ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 августа 1998 года N 389

О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ И ПЛАНЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МВД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


В целях организации работы на территории Кабардино-Балкарской Республики по реализации Указов Президента Российской Федерации от 3 октября 1997 года N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" и от 28 июля 1998 года N 904 "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

1. Принять комплексную Программу "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики в ведение Министерства юстиции и ее дальнейшей реорганизации в соответствии с Законами и концепцией Российской Федерации" и комплексный план "Основных первоочередных и перспективных мероприятий по реформированию уголовно-исполнительной системы Кабардино-Балкарской Республики" (прилагаются).

Министерствам и ведомствам информацию о выполнении Программы и плана мероприятий ежеквартально представлять в Министерство юстиции Кабардино-Балкарской Республики.

2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министра юстиции Кабардино-Балкарской Республики Батырбекова А.М.

Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
Х.ЧЕЧЕНОВ


КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА О ПЕРЕДАЧЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ВЕДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ И ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНАМИ И КОНЦЕПЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


г. Нальчик

1. Общие положения


Уголовно-исполнительная система (далее именуемая - УИС) Министерства внутренних дел Российской Федерации представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и включает комплекс государственно-правовых, социально-экономических, психолого-педагогических институтов.

С 1992 года в стране осуществляется процесс ее реформирования, приоритетным направлением которого является приведение законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека, Международными минимальными правилами обращения с осужденными и заключенными.

Принято более 20 Законов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, обеспечивающих поддержку и развитие системы уголовных наказаний.

Утверждены Федеральные программы укрепления материально-технической базы следственных изоляторов (далее именуются - СИЗО) и содействия трудовой занятости осужденных.

Значимость уголовно-исполнительной системы как государственного института определена ее статусом, установленным Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

По указанию Президента Российской Федерации разработана и 13 января 1996 года одобрена Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 года.

15 июля 1995 года принят Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

8 января 1997 года принят Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

8 октября 1997 года Президентом Российской Федерации подписан Указ N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации".

Для решения проблемных вопросов изыскиваются внутренние резервы для строительства новых и реконструкции действующих изоляторов, перепрофилированию исправительных учреждений и открытию новых. Активно проводится работа по привлечению инвестиций в производственно-хозяйственную деятельность УИС.

Все это позволило на первом этапе реформ обеспечить повышение уровня выполнения основной задачи системы исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы. При этом благодаря гуманизации процесса исполнения наказаний, принятыми мерами по созданию дифференцированных условий содержания осужденных в зависимости от степени их социальной опасности, приоритету стимулирующих мер воздействия над запрещающими, удалось в определенной степени стабилизировать обстановку в учреждениях, исполняющих наказания.

Однако в полной мере решить имеющийся комплекс проблем не удается. Углубленное реформирование системы сдерживается происшедшими в последние годы изменениями в экономической и общественно-политической жизни Российской Федерации, правовой базой, а также недостаточным бюджетным финансированием.

Уголовное наказание в виде лишения свободы, а также содержание под стражей подозреваемых в совершении преступлений является крайней мерой наказания и наиболее существенно затрагивает права и интересы не только этих лиц, но и непосредственно большого числа граждан, членов семей осужденного, его родственников, а также пострадавших в результате совершенного преступления.

В состав уголовно-исполнительной системы МВД Кабардино-Балкарской Республики входят: четыре исправительные колонии для мужчин: 2 - общего режима, 1 - строгого режима, 1 колония поселения; один следственный изолятор в г. Нальчике, территориальное Управление и непосредственно подчиненные ему подразделения, обеспечивающие функционирование УИС в соответствии с требованиями Законов и нормативно-правовых актов.

В целом обстановка в местах лишения свободы остается управляемой и контролируемой.

Сохраняется тенденция укрепления правопорядка, сокращения общего количества допущенных преступлений. За 1997 год и 1 квартал 1998 года уровень грубых нарушений режима содержания снизился на 11%. Улучшилось взаимодействие с РОВД, на 55% увеличилось количество раскрытых с помощью оперативных аппаратов УИС преступлений.

Наметилась стабилизация численности спецконтингента и даже некоторое ее снижение: в СИЗО на 14 человек и ИК - 3 на 102 человека.

Достигнут рост объемов производства предприятий ИК в 1997 году на 45,6%, за 1 квартал 1998 года на 48% в сопоставимых ценах.

Выпуск продукции для обеспечения собственных нужд системы и органов внутренних дел увеличился в прошедшем году в 3,4 раза, в 1 квартале 1998 года - на 37%.

Вместе с тем в деятельности уголовно-исполнительной системы МВД Кабардино-Балкарии, как и в целом по Российской Федерации, остается много проблем и нерешенных вопросов, особенно остро стоящих в условиях ее реформирования.

Критическое положение складывается в следственном изоляторе. В настоящее время в нем содержится сверх установленных норм по жилью 500 человек, что не позволяет обеспечить надежную изоляцию, необходимые коммунально-бытовые и медико-санитарные условия содержания.

Отсутствуют надлежащие условия для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, сифилисом, другими заразными заболеваниями. Для их размещения недостает более 300 мест в СИЗО и исправительных колониях.

Серьезной проблемой продолжает оставаться трудовая занятость осужденных: почти 1000 из них не обеспечены оплачиваемым трудом, а заработная плата многих работающих не покрывает затрат на их содержание.

Более 60% инженерно-технических средств охраны выработали свой ресурс и требуют замены.

Бытовая неустроенность, отсутствие работы, низкий уровень продовольственного и медицинского обеспечения осложняют обстановку в местах лишения свободы.

Слабой остается оснащенность личного состава исправительных учреждений вооружением, средствами защиты, активной обороны, радиосвязи, автотранспортом.

Не находят должного решения вопросы социально-экономического и бытового обеспечения персонала УИС и членов их семей. В получении жилья и улучшении жилищных условий нуждается более 60% сотрудников, 70% не имеют телефонов.

Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 87 от 16 марта 1996 года исполняется неудовлетворительно.

Считая, что безусловное выполнение требований Указа Президента Российской Федерации "О реформировании Уголовно-исполнительной системы" N 1100 от 8 октября 1997 года и комплексный план Правительства Российской Федерации по реализации данного Указа от 31 января 1998 года N 0556П-П4 являются одной из главных задач Министерства внутренних дел и Министерства юстиции, в целях сохранения стабильного функционирования органов управления и учреждений УИС Кабардино-Балкарии, а также организации тесного взаимодействия между службами МВД, Минюста, другими министерствами и ведомствами республики при решении вопросов передачи УИС в ведение Министерства юстиции, и в последующем в процессе ее реорганизации в соответствии с концепцией и законодательством РФ Правительство Кабардино-Балкарской Республики приняло настоящую Программу.

2. Основные направления реорганизации УИС МВД КБР


В целях неукоснительного и своевременного исполнения Указа Президента Российской Федерации от 08.10.1997 N 1100 и комплексного плана мероприятий Правительства РФ от 31.01.1998 N 0556П-П4 по реализации этого Указа необходимо:

Создать правительственную межведомственную комиссию по исполнению вышеуказанных документов и обеспечению передачи УИС в ведение Минюста, сохраняя стабильное функционирование органов управления и учреждений, исполняющих уголовные наказания, не допуская осложнений оперативной обстановки в местах лишения свободы и сохранив кадры.

Обеспечить тесное взаимодействие между службами МВД и Минюста республики. К работе в комиссии привлечь специалистов Прокуратуры, Министерства финансов, экономики и торговли, здравоохранения, образования и науки, труда и социальной защиты населения, строительства, других органов и ведомств, от которых зависит решение вопросов по реорганизации УИС.

В МВД и Минюсте КБР создать совместную комиссию и рабочие группы по реформированию уголовно-исполнительной системы.

На заседании Правительственной комиссии рассматривать состояние дел и проблемы, возникающие в ходе подготовки к передаче учреждений УИС в ведение Минюста, обращая особое внимание на решение вопросов совместного использования или передачи в пользование УИС зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, объектов социальной сферы, коммунально-бытового назначения, обеспечения сотрудников УИС медицинским обслуживанием и жильем.

Совместной комиссии проработать вопрос и внести предложения по формированию необходимых для обеспечения жизнедеятельности УИС в ведении Минюста дополнительных подразделений в части капитального строительства и ремонта, кадрового, медицинского, пенсионного, интендантского обеспечения персонала и спецконтингента, по увеличению количества штатных единиц персонала, места расположения и расходов на эти цели. Организовать совместную проработку и подготовку проектов сметы и прогноза социально-экономического развития Уголовно-исполнительной системы на 1999 и последующие годы.

МВД республики определить и доложить в Правительственную комиссию о закреплении за УИС на переходный период квоты обучающихся и поступающих в учебные заведения МВД России на уровне не ниже 1997 - 1998 гг.

Исходя из производственных возможностей предприятий уголовно-исполнительной системы подготовить проект загрузки мощностей предприятий исправительных колоний за счет размещения государственного и республиканского заказов по производству и поставке продукции для обеспечения нужд МВД, министерств здравоохранения, образования и науки, труда и социальной защиты населения КБР.

Провести инвентаризацию объектов и имущества УИС, в том числе и совместного пользования с МВД, внести предложения о порядке дальнейшего их использования в ведении Минюста, запретить их передачу в другие ведомства, в том числе и совместно используемых. Подготовить к передаче объекты незавершенного строительства, числящиеся за ОКС МВД.

Подготовить и рассмотреть на заседании Правительственной комиссии материалы о ходе выполнения в республике федеральных целевых программ "Строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем МВД России, а также строительства жилья для персонала указанных учреждений на период до 2000 года", "Содействия трудовой занятости осужденных к лишению свободы" и Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16 марта 1996 года N 87 "О республиканской целевой Программе по экономической и социальной поддержке и развитию учреждений УИС МВД КБР на 1996 - 1997 и последующие годы".

В ходе реформирования УИС и до принятия соответствующих решений о порядке обеспечения персонала УИС жильем, сохранить всех очередников УИС, нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий, в центральной очереди МВД республики, не допуская их смещения или отчисления из очереди под различными предлогами.

Правительственной комиссии в процессе проведения подготовительных мероприятий и в ходе осуществления приема передачи УИС в ведение Минюста для рассмотрения и решения вопросов собираться не менее двух раз в месяц, а при необходимости - еженедельно.

В дальнейшем график работы комиссии определить исходя из складывающейся ситуации по реорганизации УИС.

3. Реорганизация практики работы с персоналом УИС, его социально-правовая защита


Вопросы социально-экономического и бытового обеспечения персонала УИС и членов их семей длительное время не находят должного решения.

Льготы, предусмотренные Законами Российской Федерации и постановлениями Правительства КБР, в полной мере не обеспечиваются.

За последние годы УИС не удалось для обеспечения нуждающихся в жилье получить на льготных основаниях квартиры и земельные участки для строительства индивидуального жилья, а самостоятельно вести жилищное строительство из-за отсутствия финансовых средств и права заказчика УИС не могло. Вместе с ростом штатной численности в два раза после передачи от Внутренних войск функций охраны, это резко увеличило количество сотрудников и их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении жилья.

Практика последнего десятилетия показывает, что работники уголовно-исполнительной системы получают квартиру непосредственно перед увольнением на пенсию или будучи уже пенсионером по выслуге лет и возрасту, что крайне отрицательно влияет на закрепление кадров в учреждениях, исполняющих уголовные наказания.

Основная часть сотрудников подразделений УИС, в том числе и руководства, не имеет телефонов по месту жительства. Льготы, предусмотренные в Российском законодательстве и Постановлении Правительства КБР N 87 1996 года, не соблюдаются, что крайне отрицательно влияет на боеготовность подразделений.

Несмотря на высокую степень безработицы в республике, как и в России в целом, подразделениям уголовно-исполнительной системы с большим трудом удалось укомплектовать штатную численность персонала на 88%. Однако относительно низкие должностные оклады, высокие морально-психологические и физические нагрузки приводят к большой текучести кадров, (16,8%) - низкой квалификационной пригодности.

На этапе передачи УИС в ведение Министерства юстиции в результате запоздания принятия нормативно-правовой базы и недостаточной информированности об условиях прохождения службы, сохранении социальных льгот и гарантий, механизме перехода в ведение Минюста наметилась тревожная тенденция увеличения числа сотрудников, увольняющихся из уголовно-исполнительной системы, переводов в другие подразделения органов внутренних дел и, в первую очередь, имеющих уже значительный стаж и опыт работы.

Для исправления существующего положения необходимо:

- принятие срочных и эффективных мер по приданию высокого официального статуса и поднятию общественного престижа работника уголовно-исполнительной системы;

- принятие для сотрудников УИС и, в первую очередь, для проходящих службу в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, прогрессивной системы получения льгот;

- создание необходимых коммунально-бытовых и жилищных условий сотрудникам УИС, разработать и утвердить в Правительстве КБР механизм его реализации за счет республиканского и местного фондов;

- разработать должностные квалификационные требования к основным категориям сотрудников УИС, используя при отборе кандидатов на службу в УИС методы психофизической диагностики; пересмотреть порядок внутридолжностного роста работников ведущих служб, повышение оплаты труда, в том числе и за категорийность;

- осуществление тщательного отбора сотрудников УИС, учитывающего их личные качества и компетентность, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, их периодической учебы и аттестации в учебных заведениях МВД России и республики;

- создание собственного учебного центра в УИС Кабардино-Балкарии;

- совершенствование психологической и воспитательной работы с личным составом, укрепление дисциплины и законности;

- повышение уровня профессиональной правовой культуры сотрудников, роли руководителей подразделений, общих собраний, судов чести, советов наставников, ветеранов и других общественных формирований в воспитательной работе с личным составом;

- создание необходимых условий для усовершенствования физической, боевой и специальной подготовки сотрудников УИС. Обеспечение экипировки сотрудников УИС широким набором средств индивидуальной защиты и активной обороны для пресечения противоправных действий осужденных и преступных элементов;

- освещение деятельности УИС в средствах массовой информации республики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»