ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 16 августа 2011 года N 838/30

     

Об утверждении Программы Правительства Московской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года



В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012-2014 годах" и Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, а также в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 N 1164/49, Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу Правительства Московской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее - Программа).

2. Исполнительным органам государственной власти Московской области, государственным учреждениям Московской области руководствоваться положениями Программы при формировании и исполнении бюджета Московской области, а также при подготовке проектов законов Московской области и иных нормативных правовых актов.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области разработать и утвердить муниципальные программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора Московской области Седова К.В.

Губернатор
Московской области
 Б.В.Громов

     

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Московской области
от 16 августа 2011 года N 838/30

     
ПРОГРАММА
Правительства Московской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года



Программа Правительства Московской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012-2014 годах", Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, Стратегией социально-экономического развития Московской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 N 1164/49.

I. Необходимость разработки и реализации Программы


Подготовка, принятие и предстоящая реализация настоящей Программы вызваны необходимостью совершенствования деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области в связи с происходящими в настоящее время процессами в экономике, финансах и социальной сфере, государственном и муниципальном управлении, а также проводимыми реформами на федеральном уровне.

Результатом проводимых реформ в Московской области стало формирование современной системы управления государственными и муниципальными финансами путем:

организации бюджетного процесса, исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств между Московской областью и муниципальными образованиями Московской области;

ликвидации "необеспеченных региональных мандатов" и упорядочения социальных обязательств;

введения формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов;

поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (ведомственные целевые программы, долгосрочные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований, государственные (муниципальные) задания);

перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию;

создания нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;

установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

ведения реестра расходных обязательств Московской области;

внедрения отраслевой системы оплаты труда в бюджетной сфере Московской области и ее совершенствования;

оптимизации сети бюджетной сферы Московской области;

сокращения неэффективных расходов;

сокращения кредиторской задолженности бюджета Московской области;

разработки и внедрения информационных технологий для автоматизации отдельных этапов бюджетного процесса в Московской области в части формирования и ведения бюджетной росписи, исполнения бюджета, составления отчетности об исполнении бюджета, а также контроля за исполнением бюджета.

В кризисный период органами государственной власти Московской области был реализован значительный комплекс мер, направленных на повышение финансовой дисциплины, снижение нагрузки (в том числе долговой) на бюджет, реализацию жесткого режима сокращения бюджетных расходов, повышение их эффективности.

В приоритетном порядке сокращались расходы на содержание органов государственной власти: проведена реорганизация 34 центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и государственных органов Московской области с сокращением общей штатной численности на 2808 единиц или на 22 процента (должности государственной гражданской службы сокращены на 3440 единиц или на 27 процентов) с последующим увольнением с гражданской службы 17,8 процента гражданских служащих, сокращен размер ежемесячной премии, сокращены расходы на материальное обеспечение. В результате только по этому направлению бюджетные расходы сокращены на 5,3 млрд.рублей или на 29,3 процента.

По 24 льготам введен механизм оказания адресных мер социальной поддержки в зависимости от уровня жизни граждан.

Сокращались неэффективные расходы в сферах образования, здравоохранения и социальной политики. За 2009 год данные расходы сократились на 735,3 млн.рублей или на 8 процентов. Значительно неэффективные расходы были сокращены в сфере образования: за 2009 год - на 1,7 млрд.рублей или на 26 процентов, за 2010 год - на 416 млн.рублей или на 16 процентов. Показатель уровня неэффективных расходов в этой сфере самый низкий среди субъектов Российской Федерации.

Более чем на 20 тыс. штатных единиц сокращена численность работников бюджетных учреждений и приведена в соответствие с типовыми штатными расписаниями, установлена предельная численность работников бюджетных учреждений.

Проведена реорганизация и оптимизирована сеть бюджетных учреждений, в связи с чем ликвидировано и реорганизовано более 260 бюджетных учреждений. В результате расходы сокращены на 9,8 млрд.рублей или 20,2 процента, материальные затраты бюджетных учреждений уменьшены на 5,3 млрд.рублей или 29,3 процента.

Расходы на капитальные вложения, приобретение оборудования, материальные затраты сокращены на 29 процентов или на 13,7 млрд.рублей, активизирована работа по установке приборов учета потребляемых энергоносителей, минимизированы расходы на капитальный ремонт.

В 2010 году в условиях постепенного восстановления экономики Московская область обеспечила рост собственных доходов консолидированного бюджета Московской области к уровню докризисного 2008 года на 10 процентов или на 27,2 млрд.рублей.

Реализованные в 2009 году антикризисные мероприятия по обеспечению сбалансированности бюджета позволили снизить расходы бюджета Московской области в 2010 году и впервые за десять лет исполнить бюджет Московской области с профицитом в объеме 15,8 миллиарда рублей.

При этом были значительно снижены долговые обязательства Московской области.

Уровень государственного долга Московской области снизился с 93 до 71,7 процента, и если в начале 2010 года Московская область возглавляла список субъектов Российской Федерации по этому показателю, то по итогам 2010 года она является уже восьмой.

Практически была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность бюджета Московской области, которая на 1 января 2011 года составила менее 1 процента расходов бюджета Московской области.

В то же время не все заявленные планы были реализованы. На практике не полностью удалось реализовать ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать многие методические вопросы.

Текущая бюджетная политика нуждается в совершенствовании и развитии стимулирующих факторов, открытости и прозрачности.

Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, переход от "управления затратами" к "управлению результатами" - это одна из стратегических целей бюджетной политики Московской области.

Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Его применение приведет к повышению результативности работы государственного сектора и эффективности расходования бюджетных средств, увеличению эффективности управления результатами, увязке стратегических целей с распределением бюджетных средств и достижением результатов.

Для повышения доступности и качества государственных и муниципальных услуг необходимо проведение мероприятий по изменению правового положения государственных и муниципальных учреждений в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ).

Развитие в данной сфере рыночных отношений требует более широкого применения экономических методов управления, формирования рынка государственных (муниципальных) услуг, создания системы контроля качества их предоставления, разработки комплекса мер, направленных на сокращение издержек в бюджетном секторе Московской области, повышения эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг и повышения эффективности бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений

II. Цели и задачи Программы


Цели Программы:

создание необходимых предпосылок, условий и механизмов для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления и государственных учреждений Московской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей населения Московской области в государственных (муниципальных) услугах;

повышение доступности и качества государственных услуг, оказываемых исполнительными органами государственной власти и государственными учреждениями Московской области, в том числе в результате изменений в правовом положении государственных учреждений Московской области;

достижение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области для обеспечения дальнейшего социального развития и повышения уровня жизни жителей Московской области, а также погашения государственного долга Московской области;

создание благоприятных условий для экономического развития Московской области и привлечения инвестиций.

Для достижения целей Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:

обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования;

формирование реального к исполнению бюджета Московской области;

последовательное расширение собственной налогооблагаемой базы бюджета Московской области, в том числе за счет мер, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;

безусловное выполнение обязательств перед получателями бюджетных средств;

сокращение объема государственного долга Московской области;

повышение прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;

обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в собственности Московской области и полномочиями исполнительных органов государственной власти Московской области;

совершенствование программно-целевого метода, исходя из целей и индикаторов Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 N 1164/49;

развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг.

III. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Московской области


Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области является необходимым условием решения задач Программы и важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности, которая:

создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, продвижения инноваций;

ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации.

Устойчивый экономический рост обеспечивает расширение налогооблагаемой базы, повышение уровня доходов консолидированного бюджета Московской области и, как следствие, достижение ключевой конечной цели Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 N 1164/49, - роста уровня и качества жизни населения.

В целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Московской области, необходимо установление и соблюдение следующих принципов бюджетной политики:

надежность и реалистичность прогнозов социально-экономического развития Московской области, положенных в основу бюджетного планирования;

ограничение дефицита бюджета Московской области и формирование профицитного бюджета Московской области;

сокращение объема государственного долга Московской области;

осуществление налоговой политики, направленной на развитие инвестиционной активности в Московской области;

полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной политики (включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, имущество);

планирование бюджетных ассигнований, исходя из необходимости безусловного исполнения уже установленных действующих расходных обязательств;

принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения и только при наличии источника их финансирования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»