Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

от 28 декабря 2012 года N 54-рз

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ ДО 2025 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Республики Северная Осетия-Алания от 18.09.2019 N 60-РЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

{Изменения и дополнения:
Закон РСО-Алания от 13.05.14 N 13-рз; НГР: ru 15000201400139}

Статья 1


Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2025 года.

Статья 2


Признать утратившим силу Закон Республики Северная Осетия - Алания от 31 марта 2008 года N 6-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года".

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава

Республики Северная Осетия - Алания Т. Мамсуров

Правительство Республики Северная Осетия - Алания Министерство экономического развития Агентство инвестиционного развития


ВВЕДЕНИЕ

Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2025 года (далее - Стратегия) доработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. N 2444-Р "О плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года", а также с распоряжением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 22.04.2011 г. N 99-РА "План мероприятий Республики Северная Осетия - Алания по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года" (Пункт 3 "Корректировка Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2025 года с учетом Стратегии").

Процесс разработки Стратегии основывался на следующих принципах:

единство и целостность - соответствие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, отраслевым Стратегиям Российской Федерации, федеральным программным документам развития экономики и социальной сферы. В работе использованы материалы действующей Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 г., учтены рекомендации проектов нормативных правовых актов различного уровня, касающиеся вопросов стратегического планирования развития территории, методические рекомендации по подготовке стратегий социально-экономического развития региона, разработанные Министерством регионального развития Российской Федерации;

прозрачность (открытость) - публичность прохождения процесса разработки с привлечением максимального количества представителей заинтересованных сторон. Предварительные материалы Стратегии и ее отдельные разделы обсуждались в процессе совещаний, проведенных Министерством экономического развития Республики Северная Осетия - Алания, с участием представителей: Администрации Главы Республики Северная Осетия - Алания и Правительства Республики Северная Осетия - Алания; Министерства промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия - Алания; Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания; Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания; Министерства Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта; Министерства архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия - Алания; Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания; Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания; Министерства культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия - Алания; Министерства образования и науки Республики Северная Осетия - Алания; Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания; Комитета жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания; Комитета дорожного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания; Комитета Республики Северная Осетия - Алания по туризму и курортному делу; Комитета по связи и информационным технологиям Республики Северная Осетия - Алания; Комитета Республики Северная Осетия - Алания по занятости населения; Комитета Республики Северная Осетия - Алания по охране окружающей среды и природных ресурсов; Комитета Парламента Республики Северная Осетия - Алания по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям; Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Северная Осетия - Алания; администрации местного самоуправления муниципального образования г. Владикавказ и других муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания; Торгово-промышленной палаты Республики Северная Осетия - Алания; Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия - Алания; Горского государственного аграрного университета; Северо-Кавказского горно-металлургического института (ГТУ); Северо-Осетинского государственного университета; представителей бизнеса и общественных организаций;

приоритет компетенций - привлечение к разработке Стратегии авторитетных экспертов (представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных независимых экспертов, представителей научного сообщества). Стратегия разработана Инвестиционно-консалтинговой компанией AV по заказу Министерства экономического развития Республики Северная Осетия - Алания. В качестве экспертов проекта привлекались представители научных организаций;

научность - опора на существующие научные достижения в теории и практике, объективные законы и закономерности; финансовая обеспеченность – в рамках Стратегии представлены финансовые механизмы, обеспечивающие достижимость поставленных целей. Все прогнозы в Стратегии выполнены в ценах 2010 г. (в Приложении 1 приводятся данные в ценах 2008 г. для сопоставления со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года), потребность в финансировании рассчитывается в ценах 2011 г., данные статистики использованы по состоянию на 1 января 2011 года;

согласованность - непротиворечивость действий органов исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания действиям федеральных органов исполнительной власти;

внутренняя сбалансированность - увязка интересов всех субъектов региональной экономики с интересами республики;

результативность и эффективность функционирования - оценка эффективности реализации Стратегии структурно вписывается в систему индикаторов развития, определенных в Стратегии.

Стратегия состоит из четырех разделов: стратегическая диагностика, стратегическая доктрина, система мероприятий, механизмы и инструменты реализации Стратегии.

В рамках стратегической диагностики дается характеристика Республики Северная Осетия - Алания, оценка социально-экономического положения республики в разрезе выделенных комплексов, проводится анализ внешне-экономического окружения, определяются стратегические факторы развития региона.

На основании результатов диагностики формируется доктрина развития республики, которая включает: ценности; видение; стратегические цели и оценка их соответствия целям федерального правительства; сценарии и этапы развития; приоритетные направления модернизации и развития экономики и социальной сферы; индикаторы социально-экономического развития республики.

В рамках установленных целей и приоритетов формируется система мероприятий, обеспечивающая достижение целевых значений индикаторов.

Механизмы реализации Стратегии увязывают поставленные цели, ресурсы и исполнителей в рамках программно-целевого подхода к управлению.

Методологической основой Стратегии является рассмотрение социально-экономической системы Республики Северная Осетия - Алания в разрезе 7-ми комплексов (промышленного, агропромышленного, инфраструктурного, торгово-транспортно-логистического, социального, инновационного и туристско-рекреационного) и 4-х систем (безопасности, культурных коммуникаций, институциональной и пространственного развития), обеспечивающих развитие как на этапе стратегической диагностики, так и на последующих этапах: стратегической доктрины и определения механизмов реализации Стратегии в целом (система мероприятий).

1. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

1.1. Характеристика Республики Северная Осетия - Алания

Республика Северная Осетия - Алания - субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа (далее – СКФО), состоящий из 1 города республиканского подчинения и 8 муниципальных районов.

Численность постоянного населения Республики Северная Осетия - Алания на 1 января 2010 г. составила 700 858 чел.

Административный центр Республики Северная Осетия - Алания - муниципальное образование город Владикавказ (наделен статусом городского округа, далее – г. Владикавказ) с численностью населения около 312,2 тыс. чел.[1] Расстояние от г. Владикавказа до г. Москвы - 1 805 км.

Республика Северная Осетия - Алания является одним из самых густонаселённых субъектов Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2011 г. средняя плотность населения в регионе составила 89,0 чел./кв. км, занимая пятое место в стране по этому показателю. Реальная плотность населения в местах проживания основной части населения составляет более 140 чел./кв. км. Почти половина населения республики (46%) проживает в г. Владикавказе с подчинёнными ему населёнными пунктами.

В Республике Северная Осетия - Алания представлено более 100 национальностей. Самым многочисленным народом являются осетины - 62,7% от общей численности населения. Языком межнационального общения является русский – государственный язык Российской Федерации.

Республика расположена на северном склоне Большого Кавказа и граничит на юге с Грузией и Республикой Южная Осетия, на западе и северо-западе - с Кабардино-Балкарской Республикой, на северо-востоке – с Чеченской Республикой, на севере – со Ставропольским краем, на востоке – с Республикой Ингушетия.

Площадь Республики Северная Осетия - Алания - 8 000 кв. км, из них на долю горной полосы приходится 3 850 кв. км, то есть 48% всей площади. 4 121 кв. км занимают низменности и равнины: на севере – Ставропольская равнина, южнее - Терский и Сунженский хребты, в центральной части – Северо-Осетинская равнина, на юге – Главный, или Водораздельный, хребет Большого Кавказа. Высшая точка – гора Казбек, 5 033 м. В горной части республики, севернее Главного хребта, параллельно проходят четыре больших хребта: Боковой, Скалистый, Пастбищный и Лесистый. Хребты разрезаны ущельями, главными из которых являются Дарьяльское, Геналдонское, Куртатинское, Кассарское, Алагирское и Дигорское (Рисунок 1). Наибольшая протяженность республики с севера на юг - 125 км, с запада на восток – 120 км, наиболее узкая ее часть ("осетинский коридор") – около 3-х км.

С севера на юг республики, на протяжении более 100 км, природные зоны сменяют одна другую: степь, лесостепь, буково-грабовые леса, горные степи, сосновые леса, березовое криволесье, карстовая зона, альпийские луга, горная тундра, вечные снега и ледники. В республике преобладает умеренно-континентальный климат.

По своему географическому положению Республика Северная Осетия - Алания лежит в зоне развития субтропического климата, но она отделена от южных областей мощными горными хребтами и значительно открыта к северу. Важным показателем для климата республики можно считать продолжительность солнечного сияния в течение года. В горной зоне этот показатель колеблется от 1 980 до 2 780 часов. Подобные горно-рекреационные показатели имеют Швейцария, Австрия, Италия.

Рисунок 1

Республика Северная Осетия - Алания - регион с развитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. В земледелии преобладает зерновое хозяйство (пшеница, кукуруза, ячмень), выращивают картофель, овощи, подсолнечник, технические культуры. Развито садоводство. В животноводстве преимущественное значение придается разведению скота молочно-мясного направления.

Земельные ресурсы Республики Северная Осетия - Алания представлены большим разнообразием почвенного покрова: горно-луговые почвы, выщелоченные и предкавказские карбонатные черноземы.

Самая крупная река на территории республики - Терек[2], прочие реки, протекающие по территории субъекта, относятся к ее бассейну, важнейшие из них - Урух, Ардон, Фиагдон, Гизельдон. Они используются для орошения и служат источником гидроэнергии. Вдоль речных долин проложены дороги, связывающие горные районы и равнинную часть республики.

Республика Северная Осетия - Алания имеет важное стратегическое значение для России за счет выгодного транспортно-географического положения, так как через ее территорию имеется безопасный прямой выход в Закавказье через Главный Кавказский хребет посредством двух магистральных путей. Первый - участок Военно-Грузинской автомобильной дороги от г. Владикавказа до российско-грузинской границы в Дарьяльском ущелье. Второй – действующий с 1980-х гг. тоннель сквозь Главный Кавказский хребет на Транскавказской автомобильной дороге, которая представляет собой кратчайший путь между европейским центром России и Закавказьем, Турцией и Ираном.

1.2. Оценка социально-экономического положения Республики Северная Осетия - Алания

Диагностика базовых индикаторов развития Республики Северная Осетия - Алания проведена в разрезе следующих показателей: валовой региональный продукт; инвестиции в основной капитал; индекс промышленного производства; динамика основных показателей консолидированного бюджета.

По объему валового регионального продукта (далее - ВРП) Республика Северная Осетия - Алания находится на четвертом месте (после Ставропольского края, Республики Дагестан и Кабардино-Балкарской Республики) среди субъектов, входящих в состав СКФО (Таблица 1), однако по показателю ВРП на душу населения Республика Северная Осетия - Алания занимает второе место (уступает только Ставропольскому краю), но при этом в 3 раза отстает от значения этого показателя в среднем по Российской Федерации (Таблица 2).

Таблица 1 - Динамика объема ВРП Республики Северная Осетия - Алания в сравнении с субъектами СКФО, млн руб. в текущих основных ценах

Объем производства ВРП

Место по объему ВРП в 2010 г. в рейтинге субъектов РФ

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Ставропольский
 край

31

53 732

67 860

80 535

101 383

122 235

146 569

181 675

222240

274992

277251

316889

Республика
 Дагестан

33

20 921

31 544

41 441

57 627

80 712

90 443

124 154

156 929

216277

257833

285279

Чеченская
 Республика

72

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

22 899

32 344

48056

66274

64308

69676

Кабардино-
 Балкарская
 Республика

70

14 081

19 443

22 775

25 997

29 053

36 833

43 310

48909

58 093

65660

76057

Республика
 Северная
 Осетия-Алания

71

8 363

12 665

15 998

18 925

24 268

31 182

43 341

52805

57707

65140,7

74885,9

Карачаево-
 Черкесская
 Республика

75

5 462

7 325

10 235

11 481

13 127

16 724

23 260

27470

35714

38584

43324

Республика
 Ингушетия

81

2 619

3 604

3 582

4 757

6 210

7 419

9 034

16812

19173

18953

21537

Источник: Росстат[3], Осетиястат, 2011 г.

Таблица 2 - Динамика объема ВРП Республики Северная Осетия - Алания на душу населения в сравнении с субъектами СКФО, тыс. руб.

Объем производства ВРП на душу населения (тыс. руб.)

Место по объему ВРП на душу населения в 2010 г. в рейтинге субъектов РФ

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Ставропольский край

68

20

25

29

37

45

54

67

82

102

102

114

Карачаево-Черкесская Республика

76

12

17

23

26

30

39

54

64

84

90

91

Республика Северная Осетия-Алания

71

12

18

23

27

34

44

62

75

82

91

105

Республика Дагестан

74

9

13

16

22

31

34

47

59

80

95

98

Кабардино-Балкарская Республика

77

16

22

25

29

32

41

49

55

65

74

89

Чеченская Республика

79

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

20

28

40

54

51

55

Республика Ингушетия

80

7

8

8

10

13

15

18

34

38

37

53

Источник: Росстат

Лидирующие позиции по видам экономической деятельности в структуре ВРП в 2010 г. имеют: оптовая и розничная торговля - 21% (15,8 млрд руб.), сельское хозяйство – 18,5% (13,9 млрд руб.), государственное управление и обеспечение безопасности – 12% (9 млрд руб.), обрабатывающие производства – 10,3% (7,7 млрд руб.), строительство – 5,5% (4,1 млрд руб.) (Таблица 3, Таблица 4). В структуре ВРП перерабатывающие производства (в 2006 г. - 22,1%, 2008 г. – 12,4%, 2010 г. – 10,3%) уступили место оптовой и розничной торговле (в 2007 г.), а затем и сельскому хозяйству (в 2008 г.), доля которых существенно выросла. В 2010 г. также сократилась доля в ВРП строительства.

Таблица 3 - Динамика объема ВРП Республики Северная Осетия - Алания по видам экономической деятельности, млрд руб.

Наименование раздела согласно ОКВЭД

Код раздела согласно ОКВЭД

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Объем валового регионального продукта, всего

-

31

43

53

58

65

75

Оптовая и розничная торговля

Раздел G

6,1

8,0

10,5

10,5

13,6

15,8

Строительство

Раздел F

1,9

2,8

5,0

4,7

4,3

4,1

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Раздел A

5,7

6,6

7,5

10,3

11,8

13,9

Транспорт и связь

Раздел I

3,1

3,5

4,1

3,6

5,0

6,9

Государственное управление и обеспечение безопасности

Раздел L

2,0

3,7

6,7

7,6

8,2

9,0

Образование

Раздел M

1,8

2,1

2,8

3,5

4,3

4,4

Обрабатывающие производства

Раздел D

4,7

9,7

8,5

7,1

6,3

7,7

Операции с недвижимым имуществом

Раздел K

2,2

3,0

2,4

3,3

4,0

5,1

Гостиницы и рестораны

Раздел H

0,2

0,2

0,3

0,3

0,4

0,5

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Раздел N

1,8

1,9

2,7

3,1

3,7

3,9

Предоставление прочих услуг

Раздел O

0,6

0,5

0,7

0,9

0,9

0,8

Добыча полезных ископаемых

Раздел C

0

0

0,1

0,2

0,2

0,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Раздел Е

1,1

1,3

1,7

2,5

2,5

2,6

Рыболовство, рыбоводство

Раздел B

0

0

0

0

0

0

Финансовая деятельность

Раздел J

0

0

0

0

0

0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»