ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 февраля 2017 года N 202-р

О ПРОЕКТНОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ЛЕНСКОГО БАССЕЙНА"

(в редакции распоряжения Правительства РС(Я)  от 29.06.2017 N 812-р)

В целях обеспечения гарантированного завоза водным транспортом жизнеобеспечивающих грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также на основании требований Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":

1. Утвердить Проектную программу "Развитие внутреннего водного транспорта Республики Саха (Якутия) и внутренних водных путей Ленского бассейна" согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) совместно с предприятиями речного транспорта Республики Саха (Якутия) (независимо от форм собственности):

2.1. Обеспечить реализацию Проектной программы "Развитие внутреннего водного транспорта Республики Саха (Якутия) и внутренних водных путей Ленского бассейна".

2.2. При формировании инвестиционных программ предприятий учесть в первоочередном порядке мероприятия по реновации и модернизации судов с учетом реализации требований Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 623.

3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Колодезникова А.З.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.ЧЕКИН



Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 20 февраля 2017 года N 202-р

ПРОЕКТНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА И ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ЛЕНСКОГО БАССЕЙНА"

(в редакции распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.06.2017 N 812-р)

ПАСПОРТ Проектной программы "Развитие внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей Ленского бассейна"

1.

Наименование Проектной программы

 Развитие внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей Ленского бассейна

2.

Основание для разработки Проектной программы

 Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта";

 Перечень поручений по итогам проверки исполнения решений Президента Российской Федерации по обеспечению загрузки отечественных судостроительных предприятий заказами на строительство судов, кораблей и морской техники от 16 марта 2016 г. N Пр-927;

 Поручение по пункту 4.1 протокола совещания при заместителе Председателя Правительства Российской Федерации, полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутневе от 15 ноября 2016 года N ЮТ-П9-67пр;

 Поручение Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова от 3 октября 2016 года N А1-9154.

3.

Ответственный исполнитель Проектной программы

 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия)

4.

Соисполнители Проектной программы

 ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" (по согласованию);

 КП РС(Я) "Арктическая транспортная компания" (по согласованию);

 ООО "Янское речное пароходство" (по согласованию);

 ОАО "Колымская судоходная компания" (по согласованию);

 ООО "Алексеевская РЭБ флота" (по согласованию);

 АО "Корпорация развития РС(Я)" (по согласованию).

5.

Цели и задачи Проектной программы

 Целью являются:

 - обеспечение гарантированной доставки внутренним водным транспортом топливно-энергетических ресурсов, продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения, осуществляемой в рамках государственных закупок, в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

 - обновление пассажирского и грузового флота, осуществляющего перевозки в Ленском бассейне, в том числе в рамках "северного завоза".

 Основными задачами являются:

 - строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи на базе реконструкции и модернизации расположенного на территории Республики Саха (Якутия) Жатайского судоремонтно-судостроительного завода;

 - строительство нового и модернизация имеющегося пассажирского и грузового флота, в том числе в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623.

6.

Целевые индикаторы Проектной программы

 Основными индикаторами являются:

 - экологическая безопасность нефтеналивного флота;

 - объемы перевозок внутренним водным транспортом грузов по Республике Саха (Якутия)

7.

Сроки реализации (этапы) Проектной программы

 2017 - 2036 годы, в том числе:

 - первый этап - 2017 - 2024 годы;

 - второй этап - 2025 - 2036 годы.

8.

Наименование направлений

 - Модернизация и строительство наливных судов в целях выполнения требований Технического регламента "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта";

 - обновление сухогрузного, вспомогательного и пассажирского флота Ленского бассейна;

 - создание высокотехнологичной Жатайской судоверфи

9.

Объем средств на реализацию Проектной программы

(млн руб.)

 Предусматривается финансирование на общую сумму 29 181,09 млн рублей, в том числе:

 - на модернизацию и реновацию флота в соответствии с требованиями Технического регламента - 2 633,34 млн рублей;

 - на строительство судов плавания - 20 797,05 млн рублей, в том числе: класса "река-море" - 6 542,90 млн рублей, внутреннего водного плавания - 12 536,15 млн рублей и пассажирских - 1 718 млн рублей;

 - на строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи - 5 750,7 млн рублей.


1. Предпосылки разработки Проектной программы "Развитие внутреннего водного транспорта и внутренних водных путей Ленского бассейна"

Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 327-р, предусматривает реализацию преимуществ внутреннего водного транспорта на основе комплекса мер, направленных на восстановление инфраструктуры внутренних водных путей, портов, обновление транспортного флота, мер государственной поддержки развития речных перевозок, что позволит обеспечить сбалансированность развития транспортной системы страны за счет разгрузки железнодорожной и автомобильной инфраструктуры в период пиковых нагрузок в навигационный период, оптимизации транспортных схем доставки грузов, повышения доступности транспортных услуг в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где внутренний водный транспорт является безальтернативным и жизнеобеспечивающим. В Стратегии обозначены мероприятия по разработке и реализации мер государственной поддержки обновления флота, в том числе не окупаемых социально значимых проектов, в первую очередь в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, а также в других труднодоступных регионах страны.

Основным механизмом реализации новой редакции государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" станет формирование опорных зон развития в Арктике для взаимоувязки государственной поддержки ключевых объектов инфраструктуры с реализацией конкретных приоритетных проектов. На территории Республики Саха (Якутия) предложено сформировать Северо-Якутскую опорную зону, в качестве каркаса комплексного развития которой определена транспортная инфраструктура на основе единой системы Северного морского пути и внутренних водных путей судоходных рек Ленского бассейна, так как внутренний водный транспорт, даже в перспективе до 2050 года, является безальтернативным для грузоперевозок в арктических и северных территориях республики.

В рамках прошедшего 15 августа 2016 г. в г. Волгограде Президиума Государственного совета по вопросу развития внутренних водных путей (далее - Госсовет) Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был отмечен большой конкурентный потенциал внутреннего водного транспорта, а также его безальтернативность для ряда регионов, особенно для тех, которые обеспечиваются доставкой топливно-энергетических ресурсов, продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения, осуществляемых в рамках государственных закупок, в населенные пункты, расположенные в удаленных и труднодоступных регионах Российской Федерации (далее - "северный завоз").

Пунктом 4.1 Протокола совещания заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 15 ноября 2016 года N ЮТ-П9-67пр Правительству Республики Саха (Якутия) рекомендовано разработать и представить в Минтранс России Программу развития внутреннего водного транспорта Ленского бассейна.

2. Оценка современного состояния внутреннего водного транспорта Ленского бассейна


Транспорт в Республике Саха (Якутия) является важной составляющей экономики, с помощью которого обеспечивается перевозка жизненно важных грузов, товаров, природных ресурсов, в том числе в рамках "северного завоза", а также осуществляется снабжение стратегически важных отраслей экономики.

Внутренний водный транспорт исторически является безальтернативным видом транспорта в Ленском бассейне внутренних водных путей Республики Саха (Якутия). Средняя дальность перевозок внутренним водным транспортом в 12 - 15 раз превышает среднюю дальность перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом, который и вовсе отсутствует в некоторых арктических районах республики.

При общей протяженности внутренних водных путей в Российской Федерации 101,7 тыс. км из семи водных бассейнов, на Ленский бассейн приходится 21,7 тыс. км, что составляет - 21,4% от общей протяженности внутренних водных путей Российской Федерации.

В Ленском бассейне обслуживаемые пути составляют 10,9 тыс. км, из них с гарантированными глубинами - 9,2 тыс. км (реки Лена, Алдан, Вилюй, Яна, Индигирка, Колыма, боковые и малые реки). Схема водных путей Ленского бассейна приведена в приложении N 2.2* Проектной программы.

________________
     * Приложение N 2.2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Категории средств навигационного оборудования и сроки их работы, гарантированные габариты судовых ходов, а также сроки работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2017 года утверждены распоряжением Росморречфлота от 22 декабря 2016 года N ВО-311-р. Основные параметры судовых ходов составляют (глубина, см): р. Лена - 175 - 255, р. Алдан - 100 - 180, р. Вилюй - 100 - 110, р. Витим - 150, р. Яна - 95 - 170 (бар - 220 - 300), р. Индигирка - 200 (бар - 130 - 200), р. Колыма - 110 - 200. Также имеются реки и участки рек без установленных гарантированных габаритов судовых ходов, где осуществляется экспедиционный завоз грузов (р. Амга, р. Оленек, р. Марха, р. Мая, р. Анабар, а также участки рек Индигирка, Яна и Вилюй).

Вследствие климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта Ленского бассейна имеет сезонный характер и ограничена сроками навигации: 150 суток в бассейнах рек и 75 - 80 суток на морских участках (с 15 мая по 10 октября и 20 июля по 30 сентября соответственно).

При этом начало и окончание навигации в Ленском бассейне имеют непредсказуемый характер и напрямую зависят от времени вскрытия льдов, продолжительности паводка и водности рек, а также от сохранения кризисных гидрометеорологических явлений, выражающихся в аномальной маловодности, что, по мнению экспертов, может продлиться до 2030 года.

Общий грузооборот водного транспорта в 2016 году составил 2 529 млн т-км, или 41% от общего грузооборота по республике, выполняемого всеми видами транспорта.

В настоящее время большинство грузов в Республику Саха (Якутия) поступает по смешанному железнодорожно-водному маршруту "БАМ - порт "Осетрово" - река Лена". В порту "Осетрово" (г. Усть-Кут Иркутской области) переваливается 80% грузов, направляемых в республику.

Водный транспорт осуществляет перевозку основной массы грузов межрегионального обмена от перевалочных баз Осетровского транспортного узла до внутриреспубликанских портопунктов и пристаней (создание запасов и резервов ресурсов для жизнеобеспечения населения и нормального функционирования экономики республики), а также перевозку массовых грузов внутриреспубликанского производства (нефть, нефтепродукты, лес, уголь, строительные материалы).

Также часть грузов доставляется железнодорожным транспортом до п. Нижний Бестях, далее переваливается до пунктов назначения на автомобильный и речной транспорт. Основная перевалка грузов для арктических районов осуществляется в Якутском речном порту.

Объем рынка перевозок водным транспортом в Ленском бассейне стабилизировался на уровне около 2,8 млн тонн в год с грузооборотом около 2,6 млрд. тонно-километров. Снижение объемов перевозок в последние годы обусловлено маловодным периодом.

Ежегодная потребность в перевозках водным транспортом жизнеобеспечивающих грузов в Республике Саха (Якутия) составляет порядка 1,4 - 1,6 млн тонн различных грузов.

Потребность коммерческих предприятий оценочно составляет 1 000 - 1 200 тыс. тонн, из них (в зависимости от года) на проекты, связанные с освоением природного потенциала Арктики, завозится до 800 тыс. тонн.

К грузам для обеспечения жизнеобеспечения республики относятся: нефть сырая, газоконденсат, нефтепродукты, метанол, уголь, социально значимые продовольственные товары, сельскохозяйственная продукция, продукция производственно-технического назначения и строительные материалы.

Основными грузовладельцами выступают: ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)", ПАО "Якутскэнерго", АО "Сахаэнерго", АК "АЛРОСА" (ПАО), АО ПО "Якутцемент", АО ХК "Якутуголь", АО "Сургутнефтегаз", ООО "РН-Аэро", АО НК "Туймаада-Нефть", АО "Авиакомпания Якутия", ОАО "Якутская топливно-энергетическая компания", АО "Алмазы Анабара", АО "Якутоптторг" и в последние годы подрядные организации, осуществляющие строительство газопровода "Сила Сибири".

Завоз грузов осуществляется по следующей схеме:

от поставщиков грузы по железной дороге доставляются до входных перевалочных пунктов - перевалочные нефтебазы и порты у железнодорожных путей в г. Усть-Кут, г. Архангельск, г. Мурманск, г. Находка, г. Владивосток;

производится накопление и формирование партий грузов на первый тур навигации для доставки на быстромелеющие реки Амга и Вилюй (вторая половина мая - первая половина июня, продолжительность от 15 до 20 дней);

с открытием навигации (с мая - июня) груз переваливается на водный транспорт и судами речного флота производится перевозка по главной магистральной реке Лена на боковые и малые реки;

с июня по сентябрь - октябрь производится перевозка грузов для получателей, расположенных на реках Алдан и Лена;

с открытием арктической навигации, а также Северного морского пути (конец июля), груз перевозится по магистральной реке Лена морским путем, и далее по арктическим рекам (Яна, Индигирка, Колыма, Анабар) до пунктов доставки и депонации.

По информации ФАУ "Российский Речной Регистр" (далее - ФАУ "РРР") по состоянию на 1 января 2017 г. в Ленском бассейне внутренних водных путей зарегистрировано 1714 судов различных видов.

Основной проблемой водного транспорта является высокий, а по отдельным позициям превышающий предельные сроки износ производственных мощностей (флота, перегрузочной техники, инфраструктуры).

Данные о техническом состоянии флота 8 ведущих предприятий Ленского бассейна внутренних водных путей приведены в приложении N 3, анализ которых показал, что ядро транспортного флота Ленского бассейна построено в период с 1960 - 1986 г.г. В советский период флот Ленского бассейна пополнялся за счет Министерства речного флота РСФСР и Министерства судостроительной промышленности СССР. Максимальное поступление тоннажа осуществлялось с 1975 - 1985 г.г. В этот период поступило 107 тыс. тонн самоходного тоннажа (74% эксплуатируемого в настоящее время самоходного тоннажа), в том числе 69 тыс. тонн судов смешанного "река-море" плавания.

Начиная с 2010 г. подошел срок массового списания действующего флота. Флот имеет сверхнормативный срок эксплуатации - средний возраст судов составляет 36,4 лет, при нормативном сроке - 24 года. Доля относительно нового флота со сроком эксплуатации до 10 лет составляет менее 11%.

В целях обеспечения завоза жизнеобеспечивающих грузов для нужд Республики Саха (Якутия) ежегодно вводится в эксплуатацию 780 ед. флота, перегрузочной техники, вспомогательных и путейских судов, в том числе 450 ед. грузового флота, 34 ед. портальных кранов и 72 ед. пассажирских судов.

ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" является самым крупным участником рынка перевозок водным транспортом в Ленском бассейне внутренних водных путей. По состоянию на 1 января 2017 г. количество флота предприятия составляет - 295 ед. (средний возраст 35,4 лет).

К участникам рынка перевозок водным транспортом в Ленском бассейне внутренних водных путей относятся также: ООО "Алексеевская РЭБ флота" (101 ед. со средним возрастом 41,3 год), ООО "СК "Якутск" (51 ед., средний возраст 35,2 лет), ОАО "Колымская судоходная компания" (37 ед., средний возраст 35,7 лет), АО СК "АЛРОСА-Лена" (25 ед, средний возраст 34,4 года), ООО "Верхнеленское речное пароходство" (21 ед., средний возраст 17,8 лет), КП "Арктическая транспортная компания" (21 ед., средний возраст 38,1 лет), ООО СК "Вилюй" (18 ед., средний возраст 35,4 лет) и ООО "Янское речное пароходство" (17 ед., средний возраст 37,8 лет).

В целях оценки текущего технического состояния групп и типов судов проведен аудит действующего флота Ленского бассейна.

Флот физически и морально устарел, износ судов составляет более 75%.

При рассмотрении степени износа по элементам судов особо характерными являются износы корпусных элементов, силовых установок (ДВС) и электрооборудования судов.

В рамках регламентных требований Регистра судовладельцы осуществляют поддержание технического состояния судов на допустимом нормативном уровне. Однако эти мероприятия с каждым годом увеличивают финансовую нагрузку на владельцев флота.

Наиболее высокий уровень износа корпусов судов по отношению к нормативному значению Правил РРР наблюдается у грузовых судов смешанного река-море плавания:

группа сухогрузных судов пр. 292 типа "Сибирский" - 78%

группа сухогрузных барж пр. 16801 - 69%

группа наливных судов пр. Р-77 типа "Ленанефть" - 68,8%

группа наливных судов пр. 621 типа "Ленанефть" - 76,4%

группа наливных барж пр. КН-16801 - 78,8%.

Среди речных судов высокая степень износа корпусов судов наблюдается у следующих групп судов:

буксиры пр. Фин-600 и Ч-800 - 75%

сухогрузные баржи пр. Р-56 - 72,5%

наливные суда пр. 866 - 67,5%

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»