ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 октября 2011 года N 240-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОВОЩЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2020 ГОДЫ"]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие овощеводства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие овощеводства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы" (далее - Программа) Правительство Республики Дагестан.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 637752,5 тыс. рублей.

4. Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.АБДУЛАЕВ






Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 4 октября 2011 года N 240-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОВОЩЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2020 ГОДЫ"


 I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально- экономического развития Республики Дагестан


Республика Дагестан располагает благоприятными почвенно-климатическими условиями для развития овощеводства и занимает ведущее место среди регионов России по производству овощей. Овощеводство является традиционной отраслью сельского хозяйства и играет важную роль в экономике республики. С передачей земель личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам площади под овощными культурами и производство овощей в республике значительно возросли. В среднем за 1996-2002 годы площади под овощными культурами увеличились до 18,7 тыс. га, а валовой сбор - до 263 тыс. тонн, то есть в 2,4 раза. К 2010 году площади под овощными культурами достигли 39,2 тыс. га, валовой сбор - 948,9 тыс. тонн при средней урожайности 244,1 ц/га.

В республике ежегодно потребляется 303,6 тыс. тонн овощей, или 102 кг на душу населения, при рекомендуемой медицинской норме 150 кг. В целях увеличения потребления овощей до рекомендуемой нормы необходимо довести производство овощных культур до 1340,5 тыс. тонн.

В последние годы производство овощей на 96 проц. сосредоточено в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, а доля общественного сектора составляет лишь 4 процента.

Отдельного внимания заслуживает состояние овощеводства закрытого (защищенного) грунта. Имеющиеся мощности теплиц недостаточны для обеспечения населения овощной продукцией в зимний период, в связи с чем ее приходится завозить из-за пределов республики.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, определены основные цели аграрной политики в долгосрочной перспективе:

обеспечение потребности населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства;

повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса;

эффективное импортозамещение на рынке и создание развитого экспортного потенциала;

устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности определена продовольственная безопасность.

Принятие и реализация республиканской целевой программы "Развитие овощеводства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы" (далее - Программа) будет способствовать устойчивому развитию овощеводства и достижению стратегической цели развития агропромышленного комплекса в деле обеспечения продовольственной безопасности в Республике Дагестан.

Площади, валовые сборы и урожайность овощных культур, которые планируется достичь в ходе реализации Программы, приведены в приложении N 1 к настоящей Концепции.


II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


В соответствии с современными стандартами планирования и управления разрабатываемая Программа должна обеспечивать связь стратегических целей и задач развития овощеводства, что достигается применением программно-целевого метода.

Использование программно-целевого метода позволяет сформировать схему планирования и управления Программой в следующей последовательности:

формирование целей и задач Программы в соответствии с требованиями Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38, и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

обоснование и выбор основных вариантов развития овощеводства, определение потребности в финансировании и бюджетировании;

определение планируемых объемов развития овощеводства и конечных результатов Программы, создание сбалансированной системы ее показателей и управления;

разработка механизма реализации и мониторинга.

Программно-целевой метод позволяет при сохранении имеющейся площади посева овощей обеспечить увеличение урожайности и валового сбора путем внедрения капельной системы орошения, строительства и реконструкции тепличных комплексов, внедрения малогабаритных теплиц в горной зоне.

Использование программно-целевого метода позволит:

обеспечить взаимосвязь всех действий финансово-экономического, организационного, государственно-административного, правового, научно-методического и технологического характера для достижения поставленных целей путем последовательного решения конкретных задач;

включить в Программу мероприятия, обеспеченные необходимыми ресурсами.


III. Характеристика и прогноз социально-экономического развития Республики Дагестан без использования программно-целевого метода


Основная доля производства овощей в республике приходится на личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые характеризуются высоким уровнем затрат, низким уровнем возделывания и уборки урожая овощных культур.

Отдельного внимания заслуживает состояние овощеводства закрытого (защищенного) грунта. В настоящее время в республике не имеется действующих промышленных тепличных комплексов и малогабаритных теплиц для производства овощей. Овощная продукция, реализуемая населению республики во внесезонное время, ввозится из соседних регионов и стран. Длительное хранение выращенной овощной продукции невозможно из-за отсутствия современных типовых овощехранилищ.

Основным сдерживающим фактором развития овощеводства является ограниченность финансовых и материальных ресурсов у сельского населения и относительно высокий уровень необходимых капитальных вложений.

Оптимальное решение указанных проблем возможно посредством программно-целевого метода, определяющего основные направления аграрной и промышленной политики в вопросах развития овощеводства и обеспечивающего координацию деятельности предприятий, организаций, финансовых институтов, инвесторов и органов исполнительной власти.


IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Реализация Программы позволит довести производство овощей в республике к 2020 году до 1340,5 тыс. тонн, обеспечить перерабатывающую промышленность сырьем, население республики - свежей овощной продукцией отечественного производства в сезонный и во внесезонный периоды согласно рекомендуемым медицинским нормам питания, что создаст основу для сохранения здоровья граждан, обеспечит к 2020 году импортозамещение овощной продукции открытого и закрытого грунта, будет способствовать достижению продовольственной безопасности страны.

Кроме того, реализация Программы обеспечит создание новых рабочих мест, будет способствовать привлечению в отрасль молодых высококвалифицированных кадров, что особенно актуально в сельскохозяйственном производстве. Успешное развитие овощеводства увеличит поступление финансовых средств от налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

При реализации Программы возможны риски, которые не позволят достичь поставленной цели. К основным рискам можно отнести:

риск в сфере сбыта овощной продукции;

операционные риски, обусловленные несовершенством реализации системы контроля и управления Программой, несоблюдением рекомендованных технологий;

недостаточное финансирование, материально-техническое и кадровое обеспечение научных исследований и научно-технических инновационных разработок;

дефицит государственной поддержки или изменение государственной политики по поддержке развития овощеводства в Республике Дагестан.


V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом


Начало реализации Программы предусматривается с 2012 года.

С 2012 по 2020 годы предусматривается:

разработка проектно-сметной документации на строительство капельной системы орошения на площади 6775 га;

разработка проектно-сметной документации на строительство и реконструкцию тепличных комплексов на площади 133 га и малогабаритных теплиц на площади 30660 кв. м;

разработка проектно-сметной документации на строительство современных овощехранилищ мощностью 50 тыс. тонн;

приобретение необходимой сельскохозяйственной техники для овощеводства.

Необходимые расчеты приведены в приложениях NN 2-7 к настоящей Концепции.


VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам


Целями Программы являются увеличение производства овощей, создание дополнительных рабочих мест, обеспечение перерабатывающей промышленности сырьем, а населения республики - свежими овощами согласно рекомендуемым медицинским нормам потребления.

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих основных задач:

увеличение площадей овощных культур открытого и закрытого грунта;

увеличение урожайности овощных культур;

снижение затрат на производство единицы продукции;

повышение продуктивности овощных культур за счет улучшения агротехники возделывания и внедрения новых высокоурожайных сортов;

налаживание семеноводства, контроля качества, сертификации семенного материала;

внедрение передовых технологий возделывания овощных культур.

Реализация этих задач позволит довести объем производства овощей к 2020 году до 1340,5 тыс. тонн, в том числе открытого грунта - до 1300 тыс. тонн, закрытого грунта - до 40,5 тыс. тонн.

Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:

строительство капельной системы орошения на площади 6775 га;

строительство и реконструкция тепличных комплексов на площади 133 га и малогабаритных теплиц на площади 130660 кв. м;

строительство современных овощехранилищ мощностью 50 тыс. тонн;

приобретение необходимой сельскохозяйственной техники для отрасли овощеводства.

Сведения о социально-экономической эффективности и важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложениях N 8, N 9 к настоящей Концепции.


VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы


Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации предусмотренных Программой мероприятий составляет 12937500 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 6412715 тыс. рублей, республиканского бюджета Республики Дагестан - 637752,5 тыс. рублей и внебюджетных источников - 5887032,5 тыс. рублей.

Общая потребность в финансовых средствах, их распределение по источникам и годам приведены в приложениях NN 10-14 к настоящей Концепции.

В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования могут ежегодно корректироваться на основе анализа полученных результатов и реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников финансирования.


VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы


Эффективность Программы предполагается оценивать по темпам роста площади под овощами закрытого грунта, валового сбора овощей, увеличения урожайности овощей открытого и закрытого грунта.

Анализ динамики целевых индикаторов Программы показывает, что реализация программных мероприятий при условии финансирования в полном объеме обеспечит прирост объема производства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»