____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства РТ от 31.10.2018 N 535.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 29 января 2018 года)
(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 29.01.2018 N 25)
Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
2. Представить Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва одновременно с проектом закона Республики Тыва "О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
3. Признать утратившим силу с 1 января 2018 г. постановление Правительства Республики Тыва от 25 ноября 2016 г. N 506 "О Прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Глава Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА 2018 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 И 2020 ГОДОВ
Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее - прогноз) разработан на основании статьи 13 Закона Республики Тыва от 2 ноября 2010 г. N 39 ВХ-1 "О бюджетном процессе в Республики Тыва" в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 27 сентября 2011 г. N 553 "Об утверждении Порядка разработки прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на среднесрочный период".
Прогноз разработан с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, а также основных приоритетов, определенных в Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., государственных программах Республики Тыва, планах социально-экономического развития муниципальных образований.
Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработан в двух вариантах.
Первый вариант - базовый, характеризуется сбалансированным развитием экономики и социальной сферы Республики Тыва, сдержанной инвестиционной политикой.
Объем валового регионального продукта (ВРП) в 2017 - 2020 годах в сопоставимых ценах увеличится на 6,5 процента и составит 65,6 млрд. рублей. Среднегодовой индекс потребительских цен в 2017 - 2020 годах составит 104,2 процента. Численность безработных сократится с 21,3 тыс. человек (2016 год) до 20 тыс. человек (2020 год). Потребительский спрос будет, с одной стороны, ограничиваться сдержанной динамикой доходов населения, с другой - поддерживаться постепенным оживлением потребительского кредитования.
Второй вариант прогноза - целевой, базируется на предположении о более позитивной экономической конъюнктуре, а также активизации инвестиционных процессов. При развитии экономики по оптимистичному сценарию динамика потребительского и инвестиционного спроса будет существенно выше, чем по первому варианту, что объясняется планомерным восстановлением реальных располагаемых доходов населения и более высокой инвестиционной активностью.
По второму варианту объем валового регионального продукта (ВРП) в 2017 - 2020 годах в сопоставимых ценах увеличится на 7,5 процента и составит 66,5 млрд. рублей. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2020 году составят 100,5% против 85% в 2016 году. Среднегодовой индекс потребительских цен в 2017 - 2020 годах составит 104,1 процента.
Базовый вариант предлагается использовать для разработки параметров республиканского бюджета на 2018 - 2020 годы.
С применением методов проектного подхода будут реализованы приоритетные проекты по основным направлениям стратегического развития, определенным Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства, развития малого и среднего предпринимательства, жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности, экологии, контрольно-надзорной деятельности.
Целевыми ориентирами основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Тыва являются:
- макроэкономическая стабильность, включающая сохранение бюджетной устойчивости, повышение эффективности социальных расходов, расходов инвестиционного характера;
- повышение гибкости рынка труда, создание условий самозанятости;
- рост предпринимательской инициативы, позволяющий нарастить объем частных инвестиций, с применением налоговых стимулов для развития малого предпринимательства;
- создание условий для стимулирования спроса на продукцию местного товаропроизводителя, способствующих продовольственной безопасности республики и улучшению конкурентоспособности производственной базы местных товаропроизводителей;
- повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
- развитие туристического потенциала республики.
Социально-экономическое развитие в 2016 году характеризуется стабильностью и ростом отдельных макроэкономических показателей. За счет мер, принимавшихся в соответствии с ориентирами, обозначенными в посланиях Президента России и Главы Республики Тыва, удалось ослабить влияние факторов, препятствующих экономической активности. Это позволило улучшить экономическую конъюнктуру и ряд показателей социально-экономического развития. Эффективно сработали антикризисные меры, направленные на поддержку семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, и поддержку местных товаропроизводителей. Для стимулирования предпринимательской деятельности ведется работа по упрощению ведения бизнеса в Республике Тыва, разработаны "дорожные карты" по уменьшению административных барьеров. Под влиянием тарифной и денежно-кредитной политики потребительская инфляция в республике снизилась с 111,4% (2015 год) до 104,4% (2016 год).
За 2016 год промышленное производство увеличилось на 5,3%. Основной вклад в увеличение промышленного производства внесли организации, занимающиеся добычей угля, полиметаллических руд, а также организации в сфере энергетики.
Производство продукции в сельскохозяйственной отрасли возросло на 2,5%. На увеличение производства продукции сельского хозяйства оказало улучшение деятельности сельскохозяйственных организаций.
Объем услуг связи увеличился на 8,0 процентов, объем платных услуг населению сохранился на уровне предыдущего года.
Оборот розничной торговли сократился на 6,3 процента в результате уменьшения реальных располагаемых доходов населения на 14,1%. Несмотря на рост зарплаты на 4,7% денежные доходы населения в отчетном периоде уменьшились на 8,9%. В структуре использования доходов возросла доля на покупку товаров с 38,7% (2015 г.) до 41,0% (2016 г.), на оплату платных услуг - с 9,7% до 10,5%, оплату обязательных платежей и взносов - с 13,5% до 15,0%.
Объем строительных работ уменьшился на 2,7%, что обусловлено сокращением финансирования за счет средств федерального бюджета: если в 2016 г. поступило 5,7 млрд. рублей, то в 2015 г. - 14,5 млрд. рублей.
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, уменьшилась на 1,9 процента и составила 5,3 тыс. человек.
В январе - декабре 2016 г. среднедушевые денежные доходы населения республики составили 14033,6 рубля и по сравнению с соответствующим периодом 2015 г. уменьшились на 8%. Реальные располагаемые денежные доходы в 2016 году составили 85,8 процента к соответствующему периоду предыдущего года. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника увеличилась на 5,3 процента и составила 29828,2 рубля.
Показатели | 2016 г. (факт) | 2017 г. (оценка) | В % к январю - декабрю 2015 г. |
Объем отгруженной промышленной продукции, млн. руб. | 18382,0 | 22500 | 122,4 |
индекс промышленного производства, % | 105,3 | 103,5 | x |
Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, млн. руб. | 6424,3 | 6493 | 101,1 |
Индекс в сопоставимых ценах, % | 102,5 | 100,5 | x |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", млн. руб. | 4005,3 | 4105 | 102,5 |
в сопоставимых ценах, % | 97,3 | 101,5 | x |
Ввод жилья, тыс. кв. м | 107,8 | 108 | 100,2 |
Пассажирооборот, млн. пасс. км | 769,6 | 773 | 100,4 |
Грузооборот, млн. т-км | 235 | 235,5 | 100,2 |
Оборот розничной торговли, млн. руб. | 21490,9 | 22300 | 103,8 |
индекс физического объема, % | 93,7 | 101,1 | x |
Объем платных услуг населению, млн. руб. | 5699,0 | 5750 | 100,9 |
индекс физического объема, % | 100,0 | 101,1 | x |
Денежные доходы на душу населения, руб. | 14033,6 | 14900,0 | 106,2 |
Индекс потребительских цен, % | 104,4 | 104,3 | x |
Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, тыс. чел. в год (в среднем за месяц) | 21,3 | 21,2 | 99,5 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, тыс. чел. | 5,3 | 5,3 | 100 |
Мониторинг кредитных продуктов за 2016 год показал, что всего на территории республики предоставляются свыше 40 кредитных продуктов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Народном банке Тувы реализуются 11 продуктов: "Бизнес-техника", "Бизнес-недвижимость", "Кыштаг для молодой семьи", "ОСОП", кредит на весенне-полевые работы "Деткимче" и другие.
В филиале ПАО "Росбанк" - 7 кредитных продуктов: "Оборотный", "Инвестиционный", "Коммерческая ипотека", "Коммерческий автокредит", программа рефинансирования, овердрафт (программа краткосрочного кредитования кассового разрыва), Программа 6,5 "Корпорации МСП".
В Кызылском отделении ПАО "Сбербанк" - свыше 10 кредитных продуктов.
В региональном филиале АО "Россельхозбанк" - 11 кредитных продуктов: "Сезонно-полевые работы", "Под залог техники и оборудования", "Инвестиционный стандарт", "Оборотный стандарт", "Быстрое решение".
В банке "Восточный" - 3: "Инфинити" (от 15 млн. руб. под 16%), "Банковская карточка", "Кредит под залог недвижимости".
МКК Фонд поддержки предпринимательства Республики Тыва предоставляет микрозаймы и обеспечивает гарантийную поддержку при получении предпринимателями кредитных средств в банках-партнерах Фонда ("Росбанк", "Россельхозбанк", "НБТ", "Сбербанк").