• Текст документа
  • Статус

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 20 июня 2011 года N 331

     
     
Об утверждении Порядка проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края



В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", законом Алтайского края от 03.12.2008 N 122-ЗС "О Регистре муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края" и в целях организации деятельности Администрации края по проведению правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края,

постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ларина Б.В.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.Карлин

Порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края


УТВЕРЖДЕН
постановлением
Администрации края
от 20 июня 2011 года N 331

I. Общие положения

1. Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (далее - "муниципальный акт"), подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (далее - "Регистр"), заключается в правовой оценке формы муниципального акта, предмета правового регулирования, компетенции органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления), принявшего муниципальный акт, содержащихся в муниципальном акте норм, а также соответствия порядка его принятия и обнародования (опубликования) требованиям Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края и уставу муниципального образования.

2. Антикоррупционная экспертиза муниципальных актов, подлежащих включению в Регистр, заключается в выявлении в них коррупциогенных факторов и их последующее устранение.

3. Повторная правовая и антикоррупционная экспертизы проводятся в следующих случаях:

принят федеральный закон или иной акт федерального законодательства по вопросу, регулируемому актом субъекта Российской Федерации;

принят закон Алтайского края или иной акт краевого законодательства по вопросу, регулируемому муниципальным актом;

внесены изменения в Устав муниципального образования, перераспределяющие полномочия органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления).

4. При поступлении в правовой департамент Администрации края муниципального акта о внесении изменений в ранее принятый муниципальный акт проводятся правовая и антикоррупционная экспертизы измененного муниципального акта.

5. Если муниципальным актом о внесении изменений в ранее принятый муниципальный акт устанавливаются также новые нормы или вносятся изменения в большое количество актов, возможно проведение правовой и антикоррупционной экспертиз в отношении муниципального акта о внесении изменений.

6. Правовая и антикоррупционная экспертизы проводятся в отношении следующих муниципальных актов, подлежащих включению в Регистр:

1) муниципальные акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) муниципальные акты представительного органа муниципального образования;

3) муниципальные акты главы муниципального образования, местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

7. Результаты правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных актов отражаются в письме, содержащем сведения о результатах правовой и антикоррупционной экспертиз муниципального акта (далее - "экспертное заключение"). В случае, если в муниципальном акте выявлены положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края, уставу муниципального образования, экспертное заключение направляется в соответствующий орган местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления).

II. Порядок проведения правовой экспертизы муниципальных актов

8. Правовая экспертиза проводится в отношении каждого муниципального акта, указанного в пункте 6 настоящего Порядка.

9. Цели, задачи и предмет правового регулирования муниципального акта должны быть проанализированы на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотрены с точки зрения соответствия полномочиям органов местного самоуправления, установленных федеральными законами и законами Алтайского края.

10. При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере необходимо выявить место рассматриваемого муниципального акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Прежде всего, требуется установить, во исполнение какого или в соответствии с каким федеральным законом или законом Алтайского края (иным федеральным актом или актом Алтайского края), положением устава муниципального образования принят муниципальный акт, соответствуют ли правовые основания его принятия основаниям, предусмотренным в федеральном и краевом законодательстве, уставе муниципального образования, муниципальных актах более высокой юридической силы, принятых в соответствующем муниципальном образовании. В целях изучения состояния правового регулирования анализируются как законы и подзаконные акты, так и затрагивающие соответствующие правоотношения решения Конституционного Суда Российской Федерации и иных органов судебной власти Российской Федерации, а также учитываются все изменения, внесенные ранее в федеральные, краевые и муниципальные акты.

11. При проведении правовой экспертизы муниципальных актов оценивается компетенция органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления), принявшего соответствующий акт, в соответствии с основными полномочиями органов местного самоуправления, установленными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также полномочиями, установленными специальными федеральными законами и законами Алтайского края (иными федеральными актами и актами Алтайского края), уставом муниципального образования.

12. При анализе конкретных правовых норм изучается смысл нормы, а также правовые последствия ее применения. При необходимости рассматривается несколько правовых актов, содержащих части нормы (например, диспозитивная часть и санкции могут содержаться в различных актах).

13. При анализе конкретных правовых норм могут возникать расхождения между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения (коллизия правовых актов). В данном случае следует руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.

14. В ходе правовой экспертизы оценивается соблюдение правил юридической техники - наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии, а именно:

форма муниципального акта;

наименование органа (должностного лица), принявшего муниципальный акт;

название муниципального акта, в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования, и которое должно соответствовать его содержанию;

дата и место принятия и (или) подписания муниципального акта;

номер муниципального акта;

полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный акт;

источник официального опубликования;

дата (срок) вступления в силу.

15. При оценке юридических терминов анализируется следующее:

употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном акте в одном и том же значении;

имеют ли термины общепризнанное значение;

обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном и краевом законодательстве.

16. Признаками несоответствия муниципальных актов Конституции Российской Федерации являются:

принятие органами местного самоуправления (должностными лицами местного самоуправления) муниципальных актов и норм по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;

включение в муниципальный акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации;

иные признаки.

17. Признаками несоответствия муниципального акта федеральному закону или закону Алтайского края (иному правовому акту), уставу муниципального образования являются:

отсутствие правовых оснований, которые необходимы для принятия муниципального акта;

принятие муниципального акта во исполнение отмененных или признанных утратившими силу федеральных законов или законов Алтайского края (иных правовых актов), их норм, а также норм устава муниципального образования;

неправильный выбор федеральных законов или законов Алтайского края (иных правовых актов), норм устава муниципального образования, применяемых при принятии муниципального акта;

принятие муниципального акта органом местного самоуправления (должностным лицом местного самоуправления), в компетенцию которого данное полномочие не входит, либо принятие муниципального акта с превышением полномочий, предоставленных данному органу (должностному лицу);

нарушение порядка принятия муниципального акта;

иные признаки.

III. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных актов

18. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных актов, подлежащих включению в Регистр, проводится при проведении их правовой экспертизы.

19. Антикоррупционная экспертиза муниципальных актов осуществляется в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - "Методика").

20. Эксперт устанавливает наличие или отсутствие всех предусмотренных Методикой коррупциогенных факторов.

21. В случае необходимости проведения анализа иных правовых актов, использованных при разработке проекта муниципального акта, а также материалов судебной или административной практики, эксперт вправе запросить у соответствующего органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления) дополнительные материалы или информацию.

IV. Подготовка экспертного заключения

22. По результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз составляется мотивированное экспертное заключение на бланке правового департамента Администрации края.

23. В экспертном заключении отражаются следующие сведения:

реквизиты муниципального акта;

повод (поводы) рассмотрения муниципального акта;

цели, задачи и предмет регулирования муниципального акта;

оценка компетенции принявшего муниципальный акт органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления);

соответствие (несоответствие) содержания муниципального акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края, уставу муниципального образования;

соответствие формы и текста муниципального акта правилам юридической техники.

24. При описании норм муниципального акта, в котором выявлены положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края, уставу муниципального образования, указываются:

1) положение (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) муниципального акта, противоречащее федеральному законодательству, а также его содержание;

2) нарушенные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов Алтайского края, иных федеральных актов и актов Алтайского края, устава муниципального образования (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел).

25. Если при проведении антикоррупционной экспертизы муниципального акта в его тексте не выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, в экспертном заключении делается отметка "коррупциогенных факторов не выявлено".

26. В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы были выявлены коррупциогенные факторы, то в экспертном заключении указываются положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) муниципального акта и соответствующие коррупциогенные факторы, а также предлагаются способы их устранения (исключение из текста муниципального акта, изложение его в другой редакции, внесение иных изменений в текст рассматриваемого акта, иной способ).

27. Экспертное заключение подписывается лицом, проводившим правовую и антикоррупционную экспертизу. Экспертное заключение подписывается руководителем правового департамента Администрации края либо лицом, его замещающим, в случае, если экспертное заключение составляется в соответствии с пунктами 24 и 26 настоящего Порядка и направляется в соответствующий орган местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления).

28. Экспертное заключение регистрируется в книге регистрации экспертных заключений с присвоением ему регистрационного номера и указанием даты подписания.


Об утверждении Порядка проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края

Название документа: Об утверждении Порядка проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края

Номер документа: 331

Вид документа: Постановление Администрации Алтайского края

Принявший орган: Администрация Алтайского края

Опубликован: Сборник законодательства Алтайского края N 182 ч.2 стр.139 от 30.06.2011 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю от 28.06.2011 Управление Минюста России по Алтайскому краю N 02-06/3148 от 10.06.2013 Управление Минюста России по Алтайскому краю N 900-11 от 30.06.2011
Дата принятия: 20 июня 2011