ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2017 года N 561

О ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2017 ГОДУ

(в редакции Постановлений Правительства Самарской области от 23.10.2017 N 658, от 13.11.2017 N 719, от 15.12.2017 N 838, от 19.12.2017 N 848, от 29.12.2017 N 917, от 30.05.2018 N 298)


В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2017 N 993 "Об утверждении Правил предоставления в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств Самарской области, связанных с реализацией дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области в 2017 году" Правительство Самарской области постановляет:

1. Установить, что в целях обеспечения исполнения дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области, к расходным обязательствам Самарской области относится реализация в 2017 году за счет средств областного бюджета следующих мероприятий:

частичное возмещение организациям, принимающим на работу высвобождаемых работников организаций - производителей легковых автомобилей, а до соответствующего трудоустройства - организациям - производителям легковых автомобилей расходов на оплату труда (включая начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) и на материально-техническое обеспечение работ по ремонту производственных помещений, монтажу, демонтажу оборудования и иных видов работ по подготовке инфраструктуры для создания новых рабочих мест;

частичное возмещение работодателям или организациям - производителям легковых автомобилей расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Самарской области, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется в форме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) - производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат.

2. Утвердить прилагаемые:

Программу дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области в 2017 году;

Порядок предоставления в 2017 году субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) - производителям товаров, работ и услуг в целях частичного возмещения организациям, принимающим на работу высвобождаемых работников организаций - производителей легковых автомобилей, а до соответствующего трудоустройства - организациям - производителям легковых автомобилей расходов на оплату труда (включая начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) и на материально-техническое обеспечение работ по ремонту производственных помещений, монтажу, демонтажу оборудования и иных видов работ по подготовке инфраструктуры для создания новых рабочих мест, а также расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

3. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие в результате принятия настоящего Постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в соответствии с действующим законодательством в областной бюджет средств федерального бюджета, в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области на 2017 год.

4. Определить министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на осуществление взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.

5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области.

6. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ



Утверждена
Постановлением
Правительства Самарской области
от 29 августа 2017 года N 561


ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В 2017 ГОДУ (далее - Программа)

(в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 13.11.2017 N 719, от 15.12.2017 N 838, от 19.12.2017 N 848)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

-

Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области в 2017 году

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

-

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2017 N 993 "Об утверждении Правил предоставления в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств Самарской области, связанных с реализацией дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области в 2017 году"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ, РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ

-

министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области (далее - министерство)

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ

-

поручение Губернатора Самарской области Меркушкина Н.И. от 26.06.2017 N 1-30/2603дсп

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

-

министерство

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

-

улучшение ситуации в сфере занятости населения, снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и напряженности на рынке труда Самарской области

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

-

обеспечение занятости работников организаций, предупреждение значительного роста безработицы в Самарской области;

повышение профессиональной конкурентоспособности и мобильности на рынке труда работников организаций

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

-

частичное возмещение организациям, принимающим на работу высвобождаемых работников организаций - производителей легковых автомобилей, а до соответствующего трудоустройства - организациям - производителям легковых автомобилей расходов на оплату труда (включая начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) и на материально-техническое обеспечение работ по ремонту производственных помещений, монтажу, демонтажу оборудования и иных видов работ по подготовке инфраструктуры для создания новых рабочих мест;

частичное возмещение работодателям или организациям - производителям легковых автомобилей расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников

ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ПОДПРОГРАММЫ

-

организация занятости с 1 сентября 2017 года по 31 декабря 2017 года не менее 4000 работников публичного акционерного общества "АВТОВАЗ", находящихся под риском увольнения;

профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации не менее 2000 работников из числа работников, указанных в подпункте "а" пункта 21 Правил предоставления в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджету Самарской области за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств Самарской области, связанных с реализацией дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области в 2017 году, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 993

(раздел в ред. Постановления Правительства Самарской области от 19.12.2017 N 848)

ПОДПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

-

отсутствуют

ИНЫЕ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕЙ И СРОКОВ РЕАЛИЗАЦИИ

-

отсутствуют

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

2017 год.

Программа реализуется в один этап

ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПРОГРАММЫ

-

общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 462 300,0 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета, формируемые за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета (субсидии из федерального бюджета бюджету Самарской области за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда), - 439 185,0 тыс. рублей (95,0% общего объема финансирования мероприятий Программы);

средства областного бюджета, за исключением средств областного бюджета, формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, - 23 115,0 тыс. рублей (5,0% общего объема финансирования мероприятий Программы)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-

расширение возможностей трудоустройства; снижение риска невостребованности работников организаций.


 1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Программы, анализ рисков реализации Программы


В связи с неравномерной динамикой развития различных сфер экономики региона сфера занятости и рынок труда Самарской области также находятся под риском негативных изменений.

По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, в регионе наблюдается высокий уровень занятости населения и низкий уровень безработицы.

Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за II квартал 2017 года составил 4,1%. По этому показателю регион занимает 2-е место с наименьшими значениями среди субъектов Приволжского федерального округа (среднеокружное значение - 4,8%) и находится на 14 - 16-м месте среди субъектов Российской Федерации (среднероссийское значение - 5,2%). Годом ранее (в среднем за II квартал 2016 года) уровень общей безработицы составлял 4,8%.

Уровень занятости в среднем за II квартал 2017 года равен 67,5%. По этому показателю регион занимает 3-е место с наибольшими значениями среди субъектов Приволжского федерального округа (среднеокружное значение - 64,9%) и находится на 16-м месте среди субъектов Российской Федерации (среднероссийское значение - 65,3%). Годом ранее (в среднем за II квартал 2016 года) уровень занятости был равен 68,2%.

Вместе с тем в среднем за II квартал 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года численность занятых уменьшилась на 29,9 тыс. человек (1,8%), с 1675,2 тыс. человек до 1645,3 тыс. человек.

В I квартале 2016 года превышение численности принятых работников по сравнению с выбывшими составило 4667 человек, в I квартале 2017 года ситуация обратная: численность выбывших работников превышает численность принятых работников на 5511 человек.

Продолжается сокращение трудовых ресурсов области из-за снижения численности граждан трудоспособного возраста.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области (далее - Самарастат), численность населения трудоспособного возраста сократилась в 2014 году на 1,5% (с 1896,5 тыс. человек по состоянию на 01.01.2014 до 1868,6 тыс. человек по состоянию на 01.01.2015), в 2015 году - сократилась на 2,0% (до 1831,3 тыс. человек по состоянию на 01.01.2016).

По данным баланса трудовых ресурсов, численность трудовых ресурсов Самарской области в 2015 году составила 2063,2 тыс. человек, или 99,0% к значению 2014 года.

Уменьшение трудовых ресурсов вследствие демографических процессов компенсировалось до последнего времени привлечением иностранной рабочей силы (по данным баланса трудовых ресурсов, численность иностранных трудовых мигрантов выросла с 68,0 тыс. человек в 2014 году до 70,4 тыс. человек в 2015 году), а также увеличением в составе занятых в экономике числа лиц старше трудоспособного возраста и подростков (со 175,8 тыс. человек в 2014 году до 182,9 тыс. человек в 2015 году).

Однако за январь - апрель 2017 года миграционный прирост населения (0,7 тыс. человек) компенсировал естественную убыль населения лишь на 17,1%.

За январь - апрель 2017 года по сравнению с соответствующим периодом 2016 года доля прибыльных предприятий и организаций в общем их количестве уменьшилась с 67,2% до 66,4%. Доля убыточных организаций увеличилась с 32,8% до 33,6%.

Эта тенденция может способствовать росту численности высвобождаемых работников, так как одним из методов сокращения издержек бизнеса является оптимизация численности персонала.

Так, по данным Самарастата, численность уволенных в связи с сокращением численности работников в I квартале 2017 года составила 1953 человека, доля уволенных в связи с сокращением численности работников в общей численности выбывших составила 4,0%.

По данным Самарастата, отмечается тенденция снижения численности требуемых работников списочного состава на вакантные рабочие места: с 18,2 тыс. человек по состоянию на конец I квартала 2016 года до 17,0 тыс. человек по состоянию на конец I квартала 2017 года.

Основные показатели регистрируемого рынка труда Самарской области в 2017 году демонстрируют разнонаправленные тенденции.

Уровень регистрируемой безработицы в регионе в целом по состоянию на 01.07.2017 составил 1,1%, что на 0,3 процентных пункта меньше относительно показателя по состоянию на 01.07.2016. По уровню зарегистрированной безработицы Самарская область находилась на 10-м месте с наименьшими значениями среди субъектов Приволжского федерального округа (в среднем по Приволжскому федеральному округу - 0,9%) и на 40 - 41-м месте среди субъектов Российской Федерации (в среднем по Российской Федерации - 1,1%).

В январе - июне 2017 года за содействием в поиске подходящей работы в службу занятости населения Самарской области обратилось 29,0 тыс. человек, было признано безработными 17,5 тыс. человек.

Отмечается тенденция снижения количества открытых вакансий, имеющихся в распоряжении службы занятости: по состоянию на 30.06.2017 центры занятости населения области располагали сведениями о 27,5 тыс. вакансий, что в 1,4 раза, или на 10,1 тыс. единиц, меньше, чем на соответствующую дату 2016 года.

Сохраняется территориальное и профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы.

Количественный дефицит рабочей силы проявляется в городах, где в конце июня 2017 года на одного незанятого гражданина имелось 1,6 вакансии; в муниципальных районах, напротив, на одну вакансию претендовали 1,5 человека.

Профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы характеризуют состав безработных и структура вакансий: в конце июня 2017 года по рабочим профессиям предложение вакансий превышало спрос на них в 1,7 раза, по служащим спрос на рабочую силу соответствовал предложению (имелось 1,1 вакансии на одного безработного).

В конце июня 2017 года наибольшая потребность ощущалась в квалифицированных работниках сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства - имелось 6,6 вакансии на одного безработного, в группе специалистов среднего уровня квалификации - 2,5 вакансии, в группе специалистов высшего уровня квалификации - 2,2 вакансии.

Максимальная нагрузка безработных на 10 рабочих мест в конце июня 2017 года сложилась в группе служащих, занятых подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием, - 27 человек, а также руководителей - 21 человек.

Коэффициент напряженности по состоянию на 01.07.2017 составил 0,7 не занятых трудовой деятельностью граждан на вакансию, что соответствует показателю по состоянию на 01.07.2016. По коэффициенту напряженности Самарская область находилась по состоянию на 01.07.2017 на 11-м месте с наименьшими значениями среди субъектов Приволжского федерального округа и на 55 - 56-м месте среди субъектов Российской Федерации (в среднем по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации - по 0,6).

Учитывая темпы развития экономики Самарской области, одним из вероятных рисков 2017 года может быть рост напряженности на рынке труда региона.

Среднесписочная численность работников организаций Самарской области (без внешних совместителей) в целом по области в январе - апреле 2017 года сократилась против соответствующего периода предыдущего года на 1,4%, до 1053,7 тыс. человек, в том числе значительное снижение численности работников произошло на предприятиях обрабатывающих производств - на 11,2%, до 219,6 тыс. человек.

По итогам января - июля 2017 года индекс промышленного производства в целом по области составил 101,0% к уровню 2016 года, в том числе в обрабатывающих производствах - 101,2%.

В то же время в случае сокращения объемов производства и ухудшения экономических ожиданий высока вероятность высвобождения работников организаций Самарской области.

По данным мониторинга высвобождения работников, проводимого министерством (далее - мониторинг), по состоянию на 05.07.2017 о состоявшихся и предстоящих увольнениях работников заявляла 741 организация. Среднесписочная численность работников данных организаций составляла 288,4 тыс. человек. Численность уволенных с начала 2017 года в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организаций составляет 4,2 тыс. человек, численность работников, предполагаемых к высвобождению в ближайшие месяцы, - 4,7 тыс. человек.

Скрытой безработицей по состоянию на 05.07.2017 были охвачены 3,3 тыс. человек, из них работали неполное рабочее время 2,9 тыс. человек, в простое по инициативе работодателя находились 0,3 тыс. человек, в отпусках без сохранения заработной платы - 70 человек.

Наиболее неоднозначная ситуация в связи с возможным сокращением работников и введением режима неполного рабочего времени складывается в г.о. Тольятти, на территории которого находится крупнейшее градообразующее предприятие - ПАО "АВТОВАЗ".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.10.2015 N 2190-р городской округ Тольятти переведен со второй категории моногородов "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения" в первую категорию "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций)".

Социальную напряженность в моногороде вызывает продолжающийся процесс оптимизации численности персонала ПАО "АВТОВАЗ". По данным мониторинга, за 2012 - 2016 годы среднесписочная численность работников на ПАО "АВТОВАЗ" сократилась на 30,3 тыс. человек и по состоянию на 18.01.2017 составляла 40,4 тыс. человек (на 10.01.2012 - 70,7 тыс. человек), к 05.07.2017 она уменьшилась до 37,6 тыс. человек.

В 2017 году в г.о. Тольятти сосредоточен один из самых больших в области уровней скрытой безработицы. По данным мониторинга, по состоянию на 05.07.2017 в режиме неполного рабочего времени и простое находились 888 работников предприятий и организаций г.о. Тольятти.

Фактически в 2017 году (до 05.07.2017) со всех предприятий и организаций г.о. Тольятти в связи с их ликвидацией либо сокращением численности или штата уволено (высвобождено) 1,2 тыс. работников, что составляет 1,7% их среднесписочной численности. На ПАО "АВТОВАЗ" в текущем году по причине оптимизации структуры были фактически высвобождены 510 работников (1,4% среднесписочной численности предприятия).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»