ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

от 14 июня 2012 года N 37

О МОНИТОРИНГЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Принят

Народным Собранием

Республики Дагестан

31 мая 2012 года

(Изменения и дополнения:

Закон Республики Дагестан от 30.12.2013 N 106, НГР:RU05000201300716)

В целях совершенствования правовой системы Республики Дагестан и осуществления контроля за реализацией нормативных правовых актов Республики Дагестан настоящий Закон устанавливает правовые основы проведения мониторинга нормативных правовых актов Республики Дагестан.

Статья 1. Мониторинг нормативных правовых актов Республики Дагестан


В настоящем Законе под мониторингом нормативных правовых актов Республики Дагестан (далее также - мониторинг) понимается комплексная и плановая деятельность, осуществляемая органами государственной власти Республики Дагестан в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Дагестан и реализации нормативных правовых актов Республики Дагестан для обеспечения принятия, изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов Республики Дагестан.

Статья 2. Задачи мониторинга нормативных правовых актов Республики Дагестан


Основными задачами мониторинга являются:

1) обеспечение контроля за реализацией нормативных правовых актов Республики Дагестан;

2) анализ и оценка соответствия практики реализации нормативных правовых актов Республики Дагестан планируемому результату правового регулирования;

3) выявление в нормативных правовых актах Республики Дагестан противоречий, дублирования и пробелов, создающих возможность для неоднозначного истолкования норм и произвольного их применения со стороны правоприменителей, а также положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

4) формирование перспективных направлений деятельности органов государственной власти Республики Дагестан по реализации нормативных правовых актов Республики Дагестан;

5) взаимодействие между органами государственной власти Республики Дагестан и правоприменителями;

6) определение степени урегулированности вопросов, отнесенных к предметам ведения Республики Дагестан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Дагестан;

7) выработка предложений по совершенствованию законодательства Республики Дагестан.

Статья 3. Субъекты проведения мониторинга


1. Народное Собрание Республики Дагестан осуществляет мониторинг законов Республики Дагестан и нормативных постановлений Народного Собрания Республики Дагестан в рамках осуществления своих контрольных полномочий в порядке, установленном Народным Собранием Республики Дагестан.

2. Правительство Республики Дагестан принимает решение о проведении мониторинга органами исполнительной власти Республики Дагестан.

Правительство Республики Дагестан осуществляет координацию, планирование и контроль проведения мониторинга органами исполнительной власти Республики Дагестан, определяет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Дагестан в области проведения мониторинга (далее - уполномоченный орган).

Мониторинг нормативных правовых актов Республики Дагестан осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан.

3. Мониторинг нормативных правовых актов Республики Дагестан может быть проведен по инициативе Президента Республики Дагестан.

4. Систематизацию, анализ и оценку информации, получаемой органами государственной власти Республики Дагестан в процессе проведения мониторинга, осуществляет уполномоченный орган.

5. Органы государственной власти Республики Дагестан в случае необходимости в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам государственной власти в республиканском бюджете Республики Дагестан, могут привлекать независимых экспертов, научные учреждения, высшие учебные заведения и иные организации для проведения мониторинга на договорной основе.

Статья 4. Решение о проведении мониторинга


1. В решении о проведении мониторинга определяются:

1) предмет мониторинга (наименование нормативного правового акта Республики Дагестан, сфера общественных отношений, регулируемых нормативным правовым актом Республики Дагестан, реализация нормативного правового акта Республики Дагестан, его структурных единиц, реализация комплекса нормативных правовых актов Республики Дагестан, регулирующих отдельную сферу общественных отношений);

2) период, за который проводится мониторинг;

3) срок проведения мониторинга;

4) исполнитель мониторинга.

2. Мониторинг нормативных правовых актов Республики Дагестан может сопровождаться проведением "круглых столов", парламентских слушаний, совещаний, конференций, семинаров и других мероприятий, направленных на исследование соответствующего вопроса.

Статья 5. Стадии мониторинга


Мониторинг нормативных правовых актов Республики Дагестан включает следующие стадии:

1) юридическая характеристика нормативного правового акта Республики Дагестан;

2) наблюдение за реализацией нормативных правовых актов Республики Дагестан;

3) анализ данных наблюдения за реализацией нормативных правовых актов Республики Дагестан;

4) оценка эффективности реализации нормативных правовых актов Республики Дагестан и выработка мер по ее повышению;

5) принятие решения о необходимости регулирования тех или иных общественных отношений;

6) принятие решения о подготовке изменений в нормативные правовые акты Республики Дагестан.

Статья 6. Юридическая характеристика нормативного правового акта Республики Дагестан


При проведении мониторинга должны быть определены следующие элементы юридической характеристики нормативного правового акта Республики Дагестан:

1) предмет правового регулирования нормативного правового акта Республики Дагестан, его цели и задачи;

2) общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений (перечень нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие общественные отношения, наличие нормативных правовых актов Республики Дагестан, обязательность принятия которых обусловлена исследуемым нормативным правовым актом Республики Дагестан);

3) круг лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта Республики Дагестан, их права и обязанности;

4) перечень уполномоченных нормативным правовым актом Республики Дагестан органов государственной власти Республики Дагестан и их компетенция;

5) опубликование нормативного правового акта Республики Дагестан (дата и источник официального опубликования, дата вступления в силу);

6) ответственность за нарушение нормативного правового акта Республики Дагестан, иные меры правового воздействия в отношении субъектов исследуемых правоотношений и практика их применения.

Статья 7. Наблюдение за реализацией нормативных правовых актов Республики Дагестан


Наблюдение за реализацией нормативных правовых актов Республики Дагестан осуществляется на основе:

1) информации о правоприменительной практике уполномоченных органов государственной власти Республики Дагестан, их структурных подразделений и должностных лиц;

2) информации о содержании обращений граждан, поступающих в органы государственной власти Республики Дагестан и касающихся исследуемых правоотношений;

3) информации об оспаривании нормативных правовых актов Республики Дагестан в судебном порядке, о принятых решениях и результатах их исполнения;

4) информации о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении нормативных правовых актов Республики Дагестан (протесты, требования, представления и заявления в суд);

5) информации о заключениях иных органов государственной власти Республики Дагестан, в том числе осуществляющих контроль за соответствием принимаемых нормативных правовых актов Республики Дагестан Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Республики Дагестан и законодательству Республики Дагестан;

6) информации о судебной практике, прокурорской статистике, иных данных правоохранительных органов, касающихся применения нормативных правовых актов Республики Дагестан;

7) актов официального толкования;

8) данных социологических исследований (анкетирование граждан и специалистов, иные опросы общественного мнения, тестирование и тренинги специалистов);

9) экспертных заключений, мнений ученых, специалистов;

10) резолюций научно-практических конференций, научно-практических семинаров, рекомендаций парламентских слушаний и "круглых столов";

11) итогов выездных встреч и совещаний;

12) информации о выполнении поручений Народного Собрания Республики Дагестан, ответов на депутатские запросы;

13) информации о нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Дагестан.

Статья 8. Анализ данных наблюдения за реализацией нормативных правовых актов Республики Дагестан


1. Органы государственной власти Республики Дагестан проводят анализ данных наблюдения за реализацией нормативных правовых актов Республики Дагестан, в ходе которого могут исследоваться следующие показатели их реализации:

1) информированность субъектов исследуемых правоотношений о действии и содержании нормативных правовых актов Республики Дагестан;

2) оценка объективной необходимости и социальной значимости правового регулирования общественных отношений;

3) влияние мотивации субъектов исследуемых правоотношений на эффективность реализации нормативных правовых актов Республики Дагестан;

4) соответствие правоприменительной практики требованиям нормативных правовых актов Республики Дагестан и (или) принятых в их развитие иных нормативных правовых актов Республики Дагестан;

5) наличие нормативных правовых актов, необходимых для реализации исследуемых нормативных правовых актов Республики Дагестан, согласованность принятых по вопросам их исполнения нормативных правовых актов Республики Дагестан;

6) наличие недостатков правового регулирования (юридические коллизии, дублирование правового регулирования общественных отношений, отсутствие в нормативных правовых актах Республики Дагестан необходимых юридических норм, наличие недействующих норм);

7) наличие материальной основы для реализации положений нормативных правовых актов Республики Дагестан (объем финансовых ресурсов, направляемых на их реализацию);

8) уровень квалификации правоприменителей, кадровая обеспеченность;

9) степень исполнения правоприменителями нормативных правовых актов Республики Дагестан.

2. Перечень показателей, подлежащих исследованию, определяется органами государственной власти Республики Дагестан, по поручению которых проводится мониторинг.

3. По результатам анализа орган государственной власти Республики Дагестан, осуществляющий мониторинг, готовит информацию о ходе реализации нормативных правовых актов Республики Дагестан, в которой раскрываются предмет и основа наблюдения за реализацией нормативных правовых актов Республики Дагестан, показатели реализации и обобщающие выводы.

Статья 9. Оценка эффективности реализации нормативных правовых актов Республики Дагестан и выработка мер по ее повышению


1. Критерии оценки эффективности реализации нормативных правовых актов Республики Дагестан устанавливаются при принятии решения о мониторинге нормативных правовых актов Республики Дагестан.

2. Основными критериями оценки эффективности являются:

1) актуальность нормативных правовых актов Республики Дагестан;

2) соответствие нормативных правовых актов Республики Дагестан федеральному законодательству и законодательству Республики Дагестан;

3) реальность исполнения норм, в том числе их финансовая обеспеченность;

4) результативность принятия нормативных правовых актов Республики Дагестан.

3. По результатам оценки эффективности реализации нормативных правовых актов Республики Дагестан принимается решение об итогах мониторинга, в котором при необходимости указываются рекомендации по повышению эффективности реализации нормативных правовых актов Республики Дагестан.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»