КОМИТЕТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 29 ноября 2017 года N 2441

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


В целях систематизации мер, направленных на формирование экологической культуры населения Волгоградской области, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию по формированию экологической культуры населения Волгоградской области.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Председатель комитета
В.Е.САЗОНОВ



Утверждена
приказом
комитета природных
ресурсов, лесного
хозяйства и экологии
Волгоградской области
от 29.11.2017 N 2441

КОНЦЕПЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


 1. Общие положения


Концепция по формированию экологической культуры населения Волгоградской области (далее - Концепция) определяет на период до 2025 года государственную политику в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения Волгоградской области.

Стратегической целью государства является решение задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Решение вышеуказанных задач возможно при сформированном высоком уровне экологической культуры населения страны. Формирование экологической культуры включает в себя два важных компонента: непрерывное экологическое образование и экологическое просвещение.

Вместе с тем достижение высокого уровня экологической культуры населения Волгоградской области осложняется рядом проблем организационного характера, требующих решения в ближайшее время. Наиболее значимой из них является отсутствие системы всеобщего комплексного непрерывного экологического образования и просвещения населения, направленного на формирование сознательного поведения жителей Волгоградской области, базирующегося на личной ответственности каждого за результаты своей деятельности по отношению к окружающей среде. Поскольку экологическое образование и просвещение приобретают все более актуальный характер и призваны сыграть определяющую роль в обеспечении экологической безопасности, служить гарантом устойчивого развития общества, необходима разработка Концепции.

Концепция представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления формирования экологической культуры населения Волгоградской области, а также определяет стратегию и практические меры по ее формированию и дальнейшему развитию.

Концепция определяет:

- цель, задачи и ожидаемые результаты формирования экологической культуры населения;

- основные принципы формирования экологической культуры населения;

- основные направления деятельности, которые необходимо учитывать при разработке и реализации программ и планов по формированию экологической культуры населения;

- основные механизмы управления и координации действий по формированию экологической культуры населения.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 2017 года N 46-18 "О модельном законе "Об экологическом просвещении и экологической культуре населения", а также Законом Волгоградской области от 17 апреля 2003 года N 825-ОД "Об экологическом образовании".

В настоящей Концепции используются следующие понятия и определения:

Экологическое образование - процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и обеспечению экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Экологическое просвещение - распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, которое осуществляется в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов.

Экологическая информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, правовых и программных документах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан, независимо от формы их предоставления.

Экологическая культура - система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, осуществление которых обеспечивает экологически благополучное качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов, гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.

Эколого-ориентированная личность - личность, способная устанавливать, анализировать, объективно оценивать причинно-следственные связи между процессами, происходящими при взаимодействии природы - человека - общества, делать адекватные умозаключения и выводы, видеть не только ближайшие, но и отдаленные результаты и последствия деятельности человека, прямо или опосредованно воздействующей на окружающую среду.

Объект формирования экологической культуры - население, рассматриваемое как единое целое и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов, уровню сознания, гражданской ответственности.

Компоненты экологической культуры населения - совокупность имеющихся и развиваемых образовательных, мировоззренческих, нравственных, этических и культурных качеств населения, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды.

Формирование экологической культуры - сложный и длительный процесс воспитания у населения Волгоградской области всех возрастов:

- экологического сознания;

- бережного отношения к природным ресурсам;

- личной ответственности за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;

- осознанного выполнения нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;

- личного стремления к активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье.


2. Состояние экологической культуры населения Волгоградской области


К основным достижениям в сфере формирования экологической культуры населения отнесены:

в области управления:

- осуществление информирования населения о действующем законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

- ежегодное издание государственного доклада "О состоянии окружающей среды в Волгоградской области";

- наличие специализированных ресурсных центров по экологическому образованию и просвещению в сфере образования и культуры;

- организация регулярных эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятий и природоохранных акций;

в области образования:

- наличие системы экологического образования в общем (дошкольном начальном, основном, среднем) и дополнительном образовании;

- изучение и распространение положительного опыта экологического образования, выпуск научных и учебно-методических материалов;

- координация деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе межведомственного характера;

- подготовка в системе высшего профессионального образования кадров для деятельности в сфере экологического образования, экологии, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности;

в области просвещения:

- наличие в Волгоградской области системы особо охраняемых природных территорий всех уровней, их деятельность по экологическому просвещению и экологическому туризму;

- наличие дискуссионных площадок для решения вопросов по экологическим проблемам;

- участие международных организаций в финансировании экологических программ;

- наличие общественных экологических объединений;

- участие Общественной палаты Волгоградской области, Экологического совета при Волгоградской областной Думе и волонтерских организаций в экологическом просвещении населения;

- публикации в СМИ тематических экологических выпусков, издание тематических экологических приложений;

- межведомственный характер деятельности учреждений культуры (музеев и библиотек) в деле экологического просвещения.

К основным проблемам в сфере формирования экологической культуры отнесены:

в области управления:

- несовершенство нормативного правового обеспечения экологического обучения, воспитания и развития;

- отсутствие "единой структуры", координирующей деятельность межведомственного характера по экологическому просвещению и воспитанию;

- недостаточность финансирования деятельности по экологическому просвещению;

в области образования:

- незначительный охват детей систематическим (в том числе специализированным) экологическим образованием;

- недостаточное внимание к предмету "Экология" при формировании учебных планов в школах;

- недостаточное финансирование для обновления материально-технической базы и создания условий для реализации практико-ориентированного подхода в изучении природных явлений;

- недостаточное количество методической литературы, учебных и наглядных пособий, экологически ориентированных учебников с учетом специфических особенностей Волгоградской области;

- недостаточная обеспеченность педагогическими кадрами, имеющими специализированное педагогическое образование в области естественных наук и практическую подготовку для реализации экологических программ;

- отсутствие системы переподготовки педагогических кадров для реализации экологически направленного образования;

- слабая подготовка выпускников вузов к практической педагогической деятельности по экологическому образованию и просвещению;

в области просвещения населения:

- отсутствие в обществе приоритета экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы;

- укоренившиеся в сознании значительной массы населения тенденции потребительского отношения к природе;

- эпизодичность публикаций по экологической тематике в СМИ;

- преобладание в СМИ информационных материалов, транслирующих ценности индустриально-потребительского общества без учета воздействия на объекты окружающей среды.


3. Концепция как инструмент реализации региональной политики в сфере формирования экологической культуры населения


Целями реализации Концепции являются:

формирование у населения Волгоградской области ответственного отношения к природным ресурсам и обеспечению экологической безопасности;

совершенствование системы непрерывного экологического образования и просвещения;

повышение экологической грамотности населения.

Для достижения указанных целей необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

- экологическое просвещение широких масс населения с учетом региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения;

- повышение уровня общего (дошкольного и школьного) и дополнительного (внешкольного) экологического образования;

- профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения;

- увеличение доступности экологической информации для населения Волгоградской области, в том числе через средства массовой информации;

- развитие гуманистического отношения к природе;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»