ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 июня 2015 года N 437-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО КЛАСТЕРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2020 ГОДЫ


В целях повышения конкурентоспособности экономики Самарской области за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников автомобильного кластера Самарской области:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития автомобильного кластера Самарской области на 2015 - 2020 годы.

2. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (Кобенко).

3. Опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.

4. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ


Утверждена
Распоряжением
Правительства Самарской области
от 5 июня 2015 года N 437-р

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО КЛАСТЕРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2020 ГОДЫ


(далее - Программа)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

-

Программа развития автомобильного кластера Самарской области на 2015 - 2020 годы

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

-

цель Программы - содействие развитию организаций-участников для повышения конкурентоспособности экономики Самарской области, расширения географии присутствия автомобильного кластера Самарской области (далее - кластер) и объемов сбыта на внутреннем и внешнем рынках. Задачи Программы: формирование условий для эффективного организационного развития кластера, включая обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера; повышение доли инновационной продукции собственного производства, выполненных организациями-участниками инновационных работ и услуг, в том числе за счет развития сектора исследований и разработок, кооперации в научно-технической сфере; содействие повышению обеспеченности кластера объектами инновационной, образовательной, транспортной, энергетической инженерной и социальной инфраструктур кластера; содействие модернизации и развитию производств, способных обеспечить мировой уровень конкурентоспособности продукции организаций-участников; повышение обеспеченности организаций-участников необходимыми для реализации проектов кластера компетенциями, развитие кадрового потенциала организаций-участников, включая развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров; содействие развитию научно-исследовательской и материально-технической базы организаций-участников; создание условий для эффективной реализации проектов кластера (в том числе работ и проектов в сфере научных исследований и разработок), выполняемых организациями-участниками в кооперации, включая реализацию проектов совместно с зарубежными партнерами; содействие развитию инноваций, международной кооперации и малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в сфере производства автомобилей, в том числе специального назначения, прицепов и полуприцепов, двигателей автомобилей, частей и принадлежностей, автомобильных аккумуляторов, электрооборудования и иного оборудования для автомобилей, технического обслуживания, ремонта и переоборудования автомобилей; стимулирование инвестиционной деятельности организаций-участников для развития производственного потенциала и производственной кооперации; содействие реализации кластерных инициатив, проектов кластера, направленных на повышение конкурентоспособности и рост эффективности взаимодействия организаций-участников

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

сроки реализации Программы: 2015 - 2020 годы. Программа реализуется в три этапа: I этап - 2015 год; II этап - 2016 год; III этап - 2017 - 2020 годы

ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

доля предприятий кластера, реализующих свои планы развития при поддержке Программы; число новых изделий, выведенных на рынок; количество предприятий, персонал которых прошел профессиональное повышение квалификации в рамках Программы; количество сотрудников предприятий, прошедших профессиональное повышение квалификации в рамках Программы; выработка на одного работника в среднем по организациям-участникам; объем отгруженной организациями-участниками инновационной продукции собственного производства, инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами, в общем объеме отгрузки; рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями-участниками либо одной организацией-участником или более совместно с иностранными организациями; число дефектов на 1 млн. изделий поставщиков; сокращение себестоимости производимой продукции; сокращение сроков проектирования новых / модернизированных изделий

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

-

финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Самарской области, а также внебюджетных источников. Планируемый объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 12,45 млн. рублей, в том числе: в 2015 году - 11,71 млн. рублей; в 2016 году - 0,15 млн. рублей; в 2017 году - 0,15 млн. рублей; в 2018 году - 0,15 млн. рублей; в 2019 году - 0,15 млн. рублей; в 2020 году - 0,15 млн. рублей. <1> Общий объем финансирования мероприятий Программы за счет планируемых к предоставлению в областной бюджет средств федерального бюджета составляет 430,6 млн. рублей, в том числе: в 2015 году - 161,9 млн. рублей; в 2016 году - 81,8 млн. рублей; в 2017 году - 46,725 млн. рублей; в 2018 году - 46,725 млн. рублей; в 2019 году - 46,725 млн. рублей; в 2020 году - 46,725 млн. рублей. Планируемый объем финансирования мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников составляет 15,972 млн. рублей, в том числе: в 2015 году - 3,09 млн. рублей; в 2016 году - 3,79 млн. рублей; в 2017 году - 2,273 млн. рублей; в 2018 году - 2,273 млн. рублей; в 2019 году - 2,273 млн. рублей; в 2020 году - 2,273 млн. рублей. Указанные положения не являются основанием возникновения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального и областного бюджетов. Расходные обязательства Самарской области по финансированию Программы возникают по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации. Средства федерального бюджета приводятся справочно и не являются основанием возникновения расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. Ресурсное обеспечение за счет средств федерального бюджета предполагается при условии включения в число пилотных инновационных территориальных кластеров (постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 N 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров")

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

комплексный показатель эффективности реализации Программы с учетом финансирования оценивается путем соотнесения степени достижения основных целевых индикаторов (показателей) Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

     ________________

<1> Ресурсное обеспечение за счет средств областного бюджета на 2020 год предусматривается отдельным актом Правительства Самарской области.


1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В настоящее время одной из основных проблем предприятий Самарской области - поставщиков автомобильных комплектующих является их низкая конкурентоспособность. При сближении цен на продукцию российских автопроизводителей с ценами на зарубежные аналоги сохраняется низкое качество производимых автомобилей. Низкое качество продукции крупнейшего автомобильного завода ОАО "АВТОВАЗ" связано с низкой производительностью труда, высокой энергоемкостью производства, несоблюдением современных технических стандартов.

Эти проблемы влекут серьезные риски сокращения и потери рынков для предприятий регионов и, как следствие, социальные проблемы, требующие для своего решения объемных затрат на создание рабочих мест (порядка 1 млн. рублей капитальных вложений на создание 1 рабочего места в производственной сфере). В соответствии со Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и Программой инновационного развития ОАО "АВТОВАЗ" до 2020 года предполагается сокращение численности сотрудников предприятий автомобильной отрасли. В 2014 году для соответствия предприятий автомобильной отрасли мировой практике по показателям производительности труда было высвобождено порядка 324 тыс. человек, из которых большую часть составляли сотрудники предприятий Самарской области.

В силу этих факторов при формировании нового перечня поставщиков 1-го уровня для комплектации автомобилей на франко-японской платформе "B0", сборка которой началась в 2012 году, из 80 требуемых поставщиков узлов и агрегатов в число номинированных поставщиков вошли только около 20 предприятий Самарской области.

Почти половина предприятий, являясь поставщиками 1-го уровня, используют в производстве комплектующие и материалы от значительного количества региональных субпоставщиков (поставщиков 2-го, 3-го, 4-го уровней), которым также грозит потеря рынков и сокращение персонала в случае отсутствия какой-либо системной поддержки и содействия сохранению рынков, выходу на новые рынки.

Характер данных проблем приводит к необходимости решать их только на основе кластерного подхода с участием всех заинтересованных сторон.

Автомобильный кластер Самарской области (далее - кластер) объединяет предприятия, осуществляющие деятельность в области производства автомобилей, в том числе специального назначения, прицепов и полуприцепов, двигателей автомобилей, частей и принадлежностей автомобилей, автомобильных аккумуляторов, электрооборудования и иного оборудования для автомобилей, технического обслуживания, ремонта и переоборудования автомобилей, ведущие образовательную, консалтинговую, аутсорсинговую, научно-исследовательскую, инжиниринговую, опытно-конструкторскую, а также иную инновационную деятельность в указанных областях.


2. Основные положения Программы


 2.1. Стратегическая цель Программы - развитие кластера


Стратегическая цель Программы - содействие развитию организаций-участников для повышения конкурентоспособности экономики Самарской области, расширения географии присутствия кластера и объемов сбыта на внутреннем и внешнем рынках.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

формирование условий для эффективного организационного развития кластера, включая обеспечение деятельности специализированной организации, осуществляющей методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера;

повышение доли инновационной продукции собственного производства, выполненных организациями-участниками инновационных работ и услуг, в том числе за счет развития сектора исследований и разработок, кооперации в научно-технической сфере;

содействие повышению обеспеченности кластера объектами инновационной, образовательной, транспортной, энергетической инженерной и социальной инфраструктур кластера;

содействие модернизации и развитию производств, способных обеспечить мировой уровень конкурентоспособности продукции организаций-участников;

повышение обеспеченности организаций-участников необходимыми для реализации проектов кластера компетенциями, развитие кадрового потенциала организаций-участников, включая развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;

содействие развитию научно-исследовательской и материально-технической базы организаций-участников;

создание условий для эффективной реализации проектов кластера (в том числе работ и проектов в сфере научных исследований и разработок), выполняемых организациями-участниками в кооперации, включая реализацию проектов совместно с зарубежными партнерами;

содействие развитию инноваций, международной кооперации и МСП в сфере производства автомобилей, в том числе специального назначения, прицепов и полуприцепов, двигателей автомобилей, частей и принадлежностей автомобилей, автомобильных аккумуляторов, электрооборудования и иного оборудования для автомобилей, технического обслуживания, ремонта и переоборудования автомобилей;

стимулирование инвестиционной деятельности организаций-участников для развития производственного потенциала и производственной кооперации;

содействие реализации кластерных инициатив, проектов кластера, направленных на повышение конкурентоспособности и рост эффективности взаимодействия организаций-участников.

Основные социально значимые ожидаемые результаты реализации Программы:

повышение добавленной стоимости продукции, производимой автомобильной промышленностью региона, до 60 - 70%;

повышение эффективности производств (снижение издержек, ликвидация отставания от ведущих мировых производителей продукции с аналогичной себестоимостью в среднем на 15 - 20%) в целях снижения рисков замещения и ликвидации предприятий;

соответствие современным требованиям к качеству продукции для удовлетворения требований зарубежных сборочных предприятий (ликвидация отставания по показателям в разы, в ряде случаев в десятки раз);

повышение производительности труда до мировых показателей по отрасли (в 2,5 - 4 раза) для выхода на мировые рынки;

совместная реализация инновационных проектов, требующих участия многих сторон (например, таких проектов, как постановка на производство электромобилей/двухтопливных автомобилей, развитие инфраструктуры для электромобилей/двухтопливных автомобилей), развития инновационной инфраструктуры поддержки инжиниринга, развития поставщиков и др.;

реализация проектов диверсификации деятельности кластера для выхода на новые рынки и обеспечения занятости большого числа высвобождаемого персонала в автомобильной отрасли (решение ближайших проблем региона, связанных с большим высвобождением персонала из отрасли);

привлечение инвесторов, в том числе потенциальных партнеров по локализации производств;

использование инфраструктурных возможностей автокомпонентных предприятий для их эффективного включения в развивающуюся систему утилизации автомобилей (авторециклинг) (рисунок 1).


Рис. 1. Инфраструктура кластера


 2.2. Текущее состояние и масштабы деятельности кластера


Ситуация в автомобильной промышленности, как и на рынке автомобилей и автокомпонентов, зависит от ряда факторов: глобализации внешнеэкономического пространства, таможенной политики государства, развития кредитного финансирования, расширения сети обслуживания дилерских сетей, политической обстановки, изменения таких основных макроэкономических показателей, как ВВП, располагаемые денежные доходы населения, уровень инфляции, колебания курсов валют, рост тарифов на энергоносители и т.д.

Отложенный спрос, замедление темпов автокредитования, колебания курса валют, снижение темпов роста основных макроэкономических показателей негативно повлияли на развитие российской автомобильной промышленности в 2014 году и будут оказывать существенное влияние в 2015 году.

Снижение объемов производства показали практически все отечественные производители, что, в первую очередь, связано со снижением потребительского спроса в бюджетном сегменте автомобилей в результате ужесточения требований автокредитования, снижения уровня доходов населения, частичного перераспределения спроса с новых легковых автомобилей на подержанные, а также с ограничением возможностей поставщиков по поставке автокомпонентов.

Показатели автомобильного парка являются ключевыми при оценке емкости рынка автокомпонентов.

За последние 20 лет автомобильный парк России увеличился в 3,3 раза. По состоянию на 01.01.2015 в России было зарегистрировано 39 306 667 легковых автомобилей. На сегмент автомобилей российских производителей по итогам 2014 года пришлось 45,4% парка автомобилей, на сегмент автомобилей иностранных марок - 54,3% соответственно.

Если рассматривать динамику автомобильного парка по годам, то темпы роста зависят от ряда факторов. Одним из таких факторов является государственная программа утилизации автомобилей. Первая программа действовала в 2010 - 2011 годах. За два года работы в рамках программы утилизации было продано более 600 тыс. автомобилей, что позволило вывести из парка России часть автомобилей старше 10 лет и снизить темпы его роста до 0,8%.

Автомобилестроение является одной из системообразующих отраслей Самарской области. В данном кластере сконцентрировано около 40% производства, 40% занятых, 65% основных фондов промышленности, 25% затрат на исследования и разработки, 20% экспорта Самарской области.

При годовом объеме выпуска автомобилей в Самарской области на уровне 700 тыс. единиц объем реализации автокомпонентов (без учета сбыта на вторичном рынке запасных частей) для указанных предприятий составляет примерно 25 млрд. рублей, общая численность персонала - около 18 тыс. человек.

Членство в кластере не лимитировано границами Самарской области. Ряд предприятий и групп компаний, расположенных в других регионах, уже вступили в число участников кластера или поддерживают постоянные контакты с оператором кластера.

География расположения кластера:

Самарская область: города Тольятти, Самара, Сызрань, Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск;

Ульяновская область: города Ульяновск, Димитровград;

Саратовская область: города Саратов, Энгельс, Балаково.

Так как 85% российского автопрома сконцентрировано в Поволжье, а ОАО "АВТОВАЗ" входит в Государственную корпорацию "Ростехнологии", то есть имеет федеральный статус, автомобильный кластер не должен ограничиваться рамками одной только Самарской области. Необходима консолидация усилий нескольких регионов, в первую очередь, Самарской, Ульяновской и Нижегородской областей, а также Татарстана в целях реализации единой последовательности действий на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Деятельность кластера осуществляется в таких секторах экономики, как машиностроение (производство автомобилей и их комплектующих - сборка, все основные виды обработки материалов и защитных покрытий), химическая и нефтехимическая промышленность (производство резино-технических, пластмассовых деталей и первичных материалов для их изготовления, включая пенополиуретановые технологии, производство топлива, масла и других технических жидкостей, реагентов катализаторов и т.п.), черная и цветная металлургия (заготовки-отливки из стали и чугуна, прокатные материалы), дилерские сети, автосервис и вторичный рынок автомобильных комплектующих, транспортно-логистические предприятия.


2.3. Перечень и краткое описание ключевых организаций - участников кластера


В состав кластера входят следующие организации:

автосборочные предприятия;

производители автокомпонентов, материалов, узлов для автосборочных предприятий;

организации автосервиса и торговли, оказывающие сервисные услуги владельцам автомобилей;

исследовательские, конструкторские, технологические, консалтинговые, аутсорсинговые организации;

организации, осуществляющие подготовку кадров для организаций кластера;

финансовые организации, обеспечивающие текущее обслуживание, кредитование, страхование, деятельность на фондовом рынке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»