ГУБЕРНАТОР КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

УКАЗ

от 13 октября 2017 года N 258-уг

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ НА 2017 - 2025 ГОДЫ

(в редакции Указа Губернатора Красноярского края от 05.04.2018 N 98-уг)


В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьей 90 Устава Красноярского края, в целях создания условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, в Красноярском крае постановляю:

1. Утвердить Концепцию развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017 - 2025 годы согласно приложению.

2. Опубликовать Указ на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

3. Указ вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

Временно исполняющий
обязанности Губернатора края
А.В.УСС

     Красноярск
     13 октября 2017 года
     N 258-уг



Приложение
к Указу
Губернатора Красноярского края
от 13 октября 2017 года N 258-уг

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ НА 2017 - 2025 ГОДЫ

(в ред. Указа Губернатора Красноярского края от 05.04.2018 N 98-уг)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


В соответствии с действующим законодательством в сфере образования государство должно обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей и интересов каждого ребенка, в том числе посредством развития инклюзивного образования.

Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017 - 2025 годы (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами (далее соответственно - дети с ОВЗ), в Красноярском крае, раскрывает цели, задачи, принципы развития инклюзивного образования, а также приоритетные направления и механизмы реализации региональной образовательной политики в сфере образования детей с ОВЗ.

Концепция направлена на обеспечение координации действий органов исполнительной власти Красноярского края, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края (далее соответственно - органы местного самоуправления, муниципальные образования края), образовательных организаций, научного и педагогического сообщества, общественных и иных организаций, объединений родителей (законных представителей) детей с ОВЗ (далее - родительские организации) в целях развития инклюзивного образования в Красноярском крае, гарантирующего и обеспечивающего доступность образовательной среды для детей с ОВЗ и их полноправное включение в жизнь общества.

Реализация Концепции позволит:

вовлечь детей с ОВЗ в образовательное пространство образовательной организации;

выстроить единое образовательное пространство в Красноярском крае для детей с ОВЗ, поскольку в процесс инклюзивного образования будут включены образовательные организации разных типов;

получить ребенку с ОВЗ образование соответствующего уровня без риска потери его качества.

Положения Концепции являются основанием для дальнейшего определения ориентиров межведомственного сотрудничества в реализации приоритетных направлений развития инклюзивного образования в Красноярском крае.

Концепция является основой для дальнейшей разработки направленных на развитие инклюзивного образования в Красноярском крае нормативных правовых актов Красноярского края и документов организационного и методического характера.

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


В практике российского образования термин "инклюзивное образование" используется для описания процесса обучения в образовательных организациях детей с ОВЗ.

В настоящей Концепции понятия "инклюзивное образование", а также "адаптированная образовательная программа", "обучающийся с ОВЗ", "специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ" применяются в значениях, определенных статьями 2, 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

При раскрытии целей, задач, принципов развития инклюзивного образования, а также приоритетных направлений и механизмов реализации региональной образовательной политики в сфере образования детей с ОВЗ используются следующие понятия:

группы кратковременного пребывания - группы в дошкольных образовательных организациях и (или) общеобразовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в составе которых ребенок с ОВЗ получает комплексную социальную и коррекционно-педагогическую поддержку. В группах кратковременного пребывания осуществляются индивидуальные и групповые развивающие занятия с детьми дошкольного возраста при активном участии семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

комбинированные группы - группы в дошкольных образовательных организациях, осуществляющие психолого-педагогическую деятельность, направленную на обеспечение оптимальных условий для повышения доступности и качества совместного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с различными стартовыми возможностями (как детей, не имеющих нарушений развития, так и детей с ОВЗ);

консультационный центр (пункт) - структурное подразделение дошкольной образовательной организации и (или) общеобразовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, либо органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, оказывающее методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, дети которых не посещают дошкольную образовательную организацию или группу для детей дошкольного возраста в общеобразовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования;

лекотека - служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям (законным представителям), воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Психологическое сопровождение и специальная педагогическая помощь родителям (законным представителям), воспитывающим таких детей, предполагают использование игр и игрушек для приобретения опыта общения, выстраивания социальных контактов семей, имеющих детей с ОВЗ;

модели инклюзивного образования в зависимости от степени интеграции детей с ОВЗ:

временная интеграция - процесс, при котором дети с ОВЗ в группах (классах) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются с нормально развивающимися сверстниками не реже 1 - 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (праздников, соревнований, экскурсий и других);

частичная интеграция - процесс, при котором дети с ОВЗ, еще не способные на равных с нормально развивающимися сверстниками освоить основную образовательную программу соответствующего уровня, включаются в группы (классы) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на часть дня (во вторую половину дня, на отдельные занятия) по 1 - 2 человека;

комбинированная интеграция - процесс, при котором дети с уровнем психофизического и речевого развития, близкие к возрастной норме, по 1 - 2 человека включаются в группы (классы) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций с нормально развивающимися сверстниками, получая постоянную коррекционную помощь учителя-логопеда и (или) учителя-дефектолога;

полная интеграция - процесс, при котором дети, по уровню психофизического и речевого развития близкие к возрастной норме и психологически подготовленные к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками, по 1 - 2 человека включаются в группы (классы) дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций по месту жительства;

общеобразовательные классы - классы в общеобразовательных организациях, созданные с целью формирования целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья;

особые образовательные потребности - потребности детей с ОВЗ, различающиеся у детей, относящихся к разным нозологическим группам в связи со спецификой нарушения в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, определяющие особую логику построения учебного процесса и отражающиеся в структуре и содержании образования;

психолого-медико-педагогическая комиссия (центральная, территориальная) (далее - ПМПК) - коллегиальный орган, который создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. ПМПК подтверждает, что ребенок является обучающимся с ОВЗ и определяет для него специальные образовательные условия;

психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации - постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка с ОВЗ, интегрированного в образовательную среду, и стратегию развития инклюзивной образовательной среды в целом;

психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ - профессиональная согласованная деятельность педагогических работников и специалистов, обеспечивающих обучение и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, тьютора, социального педагога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога и других) (далее - педагогические работники и специалисты сопровождения), направленная на создание социально-психологических условий, в которых ребенок с ОВЗ с высокой вероятностью становится успешным в образовательной деятельности;

ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей);

служба ранней помощи - организованная психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательную организацию, включая подбор способов взаимодействия с ребенком в процессе его воспитания и обучения, коррекция нарушений в развитии;

домашнее визитирование детей с тяжелыми нарушениями здоровья - технология, предусматривающая организацию посещения по месту жительства детей раннего возраста, которые закрепляются за дошкольными образовательными организациями либо центрами психолого-медико-социального сопровождения, на основе договора о получении образования на дому с родителями (законными представителями) детей с тяжелыми нарушениями здоровья.

Инклюзивное образование - парадигма образования детей с ОВЗ, основанная на принципе равного отношения ко всем людям. В основе инклюзивного образования заложена идея, согласно которой не дети созданы для образовательной организации, а образовательная организация создана для детей. Это та ситуация, когда не ребенок с ОВЗ приспосабливается к образовательной организации, а образовательная организация приспосабливается к нуждам каждого ребенка, к его потребностям.

В условиях инклюзивного образования наиболее эффективными признаются:

дидактические подходы - личностно ориентированный, системно-деятельностный, компетентностный;

формы и методы обучения - интерактивные (учебные проекты, учебные дискуссии, обучающие игры, тренинги, обучение в группах, взаимообучение и другие);

модель образовательной среды - творчески развивающая.

Опора на вышеуказанные подходы, с одной стороны, способна обеспечить включение детей с ОВЗ в образовательное пространство образовательной организации, с другой - минимизировать риски потери качества образования для нормально развивающихся сверстников.

Инклюзивное образование должно развиваться на основе социальной поддержки, что требует обеспечения целенаправленного просвещения, консультирования, информирования родителей, населения, специалистов системы здравоохранения, социальной защиты населения, молодежной политики и других ведомств по всем вопросам инклюзивного образования.

Инклюзивное образование в Российской Федерации, в том числе в Красноярском крае, находится на стадии развития. Периоду становления инклюзивного образования ("модель включения") предшествуют периоды развития образования по сегрегационной и интеграционной моделям, характерным для развития систем образования большинства развитых стран мира.

В основе сегрегационной модели образования - забота о ребенке, которому для успешного обучения необходимы особые условия, в том числе:

специальные материально-технические средства;

наличие педагогических работников и специалистов сопровождения;

специальные образовательные программы, учитывающие особенности психофизического развития ребенка, его индивидуальные возможности;

медицинское сопровождение;

организация проведения профессиональных проб и профессиональной ориентации.

Перечисленные условия, оказывающие положительный эффект на ребенка с ОВЗ, создавались в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Между тем основным отрицательным эффектом сегрегационной модели образования является изоляция ребенка от нормально развивающихся сверстников и от семьи, снижение возможностей для социализации ребенка в обществе.

На смену вышеописанной модели приходит интеграционная модель, основой которой стало стремление общества к гуманизации, нарастающее движение за гражданские права любого человека независимо от его национальности, пола, возраста и состояния здоровья, распространение этих мировоззренческих основ через деятельность международных движений за права человека.

Концепция предполагает воспитание ребенка с ОВЗ в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе, в котором он развивается. При этом развивается процесс интеграции детей с особенностями развития в среду нормально развивающихся сверстников. Для модели интеграции основополагающими являются следующие принципы:

ребенок с ОВЗ - человек развивающийся, способный осваивать различные виды деятельности;

общество должно обеспечивать ребенку с ОВЗ условия жизни, максимально приближенные к нормальным.

В условиях интеграции детей с ОВЗ система образования остается в целом неизменной, не приспособленной для детей с ОВЗ.

В отличие от интеграции детей с ОВЗ инклюзия предполагает реформирование образовательных организаций и перепланировку учебных помещений в целях соответствия их нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Предпосылками перехода к инклюзивной модели образования детей с ОВЗ становится принятие с конца 1980-х годов ряда международных документов (Конвенция о правах ребенка, одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20.11.1989; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20.12.1993; Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, принята Всемирной Конференцией по образованию лиц с особенными потребностями 10.06.1994; Конвенция о правах инвалидов, принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13.12.2006).

Так, статья 24 Конвенции о правах инвалидов напрямую соотносит право детей с ОВЗ на образование с обеспечением этого права через инклюзивное образование на всех уровнях.

В Российской Федерации интегрированные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в начале 1990-х годов. Реформы политической системы и демократические преобразования в российском обществе способствовали распространению идей, связанных с интеграцией детей с ОВЗ в образовательное пространство образовательных организаций.

3. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ


Предпосылками перехода системы образования в Красноярском крае к инклюзивной модели образования детей с ОВЗ являются результаты ее целенаправленного развития в части обеспечения прав детей с ОВЗ на доступное и качественное образование.

В Красноярском крае в последней трети XX века получило развитие дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I - VIII вида, в том числе интернатного типа. С началом XXI века при сохранении сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений интегрированное обучение детей с ОВЗ осуществляется в специальных (коррекционных) классах и группах, созданных в муниципальных общеобразовательных организациях.

В Красноярском крае последовательно реализованы две концепции развития образования детей с ОВЗ, основными задачами которых являлись:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»