Транспортный комплекс Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сформирован автомобильным, воздушным, железнодорожным, водным транспортом и включает в себя: сеть автомобильных дорог различного значения; железные дороги и водные пути; железнодорожные станции и вокзалы; автовокзалы; аэропорты и вертолетные площадки; речпорты и пристани; различные организации, осуществляющие деятельность по транспорту пассажиров, грузов и функционированию транспортного комплекса.
Развитие транспортной системы является необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения автономного округа. Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе. Ослаблены позиции внутреннего водного транспорта. Недостаточна плотность сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Резервы повышения эффективности функционирования транспортной системы выявляются и на стыках взаимодействия отдельных видов транспорта. Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства автономного округа и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы Югры. 61% населенных пунктов не обеспечены постоянной круглогодичной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. Очень слабо используется транзитный потенциал территории. Реализация транзитного потенциала Югры возможна при комплексном развитии крупных транспортных коридоров в направлениях "Запад-Восток" (формирование Севсиба, автодорожного маршрута федерального значения "Северо-Запад-Сибирь") и "Север - Юг" (Северный морской путь – Средняя Азия). Увеличение транзита требует качественно нового развития транспортных узлов и терминально-логистических комплексов.
Экономический рост автономного округа сдерживается также отсутствием транспортной доступности для хозяйственного освоения новых территорий и возможности обеспечения необходимой подвижности населения и мобильности трудовых ресурсов, формирующих развитый региональный рынок.
Имеется большой износ основных производственных фондов транспорта. Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли. Продолжают оставаться невысокими и показатели безопасности на транспорте, что оказывает негативное влияние на экономическое развитие автономного округа.
1.1. Автомобильный транспорт
По состоянию на 1 января 2010 г. в автономном округе зарегистрировано более 629 тыс.ед. автотранспорта, в том числе: легковых автомобилей - 445 тыс.ед., автобусов – 22 тыс.ед.; грузовых автомобилей – 116 тыс.ед. На 1000 жителей Югры приходится 290 легковых автомобилей, что превышает показатель в среднем по России на 25%.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом выполняют 17 организаций автомобильного пассажирского транспорта и более 700 индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют 60% от общего объема перевозок. Организации автомобильного пассажирского транспорта обеспечивают перевозки по 257 социально-значимым маршрутам, в том числе по 157 городским и внутрирайонным и 100 межмуниципальным и пригородным маршрутам. Годовой пассажирооборот автомобильным транспортом составляет более 560 млн. пассажиро-километров, годовой объем перевозок пассажиров - более 40 млн. пассажиров.
Основными проблемами выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом являются:
1) высокий износ автобусного парка.
К концу 2010 года средний износ автобусов составит 71%, из них 128 автобусов большого класса с износом более 100%. Дальнейшее отставание темпов обновления автобусного парка от темпов их старения ведет к снижению качества и уровня безопасности перевозки пассажиров, массовому выходу транспорта из эксплуатации, при котором возможности автотранспортных организаций не обеспечат потребности населения в перевозках по социальным маршрутам;
2) неэффективный контроль со стороны организаторов перевозок за выполнением пассажирских перевозок.
Отсутствие постоянного контроля за работой автобусов на маршрутах со стороны организаторов перевозок не гарантирует выполнение транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями условий государственных и муниципальных контрактов в части безопасности перевозок, графиков движения, скоростного режима, загрузки автобусов, расхода топлива и сбора выручки;
3) убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с малым пассажиропотоком.
Финансово-хозяйственная деятельность предприятий, обеспечивающих пассажирские перевозки на социальных маршрутах в автономном округе, характеризуется убыточностью. Так, по итогам работы за 2009 год убытки по пассажирским перевозкам составили 1 234,6 млн. рублей.
Субсидирование пассажирских перевозок позволяет компенсировать убытки и, соответственно, обеспечивать надежность и безопасность по основным социально-значимым маршрутам. Тем не менее, объем выделяемых бюджетных средств недостаточен. Полученная прибыль от прочих видов деятельности автотранспортных предприятий не позволяет обеспечить развитие материальной базы. В результате, автотранспортные предприятия не имеют возможности обновить основные фонды собственными силами без государственной поддержки.
1.2. Воздушный транспорт
На территории автономного округа функционирует 10 аэропортов и более 120 вертолетных площадок, осуществляющих прием и отправку пассажиров и грузов как по внутриокружным, так и по магистральным маршрутам. Четыре аэропорта - в городах Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск и Когалым имеют статус международных и обеспечивают более 80% всех пассажирских и грузовых авиаперевозок в автономном округе.
Авиакомпании, осуществляющие свою деятельность в автономном округе, эксплуатируют воздушные суда типа: "ЯК-40", "ЯК-42", "АН-24", "АН-26", "ТУ-134", "ТУ-154", АТR-42, ATR-72, Боинг-737, вертолёты всех типов. Воздушные суда авиакомпаний совершают регулярные полеты более чем по 30 межрегиональным и 10 зарубежным направлениям. Ежегодный объем обслуживаемых пассажиров в аэропортах автономного округа составляет более 1 млн. человек, а грузовых перевозок - более 12 тыс. тонн.
Общие проблемы аэропортов автономного округа: высокая себестоимость аэропортовых услуг, низкая интенсивность полетов и, как правило, убыточная деятельность, высокий износ основных фондов аэропортов, отсутствие единой системы управления аэропортовым комплексом, старение парка региональных самолетов, выполняющих перевозки на внутриокружных маршрутах.
1.3. Водный транспорт
В 2010 году на водных путях автономного округа функционируют 27 регулярных линий. Протяженность межмуниципальных и внутрирайонных маршрутов составляет от 50 до 600 км.
По внутренним водным путям, протяженность которых составляет 5 608 км, ежегодно перевозится более 290 тыс. пассажиров. Помимо промышленных, обеспечивается доставка народохозяйственных грузов в отдаленные населенные пункты автономного округа по Программе северного завоза, объемы которого ежегодно составляют более 80 тысяч тонн. Перевозка пассажиров осуществляется скоростными и водоизмещающими пассажирскими судами в количестве 40 единиц.
Основные проблемы развития пассажирских перевозок водным транспортом:
1) значительный износ пассажирских судов.
По состоянию на 1 июня 2010 года средний износ флота, находящегося в эксплуатации, составляет 70%. Дальнейшее отставание темпов обновления флота от темпов их старения приведет к снижению качества и уровня безопасности перевозки пассажиров, массовому выходу транспорта из эксплуатации, что приведет к снижению объемов пассажирских перевозок. Для обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом необходимо поддержание технической готовности пассажирских судов;
2) недостаточный контроль за организацией пассажирских перевозок.
Низкий уровень контроля за работой пассажирских судов на маршрутах не позволяет обеспечить качественный мониторинг выполнения транспортными организациями условий государственных и муниципальных контрактов в части безопасности перевозок, исполнением графиков движения судов, загрузки судов, расхода топлива и сбора выручки.