В соответствии с решением Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области от 20 сентября 2016 года
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной системы оценки качества образования Челябинской области (далее - Концепция).
2. Управлению начального, основного и среднего общего образования (Тюрина Е.А.), управлению по надзору и контролю в сфере образования (Бондаревой Е.Ю.), управлению дошкольного образования (Комарова Е.С.), управлению профессионального образования (Статирова О.И.), управлению воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся разработать в срок до 31 января 2017 года комплекс мер, направленных на реализацию Концепции.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в рамках своих полномочий предусмотреть в муниципальных целевых программах мероприятия, направленные на совершенствование систем оценки качества образования, в соответствии с утвержденной Концепцией.
4. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра Е.А. Коузову.
Министр
образования и науки
Челябинской области
А.И.КУЗНЕЦОВ
Концепция региональной системы оценки качества образования Челябинской области
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливает необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации <1>.
________________
<1> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации", ст. 8, п. 11, ч. 1.
Одним из условий решения такой задачи Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 гг. (далее - ФЦПРО) определено формирование востребованной общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов на всех уровнях образования (далее - ОСОКО) <2>. Составляющими такой общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов призваны стать региональные системы оценки качества образования (далее - РСОКО), обеспечивающие комплексный подход к анализу процессов и результатов функционирования региональных образовательных систем в условиях высокой объективности и обоснованности выводов о качестве образования.
________________
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 гг.", задача 5, мероприятие 5.1.
Задача ФЦПРО по реализации на региональном уровне инновационных национальных механизмов оценки качества образования делает необходимой их отражение в реализуемой в Челябинской области с 2013 года Концепции региональной системы оценки качества образования (далее - Концепция) <3>.
________________
<3> Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 N 03/961 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области".
Актуальность обновления Концепции определяется также и изменяющимися запросами потребителей результатов РСОКО (обучающихся и их родителей, местного сообщества, работодателей, учредителей образовательных организаций, государственных структур) на получение надежной и достоверной информации о состоянии и развитии системы образования области на разных уровнях образования (общее, включая дошкольное; дополнительное; среднее профессиональное) и разных уровнях принятия управленческих решений (региональном, муниципальном, институциональном).
Модернизация Концепции обусловлена, кроме того, возросшей потребностью всех участников РСОКО в систематизации мероприятий и процедур оценки качества образования, соотнесения функционирующих в сфере оценки качества образования информационных систем и мониторингов с целью получения информации, необходимой и достаточной для принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях управления качеством образования областной образовательной системы.
Важным фактором, объясняющим необходимость обновления Концепции, служит накопленный с 2013 года в региональной образовательной системе опыт концептуализации разработки и реализации моделей государственно-общественного управления качеством общего образования в контексте вертикали управления <4>.
________________
<4> Государственно-общественное управление качеством общего образования: специфика осуществления на различных уровнях принятия решений: монография/М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов, Ю.Ю. Баранова и др.; науч. ред. д-р пед. наук В.Н. Кеспиков. Челябинск: ЧИППКРО, 2015. 300 с.
Таким образом, обновление требований и подходов к системе оценки качества образования на федеральном уровне, накопленный инновационный опыт государственно-общественного управления качеством образования на региональном уровне, новые запросы потребителей результатов РСОКО стали основой совершенствования Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области.
Данная Концепция разработана с целью применения совокупности изменившихся требований государства и запросов общества к функционирующей системе оценки качества образования в части совершенствования ее структуры, содержания, механизмов и процедур, а также обеспечения эффективного управления образовательной системой региона по результатам анализа полученных данных.
Концепция определяет: методологические основания совершенствования региональной системы оценки качества образования, включая понятийный аппарат и принципы; цель и задачи РСОКО, ее объекты и содержание. Концепция включает также описание используемых в образовательной системе Челябинской области механизмов и процедур оценки качества образования, организационную структуру управления РСОКО. В Концепции сформулированы ожидаемые результаты реализации РСОКО и направления управленческих решений по результатам мероприятий РСОКО на всех уровнях принятия решений (приложение 1).
Методология региональной системы оценки качества образования Челябинской области, определенная Концепцией, представляет собой неразрывное единство нормативного, системного и деятельностного подходов.
Построение региональной системы оценки качества образования Челябинской области на основе нормативного подхода обеспечивает отражение в ее функционировании полномочий <5> региональных органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, в части обеспечения оценки качества образования, а также определяет вертикаль исполнения таких полномочий на всех уровнях управления образовательной системой Челябинской области (региональном, муниципальном, институциональном).
________________
<5> Под полномочием регионального органа управления образованием понимается ограниченное законодательством право регионального органа управления образованием использовать собственные ресурсы и ресурсы региональной образовательной системы для достижения целей ее функционирования и развития (Модели государственно-общественного управления образованием: сборник научно-методических материалов/В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др. Челябинск: ЧИППКРО, 2014.64 с.).
Формальными основаниями выделения таких полномочий стали нормативные документы федерального уровня <6>.
________________
<6> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р); Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р); Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212); Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 2148-р); Федеральный закон от 21.07.2014 N 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"; Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации"; Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497).
В региональной системе оценки качества образования Челябинской области в соответствии с нормативными требованиями <7> отражены полномочия регионального органа управления образованием (непосредственные и переданные от федеральных органов управления образованием), позволяющие обеспечить функционирование РСОКО в современных условиях:
________________
<7> Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 7, 8, 12, 20, 59, 95.
- государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций Челябинской области, а также органов местного самоуправления региона, осуществляющих управление в сфере образования;
- лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций Челябинской области;
- государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций Челябинской области;
- разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Челябинской области;
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях на территории Челябинской области;
- организация предоставления в Челябинской области среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
- организация обеспечения образовательных организаций Челябинской области учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- обеспечение осуществления мониторинга в системе образования Челябинской области;
- обеспечение проведения государственной итоговой аттестации;
- создание условий для организации проведения независимой оценки качества образования в образовательных организациях Челябинской области;
- создание условий для экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования Челябинской области;
- инициирование участия профессионального сообщества в экспертизе основных образовательных программ, учебников, проектов нормативных правовых актов.
Концепция отражает также иные полномочия региона, закрепленные в практике функционирования РСОКО в Челябинской области в части: проектирования и проведения измерений (оценочных процедур); интерпретации результатов оценивания; распространения информации о результатах оценивания; оценки эффективности управленческих решений; подготовки кадров в области оценки качества образования; экспертизы и сертификации измерителей, процедур системы оценки качества образования; создания сервисов для потребителей (консультирование по запросу, проведение оценки качества образования по запросу, рейтингование, формирование информационных систем, баз данных и т.п.).
Построение региональной системы оценки качества образования Челябинской области в соответствии с полномочиями регионального органа управления образованием обеспечивает ее применимость ко всей вертикали управления образовательной системой Челябинской области, а также обеспечивает встраивание РСОКО в общероссийскую систему оценки качества образования.