Недействующий


ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2017 года N 142-п


Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2017 - 2021 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 25.12.2018 N 168-п.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 16 апреля 2018 года)

(в ред. Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 16.04.2018 N 58-п)




Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:


Утвердить Основные направления долговой политики Республики Хакасия на 2017 - 2021 годы согласно приложению.



Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН



Приложение



Утверждены
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 23.10.2017 N 142-п



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2017 - 2021 ГОДЫ

(в ред. Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 16.04.2018 N 58-п)




1. Общие положения


Основные направления долговой политики Республики Хакасия на 2017 - 2021 годы разработаны в соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.06.2012 N 408 "Об утверждении Концепции управления государственным долгом Республики Хакасия", постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 N 561 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия на период до 2020 года".


Долговая политика Республики Хакасия - это направление деятельности Правительства Республики Хакасия, которое является составной частью бюджетной политики региона и реализуется через определенный комплекс мероприятий, направленных на рациональную и эффективную мобилизацию, распределение, использование и возврат Республикой Хакасия заимствованных финансовых ресурсов.


Долговая политика Республики Хакасия направлена на обеспечение финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия. Долговые обязательства Республики Хакасия существуют в виде обязательств по:


1) государственным ценным бумагам Республики Хакасия;


2) бюджетным кредитам, привлеченным в республиканский бюджет Республики Хакасия от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;


3) кредитам, полученным Республикой Хакасия от кредитных организаций;


4) государственным гарантиям Республики Хакасия.



2. Основные факторы, определяющие характер и направления государственной долговой политики Республики Хакасия


Характер и основные направления долговой политики Республики Хакасия определяются макроэкономической ситуацией, сложившейся на территории Российской Федерации и Республики Хакасия, требованиями бюджетного законодательства, а также условиями заключенных между Министерством финансов Республики Хакасия и Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении республиканскому бюджету Республики Хакасия из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.


Бюджетная политика, проводимая Правительством Республики Хакасия, направлена на обеспечение сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Республики Хакасия. Особое внимание уделяется вопросам эффективного и рационального использования бюджетных средств, оптимального соотношения полученного результата и произведенных затрат и контроля за достижением установленных целевых показателей.


В силу высокой социальной ориентированности расходов республиканского бюджета Республики Хакасия, ограниченности инструментов увеличения его доходов республиканский бюджет Республики Хакасия на протяжении многих лет исполняется с дефицитом, что объективно обуславливает наличие государственного долга Республики Хакасия и тенденцию к его росту.



Показатели государственного долга Республики Хакасия за 2012 - 2016 годы



тыс. руб.

N п/п

Вид обязательства

На 01.01.2013

На 01.01.2014

На 01.01.2015

На 01.01.2016

На 01.01.2017

1

Обязательства по государственным ценным бумагам Республики Хакасия

2660000

4200000

5850000

7500000

11400000

2

Обязательства по бюджетным кредитам, привлеченным в республиканский бюджет Республики Хакасия от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

566600

1645846

1805049

3322920

2861425

3

Обязательства по кредитам, полученным Республикой Хакасия от кредитных организаций

1146000

2071000

3002308

5714990

8541472

4

Обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Хакасия

214516

466124

197028

138245

78205

Всего

4587116

8382970

10854385

16676155

22881102

Темп роста к предыдущему году, %

117,0

182,8

129,5

153,6

137,2

Объем налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Хакасия

12240795

11603080

12666921

14281709

15729301

Отношение объема государственного долга Республики Хакасия к объему налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Хакасия, %

37,5

72,2

85,7

116,8

145,6


За последние пять лет в Республике Хакасия сохраняется тенденция роста государственного долга. Значительный рост государственного долга Республики Хакасия, начиная с 2013 года, обусловлен существенным увеличением расходов на выполнение социальных обязательств, связанных с необходимостью исполнения майских указов Президента Российской Федерации от 2012 года по повышению зарплат работникам бюджетной сферы, и, как следствие, формированием максимального дефицита бюджета. Одновременно в результате негативной ситуации в мировой экономике замедлился рост оборотов организаций, что повлияло на поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Хакасия от крупнейших налогоплательщиков региона. В частности, сократились поступления по налогу на прибыль организаций.


На ухудшение ситуации также повлияла чрезвычайная ситуация, вызванная масштабными пожарами, произошедшими в Республике Хакасия в апреле 2015 года. Экономике Республики Хакасия был нанесен огромный ущерб. Сократилась налогооблагаемая база как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших ее косвенное воздействие. Сократились поступления в доходную часть республиканского бюджета Республики Хакасия от пострадавших территорий Республики Хакасия. Постигшая Республику Хакасия трагедия привела к масштабным расходам на ликвидацию последствий пожаров, восстановление жилья и оказание помощи гражданам.


В связи с недостаточностью доходной базы финансирование дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия осуществляется в основном за счет привлечения кредитов кредитных организаций и размещения облигационных займов, поэтому рыночные заимствования в структуре государственного долга Республики Хакасия к началу 2017 года составили 87,2%. В течение 2014 - 2016 годов использовался механизм снижения расходов на обслуживание долга и улучшения его структуры за счет получения бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, но ввиду нереалистичного характера условий получения данных кредитов данный механизм не привел к ожидаемому результату, и кредиты были возвращены досрочно.


В настоящее время Правительством Республики Хакасия принимаются все возможные меры для обеспечения сбалансированности республиканского бюджета Республики Хакасия. В целях недопущения снижения поступлений доходов в республиканский бюджет Республики Хакасия проводится работа с крупнейшими налогоплательщиками по вопросу увеличения объемов налоговых отчислений.


По состоянию на 01 января 2017 года государственный долг восьми субъектов Российской Федерации превысил отметку 100%, в том числе и государственный долг Республики Хакасия.


Проведя анализ структуры государственного долга вышеуказанных субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод, что наименьший удельный вес по наиболее дешевым в обслуживании бюджетным обязательствам - бюджетным кредитам из федерального бюджета, сложился в Республике Хакасия, а именно, он составляет 12,5%. Удельный вес остальных семи субъектов составляет от 28,9% до 58,8%.


Данная тенденция в структуре государственного долга Республики Хакасия значительно увеличивает нагрузку на региональный бюджет в части обслуживания долговых обязательств.



3. Принципы долговой политики Республики Хакасия


Принципами долговой политики Республики Хакасия являются:


1) снижение объема долговых обязательств Республики Хакасия до экономически безопасного уровня, позволяющего сохранить контроль за объемом и стоимостью обслуживания государственного долга Республики Хакасия с учетом всех возможных рисков;


2) обеспечение исполнения долговых обязательств Республики Хакасия в полном объеме;


3) равномерное распределение долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Хакасия;


4) прогнозирование и предотвращение рисков, связанных с осуществлением всех видов заимствований.



4. Основные задачи долговой политики Республики Хакасия


Основными задачами долговой политики Республики Хакасия являются:


1) повышение эффективности государственных заимствований Республики Хакасия (далее - заимствования);


2) оптимизация структуры государственного долга Республики Хакасия с целью минимизации стоимости его обслуживания при равномерном распределении сроков погашения и обеспечения среднего срока погашения заимствований не менее двух лет;


3) ежегодное снижение на 01 января 2021 года, на 01 января 2022 года, на 01 января 2023 года, на 01 января 2024 года и на 01 января 2025 года не менее чем на 2% показателя доли государственного долга Республики Хакасия от объема доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2020 - 2024 годы соответственно;


(пп. 3 в ред. Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 16.04.2018 N 58-п)


4) поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств Республики Хакасия:


к 01 января 2018 года - не более 137% суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2017 год;


(в ред. Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 16.04.2018 N 58-п)


к 01 января 2019 года - не более 120% суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2018 год;


к 01 января 2020 года - не более 100% суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2019 год;


к 01 января 2021 года - не более 91% суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2020 год;


(абзац введен Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 16.04.2018 N 58-п)


к 01 января 2022 года - не более 76% суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2021 год;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»