Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 7 февраля 2012 года N 144/5

     

Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления в Московской области на 2012-2020 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Московской области
 от 27 декабря 2013 года N 1158/57

____________________________________________________________________


В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Московской области от 04.05.2008 N 327/15 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации" и постановлением Правительства Московской области от 21.11.2011 N 1440/48 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления в Московской области на 2012-2020 годы", во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781 Правительство Московской области

постановляет:

Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Московской области "Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления в Московской области на 2012-2020 годы".

Губернатор
Московской области
 Б.В.Громов

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
 Правительства Московской области
от 7 февраля 2012 года N 144/5

     
Долгосрочная целевая программа Московской области "Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления в Московской области на 2012-2020 годы"

     

     

Паспорт долгосрочной целевой программы Московской области "Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления в Московской области на 2012-2020 годы"


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Московской области "Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления в Московской области на 2012-2020 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Поручение Президента Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781.

Постановление Правительства Московской области от 21.11.2011 N 1440/48 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления в Московской области на 2012-2020 годы"

Государственный заказчик Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области

Разработчик Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области

Цель Программы

Обеспечение экологической безопасности и предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья в интересах устойчивого развития Московской области

Задачи Программы

Обеспечение возможности создания современной индустрии обращения с отходами на территории Московской области на период 2012-2020 годов и на перспективу.

Совершенствование региональной системы управления отходами (в том числе совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы обращения с отходами производства и потребления; увеличение поступлений в бюджет; создание и сопровождение системы информационного обеспечения системы управления отходами в Московской области).

Снижение и предотвращение загрязнения окружающей среды при образовании и размещении отходов производства и потребления.

Сокращение количества захораниваемых отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот.

Повышение экологического информирования и образования населения Московской области

Сроки реализации Программы

2012-2020 годы

1 этап: 2012-2013 годы:

формирование генеральной схемы санитарной очистки территории Московской области;

внедрение системы контроля за перемещением отходов на территории Московской области с использованием навигационной систем ГЛОНАСС;

создание и внедрение автоматизированной информационной системы "Кадастр отходов Московской области";

2 этап: 2014-2020 годы:

реализация комплекса мер, направленных на создание производственных мощностей по переработке и сортировке различных видов отходов

Исполнители Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

Министерство экологии и природопользования Московской области.

Юридические и физические лица, определенные, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий, - 16552840,1 тыс.рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 34043,5 тыс.рублей;
2013 год - 2528850,3 тыс.рублей;
2014 год - 6203628,0 тыс.рублей;
2015 год - 4669451,5 тыс.рублей;
2016 год - 2323238,8 тыс.рублей;
2017 год - 511354,0 тыс.рублей;
2018 год - 78707,0 тыс.рублей;
2019 год - 44030,0 тыс.рублей;
2020 год - 159537,0 тыс.рублей.

Из них по источникам:

средства бюджета Московской области:

всего - 1800,0 тыс.рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 0,0 тыс.рублей;
2013 год - 350,0 тыс.рублей;
2014 год - 250,0 тыс.рублей;
2015 год - 200,0 тыс.рублей;
2016 год - 200,0 тыс.рублей;
2017 год - 200,0 тыс.рублей;
2018 год - 200,0 тыс.рублей;
2019 год - 200,0 тыс.рублей;
2020 год - 200,0 тыс.рублей.

Другие источники (внебюджетные источники):

всего - 16 551 040,1 тыс.рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 34043,5 тыс.рублей;
2013 год - 2528500,3 тыс.рублей;
2014 год - 6203378,0 тыс.рублей;
2015 год - 4669251,5 тыс.рублей;
2016 год - 2323038,8 тыс.рублей;
2017 год - 511154,0 тыс.рублей;
2018 год - 78507,0 тыс.рублей;
2019 год - 43830,0 тыс.рублей;
2020 год - 159337,0 тыс.рублей

Планируемые результаты Программы (количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы)

Результатами реализации Программы станут:

увеличение количества использованных, обезвреженных отходов в общем объеме отходов, образовавшихся в Московской области в процессе производства и потребления до 65 процентов;

привлечение инвестиций в сферу обращения с отходами производства и потребления на территории Московской области;

строительство мусороперерабатывающих комплексов - 11 штук, мусоросортировочных комплексов - 4 штуки, мусороперегрузочных станций - 4 штуки; увеличение количества рабочих мест до 1525 мест;

сокращение количества захораниваемых твердых бытовых отходов на объектах размещения отходов в Московской области до 35 процентов;

увеличение количества муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области, охваченных общественными мероприятиями в сфере безопасного обращения с отходами, до 72;

увеличение количества муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области, на территории которых организован сбор ртутьсодержащих отходов, образующихся у населения, до 72;

увеличение количества муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области, на территории которых организован раздельный сбор отходов, до 72

     

     

1. Характеристика проблемы обращения в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Московской области и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы


Согласно многолетним статистическим исследованиям Московская область занимает одно из первых мест в Российской Федерации по объему образования и захоронения отходов. Обеспечение безопасности населения и окружающей среды в условиях такого "первенства" требует объединения усилий органов законодательной и исполнительной власти Московской области для организации надежно действующей системы санитарной очистки ее территории от отходов производства и потребления, в том числе опасных медицинских и биологических отходов.

Сложность обеспечения санитарной очистки Московского региона, состоящего из двух субъектов Российской Федерации - Москвы и Московской области, обусловлена самыми высокими в стране объемами образования отходов, плотностью населения и застройки территории. Кроме того, столичный статус Московского региона накладывает особые требования на периодичность и качество выполнения работ по санитарной очистке его территории, а также безопасность применяемых для этого технологий.

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года численность населения Московской области составляет 7,1 млн.человек. В весенне-летний период происходит увеличение численности ее населения до 9,8 млн. человек за счет временного проживания москвичей в частных домовладениях и садоводческих товариществах на территории Подмосковья. Одновременно происходит увеличение объема бытовых отходов на территории Московской области как минимум на 40 процентов.

На территории Москвы и Московской области ежегодно образуется около 9,7 млн.тонн твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и крупногабаритного мусора (далее - КГМ), в том числе 5 млн.тонн - в г.Москве и 4,7 млн.тонн - на территории Московской области. Кроме того, на территории Московского региона ежегодно образуется большое количество отходов строительства и сноса зданий, осадков сточных вод с очистных сооружений, а также промышленных, медицинских, биологических и древесно-растительных отходов.

Несмотря на появление в Московском регионе сортировочных и отходоперерабатывающих производств, большая часть отходов Москвы и Московской области по-прежнему продолжает вывозиться на полигоны, карьеры и свалки Московской области. В результате, на территории Московской области объем накопления только бытовых отходов уже превысил 120 млн.тонн и продолжает интенсивно увеличиваться. Вместе с тем, остаточная вместимость действующих полигонов ТБО оценивается в 34 млн.тонн, что рассчитано на 3-4 года приема отходов. В настоящее время на территории Московской области действуют 41 полигон ТБО, отвечающий требованиям природоохранного законодательства, общей площадью 689 га.

Основными проблемами, связанными с размещением отходов на территории Московской области, являются: перегруженность действующих полигонов ТБО, у большей части которых заканчивается срок эксплуатации в связи с полным их заполнением, нехватка земельных участков, подходящих для строительства новых полигонов ТБО в пределах 3 бетонного кольца (территории, на которой образуется более 95 процентов всех отходов Московского региона), недостаток средств на реконструкцию и рекультивацию объектов размещения отходов, несоответствие большей части действующих полигонов требованиям земельного законодательства, планировочным ограничениям, современным экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Дефицит мощностей по размещению отходов обуславливается еще и тем, что

территория Московской области загружена существующей застройкой, строительство новых объектов размещения крайне затруднительно ввиду отсутствия свободных площадей, отвечающих требованиям экологической безопасности при размещении полигонов ТБО. Это обусловлено запретом размещения объектов захоронения отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

На территории Московской области в 2012 году в связи с полным заполнением должен быть прекращен прием отходов на следующие полигоны:

полигон ТБО "Дубна правобережная", городской округ Дубна;

полигон ТБО "Егорьевский", Егорьевский муниципальный район;

полигон ТБО "Солопово" (1 очередь), Зарайский муниципальный район;

полигон ТБО "Каширский", Каширский муниципальный район;

полигон ТБО "Павловское", Истринский муниципальный район;

полигон ТБО "Часцы", Одинцовский муниципальный район;

полигон ТБО "Малинки", Подольский муниципальный район;

полигон ТБО "Быково", Павлово-Посадский муниципальный район;

полигон ТБО "Сафоново", Раменский муниципальный район;

полигон ТБО "Аннино", Рузский муниципальный район;

полигон ТБО "Протвино", Серпуховский муниципальный район;

полигон ТБО "Съяново - 2", Серпуховский муниципальный район;

полигон ТБО "Жерновка", Серпуховский муниципальный район;

полигон ТБО "Парфеново", Сергиево-Посадский муниципальный район;

полигон ТБО "Талдомский", Талдомский муниципальный район;

полигон ТБО "Левобережный", городской округ Химки;

полигон ТБО "Кулаковский", Чеховский муниципальный район;

полигон ТБО "Электросталь", городской округ Электросталь.

В период 2013-2015 годов завершается проектный срок эксплуатации следующих полигонов:

полигон ТБО "Ядрово", Волоколамский муниципальный район;

полигон ТБО "Дубна левобережная", городской округ Дубна;

полигон ТБО "Дмитровский", Дмитровский муниципальный район;

полигон ТБО "Хметьево", Солнечногорский муниципальный район;

полигон ТБО "Алексинский карьер", Клинский муниципальный район;

полигон ТБО "Астапово" (1 очередь), Луховицкий муниципальный район;

полигон ТБО "Храброво", Можайский муниципальный район;

полигон ТБО "Каргашино", Мытищинский муниципальный район;

полигон ТБО "Каурцево", Наро-Фоминский муниципальный район;

полигон ТБО "Малая Дубна", Орехово-Зуевский муниципальный район;

полигон ТБО "Царево", Пушкинский муниципальный район;

полигон ТБО "Вальцово", Ступинский муниципальный район;

полигон ТБО "Шатура", Шатурский муниципальный район;

полигон ТБО "Княжьи Горы", Шаховской муниципальный район.

Количество и остаточная вместимость действующих полигонов существенно различаются по удаленности от города Москвы и направлениям. Максимальный остаточный ресурс имеют полигоны, расположенные в восточном направлении: полигон ТБО "Тимохово" (Ногинский муниципальный район) и полигон ТБО "Кучино" (городской округ Балашиха). Остаточная вместимость этих полигонов оценивается в 13,87 и 3,7 млн.тонн отходов соответственно, что составляет около 50 процентов от общей вместимости полигонов, действующих сегодня в Московской области.

Достаточно высоко оценивается остаточный потенциал полигонов, расположенных в юго-восточном направлении, увеличенный не только за счет дополнительных землеотводов полигона ТБО "Торбеево" (Люберецкий муниципальный район) и полигона ТБО "Воловичи" (Коломенский муниципальный район), но и за счет современных технологических решений, в том числе эффективной сортировки отходов и капсулирования остатков перед захоронением на полигоне ТБО "Торбеево" в Люберецком муниципальном районе.

Наибольший дефицит полигонных мощностей наблюдается в южном секторе Московской области за счет предстоящего завершения эксплуатации полигона ТБО "Малинки" (Подольский муниципальный район), полигона ТБО "Жерновка" (Серпуховский муниципальный район), полигона ТБО "Съяново-2" (Серпуховский муниципальный район), полигона ТБО "Каширский" (Каширский муниципальный район).

Аналогичная ситуация складывается и в западном направлении за счет завершения проектной вместимости полигона ТБО "Часцы" (Одинцовский муниципальный район) и полигона ТБО "Аннино" (Рузский муниципальный район).

Для сокращения объемов полигонного захоронения отходов на территории Московской области в период 2004-2010 годов были построены и введены в эксплуатацию за счет внебюджетных источников 23 мусоросортировочных комплекса, пункта прессования и сортировок.

В настоящее время эти мусоросортировочные комплексы, пункты прессования и сортировок не загружены, работают неэффективно, используют не больше 20 процентов своей мощности, некоторые из них были закрыты из-за низкой эффективности или технического несовершенства. Основными факторами, сдерживающими развитие отходоперерабатывающей отрасли, является несовершенство существующего природоохранного законодательства, не обеспечивающего коммерческую привлекательность развития сферы обращения с отходами. Раздельный сбор бытовых отходов на территории Московской области развивается крайне медленно. В настоящее время такой сбор осуществляется на территории всего 3 муниципальных образований Московской области, что явно недостаточно.

Кроме ТБО, негативную нагрузку на экологию Подмосковья оказывают отходы от строительства и сноса зданий в г.Москве и Московской области, размещаемые на полигонах и карьерах Московской области. Ежегодно на территорию Московской области поступает не менее 2 млн.тонн таких отходов.

Особую озабоченность вызывает нерешенность проблемы обезвреживания опасных в эпидемиологическом отношении медицинских отходов, объем образования которых в Московской области оценивается в 50-70 тыс.тонн в год. При этом прослеживается тенденция интенсивного роста отходов всех классов опасности в лечебно-профилактических учреждениях. К сожалению, в Московской области существует всего один объект, способный безопасно обезвредить опасные медицинские и биологические отходы, - Ветеринарно-санитарный завод "Эколог" в Люберецком муниципальном районе. Однако, в последние годы этот завод загружен всего на 55 процентов: при производительности 1,5 тыс.тонн в год годовой прием отходов не превышает 800 тонн.

На других объектах по обезвреживанию опасных медицинских отходов, расположенных в Московской области - ООО "Экология края", ОАО "СИС-Натуральные ресурсы" - используются печи и другие установки с производительность 0,2 тыс.тонн в год, характеристики которых не полностью отвечают современным требованиям к подобным объектам. Несколько лечебных заведений в Москве и Московской области имеют свои печи и установки по обеззараживанию медицинских отходов, однако, этих мощностей явно недостаточно для переработки всех образующихся в Московском регионе опасных медицинских отходов.

По мнению отечественных экспертов, а также с учетом зарубежного опыта обезвреживание медицинских отходов целесообразно производить централизованно, избегая использования локальных маломощных установок в медицинских учреждениях, так как такое решение проблемы не только дороже, но и потенциально опаснее: малые установки, как правило, не всегда удовлетворяют современным требованиям к очистке выбросов дымовых газов, к полноте сгорания материала, к санитарно-защитным зонам; их техническое обслуживание и оснащение современными средствами очистки выбросов в атмосферу не экономичны.

Чрезвычайно опасными отходами (1 класс опасности) являются ртутьсодержащие отходы, к которым относятся отработанные люминесцентные лампы, бытовые и производственные приборы с ртутным наполнением, загрязненные ртутью материалы и грунты. Однако в Московской области до сих пор не организована централизованная и экологически безопасная система сбора и обезвреживания ртутьсодержащих отходов, образующихся у населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»