Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 февраля 2017 года N 1


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 19 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА N 353

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Чеченской Республики от 26.12.2023 N 335.
____________________________________________________________________


В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики" Правительство Чеченской Республики постановляет:

1. Государственную программу Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики", утвержденную Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 353 (в редакции Постановлений Правительства Чеченской Республики от 28 апреля 2014 года N 62, от 20 ноября 2014 года N 223, от 27 февраля 2015 года N 42, от 29 декабря 2015 года N 275 и от 5 мая 2016 года N 79), изложить в новой редакции согласно приложению.

2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - министра автомобильных дорог Чеченской Республики А.Б. Тумхаджиева.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Чеченской Республики
Р.С.-Х.ЭДЕЛЬГЕРИЕВ

     




Приложение
к Постановлению Правительства
Чеченской Республики
от 7 февраля 2017 года N 1



 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И УСЛУГАМИ ЖКХ ГРАЖДАН ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"



ПАСПОРТ государственной программы Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики"

Наименование государственной программы

Государственная программа Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики" (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики

Участники Программы

Органы исполнительной власти Чеченской Республики; органы местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики

Подпрограммы Программы

1. Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики"
2. Подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Чеченской Республики"
3. Подпрограмма "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения на территории Чеченской Республики"
4. Подпрограмма "Чистая вода" Чеченской Республики
5. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"
6. Подпрограмма "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Чеченской Республике"
7. Подпрограмма "Обеспечение резервными автономными источниками электроснабжения социально значимых объектов жизнеобеспечения Чеченской Республики"

8. Подпрограмма "Обеспечение антитеррористической защищенности и противодиверсионной устойчивости объектов водоснабжения Чеченской Республики"
9. Подпрограмма "Комплексное управление твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами в Чеченской Республике"
10. Подпрограмма "Стимулирование развития жилищного строительства в Чеченской Республике"
11. Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"
12. Подпрограмма "Реализация мероприятий в области развития жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации ФЦП "Юг России (2014 - 2020 годы)"
13. Подпрограмма "Реализация мероприятий в области развития систем жизнеобеспечения населения в рамках реализации подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года"
14. Подпрограмма "Формирование современной городской среды на территории Чеченской Республики на 2017 год"

Программно-целевые инструменты Программы

Федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы";
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы;
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы;
Федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы;
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
Федеральная целевая программа "Юг России (2014 - 2020 годы)";
Федеральная программа "Жилье для российской семьи";
Государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года";
Паспорт приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 года N 10)

Цели Программы

1) повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;
2) повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики;
3) создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан в Чеченской Республике;
4) финансовое и организационное обеспечение мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными;
5) реализация государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории Чеченской Республики от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
6) обеспечение населения Чеченской Республики питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
7) государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий;

8) создание необходимых условий для решения жилищной проблемы работников бюджетной сферы, отдельных категорий граждан и молодых семей Чеченской Республики с помощью системы ипотечного жилищного кредитования;
9) устойчивая работа системы жизнеобеспечения объектов ЖКХ;
10) снижение нагрузки на окружающую среду, повышение экологической безопасности населения путем создания комплексной системы обращения с твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами, ликвидация накопленного экологического ущерба от объектов захоронения отходов;
11) создание условий для комплексного, устойчивого и безопасного развития территорий Чеченской Республики на основе градостроительного регулирования. Формирование благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан;
12) создание условий для развития жилищного строительства и обеспечения населения Чеченской Республики доступным и комфортным жильем экономического класса;
13) создание условий для развития малоэтажного жилищного строительства в Чеченской Республике;
14) повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
15) развитие систем жизнеобеспечения населения Чеченской Республики;
16) повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований Чеченской Республики

Задачи Программы

повышение качественных характеристик жилищного фонда Чеченской Республики;
приведение жилищно-коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания граждан в Чеченской Республике;
оказание государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;
обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
сейсмоусиление существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения;
улучшение обеспечения населения Чеченской Республики питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности к питьевой воде;
повышение уровня безопасности населения Чеченской Республики, территории Чеченской Республики и защищенности критически важных объектов, расположенных на территории Чеченской Республики, от угроз возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечение предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья;
реализация политики, направленной на стимулирование активности всех участников рынка ипотечного жилищного кредитования;
создание условий для бесперебойного и надежного электроснабжения социально важных объектов жизнеобеспечения Чеченской Республики;
развитие материальной базы и технического переоснащения объектов жизнеобеспечения;
выполнение мероприятий антитеррористической направленности на объектах водоснабжения;
формирование организационных, технических и экономических условий для повышения качества услуг по сбору, транспортировке, хранению, переработке, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов;

обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
организация эффективного правового регулирования и информационного обеспечения градостроительной деятельности;
обеспечение соответствия объектов капитального строительства и применяемых в процессе их строительства строительных материалов требованиям технических регламентов, проектной документации и иных нормативных документов в области строительства;
повышение доступности жилья;
стимулирование строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;
строительство многоквартирных домов;
развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, применяемых в строительстве малоэтажного жилья;
обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления социальных выплат;
реконструкция и строительство системы коммунальной инфраструктуры;
повышение уровня благоустройства дворовых территорий муниципальных образований Чеченской Республики;
повышение уровня благоустройства муниципальных территорий общего пользования (общественных зон);
повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории муниципальных образований Чеченской Республики

Целевые индикаторы и показатели Программы

количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт;
общая площадь многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт;
количество граждан, проживающих в многоквартирных домах, в которых проведен капитальный ремонт;
расселенная общая площадь жилых помещений;
размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений;
снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений;
общая площадь зданий и сооружений, по которым ликвидирован дефицит сейсмостойкости;
удельный вес проб воды, не отвечающий гигиеническим нормативам:
- по санитарно-химическим показателям,
- по микробиологическим показателям;
число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод;
доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения;
количество зарегистрированных больных инфекционными заболеваниями, с болезнями органов пищеварения, злокачественными образованиями;

количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым предоставлены ипотечные жилищные кредиты;
количество рефинансированных ипотечных кредитов, выданных в соответствии с федеральными стандартами ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК");
сумма привлеченных средств граждан в инвестиционно-строительную сферу Чеченской Республики;
обеспечение дополнительного ввода кв.м жилья;
степень антитеррористической защищенности объектов водоснабжения Чеченской Республики;
доля населенных пунктов, охваченных системами сбора и удаления отходов, по отношению к общему количеству населенных пунктов Чеченской Республики;
доля коммунальных отходов, размещаемых в природной среде;
доля объектов размещения твердых бытовых отходов, соответствующих современным требованиям природоохранного законодательства;
доля коммунальных отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов;
увеличение объема ввода жилья, в том числе индивидуальное жилищное строительство (тыс. кв.м); строительство жилья экономического класса (тыс. кв.м); строительство малоэтажного жилья (не более трех этажей) (тыс. кв.м); строительство многоэтажного жилья (более трех этажей) (тыс. кв.м); увеличение уровня обеспеченности населения жильем; снижение коэффициента доступности жилья для населения; улучшение жилищных условий граждан, категорий, установленных федеральным законодательством;
экономия по видам энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении;
физический износ сетей коммунальной инфраструктуры;
количество муниципальных образований, утвердивших муниципальные программы формирования современной городской среды на 2018 - 2022 годы;
количество муниципальных образований, правила благоустройства которых приведены в соответствие с Методическими рекомендациями Минстроя России;

количество реализованных проектов по благоустройству, представленных в Минстрой России;
количество представителей, направленных субъектом Российской Федерации, прошедших обучение в соответствие с программой обучения, утвержденной Минстроем России и получивших аттестат о прохождении обучения;
доля муниципальных образований, правила благоустройства которых включают порядок вовлечения граждан, организаций в реализацию проектов по благоустройству;
доля дворовых территорий, реализованных с финансовым участием граждан;
доля дворовых территорий, реализованных с трудовым участием граждан;
доля муниципальных территорий общего пользования, реализованных с финансовым (трудовым) участием граждан, организаций

Этапы и сроки реализации Программы

2014 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Общий объем финансирования Программы в 2014 - 2020 годах составит:
за счет всех источников финансирования - 12698592,028 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 4339241,028 тыс. рублей, из них по годам:
2014 - 294358,838 тыс. руб.;
2015 - 487398,589 тыс. руб.;
2016 - 662596,869 тыс. руб.;
2017 - 1959991,858 тыс. руб.;
2018 - 4647,900 тыс. руб.;
2019 - 4647,900 тыс. руб.;
2020 - 925599,074 тыс. руб.
за счет средств республиканского бюджета - 4826531,755 тыс. руб., из них по годам:
2014 - 506192,641 тыс. руб.;
2015 - 341798,890 тыс. руб.;
2016 - 431886,159 тыс. руб.;
2017 - 269750,865 тыс. руб.;
2018 - 171683,373 тыс. руб.;
2019 - 168495,123 тыс. руб.;
2020 - 2936724,704 тыс. руб.
за счет средств местных бюджетов - 45750,000 тыс. руб., из них по годам:
2014 - 0,000 тыс. руб.;
2015 - 0,000 тыс. руб.;
2016 - 0,000 тыс. руб.;
2017 - 0,000 тыс. руб.;
2018 - 0,000 тыс. руб.;
2019 - 0,000 тыс. руб.;
2020 - 45750,000 тыс. руб.
за счет внебюджетных источников - 3487069,245 тыс. руб., из них по годам:
2014 - 51113,390 тыс. руб.;
2015 - 39008,299 тыс. руб.;
2016 - 0,000 тыс. руб.;
2017 - 506651,416 тыс. руб.;
2018 - 216606,973 тыс. руб.;
2019 - 219278,566 тыс. руб.;
2020 - 2454410,601 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

- ликвидация на территории Чеченской Республики аварийного жилищного фонда площадью 50471,67 кв.м, в количестве 121 дома;
- переселение из аварийного жилищного фонда 3857 жителей Чеченской Республики;
- строительство многоквартирных домов общей площадью жилых помещений 52196,10 кв.м;
- эффективное управление и дальнейшее надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений;
- снижение уровня износа и улучшение состояния общего имущества собственников многоквартирных домов;
- снижение расходов граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
- рост размера предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений;
- снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений;
- увеличение общей площади зданий и сооружений, по которым ликвидирован дефицит сейсмостойкости;
- обеспечение жильем молодых семей;
- привлечение финансовых средств молодых семей в жилищную сферу;
- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;
- закрепление молодых специалистов в Чеченской Республике;
- обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета жителей Чеченской Республики, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления жилищных сертификатов;

- увеличение количества сделок на рынке жилья, активизация инвестиционно-строительной деятельности;
- создание эффективных финансовых механизмов ипотечного жилищного кредитования населения на строительство и приобретение жилья;
- улучшение жилищных условий населения;
- привлечение внебюджетных средств для реализации программы ипотечного кредитования;
- устойчивая работа системы жизнеобеспечения объектов ЖКХ;
- увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности:
- снижение числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод за счет их замены и реконструкции до 680 аварий в год в 2018 году;
- снижение количества зарегистрированных больных инфекционными заболеваниями, с болезнями органов пищеварения, злокачественными образованиями до 66,1 тысячи человек в 2018 году;
- улучшение производственного контроля качества питьевой воды за счет строительства новых межрайонных химбаклабораторий;
- обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и территорий, на которых они расположены;
- обеспечение комфортных условий проживания населения Чеченской Республики путем своевременного и бесперебойного предоставления услуг по водоснабжению;
- снижение финансовых затрат на ликвидацию последствий от возможных террористических актов;
- обеспечение безопасности при работе обслуживающего персонала на объектах;
- обеспечение сохранности зданий и сооружений, механизмов и оборудования;
- формирование агломераций крупных городов и населенных пунктов Чеченской Республики, обеспечивающих потребности населения в жилье;
- системное развитие отдельных территорий муниципальных районов и городов Чеченской Республики под комплексную жилую застройку, с выходом объемов ввода по таким площадкам на уровень 15 - 20% от общего годового ввода жилья по республике;

- создание фонда жилья социального найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда. Формирование сегмента жилья коммерческого найма на жилищном рынке. Разработка и внедрение схемы, предусматривающей сокращение сроков строительства объекта с учетом параллельного получения всех согласований до 2 лет
- от идеи проекта до сдачи объекта в эксплуатацию;
- годовой объем ввода жилья - 700 тыс. кв. метров в 2020 году;
- обеспечение ввода жилья в Чеченской Республике общей площадью 3662,0 тыс. кв.м;
- создание условий для повышения уровня обеспеченности граждан республики жильем до 18,3 кв.м к концу 2020 года;
- доля ввода малоэтажного жилья в 2020 году составит не менее 40% от общего объема ввода жилья;
- развитие коммунальной инфраструктуры Чеченской Республики;
- улучшение состояния территорий муниципальных образований Чеченской Республики;
- создание комфортных условий проживания и жизнедеятельности населения, в том числе в сельской местности;
- повышение уровня благоустроенности дворовых территорий муниципальных образований в Чеченской Республике


      Введение


Современное жилищно-коммунальное хозяйство Чеченской Республики - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но, в то же время, и достаточно автономные предприятия и организации производственной сферы. Потребителями услуг жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики являются практически все население Чеченской Республики, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики Чеченской Республики.

В 2012 году на территории Чеченской Республики завершена реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы" (далее - ФЦП "СЭР ЧР"). За период реализации мероприятий ФЦП "СЭР ЧР" восстановлены сотни муниципальных домов, десятки объектов коммунального хозяйства, построено новое муниципальное жилье. Наблюдается значительное улучшение социально-экономического положения в республике, активизация предпринимательской деятельности, повышение инвестиционной привлекательности республики. За счет внебюджетных инвестиций в республике ведется строительство многоквартирного жилья и другой коммерческой недвижимости, развивается индивидуальное жилищное строительство.

Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты по развитию экономики и социальной сферы, существует ряд проблем, без решения которых невозможно сохранить набранные темпы социально-экономического развития республики.

Состояние жилищного фонда Чеченской Республики и жилищно-коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, низкими коэффициентами полезного действия, большими потерями ресурсов. Износ и технологическая отсталость объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики в модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению финансовых затрат. Административные принципы управления жилищно-коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе Чеченской Республики формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики Чеченской Республики.

Без принятия соответствующих мер ситуация в ближайшие годы в республике может ухудшиться на фоне относительно быстрого роста населения (ежегодный прирост населения составляет 25 - 30 тысяч человек) и недостаточных темпов развития экономического потенциала. Из-за роста численности населения по показателям, характеризующим обеспеченность объектами социальной сферы, республика может вернуться к уровню 2008 года.

Наиболее оптимальным вариантом решения обозначенных вопросов является утверждение настоящей государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики" (далее - Программа), разработанной на основе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323.

Основные направления Программы нацелены на достижение необходимых темпов экономического роста, обеспечивающих развитие отрасли, отвечающих критериям рыночной и социальной эффективности, повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, улучшение жилищных условий граждан Чеченской Республики.

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ФОРМУЛИРОВКИ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ОТРАСЛИ ЖКХ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ


Объем жилищного фонда в Чеченской Республике по состоянию на начало 2013 года составляет 21,4 млн. кв. метров. Из них общая площадь жилых помещений многоквартирных домов составляет 8,8 млн. кв. метров, количество квартир - 77853 единицы.

Основная часть жилищного фонда Чеченской Республики (56,4%) была построена до 1970 года. Часть жилищного фонда Чеченской Республики, построенного в 1971 - 1995 годах, составляет 40,0 процента.

В Чеченской Республике до 60% многоквартирных домов нуждается в проведении капитального ремонта. Капитальные конструкции этих многоквартирных домов не исчерпали свой ресурс и имеют запас несущей способности, позволяющей выполнить капитальный ремонт с применением новых материалов и энергосберегающих технологий. По оценкам специалистов это позволит продлить срок эксплуатации многоквартирных домов еще на 40 - 60 лет.

Ранее капитальный ремонт многоквартирных домов проводился недостаточными темпами, при нормативной потребности в ремонте в 4,0 - 5,0 процента жилья, в среднем ежегодно ремонтировалось лишь 0,3 процента жилья.

Многоквартирные дома, требующие капитального ремонта, создают серьезные проблемы в их эксплуатации и содержании, которые становятся очень дорогими. Проблемы усугубляются тем, что значительное количество населения Чеченской Республики, владеющего жильем в многоквартирных домах на праве собственности, получило его в ходе бесплатной приватизации и не готово нести ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Проблема капитального ремонта многоквартирных домов решается в рамках долгосрочной республиканской программы и осуществляется за счет средств собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Вместе с тем в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Нерешенной также остается проблема переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Чеченской Республики. Ненадлежащее содержание жилищного фонда и отсутствие средств на проведение его реконструкции являются причиной ежегодного роста объемов аварийного жилищного фонда. Бюджетное финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должно привести к снижению этих показателей.

Проживающие в аварийных домах граждане, подвергаясь опасности, в основном не в состоянии самостоятельно решать свои жилищные вопросы, а большинство муниципальных образований республики не имеет финансовой возможности для самостоятельного восстановления и воспроизводства жилищного фонда.

Аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов Чеченской Республики, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность районов и городов республики.

На основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории Чеченской Республики, составлен перечень многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.

В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предполагается участие Фонда, органов государственной власти республики, органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Чеченской Республики.

Поскольку территория Чеченской Республики характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска.

Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов.

Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с производственной деятельностью человека (добыча нефти, строительство гидротехнических сооружений).

Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.

Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах республики. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.

Приоритетными направлениями решения указанных задач являются:

обеспечение сейсмостойкости объектов жилого и общественного назначения с массовым пребыванием людей;

формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;

внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости зданий и сооружений;

совершенствование методов и технологий обеспечения сейсмостойкости возводимых и эксплуатируемых зданий и сооружений.

С 2004 года начался современный этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для населения. Новые направления государственной жилищной политики нашли отражение в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализация которого началась в 2006 году. Основными инструментами реализации приоритетного национального проекта стали федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года N 675, и федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050.

Кроме того, различные программы в жилищной сфере реализуются государственными институтами развития - Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд "РЖС") и Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК").

Федеральный бюджет направляет значительные объемы средств на обеспечение жильем граждан, перед которыми в соответствии с законодательством есть обязательства Российской Федерации, или в рамках специальных федеральных программ, мероприятий, реализуемых на условиях софинансирования с региональными (местными) бюджетами или за счет средств субвенций федерального бюджета субъектам Российской Федерации.

В настоящее время основным инструментом содействия из средств федерального бюджета молодым семьям в обеспечении жильем является подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050. Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением в сфере жилищной политики Чеченской Республики.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья и, следовательно, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Поддержка молодых семей в республике при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Чеченской Республике. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы, а также позволит сформировать экономически активный слой населения.

Важнейшим инструментом реализации проводимой государством жилищной политики является долгосрочное ипотечное кредитование.

Государственная политика в сфере развития ипотечного жилищного кредитования, в соответствии со Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2014 года N 2242-р, будет направлена на повышение доступности ипотечных кредитов для граждан, кредитов для застройщиков, снижение и эффективное распределение рисков кредитования между всеми участниками рынка, расширение ресурсной базы ипотечного жилищного кредитования за счет приоритетного развития внутреннего рынка ипотечных ценных бумаг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»