ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2017 года N 363-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 - 2020 ГОДЫ
В целях исполнения пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 года N 423-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития воспитания в Ярославской области на 2017 - 2020 годы.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Костина В.Г.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Председатель
Правительства области
Д.А.СТЕПАНЕНКО
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 - 2020 ГОДЫ
Сроки реализации Программы | 2017 - 2020 годы | |
Куратор Программы | первый заместитель Председателя Правительства области Костин В.Г., телефон (4852) 40-14-90 | |
Ответственный исполнитель Программы | ДО ЯО | директор ДО ЯО |
Исполнители Программы | ДФКСиМП ЯО | директор ДФКСиМП ЯО |
ДК ЯО | директор ДК ЯО | |
УСДП ЯО | начальник УСДП ЯО | |
Цель Программы | совершенствование региональной системы воспитания граждан Российской Федерации, проживающих в Ярославской области, на основе интеграции систем общего и дополнительного образования, социального партнерства с семьей, заинтересованными лицами и структурами различной ведомственной принадлежности, с учетом региональных особенностей этнокультурного и конфессионального многообразия социокультурного пространства Ярославской области | |
Электронный адрес размещения Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion.ru/depts/dobr/tmpPages/pro-grams.aspx |
Мировые социальные процессы, такие как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения Российской Федерации, деформировали традиционные моральные нормы, нравственные установки, оказывают отрицательное влияние на социальное развитие, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших институтов воспитания. Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательная деятельность. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" и другое, на социум обрушивается поток информационной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, культ потребления, насилия и другие формы примитивизации личности, что приводит к постепенной утрате нашим обществом традиционно российского гражданского самосознания и базовых национальных ценностей.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Обострившиеся проблемы в сфере воспитания характерны и для Ярославской области.
В данных условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления острейшей проблемы совершенствования системы воспитания подрастающего поколения. Исходя из этого приоритетами в воспитании детей и молодежи Ярославской области должны стать поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений в сфере воспитания, в том числе Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников", гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, приобщение детей к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Реализация содержания приоритетных направлений воспитания предполагает формирование ценностного отношения и интереса к культурно-историческому прошлому родного края и современной социально-экономической и политической жизни страны, уважения к национальным традициям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга, опыта участия в деятельности общественных организаций, понимания антигуманной сущности экстремистских проявлений и негативного отношения к асоциальным проявлениям, чувства ответственности за свои поступки, семейные духовно-нравственные ценности. Государственная политика в сфере образования изменила отношение к содержанию феномена воспитания. Как подчеркивается в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (глава 1, статья 2), под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Программа разработана на основе Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р.
Программа имеет существенные отличия, заключающиеся в:
- концептуально-методологическом осмыслении особенностей воспитания, учитывающем специфику культурно-образовательного и социально-педагогического контекста Ярославской области;
- содержательном наполнении, позволяющем разрабатывать программы воспитания обучающихся на разных уровнях (муниципальном, локальном) с учетом сложившихся традиций и социально-педагогических условий;
- диагностическом инструментарии, позволяющем проводить мониторинг результатов воспитания в рамках неперсонифицированного оценивания личных достижений обучающихся информационно-методическими ресурсами организаций и структур различных ведомств по реализации Программы.
Программа в соответствии с целями и задачами представляет собой комплексный план мероприятий органов исполнительной власти региона и местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, направленный на развитие системы воспитания в регионе.
Программа не относится к категории областных целевых программ, поскольку требования к ней установлены непосредственно Министерством образования и науки Российской Федерации, и не создает расходных обязательств областного и местных бюджетов по заявленным мероприятиям, так как расходные обязательства установлены другими целевыми программами Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области.
Предварительный анализ социальной ситуации в регионе.
Социальная ситуация в регионе представляет собой сложную структуру общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность по воспитанию детей.
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Ярославской области насчитывалось 152807 домохозяйств, имеющих в своем составе детей младше 18 лет, в том числе домохозяйств с одним ребенком - 11079, с двумя детьми - 35974, с тремя и более детьми - 5754. Домохозяйства, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 40,8 процента от общего количества домохозяйств. Из общего числа семей с несовершеннолетними детьми 77 процентов являются полными семьями. В современной семье уделяется огромное внимание развитию детей и подростков.
В области принимаются меры по созданию условий для развития ребенка в каждой семье. Инфраструктура воспитания в Ярославской области представляет собой совокупность учреждений, организаций и служб, деятельность которых направлена на организацию и осуществление воспитания детей, молодежи, а также предполагает защиту их гражданских прав и свобод, охрану их жизни и здоровья: создание условий для успешной жизнедеятельности, обучения, воспитания, развития личности и адаптации в социуме.
Исключительную роль в инфраструктуре воспитания в Ярославской области играют образовательные организации, являющиеся основными воспитательными структурами с позиции педагогического прогнозирования, интернирующиеся с другими организациями и структурами. Система образования Ярославской области включает:
- 411 дошкольных образовательных организаций;
- 389 общеобразовательных организаций, в том числе 20 общеобразовательных школ, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- 76 организаций дополнительного образования детей;
- 40 профессиональных образовательных организаций;
- 14 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Ярославской области в отношении дошкольных образовательных организаций проведена оценка качества образовательной деятельности путем анкетирования более 20 тысяч родителей воспитанников детских садов области. По результатам оценки руководителями дошкольных образовательных организаций и руководителями муниципальных органов управления образованием сформированы планы по улучшению ситуации в конкретных детских садах и в муниципальной системе дошкольного образования.
Основные общеобразовательные программы реализовывают 389 общеобразовательных учреждений, в которых получают общее образование 118,284 тыс. обучающихся. В 20 государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях обучаются 4826 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Полностью удовлетворена потребность в получении общего образования детьми-инвалидами в дистанционной форме. По данной форме обучаются 115 детей, 7643 ребенка с ограниченными возможностями здоровья обучается в муниципальных общеобразовательных школах по индивидуальным образовательным программам или в специальных (коррекционных) классах.
В рамках реализации региональной программы "Доступная среда" в области проведены мероприятия по формированию сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, адаптированы помещения 8 школ.
В 22 процентах общеобразовательных организаций области созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
В Ярославской области созданы условия для выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей. Ежегодно проводится региональный этап всероссийской олимпиады школьников по 20 предметам, в нем принимают участие более 1400 человек. В 2016 году 21 обучающийся получил дипломы победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников. В открытой Китайской олимпиаде по математике для девушек 2 ученицы завоевали серебряные медали. В 17 интернет-проектах приняли участие 7467 обучающихся.
В целях выявления профессионально перспективных, талантливых обучающихся учреждениями культуры региона проводятся творческие мероприятия по всем направлениям искусств.
В 2016 году в рамках ведомственной целевой программы ДК ЯО на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, утвержденной приказом ДК Ярославской области от 21.04.2016 N 3 "Об утверждении ведомственной целевой программы департамента культуры Ярославской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов", проведено 15 мероприятий, в которых приняли участие 4755 детей. Ежегодно команда Ярославской области участвует в молодежных Дельфийских играх России - масштабных соревнованиях молодых профессионалов в области искусств. В 2016 году обучающиеся образовательных учреждений сферы культуры области завоевали золотую, серебряную, бронзовую медали.
В регионе созданы все условия для гармоничного развития ребенка через систему воспитательной работы школ и систему дополнительного образования детей. В настоящее время дети получают бесплатную услугу по дополнительным общеобразовательным программам в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования в рамках государственного и муниципального заданий. В региональной системе образования функционирует 76 учреждений дополнительного образования детей, которые насчитывают 6333 детских объединения. Всего в них занимается 88024 ребенка.
На базе общеобразовательных учреждений функционирует 3260 детских объединений, воспитанниками которых являются 54287 школьников.
Реализуются программы по следующим направленностям:
- техническая (298 объединений);
- спортивно-техническая (69 объединений);
- эколого-биологическая (427 объединений);
- спортивная (1164 объединения);
- художественная (2518 объединений);
- культурологическая (141 объединение);
- туристско-краеведческая (396 объединений).
Кадетское движение в регионе существует уже больше десяти лет. В настоящее время в 8 муниципальных образованиях области функционирует 150 кадетских классов с охватом более 4 тысяч обучающихся различной специализации (полицейской, общевойсковой, летной, казачьей, военно-морской и другой).
Организация деятельности кадетских классов (групп, объединений) осуществляется на основании образовательных программ, таких как дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы "Кадет России", "Юный полицейский России", "Честь и мужество", "Школа безопасности", "Юные туристы-спасатели". Кадеты образовательных организаций региона ежегодно принимают участие в областном смотре-конкурсе "Ярославский кадет", региональной военно-патриотической акции "Лыжный пробег - Русь", мероприятиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию, профильных лагерях патриотической направленности.
Охват детей программами дополнительного образования в 2016 году составляет:
- в системе образования - 59 процентов;
- в системе культуры - 11 процентов;
- в системе физической культуры и спорта - 14 процентов.
В системе дополнительного образования детей сферы культуры насчитывается 38 образовательных учреждений, из них 20 детских школ искусств, 4 детские художественные школы, 13 детских музыкальных школ, 1 детская хоровая школа. Общее количество обучающихся - 13038 детей.
В области физической культуры и спорта в регионе функционирует 41 спортивная школа, где занимается 21809 детей, из них 13 детско-юношеских спортивных школ, 28 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва.
В рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", и областной целевой программы "Семья и дети Ярославии" на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 16.03.2016 N 265-п "Об утверждении областной целевой программы "Семья и дети Ярославии" на 2016 - 2020 годы", по инициативе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области, УСДП ЯО и ДО ЯО реализуется проект по созданию и развитию интернет-сайта для несовершеннолетних "Подросток и закон" http://podrostok.edu.yar.ru (далее - сайт).
Создание, поддержка и развитие сайта осуществляются ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании". Информация, представленная на сайте, помогает несовершеннолетним, их родителям получить правовую информацию. На сайте реализован сервис юридической онлайн-консультации для детей и подростков, благодаря которой пользователи могут задать вопрос квалифицированному юридическому онлайн-консультанту. На сайте размещены информационные ресурсы для детей и родителей, посвященные безопасному поведению детей и родителей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". На сайте представлены следующие разделы: "Права, обязанности и ответственность", "Мультимедийная карта помощи", "Виртуальные экскурсии" и так далее. Реализация мероприятия обусловлена необходимостью развития эффективных современных путей привлечения несовершеннолетних к усвоению правовых знаний, пропаганды безопасного поведения среди детей, подростков и молодежи, создания условий для повышения информированности и вовлечения в совместную работу по профилактике правонарушений педагогов, родителей, специалистов высшей школы и работников различных учреждений.
По материалам международных интернет-проектов, проводимых по инициативе Ярославской области, создан информационный ресурс, направленный на формирование уважительного и заинтересованного внимания к культуре нашей многонациональной Родины (http://bridges.edu.yar.ru/).
За время проведения проектов к информационному ресурсу обратилось более 235000 уникальных пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Общение и творческое взаимодействие участников проектов организовано с использованием технологий информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В рамках проектов реализованы акции стран-участниц проекта, а также создана общая виртуальная карта (http://bridges.edu.yar.ru/d2014/tree/map.html).