____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 25.12.2018 N 168-п.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 16 апреля 2018 года)
(в ред. Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 16.04.2018 N 58-п)
Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:
Утвердить Основные направления долговой политики Республики Хакасия на 2017 - 2021 годы согласно приложению.
Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН
Утверждены
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 23.10.2017 N 142-п
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2017 - 2021 ГОДЫ
(в ред. Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 16.04.2018 N 58-п)
Основные направления долговой политики Республики Хакасия на 2017 - 2021 годы разработаны в соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.06.2012 N 408 "Об утверждении Концепции управления государственным долгом Республики Хакасия", постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 N 561 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия на период до 2020 года".
Долговая политика Республики Хакасия - это направление деятельности Правительства Республики Хакасия, которое является составной частью бюджетной политики региона и реализуется через определенный комплекс мероприятий, направленных на рациональную и эффективную мобилизацию, распределение, использование и возврат Республикой Хакасия заимствованных финансовых ресурсов.
Долговая политика Республики Хакасия направлена на обеспечение финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия. Долговые обязательства Республики Хакасия существуют в виде обязательств по:
1) государственным ценным бумагам Республики Хакасия;
2) бюджетным кредитам, привлеченным в республиканский бюджет Республики Хакасия от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным Республикой Хакасия от кредитных организаций;
4) государственным гарантиям Республики Хакасия.
Характер и основные направления долговой политики Республики Хакасия определяются макроэкономической ситуацией, сложившейся на территории Российской Федерации и Республики Хакасия, требованиями бюджетного законодательства, а также условиями заключенных между Министерством финансов Республики Хакасия и Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении республиканскому бюджету Республики Хакасия из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
Бюджетная политика, проводимая Правительством Республики Хакасия, направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Республики Хакасия. Особое внимание уделяется вопросам эффективного и рационального использования бюджетных средств, оптимального соотношения полученного результата и произведенных затрат и контроля за достижением установленных целевых показателей.
В силу высокой социальной ориентированности расходов республиканского бюджета Республики Хакасия, ограниченности инструментов увеличения его доходов республиканский бюджет Республики Хакасия на протяжении многих лет исполняется с дефицитом, что объективно обуславливает наличие государственного долга Республики Хакасия и тенденцию к его росту.
тыс. руб.
N п/п | Вид обязательства | На 01.01.2013 | На 01.01.2014 | На 01.01.2015 | На 01.01.2016 | На 01.01.2017 |
1 | Обязательства по государственным ценным бумагам Республики Хакасия | 2660000 | 4200000 | 5850000 | 7500000 | 11400000 |
2 | Обязательства по бюджетным кредитам, привлеченным в республиканский бюджет Республики Хакасия от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 566600 | 1645846 | 1805049 | 3322920 | 2861425 |
3 | Обязательства по кредитам, полученным Республикой Хакасия от кредитных организаций | 1146000 | 2071000 | 3002308 | 5714990 | 8541472 |
4 | Обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Хакасия | 214516 | 466124 | 197028 | 138245 | 78205 |
Всего | 4587116 | 8382970 | 10854385 | 16676155 | 22881102 | |
Темп роста к предыдущему году, % | 117,0 | 182,8 | 129,5 | 153,6 | 137,2 | |
Объем налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Хакасия | 12240795 | 11603080 | 12666921 | 14281709 | 15729301 | |
Отношение объема государственного долга Республики Хакасия к объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Хакасия, % | 37,5 | 72,2 | 85,7 | 116,8 | 145,6 |
За последние пять лет в Республике Хакасия сохраняется тенденция роста государственного долга. Значительный рост государственного долга Республики Хакасия, начиная с 2013 года, обусловлен существенным увеличением расходов на выполнение социальных обязательств, связанных с необходимостью исполнения майских указов Президента Российской Федерации от 2012 года по повышению зарплат работникам бюджетной сферы, и, как следствие, формированием максимального дефицита бюджета. Одновременно в результате негативной ситуации в мировой экономике замедлился рост оборотов организаций, что повлияло на поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Хакасия от крупнейших налогоплательщиков региона. В частности, сократились поступления по налогу на прибыль организаций.
На ухудшение ситуации также повлияла чрезвычайная ситуация, вызванная масштабными пожарами, произошедшими в Республике Хакасия в апреле 2015 года. Экономике Республики Хакасия был нанесен огромный ущерб. Сократилась налогооблагаемая база как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших ее косвенное воздействие. Сократились поступления в доходную часть республиканского бюджета Республики Хакасия от пострадавших территорий Республики Хакасия. Постигшая Республику Хакасия трагедия привела к масштабным расходам на ликвидацию последствий пожаров, восстановление жилья и оказание помощи гражданам.
В связи с недостаточностью доходной базы финансирование дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия осуществляется в основном за счет привлечения кредитов кредитных организаций и размещения облигационных займов, поэтому рыночные заимствования в структуре государственного долга Республики Хакасия к началу 2017 года составили 87,2%. В течение 2014 - 2016 годов использовался механизм снижения расходов на обслуживание долга и улучшения его структуры за счет получения бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, но ввиду нереалистичного характера условий получения данных кредитов данный механизм не привел к ожидаемому результату, и кредиты были возвращены досрочно.
В настоящее время Правительством Республики Хакасия принимаются все возможные меры для обеспечения сбалансированности республиканского бюджета Республики Хакасия. В целях недопущения снижения поступлений доходов в республиканский бюджет Республики Хакасия проводится работа с крупнейшими налогоплательщиками по вопросу увеличения объемов налоговых отчислений.
По состоянию на 01 января 2017 года государственный долг восьми субъектов Российской Федерации превысил отметку 100%, в том числе и государственный долг Республики Хакасия.
Проведя анализ структуры государственного долга вышеуказанных субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод, что наименьший удельный вес по наиболее дешевым в обслуживании бюджетным обязательствам - бюджетным кредитам из федерального бюджета, сложился в Республике Хакасия, а именно, он составляет 12,5%. Удельный вес остальных семи субъектов составляет от 28,9% до 58,8%.
Данная тенденция в структуре государственного долга Республики Хакасия значительно увеличивает нагрузку на региональный бюджет в части обслуживания долговых обязательств.
Принципами долговой политики Республики Хакасия являются:
1) снижение объема долговых обязательств Республики Хакасия до экономически безопасного уровня, позволяющего сохранить контроль за объемом и стоимостью обслуживания государственного долга Республики Хакасия с учетом всех возможных рисков;
2) обеспечение исполнения долговых обязательств Республики Хакасия в полном объеме;
3) равномерное распределение долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Хакасия;
4) прогнозирование и предотвращение рисков, связанных с осуществлением всех видов заимствований.
Основными задачами долговой политики Республики Хакасия являются:
1) повышение эффективности государственных заимствований Республики Хакасия (далее - заимствования);
2) оптимизация структуры государственного долга Республики Хакасия с целью минимизации стоимости его обслуживания при равномерном распределении сроков погашения и обеспечения среднего срока погашения заимствований не менее двух лет;
3) ежегодное снижение на 01 января 2021 года, на 01 января 2022 года, на 01 января 2023 года, на 01 января 2024 года и на 01 января 2025 года не менее чем на 2% показателя доли государственного долга Республики Хакасия от объема доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2020 - 2024 годы соответственно;
(пп. 3 в ред. Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 16.04.2018 N 58-п)
4) поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств Республики Хакасия:
к 01 января 2018 года - не более 137% суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2017 год;
(в ред. Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 16.04.2018 N 58-п)
к 01 января 2019 года - не более 120% суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2018 год;
к 01 января 2020 года - не более 100% суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2019 год;
к 01 января 2021 года - не более 91% суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;
(абзац введен Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 16.04.2018 N 58-п)
к 01 января 2022 года - не более 76% суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;