Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2011 года N 480

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РТ от 28.12.2017 N 596.
____________________________________________________________________

В целях создания благоприятных условий и развития инфраструктуры туризма в республике Правительство Республики Тыва постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития туризма в Республике Тыва до 2020 года.

2. Настоящее постановление опубликовать в газетах "Тувинская правда" и "Шын".

И.о. первого зам. Председателя Правительства
Республики Тыва
В.БАРТЫНА-САДЫ

     

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 29 июля 2011 года N 480

СТРАТЕГИЯ развития туризма в Республике Тыва до 2020 года


 Введение


Современный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и вносит значительный вклад в формирование валового внутреннего продукта, повышение платежного баланса стран, решает социальные проблемы, способствует повышению качества жизни населения.

Кроме того, туристская отрасль относится к секторам, имеющим значимый мультипликативный эффект с точки зрения создания спроса на продукцию смежных секторов экономики и обеспечения занятости населения.

ЮНЕСКО <1> признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения "диалога между культурами".

Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны.

Стратегия развития туризма Республики Тыва исходит из перспектив социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года и является основой для выработки государственной политики в сфере туризма, определяет основные направления развития данной отрасли на территории Республики Тыва до 2020 года, формирует перспективы ее развития органами государственной власти, бизнесом и обществом, создает принципиальную основу для разработки целевых программ в сфере туризма, рассматривается как база создания механизмов государственного управления и регулирования в данной отрасли, скоординированного формирования планов работы Правительства Республики Тыва и законотворческой деятельности Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.

Основным назначением данной Стратегии является:

определение возможностей (потенциала) развития индустрии туризма Республики Тыва;

постановка целей и формулировка задач развития туристской индустрии;

разработка стратегического вектора развития, дающего максимальный результат при имеющихся возможностях и ресурсах;

выделение приоритетных направлений развития туриндустрии, дающих наибольшие результаты и концентрация на них основных ресурсов;

создание условий инвестиционного развития туриндустрии.

     ________________

<1> ЮНЕСКО (UNESCO - United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные цели ЮНЕСКО - содействие укреплению мира и безопасности за счет расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.


I. Тенденции развития туризма в мире


Стратегия развития туризма в республике рассматривается в русле и тенденциях мировой практики и опыта. В большинстве стран туризм занимает место в числе базовых отраслей, играющих весьма значительную роль в экономике этих стран.

Современная туристская индустрия - одна из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике.

Туризм занимает значимую строку в бюджетах этих стран и приносит до 10 процентов валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают показатели динамики роста дохода в других отраслях экономики.

Согласно исследованию ЮНВТО <*> "Туризм-панорама 2020" (таблица N 1) увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020 гг. прогнозируется более чем вдвое.

Таблица N 1



 Регионы     

 Прибытия, млн. чел.    

 Средне-

 годовой

прирост,

 % за

 1995 -

2020 гг.

 Доля, %     


1995 г.


2010 г.


2020 г.


1995 г.


2020 г.

Всего           

 565,4

 1006,4

 10561,1

 4,1   

100     

100     

Африка          

 20,2

 47,0

 77,3

 5,5   

 3,6   

 5,0   

Америка         

 108,9

 190,4

 282,3

 3,9   

 19,3   

 18,1   

Восточная Азия и

АТР             

 81,4

 195,2

 397,2

 6,5   

 14,4   

 25,4   

Европа          

 338,4

 527,3

 717,0

 3,0   

 59,8   

 45,9   

Ближний Восток  

 12,4

 35,9

 68,5

 7,1   

 2,2   

 4,4   

Южная Азия      

 4,2

 10,6

 18,8

 6,2   

 0,7   

 1,2   

Межрегиональные

 464,1

 790,9

 1183,3

 3,8   

 82,1   

 75,8   

Дальние поездки

 101,3

 215,5

 377,9

 5,4   

 17,9   

 24,2   


World Tourism Organization (UNWTO) <*>

В 2010 году основной показатель - число международных туристских прибытий должен превысить 1,0 млрд. человек, а к 2020 году - составить 1,56 млрд. человек.

Эти прогнозы национальные туристские администрации большинства стран используют и учитывают при определении и проведении государственной политики в сфере туризма. Ожидается, что Азиатско-Тихоокеанский регион займет второе место (397 млн. туристов) после Европы (717 млн. туристов), существенно опередив при этом Америку - 282 млн. туристов. Вместе взятые эти три региона будут обслуживать 89,4 процента мирового туристского рынка. В данном прогнозе предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений.

Эти прогнозные оценки мировых тенденций развития туризма указывают на важные предпосылки, которые могут способствовать развитию туризма на территории республики.

     ________________

<*> - Всемирная туристская организация ООН (UNWTO) - межправительственная организация, специализированное учреждение ООН, 153 страны-участницы. Устав Всемирной туристской организации принят на Внеочередной сессии Генеральной ассамблеи МСОТО (Мехико, 17 - 28 сентября 1970 года).

Предпосылки увеличения международных туристских прибытий, которые следует учесть при построении Стратегии развития туризма в Республике Тыва, следующие:

- повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;

- обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;

- повышение роли государственной политики в сфере туризма;

- усиление роли государственно-частных партнерств;

- необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.

Ростуризм на основании данных и прогноза развития туризма в мире, составленного ЮНВТО, выделяет следующие тенденции:

1. Усиление конкуренции как на рынке туристского спроса, так и на рынке туристского предложения.

В сложившихся условиях для повышения туристской привлекательности республики необходимо определить свою рекреационную нишу, предпринимать меры по подготовке оригинальных туристских продуктов и активному их продвижению на внешних рынках. Рекламная кампания Тувы должна отвечать тенденции увеличения спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт и предлагать продукт, отличный от насыщенных на мировом туристском рынке форм и видов туризма.

2. Усиление внимания к охране окружающей среды.

Для развитых стран, которые являются лидерами по числу международных прибытий, характерно повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды на континенте. Повышенное внимание к данному направлению развития туризма в мире создает предпосылки и условия для появления новых туристских продуктов в Республике Тыва.

3. Усиление тенденции к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места среди жителей урбанизированных районов.

Большинство европейцев, а также жителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона живут в густо населенных городах. Это в значительной степени формирует туристские предпочтения в направлении сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных поездок в другие города с познавательными целями, выбора туров с проживанием не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др. В перспективе ожидается усиление тенденции к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места. С этой точки зрения Республика Тыва также имеет благоприятные предпосылки с позиции предоставления уникальных возможностей побывать в районах, не имеющих аналогов природных условий, самобытной культуры проживающих здесь народов и особенностей развития человеческой цивилизации.

4. Сохранение в ближайшем будущем у зарубежных туристов предпочтений поездок в туристские центры с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества.

Это требует от туристских организаций, государственных и муниципальных органов власти постоянных активных действий, направленных на создание приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества, задает уровень развития сервиса в Республике Тыва.

5. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, общественное питание, строительство, способствует созданию значительного количества рабочих мест, поддерживает высокий уровень жизни населения, увеличивает налогооблагаемую базу и налоговые поступления в бюджеты всех уровней. С этой точки зрения важен масштаб мультипликативного эффекта, который создаст развитие туризма в республике.

6. Значительная часть государственных вложений в продвижение своего туристского продукта.

Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта на мировом рынке может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. К примеру, в Великобритании и Испании только на продвижение своего национального туристского продукта направляется соответственно 50,9 и 96,2 млн. евро в год.

Мировые тенденции развития туристской деятельности, безусловно, будут сказываться на формировании спроса на туристские продукты на территории России, а также будут определяющими для развития сферы туризма в Республике Тыва. Часть этих тенденций будет непосредственно согласовываться с намерениями по развитию туризма в Туве, способствовать успешному расширению туристской деятельности. В этой связи долгосрочный план действий по становлению и развитию туризма на территории Республики Тыва будет строиться с опорой на эти тенденции и максимально использовать их позитивные стороны с адаптацией к условиям Республики Тыва.


II. Современное состояние туризма в Российской Федерации


Президент России Д.А. Медведев указал, что в экономике Российской Федерации "одной из "точек роста", безусловно, является туризм. Наше богатейшее культурно-историческое наследие является поистине грандиозным ресурсом для развития туризма, но и проблем здесь предостаточно... Мы должны думать и о том, каким образом туристскую отрасль поставить на ноги в экономическом плане".

Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события. По данным Всемирного экономического форума, Россия занимает 5-ое место из 133 стран по наличию природных туристских ресурсов мирового значения, по культурным - 9-ое место. Однако туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. По предварительным данным, в 2009 году Российскую Федерацию посетили 2,4 млн. иностранных граждан, из которых около 15 процентов прибыли с туристскими целями, тогда как согласно прогнозу Всемирной туристской организации Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов. Потенциально к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку самых популярных стран, посещаемых туристами.


 Основные показатели развития туристского рынка


Таблица N 2

 Показатель               

2009 год

2010 год

(оценка)

Отклонение

 (+/-, %)  

Въезд иностранных туристов в Российскую

Федерацию (млн. чел.)                   

 2,1   

 2,4   

 +14,3    

Выезд российских туристов за рубеж

(млн. чел.)                             

 9,5   

 13,1   

 +38,0    

Внутренний туристский поток (млн. чел.)

 28,2   

 29,1   

 +3,2    

Объем платных туристских услуг,

оказываемых туроператорами и турагентами

(млрд. руб.)                            

 78,2   

 87,8   

 +2,1    

Объем платных услуг гостиниц и других

средств размещения (млрд. руб.)         

 105,9   

 115,4   

 +1,0    

Количество коллективных средств

размещения (тыс. ед.)                   

 12,4   

 12,8   

 +3,2    


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»