ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 апреля 2018 года N 493-р


Об утверждении Концепции Центра управления изменениями в Республике Саха (Якутия)



В целях реализации Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 18 января 2018 г. N 2371 "О повышении эффективности системы государственного управления Республики Саха (Якутия)":


1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления изменениями в Республике Саха (Якутия).


2. Контроль исполнения настоящего распоряжения оставляю за собой.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.ЧЕКИН



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 апреля 2018 г. N 493-р



КОНЦЕПЦИЯ ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)



I. Введение


Современный уровень развития страны и ее регионов, реакция на "большие вызовы", деятельность в условиях неопределенности обусловили необходимость модернизации системы государственного управления.


Наличие действенной системы управления изменениями - один из важнейших элементов государственного управления. Готовность к трансформациям является неотъемлемым фактором успешной реализации стратегических программ развития.


В Республике Саха (Якутия) проводится работа по повышению эффективности государственного управления: приведена в соответствие требованиям федерального законодательства система стратегического планирования на государственном, муниципальном и корпоративном уровнях, внедряются проектные методы управления социально-экономическим развитием, формируются механизмы антикризисного управления, бюджетирования государственных и муниципальных учреждений, информатизация бюджетного процесса, созданы инструменты государственно-частного партнерства, проведена "перезагрузка" системы дополнительного образования государственных и муниципальных гражданских служащих республики.


Достигнутые успехи можно оценить по стабильности макроэкономических показателей республики в условиях экономического кризиса 2014 - 2015 г.г., лидирующим позициям республики среди регионов России по развитию человеческого потенциала, инвестиционному уровню кредитного рейтинга, динамике инновационного развития.


В настоящее время деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) организована на базе линейно-функциональных вертикальных структур. В то же время современное государство - платформа, пользователями которой выступают граждане, бизнес и сами государственные служащие. С этих позиций эффективность государственного управления оценивается степенью удовлетворенности различных групп пользователей, а структура управления перестраивается от линейно-функциональной к процессной и проектной.


При этом проектным методом управления могут быть реализованы не более 20 - 30% целей и задач, которые стоят перед органами государственного управления. Таким образом, свыше 50% деятельности в государственном секторе может быть выстроено в процессной логике, в рамках которой деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) ориентирована не на реализацию функции, а на получение заданных результатов.


Значительный потенциал существующей системы государственного управления связан с внедрением технологий управления изменениями, которые зарекомендовали себя в корпоративном секторе, в государственном и муниципальном управлении Республики Саха (Якутия). Концепция создания региональных центров управления реформами/изменениями активно прорабатывается на федеральном уровне и в отдельных регионах.


Формирование системы управления изменениями потребует поэтапного изменения организационной культуры государственного управления, корректировки государственных программ, реализации первоочередных и пилотных проектов и мероприятий.


Рост эффективности государственного управления в конечном счете будет обеспечен за счет: повышения скорости и качества принятия и реализации управленческих решений, интеллектуализации контроля; ориентации текущей деятельности на достижение стратегических задач; роста производительности труда государственных гражданских и муниципальных служащих; повышения доступности структурированной информации за счет информатизации процессов управления, интеграции информационных систем и создания единой информационно-коммуникационной среды между гражданами, предприятиями и государством. Структурные изменения предполагают перераспределение зон компетенции и ответственности ведомств.



II. Цели и задачи деятельности Центра управления изменениями Республики Саха (Якутия)


Центр управления изменениями Республики Саха (Якутия) (далее - ЦУИ) является проектным офисом Правительства Республики Саха (Якутия), осуществляющим разработку и реализацию проектов по модернизации системы исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), направленных на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), улучшение качества предоставляемых услуг населению и бизнесу, повышение конкурентоспособности экономики и качества жизни населения Республики Саха (Якутия).


Миссия ЦУИ - формирование системы управления изменениями в государственном секторе республики посредством соответствующей организационной и методологической поддержки и координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).


Деятельность ЦУИ предполагает решение следующих основных задач:


1) формирование системы стратегического управления Республики Саха (Якутия) на основе единой взаимоувязанной системы документов стратегического планирования федерального, республиканского уровней, уровня местного самоуправления и сбалансированной системы ключевых показателей эффективности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), нацеленных на достижение целей и задач стратегического развития;


2) внедрение процессного подхода в деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), реинжиниринг, отладка и совершенствование межведомственного взаимодействия со встроенным механизмом непрерывного совершенствования;


3) формирование оптимальной структуры исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия);


4) внедрение системы управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия);


5) формирование системы устойчивого территориального развития, в том числе на основе внедрения стандартов инфраструктурного обеспечения и повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений;


6) развитие стратегических и системообразующих предприятий государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия), в том числе на основе повышения эффективности менеджмента, обеспечения финансовой устойчивости и высоких стандартов корпоративной культуры управления и внедрение партисипативного управления;


7) формирование кадровой политики, обеспечивающей развитие профессиональных и личностных компетенций государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, установления ключевых показателей эффективности и обеспечивающей максимальную включенность служащих в совершенствование системы государственного управления;


8) разработка и реализация концепции развития ИТ системы региона, опирающейся на передовые технологии в области информатизации, цифровой трансформации и современных коммунникаций, формирование единой интегрированной коммуникационной и информационно-аналитической IT-системы и единой системы электронного документооборота.



III. Принципы и необходимые условия деятельности Центра управления изменениями Республики Саха (Якутия)


Для эффективной реализации программы изменений структурные подразделения, входящие в ЦУИ, наделяются необходимым функционалом и ответственностью за полный цикл внедрения изменений - стратегического планирования с определением целей, задач и результатов внедрения изменений, формированием команд, разработки и реализации целевых программ (мероприятий и проектов), установления соответствующих ключевых показателей эффективности (КПЭ), а также мониторинга, координации и контроля за реализацией проектов изменений, включая внедрение IT технологий, оптимизацию процессной деятельности и развитие кадровой политики.


Необходимыми условиями деятельности ЦУИ являются:


формирование "команды изменений". На первом этапе обучение компетенциям по управлению изменениями будут проходить сотрудники ЦУИ. На следующих этапах предполагается обучение сотрудников исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), не вовлеченных в деятельность ЦУИ, то есть формирование сети "агентов изменений", то есть сотрудников (подразделений) органов власти, понимающих необходимость внедрения изменений, обладающих необходимыми знаниями для этого и готовых к непосредственному внедрению изменений;


межведомственное кросс-функциональное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия);


наделение дополнительными полномочиями руководителей структурных и проектных подразделений ЦУИ;


информационно-аналитическое сопровождение на основе технологий анализа больших данных (big data) и ситуационного мониторинга и анализа результатов, научно-экспертной поддержки и проведения прикладных исследований по отдельным задачам и управленческим решениям.


В основе деятельности ЦУИ лежит проактивный подход: отслеживать международные и российские тенденции в государственном управлении и бизнес-менеджменте, чтобы предвидеть новые тенденции во внешней среде, изучать лучшие мировые и российские практики управления, самим инициировать соответствующие изменения и осуществлять их внедрение в работу органов государственной власти Республики Саха (Якутия).


Деятельность ЦУИ должна основываться на следующих принципах:


1) межведомственное взаимодействие для определения успешности внедрения изменений и достижения результатов;


2) учет интересов конечных потребителей как основополагающее условие внедряемых изменений;


3) поиск и внедрение изменений (улучшений) - это непрерывный приоритетный процесс, являющийся центральным для деятельности ЦУИ;


4) построение системы целей и задач на основе технологии SMART;


5) ориентированность на измеримый результат и использование сквозных КПЭ;


6) использование международных и российских профессиональных стандартов (сводов знаний) в предметных сферах;


7) комплексность и последовательность действий (этапность) - пилотирование проектов изменений и дальнейшее их масштабирование;


8) расширение "агентской сети" (формирование команды реформаторов) с установлением полномочий, гарантий и ответственности реформаторов;


9) использование современных технологий управления, в том числе системы постоянных улучшений (подход "кайдзен"), бенчмаркинга, LEAN-технологий (принципы "бережливого государства"), партисипативного (в форме участия в управлении), технологии ADKAR, системы менеджмента качества и др.;


10) ориентация на цифровизацию - использование современных технологий в области ИТ;


11) обоснованность принятия решений на основе информационно-аналитических данных;


12) вовлеченность общества и профессионального сообщества в процесс выработки решений.



IV. Система управления и структура Центра управления изменениями Республики Саха (Якутия)


ЦУИ формируется на основе принципов проектного управления в формате проектного офиса с функциями координирующего и управляющего органа, осуществляющего также организационную, методологическую и консультационную поддержку исполнительных органов государственной власти республики.


Руководителем ЦУИ является Председатель Правительства Республики Саха (Якутия), что обеспечивает необходимую административную поддержку для инициации и реализации мер по внедрению изменений.


Организационная структура ЦУИ формируется в рамках действующей общей штатной численности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и включает в себя структурные и проектные подразделения исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений Республики Саха (Якутия):

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»