Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 августа 2011 года N 925/35

     

Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Русский язык" на 2012-2015 годы

(с изменениями на 13 июля 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2013 года на основании
постановления Правительства Московской области
 от 29 августа 2012 года N 1071/32

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Московской области от 13 июля 2012 года N 920/24 (Ежедневные Новости. Подмосковье, N 127, 21.07.2012).

____________________________________________________________________


В целях укрепления государственности, поддержки российской культуры и русского языка, формирования положительного образа страны за рубежом и в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 30.08.2011 N 920/35 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Русский язык" на 2012-2015 годы" Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Московской области "Русский язык" на 2012-2015 годы (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Егерева В.А..

Губернатор
Московской области
 Б.В.Громов

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Московской области
 от 31 августа 2011 года N 925/35

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Московской области "Русский язык" на 2012-2015 годы

(с изменениями на 13 июля 2012 года)

     

     

ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы Московской области "Русский язык" на 2012-2015 годы


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Московской области "Русский язык" на 2012-2015 годы (далее - программа Московской области).

Основание для разработки Программы

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании";

Закон Московской области N 41/2009-ОЗ "Об образовании";

постановление Правительства Московской области от 30.08.2011 N 920/35 "О разработке долгосрочной целевой программы "Русский язык" на 2012-2015 годы".

Государственный заказчик Программы

Министерство образования Московской области.

Разработчик Программы

Министерство образования Московской области.

Цель Программы

Поддержка, сохранение и распространение русского языка.

Задачи Программы:

Обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации;

создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов;
поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов.

Сроки реализации Программы

2012-2015 годы

Исполнители Программы:     

Министерство образования Московской области

Объемы и источники финансирования

Общий объем средств бюджета Московской области, направляемых на реализацию мероприятий настоящей Программы в 2012-2015 годах, составляет 40,00 млн.рублей, в том числе:

2012 год - 12,000 млн.рублей;
2013 год - 9,750 млн.рублей;
2014 год - 9,500 млн.рублей;
2015 год - 8,750 млн.рублей.

Планируемые результаты Программы (количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы)

Повышение уровня владения русским языком как родным и государственным на территории Московской области;

увеличение числа участников реализации образовательных программ по русскому языку в образовательных учреждениях Московской области;

повышение уровня толерантности школьников средствами языкового общения в условиях полиэтнических классов в образовательных учреждениях Московской области;

повышение уровня квалификации учителей русского языка Московской области;

материально-технического обеспечение информационно-коммуникационных технологий обучения русскому языку.

     

     

I. Характеристика проблемы и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы


Московская область по своим территориальным, геополитическим и экономическим особенностям является регионом особой привлекательности для трудовых мигрантов ближнего и дальнего зарубежья. Но если представители дальнего зарубежья чаще всего представляют собой бизнес-структуры и учреждения высшей профессиональной школы, а значит, обладают достаточно высоким уровнем образования и культуры, профессия вынуждает их действовать с учетом национальных, культурных традиций, этических норм в поведении и речи коренного населения региона, и они не образуют крупных замкнутых групп населения Московской области, то трудовые мигранты ближнего зарубежья и внутренние мигранты Российской Федерации обладают совсем иными характеристиками. К числу их особенностей можно отнести многочисленность, этническую замкнутость, языковую отчужденность, низкий уровень образования, нестабильный характер пребывания в регионе. Трудовые мигранты ближнего зарубежья на территории Московской области не всегда являются легальными, зачастую живут в неудовлетворительных условиях и слабо владеют русским языком, что вносит в их жизнь элемент нестабильности, раздраженности, недовольства и внутренней агрессии. Не случайно нелегальные мигранты являются благодатной средой для подпитки криминальных структур. В то же время приезжие игнорируют общепринятые в России нормы поведения и общения, вызывая законное недовольство коренного населения региона. В настоящее время в Московской области на 7 миллионов человек русскоговорящего населения приходится около миллиона тех, кто формируется в рамках русского как неродного. Кроме того, меняется и сам характер мигрантов. Двадцать лет назад это были выходцы из бывшего Советского Союза с достаточным уровнем владения русским языком как государственным языком страны, а также легко входящими в жизненный уклад российского населения в силу недавней социальной общности, общности традиций, единых и понятных некогда на территории всей страны. За двадцать лет картина существенно изменилась. Русский язык на территории постсоветского пространства является способом политического выражения разной степени дружественности и уважения к Российскому государству. В большинстве республик он утратил статус государственного языка, языка межнационального общения, национального языка части проживающего населения. Значительно сокращены русские школы и школы с преподаванием на русском языке и изучением русского языка как второго иностранного. Нет обязательного изучения русского языка. В странах постсоветского пространства был взят курс на развитие национальной самобытности в ущерб развитию интеграционных процессов. Результатом является возникновение ряда социокультурных проблем во многих регионах России, в том числе и Московской области, связанных с пребыванием на ее территории трудовых мигрантов.

Способом решения указанных проблем является долгосрочная целевая программа Московской области "Русский язык", коррелирующая основные положения федеральной долгосрочной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы, но разработанная с учетом региональных социо-экономических, культурных особенностей развития Московской области. Укрепление позиций русского языка, преподаваемого на культуросообразной основе, призвано способствовать процессам культурной, языковой адаптации трудовых мигрантов, облегчению контактов с коренным населением региона на основе общепринятых в обществе норм поведения.

Важным социокультурным аспектом разработки и принятия данной программы, связанным с трудовыми мигрантами, является процесс обучения детей трудовых мигрантов, посещающих дошкольные и общеобразовательные учебные учреждения Московской области. Эти дети приобщаются к образовательному процессу с разного возраста. Практика показывает, что уровень владения детей трудовых мигрантов русским языком находится на абсолютно разном уровне. При этом таких детей от 15 до 25 процентов в среднем на образовательное учреждение. Данный процент может доходить по классам или группам дошкольной подготовки до 45 процентов.

Специфика обучения русскому языку детей разных народностей своя и часто не совпадает по методическим подходам. Требуется совершенствование методики обучения детей в полиэтнических классах, усиление материально технической базы обучения для развития дистанционных технологий обучения русскому языку, привлечение детей мигрантов к творческим и этнокультурным мероприятиям, стимулируя развитие интереса к русскому языку, национальным традициям русского народа. На достижение этого результата и направлена долгосрочная целевая программа Московской области "Русский язык" на 2011-2015 годы.

Не менее важно для развития нашего региона стимулирование внешнеэкономических и культурных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Развитие интеграционных процессов обеспечит Московской области новых деловых партнеров, будет стимулировать подпитку новых высокотехнологичных производств, приток новых высокопрофессиональных кадров, преподавателей и ученых. Существенной поддержкой интеграционных процессов во всем мире является положительный облик страны, ее отдельного региона в глазах мировой общественности. В этом отношении трудно переоценить значение языковых школ для студентов, языковых курсов для иностранных преподавателей русского языка. Стимулирование процессов студенческого обмена и в перспективе разработка и внедрение двойных дипломов обучения. Эта актуальная задача нашла отражение в программе "Русский язык" Московской области.

При возрастающем интересе иностранных граждан к русскому языку в нашем обществе, особенно в молодежной среде, к сожалению, констатируется снижение общего уровня владения русским языком, снижение культуры речевого общения.

Таким образом, долгосрочная целевая программа Московской области "Русский язык" на 2011-2015 годы нацелена не только на решение важнейших проблем в области образования, но и призвана способствовать социальной стабильности, формированию толерантности и межнационального согласия, повышению привлекательности нашего региона, а также повышению самосознания молодого активного населения.

II. Сведения о государственном заказчике и исполнителях Программы


Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Московской области.

Исполнителями Программы являются Министерство образования Московской области, организации, определяемые в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Законом Московской области N 196/2005-ОЗ "О закупках и поставках продукции для государственных нужд Московской области".

Государственный заказчик осуществляет управление реализацией Программы в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 04.05.2008 N 327/15 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации".

III. Цель и задачи Программы


Цель Программы:

поддержка, сохранение и распространение русского языка.

Задачами Программы являются:

обеспечение реализации в Московской области функции русского языка как государственного языка Российской Федерации;

создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов;

поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов.

Данные цель и задачи Программы достигаются в течение 2012-2015 годов путем выполнения мероприятий, предусмотренных в приложении к Программе.

IV. Планируемые количественные и качественные показатели эффективности реализации программы

(раздел в редакции постановления Правительства
Московской области от 13 июля 2012 года N 920/24
, -

см. предыдущую редакцию)

N п/п

Задачи, направленные на достижение цели

Планируемый объем финансирования на решение данной задачи, (млн.руб.) из бюджета

Показатели, характеризующие достижение цели

Единица измерения

Базовое значение показателя (на начало реализации Программы)

Планируемое значение показателя по годам реализации

Московской области

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Обеспечение реализации в Московской области функции русского языка как государственного языка Российской Федерации

5,800

Количество созданных учебных пособий, справочников, сборников заданий и других печатных изданий по русскому языку

Единица

0

0

3

4

5

5,100

Обеспеченность материально-технической базы "Центра развития русского языка" Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного областного университета, осуществляющего реализацию программы

Процент

30

40

70

85

100

4,300

Доля преподавателей русского языка, прошедших повышение квалификации по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации

Процент

10

20

20

25

25

2.

Создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов

2,700

Доля преподавателей русского языка прошедших повышение квалификации по вопросам преподавания русского языка как неродного и иностранного

Процент

15

15

20

20

25

1,400

Количество созданных учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для школ с обучением на русском (неродном) языках, а также пособий по обучению русскому языку как иностранному

Единица

5

0

1

2

2

3.

Поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов

20,700

Численность культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России, в том числе проживающих за рубежом

Единица

5

5

5

6

6

     

V. Определение показателей эффективности реализации Программы


Показатели эффективности Программы определяются государственным заказчиком путем проведения специальных мониторинговых исследований по каждой задаче Программы один раз в год.

VI. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование мероприятий настоящей Программы обеспечивается за счет средств бюджета Московской области.

Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета Московской области устанавливается законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год.

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы, составляет всего 40,000 млн.рублей, в том числе по годам:

в 2012 году 12,000 млн.рублей

в 2013 году 9,750 млн.рублей

в 2014 году 9,500 млн.рублей

в 2015 году 8 750 млн.рублей

Финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета Московской области осуществляется в установленном законодательством порядке.

VII. Основные мероприятия, предусмотренные Программой


Программные мероприятия сгруппированы в соответствии с поставленными задачами Программы и представлены в приложении к Программе.

VIII. Контроль и отчетность при реализации Программы


Текущий контроль за ходом реализации настоящей Программы, а также целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на выполнение ее мероприятий, осуществляет государственный заказчик Программы, который в установленном законодательством Московской области порядке информирует Правительство Московской области о результатах ее выполнения.

Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Московской области.

Ответственность за реализацию Программы и обеспечение достижения значений количественных и качественных показателей эффективности реализации Программы несет государственный заказчик Программы - Министерство образования Московской области.

С целью контроля за реализацией Программы Министерство образования Московской области в установленном порядке ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в Министерство экономики Московской области оперативный отчет, который содержит:

перечень выполненных мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования и непосредственных результатов выполнения Программы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»