ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2018 года N 69-п


О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 512-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:


1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 512-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" следующие изменения:


в государственной программе Красноярского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов" (далее - программа):


в разделе 1:


строку "Соисполнители программы" изложить в следующей редакции:


"

Соисполнители программы

министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края;

министерство здравоохранения Красноярского края;

агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края

";


строку "Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы" изложить в следующей редакции:


"

Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы

целевые показатели программы:

протяженность береговой линии водных объектов, защищенной от негативного воздействия вод, с 2014 года (68,85 км) увеличится к 2030 году до 96,0 км;

площадь особо охраняемых природных территорий с 2014 года (14443,0 тыс. га) увеличится к 2030 году до 15247,9 тыс. га.

Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы представлен в приложении к паспорту программы

";


строку "Информация по ресурсному обеспечению программы, в том числе по годам реализации программы" изложить в следующей редакции:


"

Информация по ресурсному обеспечению программы, в том числе по годам реализации программы

общий объем финансирования программы за период 2014 - 2020 годов составляет 5249497,8 тыс. рублей, в том числе:

2014 год - 625930,8 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 115700,8 тыс. рублей,

краевой бюджет - 510230,0 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 0,0 тыс. рублей;

2015 год - 704596,3 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 153930,1 тыс. рублей,

краевой бюджет - 550666,2 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 0,0 тыс. рублей;

2016 год - 547398,2 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 119541,9 тыс. рублей;

краевой бюджет - 427252,6 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 603,7 тыс. рублей;

2017 год - 785199,7 тыс. рублей, в том числе

федеральный бюджет - 110811,6 тыс. рублей;

краевой бюджет - 667437,3 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 6950,8 тыс. рублей;

2018 год - 940279,7 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 184633,7 тыс. рублей;

краевой бюджет - 737731,9 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 5303,1 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 12611,0 тыс. рублей;

2019 год - 853527,1 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 142133,0 тыс. рублей;

краевой бюджет - 697630,5 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 1152,6 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 12611,0 тыс. рублей;

2020 год - 792566,0 тыс. рублей, в том числе федеральный бюджет - 106140,6 тыс. рублей;

краевой бюджет - 669369,4 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 1055,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 16001,0 тыс. рублей

";


приложение к паспорту программы изложить в редакции согласно приложению N 1;


в разделе 4:


в абзаце втором цифры "15250,0" заменить на цифры "15247,9";


в абзаце третьем цифры "98,0" заменить цифрами "96,0";


в разделе 5:


пункт 5.2 изложить в следующей редакции:


"5.2. Подпрограмма "Обращение с отходами", являющаяся приложением N 1 к программе (далее - подпрограмма N 1).


Проблема накопления отходов обостряется в Красноярском крае с каждым годом, при этом наиболее острой остается проблема накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Количество отходов (1 - 5 классов опасности), образующихся на территории Красноярского края, составляет около 300 млн т в год, из них 1,2 млн т - ТКО. В результате в Красноярском крае сложилась крайне неблагоприятная ситуация в сфере обращения с ТКО, что создает значительные экологические, экономические и социальные проблемы в регионе.


Существующая в Красноярском крае система обращения с ТКО не направлена на использование ТКО в качестве вторичных материальных ресурсов и их дальнейшую переработку и основана преимущественно на непосредственном размещении ТКО на полигонах, в подавляющем большинстве случаев (около 95%) не соответствующих современным нормативным требованиям. Отсутствие сортировки и переработки ТКО при отсутствии в большинстве муниципальных образований Красноярского края объектов размещения отходов обусловливает наличие большого количества несанкционированных мест размещения отходов.


Применяемые в настоящее время технологии размещения ТКО на объектах размещения отходов имеют существенные недостатки:


долговременное изъятие из оборота значительных площадей земель;


безвозвратные потери ценных компонентов ТКО;


быстрое переполнение существующих полигонов из-за большого объема и малой плотности размещаемых отходов; средняя плотность ТКО составляет 200 - 220 кг/м3, которая достигает всего лишь 450 - 500 кг/м3 после уплотнения с использованием спецавтотранспорта;


негативное воздействие на окружающую среду (загрязнение и захламление земель, загрязнение поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха).


По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, централизованной системой обращения с отходами в Красноярском крае охвачено только 53% населенных пунктов - это городские округа, крупные городские и сельские поселения. Данная ситуация сложилась в результате недостаточной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Красноярского края специализированной современной техникой и оборудованием для сбора и транспортировки отходов потребления с территорий населенных пунктов, а также отсутствием системного контроля за надлежащим сбором и транспортировкой ТКО к объектам их размещения, что приводит к формированию многочисленных несанкционированных мест размещения отходов вокруг населенных пунктов.


Негативное воздействие на природную среду характерно для всех стадий обращения с ТКО, начиная с их сбора и транспортировки и заканчивая подготовкой к использованию компонентов и обезвреживанию или захоронению. Особенно остро это негативное воздействие проявляется в случае неорганизованного транспортирования ТКО к местам несанкционированного размещения.


Положение усугубляется тем, что из-за отсутствия раздельного сбора ТКО и его фактического сбора в общие контейнеры, в мусоропроводы жилых домов вместе с бумагой, полимерной, стеклянной и металлической тарой, пищевыми отходами выбрасываются лекарства с истекшим сроком годности, разбитые ртутьсодержащие термометры и люминесцентные лампы, тара с остатками ядохимикатов, лаков, красок и иные отходы. Все это загрязняет территорию жилых домов, а потом под видом малоопасных отходов транспортируется на полигоны ТКО либо на несанкционированные места размещения отходов, которые чаще всего устраивают в выработанных карьерах, оврагах, заболоченных местах вблизи населенных пунктов, что недопустимо в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.


В муниципальных образованиях Красноярского края в основном полностью отсутствуют объекты размещения отходов, соответствующие современным нормативным требованиям, что создает условия для образования многочисленных несанкционированных мест их размещения.


Текущее состояние и эксплуатация имеющихся полигонов ТКО сопровождается многочисленными нарушениями, которые выражены в несоблюдении правил и требований норм действующего законодательства.


Существующие несанкционированные места размещения бытовых отходов на территории Красноярского края большей частью были организованы более 30 лет назад и являются "исторически" сложившимися местами размещения ТКО.


Общая площадь земель, занятых под полигоны ТКО и учтенных в региональной базе данных несанкционированных мест размещения отходов на территории Красноярского края, составляет 1252 га, из них 320,3 га занято полигонами, 931,7 га - несанкционированными местами размещения отходов. Кроме учтенных, на территории Красноярского края имеется большое число неучтенных свалок, площадь которых по экспертным оценкам составляет от 2 до 5 тыс. га.


Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Красноярского края является экологическая устойчивость региона, безусловным требованием которой выступает организация надлежащего сбора, транспортировки, обезвреживания и размещения ТКО, ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям полигонов ТКО, несанкционированных мест размещения ТКО, развитие системы использования вторичных ресурсов путем строительства комплексов по сортировке и переработке ТКО.


Приоритетным направлением в области обращения с ТКО считается переход от захоронения к их использованию в качестве вторичного сырья. Несмотря на это, в Красноярском крае в настоящее время полномасштабное использование отходов, в том числе посредством сортировки и переработки ТКО, не организовано. Доля использования ТКО в качестве вторичных ресурсов не превышает 5% от объема образуемых отходов. В то время как в российских регионах-лидерах (Самарская область, город Москва, Нижегородская область) она достигла 20 - 30% и более, а в развитых европейских странах составляет 30 - 50% и выше.


Объем утилизируемых фракций, который может быть после сортировки использован в качестве вторичного сырья, составляет до 50% от общего количества отходов, в том числе: бумага, картон - 26 - 35%; дерево - 2 - 5%; металл цветной - 0,5 - 1,5%; металл черный - 3 - 4%; текстиль - 4 - 6%; кости - 1 - 2%; стекло - 4 - 6%; кожа, резина - 2 - 3%; пластмасса - 3 - 4%, пищевые отходы - 32 - 39%.


Таким образом, сбор и транспортировка неотсортированных отходов без их переработки к местам размещения и захоронения ведут к безвозвратной ежегодной потере на территории Красноярского края до 140 тыс. т макулатуры, 20 тыс. т черных и цветных металлов, 25 тыс. т полимерных материалов, 150 тыс. т пищевых отходов, 6 тыс. т стекла, имеющих реальный спрос на рынке вторичного сырья.


Основными проблемами, препятствующими увеличению использования отходов в качестве вторичных ресурсов в экономике Красноярского края, являются:


1) отсутствие нормативной правовой базы, стимулирующей использование отходов посредством их переработки и потребления вторичных материальных ресурсов, в том числе отсутствие краевого закона, регулирующего сферу обращения с отходами в регионе;


2) отсутствие единой информационной среды, обеспечивающей участников рынка достоверной информацией об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных технологиях их использования и переработки;


3) отсутствие системного подхода к организации сбора компонентов ТКО, направленного на извлечение вторичных ресурсов;


4) несовершенство тарифной политики в сфере обращения с отходами на территории Красноярского края;


5) неудовлетворительное состояние материально-технической базы инфраструктуры обращения с отходами муниципальных образований Красноярского края (недостаточное количество объектов размещения, высокий износ специализированной техники, устаревшие типы контейнеров);


6) неразвитость мощностей по первичной сортировке отходов и отсутствие стабильных крупнотоннажных поставок вторичного сырья на использование;


7) недостаточное количество производств, использующих вторичное сырье для выпуска готовой продукции;


8) неразвитость сети пунктов сбора вторичных материальных ресурсов, преимущественно они организованы в крупных городах, районных центрах; сельские населенные пункты охвачены сбором вторичного сырья в меньшей степени;


9) низкая конкурентоспособность товаров, произведенных с использованием вторичных материальных ресурсов, поскольку даже при относительной дешевизне соотношение цена/качество для них менее благоприятно, чем у продукции, изготовленной только из природного сырья. Отсутствует механизм продвижения на рынке продукции, произведенной из вторичного сырья;


10) проблема сбыта собранного вторичного сырья (из-за отсутствия специализированных предприятий вторичное сырье направляется на переработку и повторное использование в основном за пределы региона; из-за высоких транспортных расходов деятельность по сортировке ТКО в настоящее время нерентабельна);


11) недостаточность нормативно закрепленных инструментов экономического регулирования процесса сбора и использования отходов и стимулирования развития малого и среднего бизнеса в этой сфере; отсутствие экономических стимулов по сокращению добычи и переработки первичного сырья и энергоносителей за счет использования вторичных ресурсов;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»