АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2017 года N 1033

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЮДЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДРУГИМИ МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА ("РАННЯЯ ПОМОЩЬ") И ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

В соответствии с Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 1839-р, администрация области постановляет:

1. Утвердить:

Программу комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Тамбовской области до 2020 года ("ранняя помощь") (далее - Программа) согласно приложению N 1;

План мероприятий по реализации Программы согласно приложению N 2.

2. Определить управление социальной защиты и семейной политики области (Орехова) ответственным исполнительным органом государственной власти области за реализацию Программы (далее - ответственный орган).

3. Управлению здравоохранения области (Лапочкина), управлению образования и науки области (Котельникова), управлению труда и занятости населения области (Филимонов), Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Забота" (Смыкова) ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в ответственный орган информацию о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Программы.

4. Рекомендовать Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области" (Семенов) ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в ответственный орган информацию о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Программы.

5. Ответственному органу ежегодно, не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным, размещать итоговую информацию о выполнении мероприятий Программы на официальном сайте управления социальной защиты и семейной политики области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Е.Астафьеву.

И.о. главы администрации области
О.О.Иванов



Приложение 1
Утверждена
постановлением
администрации Тамбовской области
от 26.10.2017 N 1033

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЮДЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДРУГИМИ МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА ("РАННЯЯ ПОМОЩЬ")

(ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)


 1. Общие положения


Необходимость развития комплексного сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о правах инвалидов, резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения "Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра" в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества услуг в сфере образования, медицины, социальной защиты населения, культуры и спорта для детей-инвалидов, детей, имеющих особенности развития, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении и инвалидов молодого возраста.

По состоянию на 31 декабря 2016 г. общая численность инвалидов на территории области составляет около 120000 человек. Из них на диспансерном учете в медицинских организациях с заболеванием "ранний детский аутизм" состоит 205 несовершеннолетних, с заболеванием "синдром Аспергера" - 8 несовершеннолетних, с заболеванием "атипичный аутизм" состоит 74 несовершеннолетних, имеющих установленные группы инвалидности.

При организации работы с людьми, имеющими расстройства аутистического спектра учитываются особенности их развития, а также формы и методы коррекционного воспитания и обучения. К таким особенностям относятся тяжелые нарушения и искажения потребности в общении, дефицитарность вербальных и невербальных форм общения, включая все виды речи (устная, письменная, жестовая, тактильная, дактильная), разнообразные стойкие ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и видов деятельности, а также другие проблемы поведения, нарушения социального взаимодействия. Отмеченные нарушения формируются постепенно, начиная с младенческого возраста, примерно до пяти лет, что создает возможность в случае раннего начала специальной помощи уменьшить степень выраженности многих проявлений расстройства аутистического спектра в дальнейшем.

Раннее начало комплексной коррекционной работы приобретает исключительную важность, поскольку в первые годы жизни психика и нервная система отличаются высокой степенью сензитивности, что позволяет в более полной мере реализовать компенсаторные возможности ребенка и в значительной степени смягчить проявления многих симптомов расстройств аутистического спектра (особенно вторичных и третичных). В конечном итоге это повышает эффективность комплексного сопровождения в целом. Раннее начало комплексного сопровождения содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

Взрослые люди с нарушениями аутистического спектра также нуждаются в постоянном присмотре, уходе, заботе, обучении со стороны не только своих родителей, но и со стороны специалистов. У данной категории людей, как правило, нарушены способности к общению, построению социальных контактов, самообслуживанию, когнитивные нарушения, а также наблюдаются другие проблемы.

Программа позволит объединить наиболее эффективные методики с целью оказания квалифицированной комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, выработать самостоятельность, независимость и навыки социальной адаптации. Важной задачей здесь выступает межведомственное взаимодействие и междисциплинарный подход при организации системы помощи лицам с расстройствами аутистического спектра другими ментальными нарушениями.

В Программе определена система межведомственного взаимодействия при работе с детьми, имеющими особенности развития, и их семьями, заложенные в Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, а также приняты во внимание имеющийся отечественный и зарубежный опыт, научные и методические разработки Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, различные программы коррекции нарушений в развитии, опыт деятельности автономной некоммерческой организации Центр реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир" и других ведущих реабилитационных центров Российской Федерации.

Реализацию мероприятий Программы, проведение работ по подготовке методических материалов, проектов типовых документов, моделей межведомственного взаимодействия, анализа и внедрения имеющихся методических материалов в этой сфере, приобретение реабилитационного оборудования, создание безбарьерной среды жизнедеятельности осуществляется за счет средств государственных программ области.

Целевой группой для комплексного социального сопровождения являются:

дети от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии, затрагивающими сферы психики ребенка, в том числе интеллектуальную, эмоциональную, чувствительную, двигательную, познавательные процессы человека (внимание, мышление, память, речь и другие), и их семьи;

дети от 3 до 18 лет с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и их семьи;

лица в возрасте от 18 лет, имеющие нарушения психического здоровья, частично утратившие способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности, но в соответствии со структурой своих потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры имеющие реабилитационный потенциал и способные к посильной трудовой и иной деятельности (инвалиды молодого возраста целевой группы), и их семьи.

Для целей Программы используются следующие понятия:

аутизм - это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относятся к расстройствам аутистического спектра;

ментальные нарушения - это нарушения психического развития, при которых страдает способность к общению, социальному взаимодействию и поведению, отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, наблюдается диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющиеся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Виды ментальных нарушений: аутизм, гиперактивность, задержка психического и речевого развития и др.

При ментальных нарушениях возникают стойкие нарушения психических функций сознания: ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, сложных движений.

Термин "ментальные нарушения" означает наличие у человека интеллектуальных нарушений и (или) нарушений психического здоровья, в силу которых он сталкивается с различными барьерами (законодательными, коммуникативными, личностными или иными), которые не позволяют ему эффективно участвовать в жизни общества наравне с другими людьми и которые обуславливают необходимость применения мер защиты и дополнительных гарантий для преодоления таких барьеров. Как правило, это граждане, находящиеся на инвалидности, имеющие необратимые органические изменения.

К ментальным нарушениям относятся такие психические расстройства:

органические расстройства,

шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства,

расстройства настроения (аффективные расстройства),

расстройства личности и поведения в зрелом возрасте,

умственная отсталость,

расстройства психологического (психического) развития,

эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском возрасте;

расстройства аутистического спектра - это общее расстройство развития, характеризующееся стойким дефицитом способности поддерживать и инициировать социальное взаимодействие и социальные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими актами;

комплексное сопровождение - комплекс медицинских, социальных и образовательных услуг, услуг в сфере физической культуры и спорта, художественного прикладного творчества, содействия занятости населения, оказываемых на основе межведомственного взаимодействия гражданам и несовершеннолетним целевой группы, а также мероприятий по содействию их родителям (законным представителям) в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, снижению выраженности ограничений их жизнедеятельности, включению в среду сверстников и интеграции в общество, включая организацию возможности их профессиональной подготовки и содействие в обеспечении занятости, а также на повышение компетентности родителей (законных представителей). С учетом реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза ребенка целевой группы возможно продолжение комплексного сопровождения при достижении им совершеннолетия;

программа комплексного сопровождения - программа, направленная на обеспечение реализации комплекса услуг по сопровождению граждан и несовершеннолетних целевой группы на основе межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, образовательных организаций, организаций физической культуры и спорта, организаций культуры, центров занятости населения, негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций;

индивидуальная программа сопровождения - программа, включающая объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых конкретному гражданину, несовершеннолетнему и его семье по программе комплексного сопровождения. Индивидуальная программа сопровождения формируется в соответствии с примерным перечнем услуг комплексного сопровождения на основе межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, образовательных организаций, организаций физической культуры и спорта, организаций культуры, центров занятости населения, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации;

междисциплинарная команда специалистов - группа специалистов, предоставляющих услуги комплексного сопровождения, и участвующих в разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения. Все решения принимаются ими совместно по итогам обсуждения, при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу. В междисциплинарную команду входят врачи различных специальностей, психолог, специалисты по социальной работе, по реабилитации инвалида, логопеды, педагогические работники, специалист центра занятости и другие специалисты.


2. Цель, задачи и приоритетные направления комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями


2.1. Целью Программы является создание условий комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, направленных на оптимальное развитие и адаптацию детей, инвалидов молодого возраста, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования, в том числе дополнительного, для детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.

2.2. Достижение заявленной цели связано с решением следующих задач:

2.2.1. разработка нормативно-правовой и методической базы по организации комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта;

2.2.2. переход от частных моделей организации комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями к созданию единой системы комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями с учетом особенностей Тамбовской области;

2.2.3. формирование условий для развития программ комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.

2.3. Приоритетными направлениями деятельности по решению указанных задач являются:

2.3.1. создание правовых основ комплексного сопровождения детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями;

2.3.2. методическое обеспечение разработки и реализации планов непрерывных индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации детей, имеющих особенности развития и программ комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, включая организацию возможности их профессиональной подготовки и содействие в обеспечении занятости;

2.3.3. совершенствование механизмов своевременного выявления детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, нуждающихся в комплексном сопровождении, и определение критериев их включения в Программу;

2.3.4. обеспечение своевременного начала оказания ранней помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями;

2.3.5. обеспечение доступности для детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и их семей полного спектра необходимых услуг;

2.3.6. обеспечение подготовки квалифицированных специалистов, предоставляющих услуги комплексного сопровождения детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями с учетом современных технологий в рамках междисциплинарной команды специалистов;

2.3.7. обеспечение постоянного повышения уровня квалификации специалистов, предоставляющих услуги комплексного сопровождения детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями;

2.3.8. обеспечение управления качеством услуг комплексного сопровождения детей и инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и создания критериев оценки эффективности оказанных услуг;

2.3.9. создание информационной региональной базы детей, инвалидов молодого возраста, включенных в Программу;

2.3.10. организация мониторинга обеспечения комплексного сопровождения детей, инвалидов молодого возраста с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями и их семей.


3. Реализация программ комплексного сопровождения


В целях обеспечения практической реализации программ комплексного сопровождения необходимо обеспечить:

повышение роли общественных объединений в формировании и реализации программ комплексного сопровождения;

разработку правовых актов по межведомственному взаимодействию в процессе формирования и реализации программ комплексного сопровождения;

определение основного (ответственного) органа, ведомств и организаций (их структурных подразделений) в сферах здравоохранения, социального обслуживания, образования, культуры, адаптивной физической культуры и спорта, занятости населения, на базе которых будет осуществляться оказание услуг комплексного сопровождения;

разработку комплекса мер, направленных на развитие кадрового потенциала программ комплексного сопровождения, организацию дополнительного профессионального образования и методической поддержки специалистов, обеспечивающих предоставление услуг комплексного сопровождения, на основе современных подходов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»