МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2018 года N 10


Об утверждении Программы "Улучшение условий и охраны труда в Рязанской области на 2018 - 2020 годы"



В целях обеспечения реализации на территории Рязанской области государственной политики в области охраны труда и в соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области постановляет:


1. Утвердить Программу "Улучшение условий и охраны труда в Рязанской области на 2018 - 2020 годы" согласно приложению.


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя министра труда и социальной защиты населения Рязанской области З.А.Мирохину.



Министр
В.С.ЕМЕЦ



Приложение
к Постановлению
министерства труда и социальной
защиты населения Рязанской области
от 16 февраля 2018 г. N 10



Паспорт Программы "Улучшение условий и охраны труда в Рязанской области на 2018 - 2020 годы"

Наименование

"Улучшение условий и охраны труда в Рязанской области на 2018 - 2020 годы"

Исполнители

министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области;

центральные исполнительные органы государственной власти Рязанской области (далее - ЦИОГВ);

государственные автономные учреждения;

государственные бюджетные учреждения;

государственные казенные учреждения;

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

органы местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области;

муниципальные автономные учреждения;

муниципальные бюджетные учреждения;

муниципальные казенные учреждения;

государственные фонды, общественные и иные организации

Цели

Снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда работников

Задачи

I. Улучшение условий и охраны труда.

1. Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах.

2. Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения.

3. Обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения.

4. Содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда.

5. Совершенствование нормативно-правовой базы Рязанской области в сфере охраны труда.

6. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

7. Разработка и внедрение в организациях Рязанской области программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведения регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда.

II. Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Целевые индикаторы (показатели)

1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;

1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего;

1.4. Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием.

2. Динамика оценки условий труда:

2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;

2.2. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда.

3. Условия труда:

3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда;

3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников

Сроки реализации

2018 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований

Общий объем бюджетных ассигнований - 612481,7 тыс. руб., в том числе, за счет средств:

бюджета Рязанской области - 300694,1 тыс. руб.;

бюджетов муниципальных образований - 311787,6 тыс. руб., в том числе по годам:

2018 год - 201545,1 тыс. руб.;

2019 год - 189943,0 тыс. руб.;

2020 год - 220993,6 тыс. руб.

Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц

Общий объем финансирования из внебюджетных источников - 154631,68 тыс. руб.

в том числе:

Фонда социального страхования Российской Федерации - 153269,68 тыс. руб.;

работодателей - 1362,0 тыс. руб.,

в том числе по годам:

2018 год - 49827,38 тыс. руб.;

2019 год - 51763,0 тыс. руб.;

2020 год - 53041,3 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации

К концу срока реализации программы ожидаются следующие результаты:

1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

1.1. Сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (чел.) до 12

1.2. Сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (чел.) до 200

1.3. Сокращение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (ед.) до 72

1.4. Сокращение численности работников с установленным в текущем году профессиональным заболеванием (чел.) до 11

2. Специальная оценка условий труда:

2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда (ед.), - 46000

2.2. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда (ед.), - 1650

3. Условия труда:

3.1. Сокращение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (чел.), до 52820

3.2. Снижение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (%) до 14,3



1. Характеристика сферы реализации Программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития


За период с 2012 по 2016 год показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Рязанской области имеют следующую динамику (таблицы 1 - 4).



Таблица 1



Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2012 - 2016 годах (по данным Государственной инспекции труда в Рязанской области)

Территория

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

Рязанская область

27

17

13

13

16



Таблица 2



Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2012 - 2016 годах (по данным ГУ Рязанское региональное отделение ФСС РФ)

Территория

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

Рязанская область

438

359

307

268

229



Таблица 3



Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего в 2012 - 2016 годах (по данным ГУ Рязанское региональное отделение ФСС РФ)

Территория

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

Рязанская область

73,64

76,3

78,3

75,49

78,53



Таблица 4



Численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в 2012 - 2016 годах (по данным территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора)

Территория

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

Рязанская область

21

22

9

11

9


С 2012 по 2016 год в регионе отмечается почти двукратное снижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, при этом уровень производственного травматизма со смертельным исходом снизился на 40,1%; общий уровень производственного травматизма - на 47,7%; профессиональной заболеваемости - на 57%. Вместе с тем, количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего выросло на 6,6%.


В 2016 году наибольшее количество несчастных случаев было зарегистрировано в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающее производство - 45% от общего количества несчастных случаев, строительство - 18%, сельское хозяйство - 12%. Приводимые здесь и далее виды экономической деятельности используются по ранее действующему, до 1 января 2017 года, классификатору, поскольку базируются на данных 2016 года.


Среди видов несчастных случаев около 40% приходится на травмирование работников оборудованием, деталями и предметами; почти 20% при дорожно-транспортных происшествиях; 17% связаны с падением пострадавшего с высоты.


Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Рязанской области показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ (48% от всех несчастных случаев с тяжелыми последствиями).


К другим причинам относятся:


- нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств и правил дорожного движения (15%);


- нарушение дисциплины труда (10,5%);


- эксплуатация неисправных машин и оборудования (5%);


- недостатки в обучении безопасным приемам труда (5%).


Отмечается увеличение количества случаев производственного травматизма, связанных с так называемым "человеческим фактором". Почти в 40% произошедших несчастных случаев с тяжелыми последствиями сопутствующими причинами были неправомерные действия работников, связанные с нарушениями требований охраны труда, дисциплины труда, противоправными действиями.


Анализ состояния профзаболеваемости работников показывает, что, несмотря на его более чем двукратное снижение за последние 5 лет, эффективность выявляемости случаев профессиональных заболеваний при проведении периодических медицинских осмотров недостаточна. Так, в 2016 году только в 40% случаев профессиональные заболевания диагностировались при проведении периодических медицинских осмотров, в остальных случаях хроническая патология устанавливалась при личном обращении работников.


Низкая выявляемость профпатологии при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров обусловлена в том числе неукомплектованностью организаций, проводящих медицинские осмотры, современным диагностическим оборудованием, в особенности в сложных случаях, когда выявление патологии на ранних стадиях обычными методами затруднительно.


Анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости позволяет сделать следующие выводы:


1. Сложившаяся динамика снижения уровней производственного травматизма имеет потенциал к их дальнейшему снижению за счет устранения причин организационного характера, а также повышения культуры производства и дисциплины труда работников.


2. Снижение уровня профессиональной заболеваемости возможно за счет внедрения современных методов диагностики и повышения качества медицинских осмотров (обследований) в целях выявления патологий на ранних стадиях и их своевременного лечения.


Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.


За период с 2012 по 2016 год аттестация рабочих мест по условиям труда и специальная оценка условий труда проведены в 4165 организациях региона на 129055 рабочих местах, что составляет 87,2% от общего количества рабочих мест.


Анализ проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и специальной оценки условий труда в 2012 - 2016 годах (таблицы 5 - 6) позволяет прогнозировать достижение удельного веса рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, до 98% уже к концу 2018 года.


В 2019 - 2020 годах, с учетом проведения специальной оценки условий труда, только на рабочих местах, которые не подлежат, в соответствии с законодательством Российской Федерации, декларированию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, будут обеспечены количественные показатели проведения специальной оценки условий труда, в отношении данной категории рабочих мест, с расчетом, что каждое из них будет оценено не реже чем 1 раз в 5 лет.



Таблица 5



Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест/специальная оценка условий труда в 2012 - 2016 годах (по данным Государственной инспекции труда в Рязанской области, с 2016 года по данным ФГИС СОУТ)

Территория

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

Рязанская область

20018

25446

9823

40524

33244



Таблица 6



Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест/специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест в 2012 - 2016 годах (рассчитывается на основе данных таблицы 5)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»