняется территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда: большинство вакансий заявлено работодателями в городах. На начало декабря 2012 года уровень напряженности на рынке труда сельских районов превышает уровень напряженности в городских округах в 12,6 раза.
Одной из мер стабилизации рынка труда стали региональные программы содействия занятости населения и снижения напряженности на рынке труда.
Ситуация на региональном рынке труда в 2013 году продолжит стабилизироваться, однако влияние негативных факторов останется еще достаточно существенным. Территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, несбалансированность профессионального состава претендентов на рабочие места и вакансий, выход на рынок труда граждан с невостребованными профессиями, увольнение из организаций в связи с уменьшением объема производства (работ, услуг) влияют на пополнение рядов безработных граждан. По информации, поступившей в службу занятости населения, в декабре 2012 года и январе 2013 года ожидается высвобождение около 2,5 тыс. человек. На рынке труда сельских районов ситуация будет оставаться более напряженной, чем в городах края, что обусловлено следующими факторами:
отсутствие работодателей-товаропроизводителей в каждом пятом населенном пункте. В этих населенных пунктах проживает порядка 39 тыс. человек трудоспособного возраста. Уровень безработицы в среднем по таким селам традиционно превышает показатель по районам края в 1,6 раза;
территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, остро выраженный в сельской местности. По состоянию на 01.12.2012 на сельские районы приходится 14% вакансий, при этом более 19 тыс. безработных, или 74% от их общей численности, проживает именно на данных территориях.
Сохраняющиеся в экономике региона проблемы оказывают негативное влияние на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе выпускников учреждений профессионального образования, граждан с ограниченными физическими возможностями.
В 2012 году на рынок труда края вышли порядка 17,5 тыс. выпускников (очного отделения) системы профессионального образования. Наблюдается тенденция снижения числа выпускников образовательных учреждений, обратившихся в целях поиска работы в органы службы занятости населения: за 11 месяцев 2012 года их количество составило 2,5 тыс. человек, или порядка 14,3% от выпуска (в соответствующем периоде прошлого года - 3,4 тыс. человек, или 17,4%). В числе обратившихся в службу занятости населения выпускников преобладают специалисты, получившие высшее профессиональное образование, - 40,3% (1004 человека); доля выпускников средних профессиональных учебных заведений составила 37,6% (938 человек), начальных профессиональных учебных заведений - 22,1% (550 человек). При этом среди выпускников, обратившихся в органы службы занятости населения, порядка 35% имеют специальности, относящиеся к избыточным на рынке труда (юристы, экономисты, менеджеры, бухгалтеры). Вакансии экономистов и юристов составляют лишь около 11,0% от общего количества вакансий для выпускников. Кроме того, большинство работодателей предпочитают принять на работу уже опытного сотрудника, к тому же рынок труда насыщен специалистами со стажем. С учетом имеющихся проблем мероприятие по стажировке выпускников существенно расширяет возможности их трудоустройства.
Ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обращаются порядка 5,0 тыс. инвалидов. В течение 11 месяцев 2012 года было зарегистрировано 3,7 тыс. граждан данной категории. В банк данных службы занятости населения поступило более 2,8 тыс. вакансий, предусматривающих трудоустройство граждан, имеющих инвалидность, -2% от всех заявленных вакансий. Численность зарегистрированных безработных граждан, относящихся к категории инвалидов, по состоянию на 01.12.2012 составила 1565 человек (81,4% к соответствующей дате прошлого года), из них наибольшая доля - в возрасте от 50 до 54 лет (33,3%). При этом подавляющее большинство - мужчины (66,5%). Порядка 55,0% инвалидов проживают в сельской местности. По состоянию на 01.12.2012 в банке данных службы занятости населения находилось порядка 400 вакансий для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. На одну вакансию, предусматривающую трудоустройство инвалидов, приходилось почти 4 человека из числа граждан указанной категории. Причем их трудоустройство осложнено тем, что инвалиды по медицинским показаниям нуждаются в сокращении рабочего дня и других трудовых льготах, а также для осуществления ими трудовых функций требуется организация работодателем специальных рабочих мест, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Поэтому многие работодатели, способные принять на работу инвалидов, особенно в сфере малого предпринимательства, испытывают потребность в дополнительных инвестициях на оборудование (оснащение) рабочих мест.
В 2013 году прогнозируется продолжение стабилизации социально- экономической ситуации в крае. Объем валового регионального продукта в 2013 году предположительно будет равен 110,0% к уровню 2012 года. Ожидается ускоренный рост инвестиций в инновационный сектор экономики, в сельское хозяйство и высокотехнологичные проекты обрабатывающей промышленности. Инвестиционные вложения в экономику края увеличатся на 14,5% к уровню предыдущего года.
В рамках реализации инвестиционных проектов и в связи с запуском в 2013 году новых производственных мощностей будет создано порядка 15 тыс. новых рабочих мест. За 11 месяцев 2012 года создано 14,5 тыс. рабочих мест.