ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2001 года N 144

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2001-2003 ГОДЫ"

(с изм., внесенными Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28.05.2004 N 150)


В связи с ростом социальной напряженности, значительным распространением наркотических и других психоактивных средств на территории республики, увеличением числа лиц, употребляющих наркотики в немедицинских целях, для усиления борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков Правительство Республики Дагестан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2001-2003 годы" (далее - Программа).

2. Утвердить государственными заказчиками Программы Министерство внутренних дел РД и Министерство здравоохранения РД.

3. Министерствам и ведомствам РД, администрациям городов и районов:

разработать и осуществить меры по реализации Программы;

обеспечить финансирование мероприятий Программы в 2001 году за счет и в пределах средств, предусмотренных им на эти цели в республиканском бюджете РД.

Министерству финансов РД при формировании республиканского бюджета РД на 2002-2003 годы предусматривать необходимые средства для реализации Программы.

4. Контроль за выполнением Программы возложить на Первого зам. Председателя Правительства Республики Дагестан Ахмедова Б.Г.

Первый зам.
Председателя Правительства
Республики Дагестан
Г.ГАДЖИМАГОМЕДОВ






Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 28 июня 2001 года N 144

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2001-2003 ГОДЫ"

ПАСПОРТ Республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2001-2003 годы"

Наименование Программы

-

Республиканская целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2001-2003 годы"

Основание для разработки Программы

-

постановление Государственного Совета Республики Дагестан от 5 января 2001 г. N 2 "О Республиканской программе по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 годы"

Государственные заказчики Программы

-

Министерство внутренних дел Республики Дагестан,
Министерство здравоохранения Республики Дагестан

Основные разработчики и исполнители Программы

-

МВД РД, Минздрав РД, Минэкономики РД, Минобразования РД, Минсельхозпрод РД, Минтруд РД, Минюст РД, Минфин РД, Миннацинформвнешсвязи РД, Комитет Правительства РД по делам молодежи и туризму, ГТРК "Дагестан", УФСБ РФ по РД, УФСНП РФ по РД, Прокуратура РД, ДТУ, Комитет природных ресурсов по РД, МПР РФ, Управление Судебного департамента Верховного Суда РФ по РД, ТО "Махачкала" СКРУ ФПС РФ, Администрация г. Махачкалы (по согласованию)

Сроки реализации

-

2001-2003 годы

Цели и задачи, важнейшие целевые показатели Программы

-

приостановление роста, а в последующем - злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений

Задачи Программы:

совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними;

совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача;

совершенствование системы правоохранительных органов

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотических средств и связанных с этим потерь общества;

повышение антинаркотической ориентации общества, способствующей моральному и физическому оздоровлению нации;

совершенствование методик системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией;

создание:

а) государственных кабинетов анонимного наркотического приема в гг. Буйнакске, Избербаше, Кизилюрте, Кизляре, Хасавюрте;

б) реабилитационного центра в г. Махачкале на 50 коек для лиц, потребляющих психоактивные вещества;

в) введение штатных единиц врачей-наркологов в городских общеобразовательных школах (1 единица на 10-15 школ)

Система организации контроля за выполнением Программы

-

исполнители Программы несут ответственность за своевременность и полное выполнение мероприятий.
Контроль за их выполнением осуществляет Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.


 I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Республиканская целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2001-2003 годы" (далее - Программа) разработана согласно постановлению Государственного Совета Республики Дагестан от 5 января 2001 года N 2 "О Республиканской программе по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 годы" совместными усилиями заинтересованных министерств и ведомств РД.

Наркомания и связанная с ней преступность в Республике Дагестан, как и в целом в Российской Федерации, приобретают все более значительные масштабы. Количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, с каждым годом увеличивается. За 1998-2000 гг. заболеваемость наркотоксикоманиями возросла в республике в 2,3 раза, распространенность (болезненность) выросла в 3,41 раза. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи (две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет) и особенно среди детей и подростков.

Количество зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, возросло в 2000 г. по сравнению с 1999 г. на 22,5% и составило 2245. Возрастает изощренность и организованность действий преступных группировок, растет число торговцев наркотиками. В период с 1998 г. по 2000 г. привлечено к уголовной ответственности 633 торговца наркотиками.

Масштабы и темпы распространения наркомании, широкий размах незаконного оборота наркотических средств обусловливают принятие более эффективных мер и особенно развитие форм и методов взаимодействия между различными государственными структурами. Необходима активизация деятельности профсоюзов, женского движения, ассоциаций и фондов в борьбе с наркоманией. Требуют развития процессы лечения и реабилитации больных наркоманией, антинаркотической пропаганды.


II. Цели и задачи Программы


Главной целью Программы является приостановление роста, а в последующем - злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений.

Выполнение Программы осуществляется на основе объединения усилий заинтересованных органов государственной власти, общественных формирований, организаций и граждан.

Программа предполагает решение следующих задач:

совершенствование антинаркотической пропаганды;

коррекция списков наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ;

проведение комплексных профилактических операций "Мак" и "Допинг";

определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков;

формирование негативного общественного отношения к незаконному потреблению наркотиков;

сохранение и закрепление профессионального кадрового ядра службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

оснащение наркологических диспансеров необходимым лабораторно-диагностическим оборудованием;

совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними;

совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики без назначения врача.

Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности и наращиванию усилий в борьбе с распространением наркотиков, профилактике борьбы с наркоманией и связанных с ней преступности и правонарушений.


III. Система программных мероприятий


Программа включает мероприятия по приоритетным направлениям в сфере незаконного оборота наркотиков:

организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту;

профилактика злоупотребления наркотическими средствами;

лечение, восстановление трудоспособности и реабилитация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков;

обеспечение контроля над наркотическими средствами, находящимися в легальном обороте;

пресечение незаконного оборота наркотических средств.


IV. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации


Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение программных мероприятий. Контроль за их выполнением осуществляет Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (ПКПН). Министерства и ведомства РД, указанные первыми в графе "исполнители" программных мероприятий, являются ответственными за выполнение соответствующих мероприятий и представляют в ПКПН доклады о работе над Программой. По результатам работы ПКПН заслушивает информацию руководителей министерств, ведомств РД, глав администраций городов и районов - исполнителей Программы. По итогам обсуждения принимаются решения, обязательные для исполнителей Программы.

При отсутствии финансирования программных мероприятий государственные заказчики и исполнители вносят в Правительство РД предложения об изменении сроков их реализации либо снятии с контроля.

По решению Председателя Правительства РД могут быть рассмотрены ход и результаты выполнения программных мероприятий на заседаниях Правительства РД с заслушиванием отчетов руководителей министерств и ведомств РД, глав администраций городов и районов, государственных заказчиков и исполнителей Программы.

Реализация Программы будет широко освещаться в средствах массовой информации.


V. Оценка эффективности последствий от реализации Программы


Предполагается, что в результате реализации программных мероприятий будут достигнуты:

определение фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь общества;

приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, а в перспективе - поэтапное сокращение наркомании и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества;

повышение антинаркотической ориентации общества, что повлечет в перспективе моральное и физическое оздоровление нации;

сокращение незаконного спроса на наркотики;

совершенствование методик системы лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией.



  VI. Основные программные мероприятия

N пп

Перечень мероприятий

Исполнители

Источники финансирования

Срок выполнения

Финансирование по годам, тыс. руб.

всего

2001 г.

2002 г.

2003 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту

1.1.

Принять участие в исследовании фактических масштабов распространения наркомании, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (в дальнейшем - наркотические средства) и связанных с этим потерь общества, провести комплексные исследования и осуществить оценку:

Минздрав РД,
Минобразования РД

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

2001-2003 гг.

уровня латентности незаконного оборота наркотических средств и связанной с наркоманией преступности;

МВД РД,
ДТУ,
УФСБ РФ по РД

Федеральный бюджет

материальных потерь от распространения наркомании в сфере производства (аварии, прогулы, травматизм, нетрудоспособность и др. негативные факторы экономического порядка, наступающие в результате потребления наркотических средств);

Минздрав РД,
МВД РД

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

затрат в области правопорядка и осуществления правосудия (на процессуальную деятельность правоохранительных органов, проведение специальных мероприятий и т.д.)

Управление Судебного департамента при Верховном Суде РФ по РД

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

1.2.

Организовать курсы по усовершенствованию для врачей-наркологов по новейшим методикам лечения от наркотической зависимости на базе Дагестанской государственной медицинской академии (кафедра психиатрии и наркологии)

Минздрав РД

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

2001-2003 гг.

75

25

25

25

1.3.

Обеспечить укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Минтруд РД,
МВД РД

Федеральный бюджет

2001-2003 гг.

320

106,8

106,6

106,6

1.4.

Обеспечить функционирование в период летних каникул специализированных смен для школьников в загородных оздоровительных учреждениях, на туристических базах и т.д.

Комитет Правительства РД по делам молодежи и туризму

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

2001-2003 гг.

II. Профилактика злоупотребления наркотическими средствами

2.1.

В целях предупреждения и сокращения немедицинского спроса на наркотические средства принять участие в разработке методологии и методики проведения антинаркотической работы (издание рекомендаций)

Минздрав РД,
Минобразования РД,
МВД РД

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

2001-2003 гг.

80

26,6

26,8

26,6

2.2.

Ввести в городские общеобразовательные школы штатные единицы врачей-наркологов (одну единицу на 10-15 школ)

Минобразования РД,
Минздрав РД

Республиканский бюджет РД

2001 г.

720

720

2.3.

Создать в гг. Буйнакске, Избербаше, Кизилюрте, Кизляре, Хасавюрте государственные кабинеты анонимного наркологического приема

Минздрав РД

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

2001-2003 гг.

2.4.

Создать при городском управлении здравоохранения г. Махачкалы анонимную службу "Доверие"

Администрация г. Махачкалы

Средства городского бюджета

2001-2002 гг.

120

40

40

40

2.5.

Ввести программы в курсы переподготовки и повышения квалификации педагогов, практических психологов по методике работы с учащимися девиантного поведения

Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров

Республиканский бюджет РД

2001 г.

2.6.

Провести конкурс среди преподавателей образовательных учреждений на лучшую организацию работы по профилактике курения, алкоголизма и наркомании среди детей и подростков "Скажи "нет" наркотикам"

Минобразования РД

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

2001-2002 гг.

2.7.

Возобновить деятельность детских и подростковых клубов по месту жительства как средства отвлечения от улицы

Администрации городов и районов РД

Бюджеты городов и районов

2001-2003 гг.

2.8.

Проведение акции-марша "Против наркотиков" по городам республики совместно с общественными организациями, культурными и спортивными учреждениями, молодежными объединениями и другими заинтересованными службами

Администрации городов РД

Средства городских бюджетов

2002-2003 гг.

2.9.

Провести мероприятия по своевременному выявлению студентов, употребляющих наркотические и психотропные вещества, провести анонимный опрос-анкетирование, с целью выявления интересов у студентов к вопросу употребления наркотических средств

Минздрав РД

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

2001-2003 гг.

2.10.

Проводить 2 раза в год на телевидении кинолектории "Наркомания - знак беды".

Минздрав РД,
Миннацинформвнешсвязи РД,
ГТРК "Дагестан",
МВД РД

Республиканский бюджет РД

2001-2003 гг.

2.11.

Провести республиканский конкурс на создание лучшей телерадиопрограммы о проблеме наркомании, ее предупреждении и последствиях

Миннацинформвнешсвязи РД,
ГТРК "Дагестан",
Минздрав РД,
МВД РД

Республиканский бюджет РД

2001-2003 гг.

90

30

30

30

2.12.

Организовать по телевидению и радиовещанию передачи антинаркотической направленности.
Обеспечить издание плакатов, брошюр

Миннацинформвнешсвязи РД,
ГТРК "Дагестан",
Минфин РД

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

2001-2003 гг.

70

23,3

23,4

23,3

2.13.

Приобрести:
видеофильмы о проблемах наркомании;
рекламы наглядной агитации

Комитет Правительства РД по делам молодежи и туризму

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

2001-2003 гг.

41,15

11,65

14,1

15,4

III. Лечение, восстановление трудоспособности и реабилитация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков

3.1.

Открыть в г. Махачкале реабилитационный центр для лиц, потребляющих психоактивные вещества (на 50 коек),

Минздрав РД

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

2001-2003 гг.

5642

2042

1800

1800

в том числе на капитальный ремонт

1500

1500

3.2.

Укрепить материально-техническую базу наркологических учреждений

Минздрав РД

Республиканский бюджет РД

2001-2002 гг.

3455

1175

1570

711

3.3.

Организовать информационный центр с единой базой данных для разработки программ автоматизированной системы сбора информации, характеризующей наркотическую ситуацию в республике

Минздрав РД

Республиканский бюджет РД

2001-2002 гг.

187

187

3.4.

Приобрести одноразовые шприцы и тест-системы для определения наркотических веществ для наркологических учреждений и наркологических кабинетов в районных и городских ТМО

Минздрав РД

Республиканский бюджет РД

2001-2003 гг.

1800

600

600

600

3.5.

Создать диагностические передвижные наркологические лаборатории

Минздрав РД

Республиканский бюджет РД

2001-2003 гг.

70

28

21

21

IV. Обеспечение контроля над наркотическими средствами, находящимися в легальном обороте

4.1.

В местах легального оборота наркотиков осуществлять проверки по соблюдению правил учета, хранения, отпуска, перевозки и пересылки наркотических средств. По результатам проверки принять меры по оптимизации количества аптек и иных объектов, которым разрешена реализация наркосодержащих препаратов, и сокращению количества лиц, имеющих к ним доступ

Минздрав РД,
МВД РД

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

2001-2003 гг. ежеквартально

4.2.

Провести техническое укрепление и оборудование двухрубежной защитой всех объектов хранения наркотиков, а также принятие под вневедомственную охрану мест хранения наркотических средств, расположенных в зоне обслуживания пункта централизованного наблюдения

Минздрав РД,
МВД РД

Республиканский бюджет РД

2001-2003 гг. ежеквартально

4.3.

Контролировать обоснованность списания наркотических средств с истекшими сроками хранения при участии в установленном порядке сотрудников органов внутренних дел на объектах независимо от их ведомственной и имущественной принадлежности

Минздрав РД,
МВД РД

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

2001-2003 гг.

4.4.

Обеспечивать и контролировать централизованную доставку наркотиков с аптечных складов и иных мест хранения в оборудованном автомобиле и под охраной

МВД РД,
Минздрав РД

Федеральный бюджет

2001-2003 гг.

4.5.

Контролировать безусловное выполнение онкологической службой инструкций о порядке назначения и использования наркотических средств больным на дому

Минздрав РД,
МВД РД

Республиканский бюджет бюджетных назначений)

2001-2003 гг. ежеквартально

4.6.

Создать территориальный банк данных о легальном обороте наркосодержащих веществ

МВД РД,
Минздрав РД

Федеральный бюджет

2001-2002 гг.

V. Пресечение незаконного оборота наркотических средств

5.1.

Укрепить взаимодействие органов безопасности с органами внутренних дел, другими правоохранительными органами, общественными организациями в направлении более углубленного изучения оперативной обстановки и отслеживания ее изменения, выработке адекватных мер оперативно-разыскной деятельности

УФСБ РФ по РД,
МВД РД,
ДТУ,
ТО "Махачкала" СКРУ ФПС РФ,
Прокуратура РД

федеральный бюджет

2001-2003 гг.

5.2.

Выявлять организованные наркоформирования, выяснять их структуру, механизм осуществления преступных действий и связей, в первую очередь международного характера

УФСБ РФ по РД,
МВД РД,
ДТУ,
ТО "Махачкала" СКРУ ФПС РФ,
Прокуратура РД

Федеральный бюджет

2001-2003 гг.

5.3.

Создать единый для УФСБ РФ по РД, МВД РД, ДТУ банк данных, в котором сосредотачивалась бы информация по регионам страны о наркотиках, их сырьевой базе, производстве, каналах и способах транспортировки

УФСБ РФ по РД,
МВД РД,
ДТУ,
ТО "Махачкала" СКРУ ФПС РФ,
Прокуратура РД

Федеральный бюджет

2001-2003 гг.

5.4.

В целях улучшения координации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, Республики Азербайджан и Грузии разработать в рамках имеющихся соглашений о межгосударственном сотрудничестве планы совместных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

ДТУ,
УФСБ РФ по РД,
МВД РД,
ТО "Махачкала" СКРУ ФПС РФ,
Прокуратура РД

Федеральный бюджет

2001-2003 гг.

5.5.

Осуществить меры по укреплению материальной базы и приобретению необходимых технических средств, прежде всего специального назначения, для подразделений органов безопасности, внутренних дел, пограничных войск, таможенных органов, специализирующихся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков

УФСБ РФ по РД,
МВД РД,
ДТУ,
ТО "Махачкала" СКРУ ФПС РФ

Федеральный бюджет

2001-2002 гг.

5.6.

Организовать накопление и анализ информации о площадях, занимаемых дикорастущими и возделываемыми наркокультурами, методах снижения их урожайности, способах сбора урожая, объемах получаемого сырья, современных и традиционных технологиях производства наркотиков, видах и количестве изготовленных наркотических средств и информировать об этом правоохранительные органы

Минсельхозпрод РД,
Комитет природных ресурсов по РД,
МПР РФ

Республиканский бюджет РД (в пределах бюджетных назначений)

2001-2003 гг.

5.7.

Активизировать работу по выявлению действующих на территории республики транспортных предприятий, специализирующихся на международных контейнерных перевозках, туристических фирм, сотрудничающих с организациями, расположенными в странах, традиционно производящих наркотики

МВД РД,
УФСБ РФ по РД,
ДТУ

Федеральный бюджет

2001-2002 гг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»