• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ


от 10 июля 2017 года N 1946

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 июля 2017 года N 1063ф

УПРАВЛЕНИЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 июля 2017 года N 275-П

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


В целях совершенствования деятельности по профориентации и подготовке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья к осознанному профессиональному выбору и трудовой деятельности приказываем:

1. Утвердить Комплекс мер Тамбовской области по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья согласно приложению.

2. Опубликовать настоящий приказ на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на М.В.Быкову, заместителя начальника управления образования и науки области, М.А.Макову, и.о. первого заместителя начальника управления социальной защиты и семейной политики области, Т.В.Гансиор, первого заместителя начальника управления труда и занятости населения области.

Начальник управления образования и науки области
Т.П.Котельникова

Начальник управления социальной защиты и
семейной политики области
А.Н.Орехова

Начальник управления труда и занятости населения
М.С.Филимонов

КОМПЛЕКС МЕР ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (далее - Комплекс мер)


Утвержден
приказом
управления образования и науки
Тамбовской области,
управления социальной защиты и
семейной политики
Тамбовской области,
управления труда и занятости населения
Тамбовской области
от 10.07.2017 N 1946/1063ф/275-П

КОМПЛЕКС МЕР ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (далее - Комплекс мер)

Основание для разработки Комплекса мер

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы; Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2018 годы, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец 23.05.2016 N 3467п-П8;
План мероприятий на период 2015 - 2017 годов по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, утвержденный заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.А.Климовым 31.08.2015 N АК-67/05вн;
Закон Тамбовской области от 04.12.2013 N 347-3 "О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года"; постановление администрации Тамбовской области от 05.05.2014 N 484 "Об утверждении Концепции развития многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года"; постановление администрации Тамбовской области от 09.11.2016 N 1301 "Об утверждении Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2018 годы".

Орган исполнительной власти, ответственный за реализацию Комплекса мер

Управление образования и науки Тамбовской области

Основные разработчики и исполнители Комплекса мер. Перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, бизнес-структур, участвующих в реализации Комплекса мер

Управление образования и науки Тамбовской области; Управление труда и занятости населения Тамбовской области;
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области;
Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования";
Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение "Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Инжавинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Знаменская школа- интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красносвободненская санаторная школа-интернат"; Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции Гармония";
Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения"; Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Областная детско-юношеская спортивная школа";
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа";
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр творчества детей и юношества"; Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Мичуринский аграрный техникум";
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Индустриально-промышленный техникум"; Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Приборостроительный колледж";
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Строительный колледж";
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Колледж торговли, общественного питания и сервиса";
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Промышленно-технологический колледж";
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Многопрофильный колледж им. И.Т.Карасева";
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Железнодорожный колледж им В.М.Баранова";
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Многоотраслевой колледж";
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Аграрно-технологический техникум";
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Техникум отраслевых технологий";
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Аграрно-промышленный колледж";
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С.Солнцева";
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Педагогический колледж г. Тамбова";
Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Тамбовский бизнес-колледж";
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Котовский индустриальный техникум";
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Жердевский колледж сахарной промышленности";
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Уваровский химико-технологический колледж";
Муниципальные общеобразовательные организации; Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Тамбова";
Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 1";
Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 2";
Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 3";
Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 4";
Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 5";
Тамбовское областное государственное казенное учреждение социального обслуживания - детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Мишутка";
Автономная некоммерческая организация Центр сопровождения семей и детей "Содействие";
Автономная некоммерческая организация "Агентство социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья";
Акционерное общество "Издательский дом "Мичуринск";
Общественно-политическая газета г. Рассказово и Рассказовского района "Трудовая новь";
Центр оперативной цифровой печати "Мастер Принт"; Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовская керамика";
Воскресная школа при Иоанно-Богословском храме г. Рассказово;
ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина"

Сроки реализации Комплекса мер

10.07.2017 - 31.12.2018

Цель Комплекса мер

Создание региональной комплексной системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обеспечивающей межведомственное и внутриотраслевое взаимодействие в решении вопросов профессионального самоопределения обучающихся.

Задачи Комплекса мер

Задача 1. Создание организационных и нормативных правовых основ для развития эффективной системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Тамбовской области.
Задача 2. Организация системы необходимой подготовки повышения квалификации специалистов для работы с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ в сфере предпрофессиональной подготовки.
Задача 3. Обеспечение эффективных изменений в системе предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Тамбовской области.
Задача 4. Информационно-методическое сопровождение предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Целевые группы, на которые направлена деятельность по Комплексу мер

Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте о 14 до 18 лет - 699 чел, из них:
дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа - 249 чел.;
дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте о 14 до 18 лет, воспитывающиеся в семьях - 450 чел.;
родители детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - 350 чел.;
руководители и специалисты образовательных организаций, осуществляющие работу по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов, детей с ОВЗ - 335 чел.

География Комплекса мер

Комплекс мер будет реализован во всех 30 муниципальных образованиях области. В реализации мероприятий Комплекса мер примут участие:
1. Исполнительные органы государственной власти Тамбовской области - 4.
2. Организации, находящиеся в ведении управления образования и науки области:
1) государственные организации подведомственные управлению образования и науки области:
- отдельные общеобразовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы - 7;
- санаторная общеобразовательная организация - 1;
- образовательные организации дополнительного образования - 2;
- профессиональные образовательные организации - 1В;
2) образовательная организация дополнительного профессионального образования - 1;
3) муниципальные общеобразовательные школы - 94.
3. Организации, находящиеся в ведении управления физической культуры и спорта:
областная государственная образовательная организация дополнительного образования - 1.
4. Организации, находящиеся в ведении управления труда и занятости населения области:
областные государственные казенные учреждения центры занятости населения - 6.
5. Организации, находящиеся в ведении управления социальной защиты и семейной политики области:
областная государственная стационарная организация социального обслуживания - 1.
6. Социально ориентированные некоммерческие организации - 3.
7. Иные организации, предприятия - 6.

Ожидаемые конечные результаты реализации Комплекса мер, в том числе в части изменения положения целевых групп

К концу 2018 года по сравнению с 2016 годом планируется достичь следующие результаты:
численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 14 до 18 лет, включенных в программы предпрофессиональной подготовки, увеличится с 530 чел. до 699 чел., что составляет 31,9%; численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших диагностику, определяющую готовность детей к профессиональному самоопределению, составит 276 чел., что на 80% превышает показатель 2016 года (153 чел.);
численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 14 до 18 лет, принявших участие в конкурсных мероприятиях, демонстрирующих профессиональные интересы и достижения детей, увеличится с 81 чел. до 202 чел. или 1, 5 раза;
численность родителей, получивших помощь по вопросам профессионального самоопределения детей, возрастет с 130 чел. до 350 чел., что превышает показатель 2016 года в 1,7 раза;
численность руководителей и специалистов, прошедших обучение для работы с детьми целевых групп, увеличится на 69% и составит не менее 335 чел. (2016 г. - 198 чел.);
количество служб, обеспечивающих предпрофессиональную подготовку, созданных на базе организаций, увеличится в 6 раз;
число организаций, привлеченных к деятельности по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличится с 5 до 16, т.е. более чем в 3 раза.

Объем и источники финансирования Комплекса мер

Общие затраты на реализацию Комплекса мер в 2017 - 2018 гг. за счет всех источников финансирования - 25079093 рубля:
2017 год - 9250523 рубля;

2018 год - 15828570 рублей; в том числе:

областной бюджет - 12595800 рублей:

2017 год - 4626600 рублей;
2018 год - 7969200 рублей;
средства, запрашиваемые в виде Гранта Фонда
поддержки детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации - 12483293 рубля:
2017 год - 4623923 рубля;
2018 год - 7859370 рублей;
Привлечение средств Фонда поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, будет
осуществляться в соответствии с заключаемым

соглашением.

I. Описание ситуации; оценка действующей системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; описание проблем, требующих решения в рамках Комплекса мер


В регионе сформирована нормативная правовая база, регламентирующая вопросы профессиональной ориентации обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов:

Концепция развития многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года (постановление администрации области от 05.05.2014 N 484);

Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2018 годы (постановление администрации области от 09.11.2016 N 1301);

Комплекс мер, направленных на совершенствование и развитие региональной системы профессиональной ориентации (приказ управления образования и науки области от 23.05.2014 N 1500);

Концепция развития технологического образования обучающихся общеобразовательных организаций Тамбовской области на 2015 - 2020 годы (приказ управления образования и науки области от 26.06.2015 N 2045);

Комплекс мер, направленных на создание условий для развития и самореализации детей в процессе их воспитания и обучения в общеобразовательных организациях в контексте профессионального ориентирования (приказ управления образования и науки области от 16.02.2016 N 387);

Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2020 годы (совместный приказ управления образования и науки области и управления труда и занятости области от 23.05.2016 N 1525/126-П);

Региональная программа "Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение обучающихся Тамбовской области до 2020 года" (приказ управления образования и науки от 31.08.2016 N 2438).

Все документы разработаны в соответствии с Концепцией социально-экономического развития области, с учетом ключевых направлений государственной политики в этой сфере, рынка труда и региональных приоритетов.

Документы предусматривают реализацию следующих мероприятий:

1) в рамках воспитания учащихся на основе их профессиональной ориентации, расширения сферы общественно полезной деятельности:

реализация в общеобразовательных организациях программ социализации и профессиональной ориентации обучающихся с учетом региональной ситуации на рынке труда;

реализация региональных проектов и программ, направленных на развитие инженерно-технического, технологического, агроэкотехнологического, политехнического и агробизнес-образования;

организация волонтерской, социально-значимой и проектной деятельности обучающихся в соответствии с их профориентационной направленностью;

создание и развитие сети центров коллективного пользования, обеспечивающих поддержку инновационного творчества детей и молодежи;

2) в рамках предоставления учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций:

реализация программ профессиональных проб и профессионально-ориентированных курсов, направленных на производственную сферу региона;

реализация профильного обучения по модели "колледж-класс" и "университетский класс", обеспечивающих возможность обучающимся осваивать основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования;

развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций и учебно-производственных структур для предоставления обучающимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профподготовку по востребованным рабочим профессиям и должностям служащих.

Так, в общеобразовательных организациях по программам допрофессиональной подготовки и профессионального образования обучаются 119 детей-инвалидов и детей с ОВЗ (12,4% от общего количества учащихся 8 - 11 классов данной категории). В общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, программами допрофессиональной подготовки охвачены 156 чел. (100% от общего количества старшеклассников), программами профессиональной подготовки - 77 чел. (49% от общего количества старшеклассников); реализуются программы по 19 специальностям);

деятельность региональных ресурсных центров "Школа агробизнеса-Тамбов" и "Школа агроэкотехнологий" на основе системы интеграции общего и дополнительного образования, непрерывности и преемственности общего и профессионального образования, кооперации общеобразовательных организаций с ключевыми предприятиями сферы АПК, органами местного самоуправления, социумом;

3) в рамках использования материально-технической базы образовательных организаций различных уровней образования, организаций культуры, спорта, отдыха и оздоровления детей и организаций реального сектора экономики для формирования культурно-воспитательной среды и создания современной образовательной инфраструктуры:

реализация общеобразовательных образовательных программ с использованием сетевой формы с профессиональными образовательными организациями, организациями высшего образования, организациями дополнительного образования и иными организациями;

реализация Комплекса мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества, в образовательных организациях Тамбовской области на период 2015 - 2020 годы;

разработка и организация экскурсионных маршрутов, связанных с посещением вузов, профессиональных колледжей, производственных структур в рамках проекта по развитию внутреннего туризма;

реализация дополнительных образовательных программ "выездных" классов в школах и дошкольных организациях, в которых дополнительные образовательные программы реализуют педагоги учреждений культуры и спорта.

Расширяются формы профориентационной работы в общеобразовательных организациях.

В регионе выстраивается региональная кластерная модель профессиональной ориентации, включающая комплекс мер, направленных на совершенствование и развитие многоуровневой инфраструктуры системы профессиональной ориентации посредством комплексной реализации сетевых проектов и программ, функционирования интегрированных межсетевых структур.

Активно развивается региональная система профессиональных проб в рамках апробации и внедрения автоматизированной системы "Предпрофильная подготовка и профильное обучение".

В настоящее время внедряется элективный курс "Профессии в деталях" для обучающихся общеобразовательных организаций. Разработано 198 программ профпроб педагогическими работниками из 26 образовательных организаций Тамбовской области. Организованы и проведены профессиональные пробы для 695 учащихся 9-х классов г. Тамбова.

Региональным многофункциональным центром прикладных квалификаций ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования" проводятся профориентационные мероприятия для школьников и их родителей в формате экскурсий и интерактивных занятий.

Разработан и издан информационно-аналитический справочник "Твой профессиональный выбор", в котором в наглядной и доступной форме представлен каталог востребованных профессий и специальностей, реализуемых профессиональными образовательными организациями Тамбовской области и сгруппированных по 6 кластерным группам - "Промышленность", "Транспорт", "Стройиндустрия и ЖКХ", "Информационные технологии", "Агропромышленный комплекс", "Социальная сфера".

В декабре 2016 года проведен Единый день профориентации для обучающихся общеобразовательных организаций, в рамках которого на базе профессиональных образовательных организаций была организована работа 15 практико-ориентированных площадок с представлением 25 профессий.

Ежегодно проводится Декада профессиональной ориентации "Выбор" (2016 г. - более 4 тыс. участников).

С 2012 года по инициативе управления образования и науки Тамбовской области на базе Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества" при содействии филиала "Издательство" АО "Издательский дом "Мичуринск" реализуется региональный образовательный проект "Областная школа журналистики" (далее - Областная школа журналистики). Деятельность Областной школы журналистики направлена на повышение качества работы детских СМИ области, профориентацию учащихся на профессии в сфере журналистики.

За время реализации проекта обучение прошли более 500 учащихся образовательных организаций области в возрасте 12 - 17 лет (корреспонденты, фоторепортеры, редакторы детских пресс-центров) из 27 муниципалитетов.

В результате реализации проекта возрос интерес детей к профессиональной деятельности журналистов. Учащиеся стали авторами более 4 тысяч публикаций (статьи, отзывы, заметки, фоторепортажи) в областной школьной газете "Ровесник", школьных СМИ.

Более 100 чел. получили удостоверения внештатного корреспондента областной школьной газеты "Ровесник".

В рамках проекта ежегодно проводятся:

региональный этап Всероссийской телекоммуникационной олимпиады юных журналистов;

региональные конкурсы "Юный журналист", "Юный фотограф";

межрегиональный фестиваль детской прессы "Голос поколения" (более 150 представителей детских объединений журналистской направленности Тамбовской, Московской, Саратовской, Липецкой, Пензенской областей).

Проведение социологического опроса среди образовательных организаций области выявил социальный запрос со стороны детей с ОВЗ на обучение в Областной школе журналистики через реализацию дистанционных форм обучения.

Актуальность обучения в Областной школе журналистики детей с ОВЗ - в необходимости помочь им самореализоваться и профессиональном самоопределении.

Предпрофессиональная подготовка детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях осуществляется через реализацию программ предпрофильной подготовки (введение в учебный план ОО элективных курсов, реализация плана внеурочной деятельности) и профильного обучения, допрофессиональной подготовки (профориентационные мероприятия, профинформирование, психолого-педагогическое сопровождение) и профессионального обучения, дополнительных общеобразовательных программ.

В 2016 - 2017 учебном году в общеобразовательных организациях, расположенных на территории области:

программами предпрофильной подготовки охвачено 113 детей-инвалидов (9,3% от общего количества детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях), 94 ребенка с ОВЗ (6,3% от общего количества детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных организациях);

по программам профильного обучения занимаются 96 детей-инвалидов (7,9%) (социально-гуманитарный - 32; химико-биологический - 17; социально-экономический - 17; информационно-технологический - 11; физико-математический - 8; естественно-научный - 5; агротехнологический - 3; филологический - 2; оборонно-технический - 1).

по программе допрофессиональной подготовки обучается 42 (2,8%) ребенка с ОВЗ, 73 ребенка-инвалида (6%). 4 (0,3%) ребенка-инвалида получают профессию (тракторист - 1; водитель автомобиля - 1; Сестринское дело - 2).

Используются дистанционные технологии в работе по профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Разработаны и реализуются 18 программам дополнительного образования, ориентированных на получение обучающимися первоначальных представлений о профессиональный деятельности в различных сферах (журналистики, информационных технологий, художественного творчества).

Осуществляется информационное сопровождение профориентации обучающихся на региональном сайте "Дистанционное образование детей-инвалидов".

27 инвалидов получают профессиональное образование в дистанционной форме.

В целях развития региональной системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на базе ТОГАПОУ "Техникум отраслевых технологий" (г. Тамбов) с 2015 года функционирует единый центр профессиональной ориентации для лиц из числа инвалидов (далее - Центр).

Основные направления деятельности Центра:

комплексное психолого-педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ;

диагностика предпочтений, интересов и склонностей, определение личностных ориентаций;

помощь в выборе адекватных форм профессиональной самореализации;

взаимодействие с центрами по обучению инвалидов на базе профессиональных образовательных организаций;

реализация курса "Моделирование профессионального самоопределения обучающихся" (6 - 9 кл.), обеспечивающего эффективную профориентацию и социализацию обучающихся коррекционных интернатных учреждений;

организация профессиональных проб, допрофессиональной и профессиональной подготовки;

проведение регионального этапа Всероссийского Чемпионата профессионального мастерства среди обучающихся с инвалидностью "Абилимпикс Россия" и др.

Центром заключены соглашения о сотрудничестве в сфере профориентации с 7 образовательными организациями, реализующими адаптированные общеобразовательные программы.

Созданы банки данных: учащихся из числа детей-инвалидов и детей с ОВЗ (300 чел.); диагностических методик, способствующих самоопределению и профессиональному выбору и дифференцированных по 3-м нозологиям (для учащихся с умственной отсталостью, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями слуха); профессиограмм профессий и специальностей (19); вакансий рабочих мест; квотирования рабочих мест для инвалидов.

Разработана модель дифференцированной профориентации детей-инвалидов, которая включает в себя: организационный модуль;

информационно-аналитический модуль; модуль диагностики и профессионального самоопределения; адаптационный модуль; модуль планирования профессиональной карьеры и самореализации.

В 2016 году 98 учащихся с ОВЗ прошли в Центре профессиональную диагностику, консультирование и профессиональные пробы, после чего выбрали профессию и колледж. Все они после 9 класса поступили в систему среднего профессионального образования.

В целях подготовки педагогов к работе по данному направлению Тамбовским институтом повышения квалификации работников образования разработаны и реализованы три программы повышения квалификации объемом от 36 до 72 часов, направленные на развитие профессиональных компетенций педагогов по вопросам эффективной организации профориентационной работы, сопровождения процессов профессионального самоопределения обучающихся в системе общего и среднего профессионального образования. В содержание дополнительных профессиональных программ включен модуль "Особенности организации профориентационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья". За 2014 - 2016 годы обучение прошло 198 человек.

Однако, несмотря на проводимую в регионе работу по профориентации и подготовке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями к осознанному профессиональному выбору и трудовой деятельности, определенные положительные результаты, в данной сфере имеется ряд проблем:

- низкий процент детей-инвалидов, детей с ОВЗ, охваченных программами предпрофессиональной подготовки;

недостаточный уровень знания у детей и их родителей о том, какие профессии востребованы на рынке труда, каким образом можно получить то или иное образование;

слабая ориентация обучающихся в своих индивидуальных особенностях и возможностях;

неспособность обучающихся выстраивать реалистичные жизненные планы, в том числе профессиональные;

психологическая неготовность к осуществлению осознанного и рационального определения своего профессионального будущего;

низкая профессиональная компетентность педагогов в сфере предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Таким образом, существующая модель предпрофессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья требует корректировки и совершенствования для решения основной проблемы - оказать будущему выпускнику помощь в осмыслении своего дальнейшего социального и профессионального становления.

Реализация на территории Тамбовской области Комплекса мер будет способствовать повышению качества предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ, уровня ее доступности и результативности. Данная цель будет достигнута путем выполнения следующих задач:

создание организационных и нормативных правовых основ для развития эффективной системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Тамбовской области;

организация системы необходимой подготовки и повышения квалификации специалистов для работы с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ в сфере предпрофессиональной подготовки;

обеспечение эффективных изменений в системе предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Тамбовской области;

информационно-методическое сопровождение предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

II. Система мероприятий, включенных в Комплекс мер


Комплекс мер Тамбовской области по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает выполнение взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение запланированной цели.

Система мероприятий строится по четырем запланированным к выполнению задачам (приложение N 1).

В рамках реализации задачи 1 "Создание организационных и нормативных правовых основ для развития эффективной системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Тамбовской области" планируется разработка и утверждение нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие региональной системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включая межведомственное и межотраслевое взаимодействие по данному вопросу, заключение соглашений о взаимодействии.

В рамках реализации задачи 2 "Организация системы необходимой подготовки повышения квалификации специалистов для работы с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ в сфере предпрофессиональной подготовки" будет организовано обучение руководителей и специалистов учреждений на базе ТОГОАУ ДПО "Институт повышении квалификации работников образования", на стажировочных площадках г. Москвы и Санкт-Петербурга", проведение обучающих мероприятий для специалистов.

В рамках реализации задачи 3 "Обеспечение эффективных изменений в системе предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Тамбовской области" запланировано:

развитие инфраструктуры организаций для реализации программ профессионального самоопределения и формирования первичных трудовых навыков (создание ресурсного центра, Центра социально-трудовой адаптации и профориентации, службы профконсультации, службы предпрофессиональной подготовки детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью), учебных мастерских, учебно-трудовых бригад);

проведение диагностики обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, профпроб, реализация программ предпрофессиональной подготовки, проведение экскурсий, конкурсных мероприятий;

проведение специальной работы с родителями (лекторий, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми);

развитие наставнической и волонтерской деятельности;

В рамках реализации задачи 4 "Информационно-методическое сопровождение предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ" будет обобщен и распространен опыт через разработку методических рекомендаций, размещение их на сайтах организаций, публикацию материалов в СМИ, участие во всероссийском форуме-выставке "Вместе - ради детей!".

Реализация мероприятий Комплекса мер будет осуществляться отдельными общеобразовательными организациями, реализующими адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ, общеобразовательными школами, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями дополнительного образования, центрами занятости населения.

III. Управление Комплексом мер и контроль за ходом его реализации


Ответственным исполнителем Комплекса мер является управление образования и науки области.

Ответственный исполнитель:

обеспечивает координацию деятельности по реализации Комплекса мер;

разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Комплекса мер;

организует работу по заключению договоров о выделении денежных средств с исполнителями мероприятий Комплекса мер, реализуемых за счет средств гранта, предоставляемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделяемых на выполнение Комплекса мер;

обеспечивает софинансирование мероприятий Комплекса мер из средств бюджета Тамбовской области;

обеспечивает взаимодействие исполнительных органов государственной власти области, подведомственных государственных учреждений, к полномочиям которых относится деятельность в сфере действия Комплекса мер, а также иных организаций, являющихся исполнителями мероприятий

Комплекса мер на конкурсной основе;

осуществляет информирование населения о ходе реализации Комплекса мер в средствах массовой информации;

проводит мониторинги и оценку эффективности результатов реализации мероприятий Комплекса мер и соответствия результатов запланированным значениям целевых индикаторов;

осуществляет сбор информации о ходе исполнения соответствующих мероприятий Комплекса мер с оценкой результативности и эффективности выполнения Комплекса мер;

представляет отчеты о ходе реализации Комплекса мер. Соисполнителями Комплекса мер являются: управление труда и занятости населения области; управление социальной защиты и семейной политики области; организации различной ведомственной принадлежности. Соисполнители Комплекса мер:

осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий;

обеспечивают использование средств по целевому назначению; представляют ответственному исполнителю информацию о ходе реализации Комплекса мер за отчетный период.

Для реализации мероприятий Комплекса мер привлечены исполнители: ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования", областные государственные учреждения:

общеобразовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ; профессиональные образовательные организации, образовательные организации дополнительного образования; муниципальные общеобразовательные школы. Также к реализации Комплекса мер будут привлечены социально ориентированные некоммерческие организации, общественные организации, волонтеры, средства массовой информации.

Взаимодействие ответственного исполнителя Комплекса мер с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, регламентируется заключаемым соглашением.

Обеспечение согласованных действий исполнителями мероприятий Комплекса мер в ходе их реализации, контроля за их реализацией, оценки социально-экономической эффективности результатов реализации Комплекса мер осуществляет межведомственная рабочая группа по обеспечению предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в состав которой войдут наиболее авторитетные специалисты в сфере предпрофессиональной подготовки, представители органов исполнительной власти области, некоммерческих организаций.

Межведомственная рабочая группа по обеспечению предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья анализирует качество исполнения мероприятий Комплекса мер, в том числе на основе представленных исполнителями отчетов, результатов мониторинга по целевым индикаторам и показателям.

Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, за нецелевое использование выделенных средств и иные нарушения бюджетного законодательства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тамбовской области.

Контроль за целевым использованием средств, предусмотренных в рамках Комплекса мер, осуществляется управлением образования и науки области и органами государственной власти области, на которые возложены функции финансово-бюджетного надзора.

Отчеты о выполнении Комплекса мер представляются управлением образования и науки области в Фонд по установленным формам по итогам полугодия - в течение 20 рабочих дней с начала полугодия, следующего за отчетным; по итогам года - в течение 20 рабочих дней со дня завершения выполнения мероприятий Комплекса мер.

IV. Ресурсное обеспечение комплекса мер


Финансирование мероприятий Комплекса мер предусматривается за счет средств областного бюджета и средств гранта.

Общие затраты на реализацию Комплекса мер в 2017 - 2018 гг. за счет всех источников финансирования составят 25079093 рубля:

2017 год - 9250523 рубля;

2018 год - 15828570 рублей;

в том числе:

областной бюджет - 12595800 рублей:

2017 год - 4626600 рублей;

2018 год - 7969200 рублей;

средства, запрашиваемые в виде Гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 12483293 рубля:

2017 год - 4623923 рубля;

2018 год - 7859370 рублей.

Привлечение средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будет осуществляться в соответствии с заключаемым соглашением

Объем расходов, предусмотренный на реализацию мероприятий Комплекса мер за счет средств бюджета Тамбовской области, включает в себя средства, выделенные на финансирование органов исполнительной власти (управление образования и науки области, управление социальной защиты и семейной политики области), а также на финансовое обеспечение учреждений образования, социального обслуживания семьи и детей, участвующих в проекте.

Организации, с учетом выделяемых на реализацию мероприятий финансовых средств, уточняют затраты на мероприятия, механизм реализации и состав исполнителей, принимают меры по полному и качественному выполнению соответствующих мероприятий.

Возможен объективный риск - негативные тенденции в экономике могут повлиять на доходную часть регионального бюджета, что может сказаться незначительным образом на общем объеме финансирования.

Объемы расходов, предусмотренные на реализацию мероприятий Комплекса мер, уточняются при формировании бюджета Тамбовской области на очередной финансовый год и плановый период.

V. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Комплекса мер


Оценка эффективности реализации Комплекса мер проводится в целях осуществления контроля за реализацией Комплекса мер и своевременного принятия мер по повышению эффективности реализации мероприятий Комплекса мер и расходования средств на их реализацию.

В рамках реализации мероприятий Комплекса мер будут обеспечены: повышение эффективности системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

расширение вариативности, доступности и качества услуг по предпрофессиональной подготовке, оказываемых детям-инвалидам и детям с ОВЗ;

внедрение новых форм и методов работы при организации предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

формирование информационного пространства для повышения родительской компетенции в вопросах предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

повышение профессиональной компетентности специалистов в сфере предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации детей- инвалидов и детей с ОВЗ.

Основными результатами реализации Комплекса мер станут: создание в регионе системы предпрофессиональной подготовки детей- инвалидов и детей с ОВЗ;

увеличение численности детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 14 до 18 лет, включенных в программы предпрофессиональной подготовки;

увеличение численности детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших диагностику, определяющую готовность детей к профессиональному самоопределению;

увеличение численности детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 14 до 18 лет, принявших участие в конкурсных мероприятиях, демонстрирующих профессиональные интересы и достижения детей;

увеличение численности родителей, получивших помощь по вопросам профессионального самоопределения детей;

увеличение численности руководителей и специалистов, прошедших обучение для работы с детьми целевых групп;

увеличение количества служб, обеспечивающих

предпрофессиональную подготовку, созданных на базе организаций.

Оценка эффективности Комплекса мер будет производиться 2 раза в год на основе использования системы целевых индикаторов Комплекса мер (приложение N 2).

VI. Информация о мерах, которые будут предприняты для обеспечения устойчивости результатов мероприятий, проведенных в ходе реализации Комплекса мер


Для обеспечения устойчивости результатов мероприятий, реализованных при поддержке Фонда, по окончании периода реализации Комплекса мер в регионе будет продолжена работа по обеспечению предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов, детей с ОВЗ, а именно: продолжит работу межведомственная рабочая группа по обеспечению предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;

будет осуществляться дальнейшая отработка модели межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия;

продолжат работу созданные ресурсные центры и службы; укрепленная материально-техническая база учебных мастерских будет использована для реализации разработанных программ профессионального самоопределения и формирования первоначальных трудовых навыков у детей;

информация на информационных ресурсах в сети Интернет будет обновляться и дополняться новыми информационными материалами и методическими рекомендациями в целях поддержки специалистов и родителей детей;

продолжится взаимодействие с некоммерческими организациями и волонтерами.

VII. Механизм получения гранта Фонда


Для реализации мероприятий Комплекса мер заключается трехстороннее соглашение о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение Комплекса мер между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, координатором Комплекса мер и организацией - грантополучателем. Финансовые средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, поступают на внебюджетный счет грантополучателя.

В качестве грантополучателя определено Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение "Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Получение денежных средств исполнителями мероприятий Комплекса мер осуществляется на основании прямых договоров (соглашений), заключаемых между грантополучателем и непосредственными исполнителями мероприятий, определенных в Приложении N 1.

Координатор обеспечивает контроль за использованием исполнителями денежных средств гранта по целевому назначению, проведение мониторинга реализации Комплекса мер, осуществление выборочных выездных проверок в учреждения, которые являются исполнителями мероприятий Комплекса мер, своевременную подготовку и предоставление Фонду отчетов об использовании финансовых средств и аналитических отчетов о ходе реализации Комплекса мер.

Координатор обеспечивает софинансирование мероприятий Комплекса мер из средств бюджета Тамбовской области.

Приложение 1. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСА МЕР ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Приложение 1
к Комплексу мер Тамбовской области
по развитию эффективных практик
предпрофессиональной подготовки
детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья

N
п/п

Наименование мероприятия

Источник финансирования

Объем финансирования (тыс. руб.)

Срок реализации

Исполнители

Ожидаемые результаты

всего

2017 г.

2018 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Задача 1. Создание организационных и нормативных правовых основ для развития эффективной системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Тамбовской области

1.1.

Создание и осуществление деятельности межведомственной рабочей группы по обеспечению предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)

июль 2017 г.

Управление образования и науки области (далее - Управление образования) Управление труда и занятости населения (далее - Управление труда и занятости) области Управление социальной защиты и семейной политики области (далее - Управление социальной защиты)

Межведомственный приказ о создании межведомственной рабочей группы с утвержденным составом. Утверждение Порядка деятельности межведомственной рабочей группы.

1.2.

Распределение обязанностей между органами исполнительной власти, организациями различной ведомственной принадлежности по реализации Комплекса мер

июль 2017 г.

Управление образования Управление труда и занятости Управление социальной защиты

Межведомственный приказ о закреплении ответственных за реализацию мероприятий Комплекса мер

1.3.

Проведение установочных семинаров-совещаний по реализации Комплекса мер

июль 2017 г.,
январь 2018 г.

Управление образования Управление труда и занятости Управление социальной защиты

Организация работы учреждений различной ведомственной принадлежности по реализации Комплекса мер

1.4.

Анализ ресурсов региональных практик по организации предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ

2017 - 2018 гг.

Управление образования и науки области Управление труда и занятости населения области Организации различной ведомственной принадлежности

Систематизирование информации об опыте организации предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ

1.5.

Мониторинг рынка труда в области по перечню востребованных профессий, в том числе для лиц с инвалидностью

июль 2017 г. - декабрь 2018 г.

Управление труда и занятости Тамбовские областные государственные казенные учреждения центры занятости населения (далее - Центры занятости населения)

Формирование перечня востребованных профессий, в том числе для лиц с инвалидностью

1.6.

Разработка, утверждение и реализация Регламента межведомственного взаимодействия, обеспечивающего деятельность по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ

июль 2017 г.

Управление образования Управление труда и занятости Управление социальной защиты Организации различной ведомственной принадлежности (включая общественные)

Принятие порядка межведомственного взаимодействия по вопросам предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Закрепление механизмов устойчивого межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления области, организаций (включая общественные)

1.7.

Заключение договоров о сотрудничестве

июль 2017 г.

Общеобразовательные организации Профессиональные образовательные организации Центры занятости населения

Организация межведомственного взаимодействия в сфере предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

1.8.

Привлечение СОНКО и бизнес-структур

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Образовательные организации

Изучение рынка труда, проведение профильных мероприятий, совершенствование профориентационной работы

1.9.

Создание банка данных диагностических методик, определяющих готовность детей к профессиональному самоопределению

бюджет Тамбовской области

100,0

100,0

июль - август 2017 г.

ТОГБОУ "Знаменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - Знаменская школа-интернат)

Создание единого банка данных диагностических методик профессионального самоопределения обучающихся

Задача 2. Организация системы необходимой подготовки и повышения квалификации специалистов для работы с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ в сфере предпрофессиональной подготовки

2.1.

Проведение курсов повышения квалификации по теме "Предпрофессиональная подготовка детей-инвалидов, детей с ОВЗ"

бюджет Тамбовской области

200,0

200,0

февраль 2018 г.

ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования" (далее - Институт повышения квалификации)

Формирование у специалистов, работающих с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ, специальных знаний в сфере предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ

2.2.

Организация обучения педагогических, медицинских, социальных работников и иных специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью, по вопросам изучения инновационных технологий образования, реабилитации, социализации

июль 2017 г. - декабрь 2018 г.

ТОГКУ СО - детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Мишутка" (далее - ДИ "Мишутка")

Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, обеспечивающих предпрофессиональную подготовку детей-инвалидов и детей с ОВЗ

2.3.

Проведение обучающих семинаров для педагогических работников на базе отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы

бюджет Тамбовской области

300,0

300,0

2018 г.

Институт повышения квалификации Отдельные общеобразовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы

Получение педагогическими работниками практического опыта организации работы по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов, детей с ОВЗ

2.4.

Проведение форума на тему "Предпрофессиональная подготовка детей-инвалидов, детей с ОВЗ"

бюджет Тамбовской области

200,0

200,0

ноябрь 2017 г.

Институт повышения квалификации

Повышение профессиональной компетентности специалистов в вопросах предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ

2.5.

Обучение руководителей учреждений и специалистов на стажировочных площадках г. Москвы, С.-Петербурга

средства Фонда

130,0

130,0

-

2018 г.

Отдельные общеобразовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы

Повышение квалификации руководителей и специалистов, совершенствование деятельности в данном направлении

бюджет Тамбовской области

22.0

-

22,0

Задача 3. Обеспечение эффективных изменений в системе предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Тамбовской области

3.1.

Функционирование единого центра профессиональной ориентации для лиц из числа инвалидов (на базе ТОГАПОУ "Техникум отраслевых технологий")

бюджет Тамбовской области

1348,0

584,0

764,0

июль 2017 г. - декабрь 2018 г.

ТОГАПОУ "Техникум отраслевых технологий" (далее - Техникум отраслевых технологий)

Формирование базы программ предпрофессиональной подготовки.
Оказание помощи детям-инвалидам, детям с ОВЗ в профориентации и профессиональном самоопределении.
Оказание методической поддержки образовательным организациям по вопросам профессиональной профориентации

3.2.

Создание и обеспечение работы регионального ресурсного центра по разработке и продвижению программ предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по направлению "Адаптивный спорт", по формированию здорового образа жизни и снижению социальных рисков на данную категорию детей (на базе ТОГБОУ ДО "Областная детско-юношеская спортивная школа")

средства Фонда

980,0

980,0

июль 2017 г. - декабрь 2018 г.

ТОГБОУ ДО "Областная детско-юношеская спортивная школа" (далее Областная ДЮСШ) ТОГАОУ ДО "Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа"

Будут разработаны три пакета программ предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов:
общеразвивающие программы для детей, занимающихся в спортивно-оздоровительных группах; - предпрофессиональные программы для детей, занимающихся в группах начальной подготовки и

бюджет Тамбовской области

1002,0

334,0

668,0

3.3.

Создание Центра социально-трудовой адаптации и профориентации для детей-инвалидов и детей с ОВЗ "Я смогу!" (на базе ТОГБОУ "Знаменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья")

бюджет Тамбовской области

600,0

300,0

300,0

сентябрь 2017 г.

Знаменская школа-интернат

Реализация программ профессионального самоопределения детей и формирование у них первичных трудовых навыков

3.4.

Создание службы профконсультации при Ресурсном центре сопровождения инклюзивного образования (на базе ТОГАОУ "Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья")

средства Фонда

1322,6

302,6

1020,0

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

ТОГАОУ "Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - Котовская школа-интернат)

Оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам в профессиональном самоопределении обучающихся, выборе образовательной организации для получения профессии и т.д.

бюджет Тамбовской области

600,0

200,0

400,0

3.5.

Создание службы предпрофессиональной подготовки детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) (на базе ТОГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения")

средства Фонда

1897,28

1017,78

879,5

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

ТОГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" (далее - Центр лечебной педагогики)

Обеспечение доступности предпрофессиональной подготовки детей с умственной отсталостью. Разработка и внедрение программы предпрофессиональной подготовки детей с умственной отсталостью "Работы всякие важны, работы разные нужны" по направлениям: уборщик помещений, дворник, кухонный работник, курьер, швея. Социально-трудовая адаптация выпускников и помощь им в трудоустройстве. Распространение опыта по предпрофессиональной подготовке детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

бюджет Тамбовской области

1404,0

468,0

936,0

3.6.

Создание кабинета кулинарии

средства Фонда

141,0

141,0

февраль 2018 г. - декабрь 2018 г.

Котовская школа-интернат

Создание условий для предпрофессиональной подготовки в области кулинарного дела

бюджет Тамбовской области

150,0

50,0

100,

3.7.

Создание учебных мастерских: столярных мастерских

средства Фонда

2086,093

2086,093

-

сентябрь 2017 г. - август 2018 г.

Котовская школа-интернат ТОГБОУ "Инжавинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - Инжавинская школа-интернат) ТОГБОУ "Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - Горельская школа-интернат) ТОГБОУ "Красносвободненская санаторная школа-интернат" (далее - Красносвободненская школа-интернат) ТОГБОУ "Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции Гармония" (далее - Центр "Гармония") Знаменская школа-интернат

Создание условий для предпрофессиональной подготовки обучающихся в области столярного дела

бюджет Тамбовской области

460,8

153,6

307,2

3.8.

Создание учебных мастерских: швейных мастерских

средства Фонда

468,9

468,9

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Котовская школа-интернат Горельская школа-интернат

Создание условий для предпрофессиональной подготовки обучающихся в области швейного дела, для овладения общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления изделий (постельное белье, одежда)

бюджет Тамбовской области

60,0

20,0

40,0

3.9.

Создание учебных мастерских: гончарной мастерской

средства Фонда

793,37

793,37

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Котовская школа-интернат

Создание условий для предпрофессиональной подготовки обучающихся в области гончарного дела

бюджет Тамбовской области

90,0

30,0

60,0

3.10.

Создание учебных мастерских:

средства Фонда

2754,23

374,23

2380,0

декабрь 2017 г.

Горельская школа-интернат Красносвободненская школа-интернат" Знаменская школа-интернат ТОГБОУ "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее

Создание условий для предпрофессиональной подготовки обучающихся в области слесарного дела, формирования общетрудовых умений - Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ)

слесарных мастерских

бюджет Тамбовской области

90,0

30,0

60,0

3.11.

Создание мастерской штукатурного дела

средства Фонда

74,22

74,22

-

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Горельская школа-интернат

Создание условий для предпрофессиональной подготовки обучающихся в области штукатурного дела, для овладения детьми элементарными приемами выполнения простейших штукатурных и малярных операций.

бюджет Тамбовской области

90,0

30,0

60,0

3.12.

Создание мастерских растениеводства, сельскохозяйственного труда

средства Фонда

319,8

319,8

-

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Горельская школа-интернат Знаменская школа-интернат

Создание условий для предпрофессиональной подготовки обучающихся в области растениеводства, для овладения детьми навыками выращивания цветочных и овощных культур

бюджет Тамбовской области

90,0

30,0

60,0

3.13.

Создание учебно-трудовых бригад: ремонтной

средства Фонда

6,0

6,0

-

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Горельская школа-интернат

Формирование первичных трудовых навыков и общетрудовых умений

бюджет Тамбовской области

139,0

39,0

100,0

3.14.

Создание учебно-трудовых бригад:
сельскохозяйственной

средства Фонда

86,0

86,0

-

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Горельская школа-интернат

Формирование первичных трудовых навыков и общетрудовых умений

бюджет Тамбовской области

139,0

39,0

100,0

3.15.

Создание кабинета предпрофессиональной подготовки специалистов в сфере клининговых услуг (на базе ТОГБОУ "Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции "Гармония")

средства Фонда

225,0

151,0

74,0

2017 - 2018 гг.

Центр "Гармония"

Формирование жизненно необходимых умений и навыков самообслуживания. Овладение опытом социального поведения.

бюджет Тамбовской области

468,0

156,0

312,0

3.16.

Диагностика обучающихся с ОВЗ

средства Фонда

61,2

61,2

-

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Котовская школа-интернат Знаменская школа-интернат Техникум отраслевых технологий

Определение готовности обучающихся к самоопределению

бюджет Тамбовской области

1395,0

465,0

930,0

3.17.

Проведение профориентационной работы

бюджет Тамбовской области

100,0

50,0

50,0

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Общеобразовательные организации Техникум отраслевых технологий

Формирование у обучающихся представления о профессиях и мотивации к ее осознанному выбору

3.18.

Проведение профессиональных проб

бюджет Тамбовской области

280,0

100,0

180,0

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Техникум отраслевых
технологий Профессиональные образовательные организации

Формирование у детей целостного представления о содержании конкретной профессии

3.19.

Разработка и реализация факультативных курсов, программ кружковой работы по направлению декоративно-прикладного творчества (вышивка, текстильная игрушка и др.) и изобразительного искусства

средства Фонда

1017,6

-

1017,6

сентябрь 2017 г. -
декабрь 2018 г.

Котовская школа-интернат Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ Инжавинская школа-интернат

Овладение техникой и приемами работы с разными материалами, изготовление поделок, приобретение знаний и умений в области прикладного творчества.

бюджет Тамбовской области

540,0

180,0

360,0

3.20.

Реализация программ предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных организациях

сентябрь - июнь, ежегодно

Общеобразовательные организации

Обеспечение профессионального самоопределения обучающихся

3.21.

Разработка и реализация программ предпрофессиональной подготовки и профессионального образования в общеобразовательных организациях (переплетное, гончарное, столярное, слесарное, швейное, штукатурное дело, овощеводство, растениеводство и др.)

бюджет Тамбовской области

400,0

200,0

200,0

сентябрь - июнь, ежегодно

Общеобразовательные организации Котовская школа-интернат Знаменская школа-интернат Горельская школа-интернат Центр "Гармония"

Разработка и внедрение современных программ, обеспечивающих профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Привитие элементарных знаний и умений по швейному, столярному и слесарному делу и т.п. (пошив и ремонт одежды, изготовление мягких игрушек, сувенирной продукции, изготовление изделий из древесины, художественная обработка древесины и др.)

3.22.

Занятия в областной школе журналистики (с использованием дистанционных технологий)

бюджет Тамбовской области

50,0

20,0

30,0

2017 - 2018

ТОГБОУ ДО "Центр творчества детей и юношества" АО "Издательский дом "Мичуринск"

Формирование у учащихся элементарных умений и навыков в сфере журналистики.

3.23.

Экскурсии на предприятия города и районов области (кондитерская фабрика, завод "Комсомолец", совхоз "Тепличный", трикотажная фабрика, хлебозавод и др.)

бюджет Тамбовской области

200,0

100,0

100,0

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ ДИ "Мишутка" Центр лечебной педагогики

Получение информации о рынке труда города и области, основных производствах и технологиях.
Погружение детей в реальную
профессиональную среду, формирование мотивации к овладению профессией

3.24.

Предоставление детям-инвалидам и лицам с ОВЗ государственных услуг по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования

июль 2017 г. - декабрь 2018 г.

Центры занятости населения

Формирование рекомендуемых видов профессиональной деятельности, видов занятости и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретным профессиям, специальностям, а также определение возможных направлений прохождения профессионального обучения или получения профессионального образования с учетом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

3.25.

Организация профориентационного сопровождения профессионального обучения безработных граждан, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ в возрасте 16 - 18 лет по профессиям, востребованным на региональном рынке труда

июль 2017 г. - декабрь 2018 г.

Центры занятости населения

Подбор наиболее подходящих профессий (специальностей) с учетом индивидуальных особенностей граждан, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

3.26.

Оказание государственных услуг по психологической поддержке и по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда из категории инвалидов и лиц с ОВЗ в возрасте 16 - 18 лет.

июль 2017 г. - декабрь 2018 г.

Центры занятости населения

Повышение конкурентоспособности инвалидов и лиц с ОВЗ на рынке труда, адаптация к существующим условиям, приобретение навыков самостоятельного поиска работы, повышение мотивации к труду, выработка позитивной жизненной позиции и пр.

3.27.

Использование технологии профилирования безработных граждан, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ в возрасте 16 - 18 лет.

-

-

-

июль 2017 г. - декабрь 2018 г.

Центры занятости населения

Сокращение периода поиска работы и повышение потенциала трудоустройства.

3.28.

Организация и проведение массовых мероприятий профориентационной направленности, выставок декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся

средства Фонда

90,0

-

90,0

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Котовская школа-интернат Горельская школа-интернат Центр лечебной педагогики Знаменская школа-интернат Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ Инжавинская школа-интернат Областная ДЮСШ

Демонстрация профессиональных интересов и достижений обучающихся с ОВЗ, привлечение внимания общественности.

бюджет Тамбовской области

420,0

165,0

255,0

3.29.

Участие в конкурсе "Юный журналист"

бюджет Тамбовской области

100,0

50,0

50,0

1 раз в год

ТОГБОУ ДО "Центр творчества детей и юношества"

Поддержка одаренных детей

Задача 4. Информационно-методическое сопровождение предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ

4.1.

Информационно-просветительская деятельность с родителями: проведение тематических мероприятий для родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ (родительские собрания, лектории, семинары, вечера вопросов и ответов и т.п.); анкетирование и консультирование родителей; организация работы региональной школы для родителей по вопросам профессионального самоопределения

бюджет Тамбовской области

227,0

107,0

120,0

2017 - 2018 гг.

Котовская школа-интернат Знаменская школа-интернат Центр лечебной педагогики
Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ ТОГБОУ ДО "Центр творчества детей и юношества"

Повышение родительской компетентности в вопросах профориентации и выбора профессии обучающимися, перспектив
профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

4.2.

Обучение студентов-волонтеров для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ (взаимодействие ОДЮСШ и педагогического колледжа г. Тамбова)

средства Фонда

30,0

15,0

15,0

Июль 2017 - июнь 2018

Областная ДЮСШ ТОГБОУ "Педагогический колледж г. Тамбова"

Будут разработаны образовательные программы подготовки студентов-волонтеров для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые будут реализовываться в профессиональных образовательных организациях.

бюджет Тамбовской области

1150,0

350,0

800,0

4.3.

Проведение обучающего семинара для специалистов, добровольцев, родителей "Предпрофессиональная подготовка как жизненно важная социальная услуга для детей с ОВЗ и детей-инвалидов"

бюджет Тамбовской области

10,0

5,0

5,0

ноябрь 2017 г., март 2018 г., сентябрь 2018 г.

Знаменская школа-интернат

Повышение компетентности заинтересованных лиц по вопросам предпрофессиональной подготовки

4.4.

Осуществление организационно-методического обеспечения профессиональной ориентации детей- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

июль 2017 г. - декабрь 2018 г.

Управление образования Управление труда и занятости Управление социальной защиты Организации различной ведомственной принадлежности

Разработка, издание и распространение методических рекомендаций, учебно-методических комплектов, дистанционных модулей, информационных материалов для специалистов, родителей, детей по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Распространение опыта, практики и методик работы по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ

4.5.

Создание страниц по профориентации на сайтах общеобразовательных организаций

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Общеобразовательные организации

Повышение доступности, качества и объема информации о банке профессий, обеспечение обратной связи с обучающимися по различным вопросам в сфере трудовой деятельности

4.6.

Создание профориентационного информационного ресурса на сайте управления образования и науки области

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Управление образования

Получение заинтересованными лицами доступной информации о востребованных профессиях, образовательных организациях, службах профориентационной направленности, методических материалов

4.7.

Организация информационного освещения в СМИ реализации Комплекса мер по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ

бюджет Тамбовской области

71,0

71,0

сентябрь 2017 г. - декабрь 2018 г.

Управление образования Управление труда и занятости Управление социальной защиты Организации различной ведомственной принадлежности

Публикация статей и заметок в печатных СМИ, показ видеосюжетов, способствующих распространению опыта работы по организации предпрофессиональной подготовки детей с ОВЗ, информационно-методической поддержки родителей.
Повышение степени информированности населения, заинтересованных лиц об организации предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ

4.8.

Участие во Всероссийской выставке-форуме "Вместе - ради детей!"

бюджет Тамбовской области

50,0

50,0

2018 г.

Управление образования Управление труда и занятости Управление социальной защиты
Организации различной ведомственной принадлежности

Представление регионального опыта по реализации Комплекса мер на всероссийском уровне. Знакомство с инновационным опытом других регионов.

4.9.

Проведение областной научно-практической конференции "Актуальные вопросы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

бюджет Тамбовской области

50,0

50,0

ноябрь 2018 г.

Управление образования Управление труда и занятости Управление социальной защиты

Подведение итогов реализации Комплекса мер, обобщение регионального опыта и анализ полученных результатов. Тиражирование эффективных практик в области
предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Всего, в том числе:

25079,093

9250,523

15828,57

бюджет Тамбовской области

12595,8

4626,6

7969,2

средства Фонда

12483,293

4623,923

7859,37

Приложение 2. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕР ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ



Приложение 2
к Комплексу мер Тамбовской области
по развитию эффективных практик
предпрофессиональной подготовки
детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕР ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Задачи

Наименование индикатора (показателя)

Единица измерения

Исходные показатели (по состоянию на 31.12.2016)

Значение индикатора (показателя)

по состоянию на 31.12.24

по состоянию на 30.06.2018

по состоянию на 31.12.2018

1

2

3

4

5

6

7

Задача 1. Создание организационных и нормативных правовых основ для развития эффективной системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Тамбовской области

1. Число организаций, привлеченных к деятельности по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

единиц

5

12

14

16

1.1. социально ориентированные некоммерческие организации

единиц

1

3

4

4

1.2. бизнес-структуры

единиц

3

3

4

1.3. другие

единиц

4

6

7

8

Задача 2. Организация системы необходимой подготовки и повышения квалификации специалистов для работы с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ в сфере предпрофессиональной подготовки

2. Численность руководителей и специалистов, прошедших обучение для работы с детьми целевой группы с учетом их особенностей, функциональных ограничений и индивидуальных возможностей

человек

198

37

50

50

Задача 3. Обеспечение эффективных изменений в системе предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Тамбовской области

3. Численность детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 14 до 18 лет, включенных в программы предпрофессиональной подготовки, в том числе:

человек

530

674

696

699

3.1. дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающиеся в семьях

человек

350

440

447

450

3.2. дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие и воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа

человек

180

234

249

249

4. Численность детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, прошедших диагностику, определяющую готовность детей к профессиональному самоопределению

человек

153

226

265

276

5. Численность детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, принявших участие в конкурсных мероприятиях, демонстрирующих профессиональные интересы и достижения детей

человек

81

131

178

202

6. Количество служб, обеспечивающих предпрофессиональную подготовку, созданных на базе организаций разной ведомственной принадлежности, в том числе:

единиц

1

6

6

6

6.1. образовательных организаций

единиц

1

6

6

6

7. Количество муниципальных образований, участвующих в реализации программ предпрофессиональной подготовки в рамках Комплекса мер

единиц

30

30

30

30

8. Количество конкурсных мероприятий, демонстрирующих профессиональные интересы и достижения детей, с указанием уровней их проведения (муниципальное, региональное, межрегиональное)

единиц

2 - муниципальные,
4 - областные

3 - муниципальные
1 - областное

2 - муниципальные
3 - областные

9. Количество программ профессионального самоопределения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования у них первичных профессиональных трудовых навыков, включенных в базу регионального ресурсного центра

единиц

10

14

19

Задача 4. Информационно-методическое сопровождение предпрофессиональной подготовки

10. Численность родителей, получивших помощь по вопросам профессионального самоопределения детей и формирования у них первичных профессиональных трудовых навыков

человек

130

183

250

350

11. Численность добровольцев, прошедших

человек

-

25

38

47

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Номер документа: 1946

1063ф

275-П

Статус: Действующий

Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2017

Сайт сетевого издания "Тамбовская жизнь" www.tamlife.ru, 14.07.2017

Дата принятия: 10 июля 2017