ГУБЕРНАТОР ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2017 года N 153


О внесении изменений в постановление от 07.07.2014 N 80



В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом Минприроды России от 31.08.2010 N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре" с учетом согласования изменений Минприроды России (письмо от 23.11.2017 N 04-15-29/31796) в приложение к постановлению Губернатора Тюменской области от 07.07.2014 N 80 "Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий Тюменской области" внести следующие изменения:


в абзаце четвертом раздела 1.2 главы 1 части I слова "в таблице 1.1.1" заменить словами "в таблице 1.2.1";


раздел 5.2 главы 5 части II изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению;


приложение N 12 к Схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий Тюменской области исключить, изменив последующую нумерацию приложений.



В.В.ЯКУШЕВ



Приложение
к постановлению Губернатора
Тюменской области
от 25 декабря 2017 г. N 153


5.2. Нормы пропускной способности охотничьих угодий


Важным вопросом для любой территории, на которой осуществляется процесс охоты, является определение численности охотников, которым может быть предоставлена возможность охоты, то есть определение пропускной способности территории охотничьих угодий. Пропускная способность территории зависит от двух величин: наличия площадей, пригодных для проведения различных охот, и наличия объектов охоты. В связи с этим различают территориальную и биологическую (фактическую) пропускную способность охотничьих угодий.


Под пропускной способностью охотничьих угодий понимается способность территории охотничьих угодий обеспечить охотой определенное количество охотников в один день или за сезон охоты без нарушения принципов рационального пользования угодьями и правил безопасности при охоте. Типовые правила по технике безопасности при обращении с охотничьим оружием и проведении охот с применением охотничьего огнестрельного оружия на территории РСФСР утверждены Главохотой РСФСР 05 мая 1983 года.


В соответствии с указаниями по проектированию охотничьих и лесоохотничьих хозяйств пропускная способность охотничьих угодий определяется исходя из видового и численного состава охотничьих ресурсов, площади и характера территории охотничьих угодий и может подразделяться на территориальную и фактическую.


Под территориальной пропускной способностью понимается значение максимально допустимых норм количества охотников на единицу площади угодий, позволяющие охотиться на территории охотничьих угодий без нарушения принципов рационального пользования угодьями и правил безопасности при охоте. При определении нормы территориальной пропускной способности площадь пригодных охотничьих угодий для каждого вида охоты делится на максимально допустимое количество охотников при проведении данного вида охоты.


Под фактической пропускной способностью охотничьих угодий понимается значение максимального количества охотников, которым может быть представлена возможность проведения охоты в данном охотничьем угодье в зависимости от численности вида конкретного охотничьего ресурса в этом охотничьем угодье. Расчет фактической пропускной способности основывается на численности охотничьих ресурсов, допустимых дневных и сезонных норм добычи в местах обитания.


Анализ вышеназванных рекомендаций по расчету территориальной и фактической пропускной способности территории охотничьих угодий выявил ряд существенных недостатков. Так, при расчете территориальной пропускной способности охотничьих угодий по видам охоты не учитываются следующие аспекты:


- площадь пригодных для охоты угодий рассчитана без учета плотности населения дичи в целом и ее пространственной структуры (концентрации на каких-либо участках в отдельные периоды времени);


- непостоянный состав участников охоты (группы охотников);


- не учитывается разная интенсивность использования охотничьих угодий, имеющих хорошую транспортную доступность и расположенных в труднодоступных угодьях;


- разделение охоты по видам не предусматривает единовременное результативное проведение разных видов охот разными группами охотников.


Что касается фактической пропускной способности, то при ее расчете используются сведения о численности охотничьих ресурсов, основанные на данных государственного учета. Однако, стоит отметить, что способы учета численности не всегда позволяют дать достоверную оценку запасов охотничьих ресурсов, особенно на обширных и труднодоступных территориях. Необходимо отметить, что фактическая пропускная способность охотничьих угодий рассчитывается ежегодно для каждого вида охотничьих ресурсов и устанавливается в охотничьем хозяйстве перед каждым новым сезоном охоты на каждый текущий год, что делает процедуру очень трудоемкой, с высокими временными затратами.


В связи с тем, что численность охотничьих птиц и зверей постоянно колеблется по годам (ввиду различных факторов), фактическая пропускная способность устраиваемой территории не проектируется.


При определении пропускной способности охотничьих угодий учитывались региональные особенности и условия проведения охоты, виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в охотничьих угодьях, определенных в Тюменской области.


Кроме того, нормы использования охотничьих ресурсов и соответственно нормы пропускной способности должны быть адаптированы к соответствующему региону с учетом географических, климатических, ландшафтных, экологических, биотических, антропогенных и других особенностей. Также учитывается емкость охотничьих угодий, удовлетворяющая потребности животных, в том числе обеспеченность кормами и их доступность в узкие периоды переживания, обеспеченность защитными и гнездовыми условиями.


Согласно описанию физико-географического, приведенного в главе 1 настоящей Схемы, на основе ареалогического анализа (метод наложения ареалов) в сочетании с природно-климатическим делением территории региона в южной части территории Тюменской области для современных фаун млекопитающих выделены следующие зоогеографические природные зоны и их подзоны (табл. 5.2.1).



Таблица 5.2.1



Перечень природно-климатических зон юга территории Тюменской области

N п/п

Зоны

Подзоны

Наименование муниципального района (городского округа)

1

Таежно-лесная

Южная Тайга

Уватский, Тобольский, Вагайский

Подтайга

Нижнетавдинский, Ярковский, Юргинский, Аромашевский, Сорокинский, Викуловский

2

Лесостепная

Северная лесостепь

Тюменский, Исетский, Ялуторовский, Упоровский, Омутинский, Голышмановский, Ишимский, Абатский, Заводоуковский городской округ

Средняя лесостепь

Армизонский, Бердюжский, Казанский, Сладковский




Карта-схема зоогеографического районирования юга территории

Тюменской области (без выделения провинций, в разрезе

муниципальных районов)



Данное деление обусловлено схожестью типов охотничьих угодий на основе сравнительного анализа экологических условий, лимитирующих жизнедеятельность вида в пределах его ареала, в том числе климатических, ландшафтных, биотических, антропогенных.


Определение максимальной допустимой нормы нагрузки количества охотников на единицу площади угодий при охоте на конкретные виды (группы видов) охотничьих ресурсов в различные сезоны следует применять с учетом зонально-подзонального зоогеографического районирования, площади и характера охотничьих угодий, свойственных для охотничьих ресурсов, емкости мест обитания и характера пребывания в угодьях.


Нормы пропускной способности охотничьих угодий для осуществления охоты на перелетные виды птиц, отнесенных к охотничьим ресурсам, основываются на площади участков общедоступных охотничьих угодий, свойственных мест обитания соответствующему виду (группе видов) охотничьих ресурсов. Расчет пропускной способности охотничьих угодий для осуществления охоты на перелетные виды птиц с применением норм зонального районирования осуществляется на территории общедоступных охотничьих угодий с учетом свойственных мест обитания и возможных встреч в отдельно взятом сезоне охоты на указанные виды птиц.


Нормы пропускной способности охотничьих угодий для осуществления охоты на пушных животных и оседлых видов птиц, отнесенных к охотничьим ресурсам, основываются на значении площади участков общедоступных охотничьих угодий, свойственных мест обитания для соответствующего вида (группе видов) охотничьих ресурсов, а также учитывают сведения о численности этих видов (по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на 1 апреля текущего года) и определяются как максимально допустимое количество разрешений определенного образца на добычу определенного вида (группы видов) охотничьих ресурсов. Расчет пропускной способности охотничьих угодий для осуществления охоты на пушных животных и оседлых видов птиц с применением норм зонального районирования осуществляется на территории общедоступных охотничьих угодий, свойственных мест обитания (за исключением непригодных для ведения охотничьего хозяйства) на соответствующий вид охотничьих ресурсов.


Нормы пропускной способности охотничьих угодий для осуществления охоты на копытных животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, основываются на значении площади участков общедоступных охотничьих угодий, открытых для охоты на копытных животных (за исключением непригодных для ведения охотничьего хозяйства), и определяются как максимально допустимое количество разрешений на добычу копытных животных. Расчет пропускной способности охотничьих угодий для осуществления охоты на копытных животных, в отношении которых не устанавливается лимит добычи, с применением норм зонального районирования осуществляется на территории общедоступных охотничьих угодий с учетом свойственных мест обитания.


Необходимо отметить, что пропускная способность при различных способах охоты и нормах нагрузки угодий находится в прямой зависимости от численности охотничьих животных, на добычу которых она рассчитана. Согласно законодательному нормированию в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов для каждого способа охоты установлены нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов на одно разрешение. Поэтому при выдаче разрешения на определенную площадь (территорию) угодий для производства охоты обязательно учитывается наличие на ней количества животных согласно нормативам допустимого изъятия охотничьих ресурсов, возможных для добычи.


Проведя комплексный анализ по нормированию добычи отдельных видов охотничьих ресурсов (групп видов охотничьих ресурсов) в Тюменской области с учетом региональных особенностей и условий охоты, имеющих практическую принадлежность, следует выделить следующие виды охотничьих ресурсов как объекты охоты и периоды их добычи:


Охота на пернатую дичь в весенний период:


- Самец уток (селезень), гусь;


- Самец глухаря, тетерева;


- Вальдшнеп.


Охота на пернатую дичь в летне-осенний период:


- Водоплавающая дичь;


- Глухарь, тетерев, вальдшнеп;


- Рябчик, белая куропатка;


- Полевая дичь (перепел, серая куропатка, голуби);


- Болотно-луговая дичь;


- Охота на боровую дичь с подружейными собаками (островными и континентальными легавыми собаками, ретриверами, спаниелями).


Охота на пушных животных в осенне-зимний период:


- Заяц, лиса, енотовидная собака, горностай, колонок, хорь, белка;


- Волк;


- Ондатра, водяная полевка, норка американская.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»