УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ N 1946

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

N 1063ф

УПРАВЛЕНИЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ N 275-П

ПРИКАЗ

от 10 июля 2017 года


Об утверждении Комплекса мер Тамбовской области по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

(с изменениями на 27 ноября 2018 года)

(в ред. Приказа управления образования и науки Тамбовской области N 3212, управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области N 2327-ф, управления труда и занятости населения Тамбовской области N 791 от 27.11.2018)




В целях совершенствования деятельности по профориентации и подготовке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья к осознанному профессиональному выбору и трудовой деятельности приказываем:


1. Утвердить Комплекс мер Тамбовской области по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья согласно приложению.


2. Опубликовать настоящий приказ на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).


3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на М.В.Быкову, заместителя начальника управления образования и науки области, М.А.Макову, и.о. первого заместителя начальника управления социальной защиты и семейной политики области, Т.В.Гансиор, первого заместителя начальника управления труда и занятости населения области.



Начальник управления образования и науки области
Т.П.Котельникова



Начальник управления социальной защиты и
семейной политики области
А.Н.Орехова



Начальник управления труда и занятости населения
М.С.Филимонов



Утвержден
приказом
управления образования и науки
Тамбовской области,
управления социальной защиты и
семейной политики
Тамбовской области,
управления труда и занятости населения
Тамбовской области
от 10.07.2017 N 1946/1063ф/275-П



КОМПЛЕКС МЕР ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРАКТИК ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(в ред. Приказа управления образования и науки Тамбовской области N 3212, управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области N 2327-ф, управления труда и занятости населения Тамбовской области N 791 от 27.11.2018)



(далее - Комплекс мер)

Основание для разработки Комплекса мер

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы; Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2018 годы, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец 23.05.2016 N 3467п-П8;

План мероприятий на период 2015 - 2017 годов по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, утвержденный заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.А.Климовым 31.08.2015 N АК-67/05вн;

Закон Тамбовской области от 04.12.2013 N 347-З "О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года";

постановление администрации Тамбовской области от 05.05.2014 N 484 "Об утверждении Концепции развития многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года";

постановление администрации Тамбовской области от 09.11.2016 N 1301 "Об утверждении Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2018 годы"

Орган исполнительной власти, ответственный за реализацию Комплекса мер

Управление образования и науки Тамбовской области

Основные разработчики и исполнители Комплекса мер. Перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, бизнес-структур, участвующих в реализации Комплекса мер

Управление образования и науки Тамбовской области; Управление труда и занятости населения Тамбовской области;

Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области;

Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования";

Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение "Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Инжавинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Знаменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

"Горельская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красносвободненская санаторная школа-интернат";

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции Гармония";

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения";

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Областная детско-юношеская спортивная школа";

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа";

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр творчества детей и юношества";

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Мичуринский аграрный техникум";

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Индустриально-промышленный техникум";

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Приборостроительный колледж";

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Строительный колледж";

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Колледж торговли, общественного питания и сервиса";

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Промышленно-технологический колледж";

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Многопрофильный колледж им. И.Т.Карасева";

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Железнодорожный колледж им. В.М.Баранова";

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Многоотраслевой колледж";

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Аграрно-технологический техникум";

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Техникум отраслевых технологий";

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Аграрно-промышленный колледж";

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С.Солнцева";

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Педагогический колледж г. Тамбова";

Тамбовское областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Тамбовский бизнес-колледж";

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Котовский индустриальный техникум";

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Жердевский колледж сахарной промышленности";

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Уваровский химико-технологический колледж";

Муниципальные общеобразовательные организации; Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения города Тамбова";

Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 1";

Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 2";

Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 3";

Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 4";

Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Центр занятости населения N 5";

Тамбовское областное государственное казенное учреждение социального обслуживания - детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Мишутка";

Автономная некоммерческая организация Центр сопровождения семей и детей "Содействие";

Автономная некоммерческая организация "Агентство социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья";

Акционерное общество "Издательский дом "Мичуринск";

Общественно-политическая газета г. Рассказово и Рассказовского района "Трудовая новь";

Центр оперативной цифровой печати "Мастер Принт"; Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовская керамика";

Воскресная школа при Иоанно-Богословском храме г. Рассказово;

ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина"

Сроки реализации Комплекса мер

10.07.2017 - 31.12.2018

Цель Комплекса мер

Создание региональной комплексной системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обеспечивающей межведомственное и внутриотраслевое взаимодействие в решении вопросов профессионального самоопределения обучающихся

Задачи Комплекса мер

Задача 1. Создание организационных и нормативных правовых основ для развития эффективной системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Тамбовской области.

Задача 2. Организация системы необходимой подготовки повышения квалификации специалистов для работы с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ в сфере предпрофессиональной подготовки.

Задача 3. Обеспечение эффективных изменений в системе предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Тамбовской области.

Задача 4. Информационно-методическое сопровождение предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Целевые группы, на которые направлена деятельность по Комплексу мер

Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте о 14 до 18 лет - 699 чел., из них:

дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, - 249 чел.;

дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте о 14 до 18 лет, воспитывающиеся в семьях, - 450 чел.;

родители детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - 350 чел.;

руководители и специалисты образовательных организаций, осуществляющие работу по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов, детей с ОВЗ, - 335 чел.

География Комплекса мер

Комплекс мер будет реализован во всех 30 муниципальных образованиях области. В реализации мероприятий Комплекса мер примут участие:

1. Исполнительные органы государственной власти Тамбовской области - 4.

2. Организации, находящиеся в ведении управления образования и науки области:

1) государственные организации, подведомственные управлению образования и науки области:

- отдельные общеобразовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы, - 7;

- санаторная общеобразовательная организация - 1;

- образовательные организации дополнительного образования - 2;

- профессиональные образовательные организации - 18;

2) образовательная организация дополнительного профессионального образования - 1;

3) муниципальные общеобразовательные школы - 94.

3. Организации, находящиеся в ведении управления физической культуры и спорта:

областная государственная образовательная организация дополнительного образования - 1.

4. Организации, находящиеся в ведении управления труда и занятости населения области:

областные государственные казенные учреждения центры занятости населения - 6.

5. Организации, находящиеся в ведении управления социальной защиты и семейной политики области:

областная государственная стационарная организация социального обслуживания - 1.

6. Социально ориентированные некоммерческие организации - 3.

7. Иные организации, предприятия - 6

Ожидаемые конечные результаты реализации Комплекса мер, в том числе в части изменения положения целевых групп

К концу 2018 года по сравнению с 2016 годом планируется достичь следующих результатов:

численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 14 до 18 лет, включенных в программы предпрофессиональной подготовки, увеличится с 530 чел. до 699 чел., что составляет 31,9%;

численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 14 до 18 лет, прошедших диагностику, определяющую готовность детей к профессиональному самоопределению, составит 276 чел., что на 80% превышает показатель 2016 года (153 чел.);

численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 14 до 18 лет, принявших участие в конкурсных мероприятиях, демонстрирующих профессиональные интересы и достижения детей, увеличится с 81 чел. до 202 чел., или 1,5 раза;

численность родителей, получивших помощь по вопросам профессионального самоопределения детей, возрастет с 130 чел. до 350 чел., что превышает показатель 2016 года в 1,7 раза;

численность руководителей и специалистов, прошедших обучение для работы с детьми целевых групп, увеличится на 69% и составит не менее 335 чел. (2016 г. - 198 чел.);

количество служб, обеспечивающих предпрофессиональную подготовку, созданных на базе организаций, увеличится в 6 раз;

число организаций, привлеченных к деятельности по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличится с 5 до 16, т.е. более чем в 3 раза

Объем и источники финансирования Комплекса мер

Общие затраты на реализацию Комплекса мер в 2017 - 2018 гг. за счет всех источников финансирования - 25079093 рубля:

2017 год - 9250523 рубля;

2018 год - 15828570 рублей;

в том числе:

областной бюджет - 12595800 рублей:

2017 год - 4626600 рублей;

2018 год - 7969200 рублей;

средства, запрашиваемые в виде Гранта Фонда

поддержки детей, находящихся в трудной жизненной

ситуации - 12483293 рубля:

2017 год - 4623923 рубля;

2018 год - 7859370 рублей.

Привлечение средств Фонда поддержки детей,

находящихся в трудной жизненной ситуации, будет

осуществляться в соответствии с заключаемым

соглашением



I. Описание ситуации; оценка действующей системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; описание проблем, требующих решения в рамках Комплекса мер


В регионе сформирована нормативная правовая база, регламентирующая вопросы профессиональной ориентации обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов:


Концепция развития многоуровневой системы профессиональной ориентации в Тамбовской области до 2020 года (постановление администрации области от 05.05.2014 N 484);


Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2018 годы (постановление администрации области от 09.11.2016 N 1301);


Комплекс мер, направленных на совершенствование и развитие региональной системы профессиональной ориентации (приказ управления образования и науки области от 23.05.2014 N 1500);


Концепция развития технологического образования обучающихся общеобразовательных организаций Тамбовской области на 2015 - 2020 годы (приказ управления образования и науки области от 26.06.2015 N 2045);


Комплекс мер, направленных на создание условий для развития и самореализации детей в процессе их воспитания и обучения в общеобразовательных организациях в контексте профессионального ориентирования (приказ управления образования и науки области от 16.02.2016 N 387);


Межведомственный комплексный план мероприятий по вопросу развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016 - 2020 годы (совместный приказ управления образования и науки области и управления труда и занятости области от 23.05.2016 N 1525/126-П);


Региональная программа "Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение обучающихся Тамбовской области до 2020 года" (приказ управления образования и науки от 31.08.2016 N 2438).


Все документы разработаны в соответствии с Концепцией социально-экономического развития области, с учетом ключевых направлений государственной политики в этой сфере, рынка труда и региональных приоритетов.


Документы предусматривают реализацию следующих мероприятий:


1) в рамках воспитания учащихся на основе их профессиональной ориентации, расширения сферы общественно полезной деятельности:


реализация в общеобразовательных организациях программ социализации и профессиональной ориентации обучающихся с учетом региональной ситуации на рынке труда;


реализация региональных проектов и программ, направленных на развитие инженерно-технического, технологического, агроэкотехнологического, политехнического и агробизнес-образования;


организация волонтерской, социально-значимой и проектной деятельности обучающихся в соответствии с их профориентационной направленностью;


создание и развитие сети центров коллективного пользования, обеспечивающих поддержку инновационного творчества детей и молодежи;


2) в рамках предоставления учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций:


реализация программ профессиональных проб и профессионально-ориентированных курсов, направленных на производственную сферу региона;


реализация профильного обучения по модели "колледж-класс" и "университетский класс", обеспечивающих возможность обучающимся осваивать основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального и высшего образования;


развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций и учебно-производственных структур для предоставления обучающимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профподготовку по востребованным рабочим профессиям и должностям служащих. (Так, в общеобразовательных организациях по программам допрофессиональной подготовки и профессионального образования обучаются 119 детей-инвалидов и детей с ОВЗ (12,4% от общего количества учащихся 8 - 11 классов данной категории). В общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, программами допрофессиональной подготовки охвачены 156 чел. (100% от общего количества старшеклассников), программами профессиональной подготовки - 77 чел. (49% от общего количества старшеклассников); реализуются программы по 19 специальностям);


деятельность региональных ресурсных центров "Школа агробизнеса-Тамбов" и "Школа агроэкотехнологий" на основе системы интеграции общего и дополнительного образования, непрерывности и преемственности общего и профессионального образования, кооперации общеобразовательных организаций с ключевыми предприятиями сферы АПК, органами местного самоуправления, социумом;


3) в рамках использования материально-технической базы образовательных организаций различных уровней образования, организаций культуры, спорта, отдыха и оздоровления детей и организаций реального сектора экономики для формирования культурно-воспитательной среды и создания современной образовательной инфраструктуры:


реализация общеобразовательных образовательных программ с использованием сетевой формы с профессиональными образовательными организациями, организациями высшего образования, организациями дополнительного образования и иными организациями;


реализация Комплекса мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества, в образовательных организациях Тамбовской области на период 2015 - 2020 годы;


разработка и организация экскурсионных маршрутов, связанных с посещением вузов, профессиональных колледжей, производственных структур, в рамках проекта по развитию внутреннего туризма;


реализация дополнительных образовательных программ "выездных" классов в школах и дошкольных организациях, в которых дополнительные образовательные программы реализуют педагоги учреждений культуры и спорта.


Расширяются формы профориентационной работы в общеобразовательных организациях.


В регионе выстраивается региональная кластерная модель профессиональной ориентации, включающая комплекс мер, направленных на совершенствование и развитие многоуровневой инфраструктуры системы профессиональной ориентации посредством комплексной реализации сетевых проектов и программ, функционирования интегрированных межсетевых структур.


Активно развивается региональная система профессиональных проб в рамках апробации и внедрения автоматизированной системы "Предпрофильная подготовка и профильное обучение".


В настоящее время внедряется элективный курс "Профессии в деталях" для обучающихся общеобразовательных организаций. Разработано 198 программ профпроб педагогическими работниками из 26 образовательных организаций Тамбовской области. Организованы и проведены профессиональные пробы для 695 учащихся 9-х классов г. Тамбова.


Региональным многофункциональным центром прикладных квалификаций ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования" проводятся профориентационные мероприятия для школьников и их родителей в формате экскурсий и интерактивных занятий.


Разработан и издан информационно-аналитический справочник "Твой профессиональный выбор", в котором в наглядной и доступной форме представлен каталог востребованных профессий и специальностей, реализуемых профессиональными образовательными организациями Тамбовской области и сгруппированных по 6 кластерным группам: "Промышленность", "Транспорт", "Стройиндустрия и ЖКХ", "Информационные технологии", "Агропромышленный комплекс", "Социальная сфера".


В декабре 2016 года проведен Единый день профориентации для обучающихся общеобразовательных организаций, в рамках которого на базе профессиональных образовательных организаций была организована работа 15 практико-ориентированных площадок с представлением 25 профессий.


Ежегодно проводится Декада профессиональной ориентации "Выбор" (2016 г. - более 4 тыс. участников).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»