ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 октября 2012 года N 247-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТАБУННОГО КОНЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2020 ГОДЫ"]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие табунного коневодства в Республике Дагестан на 2013-2020 годы".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие табунного коневодства в Республике Дагестан на 2013-2020 годы" (далее - Программа) Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 284900,0 тыс. рублей.

4. Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.АБДУЛАЕВ






Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 12 октября 2012 года N 247-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТАБУННОГО КОНЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2020 ГОДЫ"


 I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан


По своему значению коневодство всегда занимало особое место среди других отраслей животноводства. Роль коневодства на протяжении тысячелетий изменялась в зависимости от развития производительных сил и техники, но история цивилизации прямо или косвенно всегда оставалась связанной с совершенствованием этой отрасли.

По данным Дагестанстата, в 2010 году всего в Республике Дагестан в качестве живой тягловой силы использовалось 17600 голов лошадей, 70,0 проц. которых находятся в личных подсобных хозяйствах. Поголовье лошадей на сельхозпредприятиях составило 3500 голов, или 20,0 проц. от общего поголовья.

Племенную базу коневодства в республике составляют 2 конных завода, 1 ипподром и 1 государственная заводская конюшня.

В современных экономических условиях племенное коневодство республики оказалось в особенно тяжелом положении. Сокращается маточное поголовье лошадей. Требует реконструкции и модернизации материально-техническая база племенного коневодства.

Слабая материально-техническая база, отсутствие научно-исследовательских работ по селекции и технологии в племенном коневодстве не позволяют этой отрасли интегрироваться в международную систему племенного учета.

Особая значимость коневодства для Дагестана обусловлена тем, что большая часть территории республики является горной, где использование техники в некоторых случаях затруднено, а в некоторых - невозможно. Коневодство в республике актуально тем, что в настоящее время многие горные территории не развиты, труднодоступны около 7-8 месяцев в году, и единственным средством передвижения является лошадь. По этой причине в соответствии с Законом Республики Дагестан от 16 декабря 2010 года N 72 "О горных территориях Республики Дагестан" развитие табунного коневодства является одним из приоритетов развития горных территорий.

Дальнейшее развитие табунного коневодства, увеличение численности лошадей в республике будут способствовать решению данных задач, а также развитию сельского хозяйства, увеличению производства сельскохозяйственной продукции, вводу в оборот неиспользуемых сельхозугодий, улучшению жизни и быта населения горной и высокогорной зон республики.


II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


В соответствии с современными стандартами планирования и управления Программа должна обеспечивать связь стратегических целей и задач развития табунного коневодства республики, что достигается применением программно-целевого метода.

В настоящее время программно-целевой метод поддержки табунного коневодства используется как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации, таких, как Республика Татарстан и Республика Башкортостан.

Использование программно-целевого метода позволяет сформировать схему планирования и управления Программой в следующей последовательности:

формирование целей и задач;

обоснование и выбор основных вариантов развития табунного коневодства, определение потребности в финансировании;

определение планируемых объемов развития табунного коневодства и результатов Программы, создание сбалансированной системы ее показателей и управления;

разработка механизма реализации и мониторинга.

Программно-целевой метод решения проблемы развития табунного коневодства в республике позволяет обеспечить преемственность и последовательность промежуточных этапов, целенаправленное решение задач по увеличению численности лошадей.

Использование программно-целевого метода обеспечит взаимосвязь всех действий финансово-экономического, организационного, государственно-административного, правового, научно-методического и технологического характера для достижения поставленных целей путем последовательного решения конкретных задач. Кроме того, это повысит эффективность бюджетных средств, направляемых на развитие коневодства.

В связи с этим возникает необходимость разработки республиканской целевой программы "Развитие табунного коневодства в Республике Дагестан на 2013-2020 годы" (далее - Программа).


III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Несмотря на высокий уровень научно-технического прогресса во всем мире, Республику Дагестан невозможно отнести к числу регионов с высоким уровнем механизации сельскохозяйственного производства. По-прежнему в республике наблюдается преобладание ручного труда в производстве, что, в свою очередь, повышает себестоимость и снижает конкурентоспособность производимой продукции. Причиной преобладания ручного труда в производстве является не только низкий уровень обновления стареющего парка сельскохозяйственной техники, но и невозможность использования громоздкой техники в горной и высокогорной зонах.

Сохранение и развитие горных территорий для Дагестана, ввод в оборот неиспользуемых сельхозугодий являются стратегически важными задачами. Оптимальное решение указанных проблем возможно посредством программно-целевого метода.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что отказ от использования программно-целевого метода приведет к инерционному развитию данной отрасли.

Ограниченность финансовых и материальных ресурсов требует концентрации усилий на наиболее приоритетных направлениях, адресном выделении государственных средств, увязки их с конечными результатами, контроля за целевым использованием государственных средств.

Указанным требованиям в наибольшей степени отвечает программно-целевой метод решения проблемы, обеспечивающий координацию деятельности предприятий, организаций, финансовых институтов, инвесторов и органов государственного управления. Программно-целевой подход решения комплекса проблем по развитию коневодства позволит значительно улучшить состояние кормовой базы, увеличить численность лошадей, повысить экономическую эффективность табунного коневодства, оптимизировать использование финансовых и материально-технических ресурсов.


IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Реализация Программы направлена на создание благоприятных экономических условий развития табунного коневодства в Республике Дагестан, увеличение поголовья лошадей, что будет способствовать развитию горной и высокогорной зон республики.

В Концепции рассматриваются два варианта дальнейшего развития табунного коневодства в республике - инерционный и оптимистический.

Инерционный вариант предусматривает направление ограниченного объема финансовых средств в основном на решение текущих проблем коневодческих хозяйств. Данный вариант решения проблемы не обеспечит коренного улучшения состояния табунного коневодства и увеличения поголовья лошадей.

Оптимистический вариант предусматривает проведение комплекса мер, направленных на увеличение численности лошадей, повышение интенсивности селекционных процессов в племенном коневодстве, обеспечивающих получение высокоценных племенных и спортивных лошадей, совершенствование организационно-технологических приемов ведения отрасли.

Проведение данных мероприятий будет способствовать развитию сельского хозяйства, увеличению производства сельскохозяйственной продукции, вводу в оборот неиспользуемых сельхозугодий, улучшению жизни и быта населения горной и высокогорной зон республики, развитию спортивного коневодства, развитию туризма, увеличению производства продукции животноводства.

Реализация Программы сопряжена с рисками, влияющими на достижение целевых показателей.

К основным рискам относятся:

макроэкономические риски, вызванные снижением темпов экономического развития, конъюнктуры и цен на производимую продукцию;

кризис и низкая эффективность банковской системы;

операционные риски, обусловленные несовершенством реализации системы контроля и управления Программой;

производственный брак и другие явления;

производственные и технологические риски (недостаточная обеспеченность кормами, ветеринарной защитой и др.);

недостаточное финансирование, материально-техническое и кадровое обеспечение научных исследований и селекционных разработок;

дефицит государственной поддержки или изменение государственной политики по поддержке развития коневодства;

социальные риски, связанные с дефицитом квалифицированных кадров, недостаточно развитой инфраструктурой, диспаритетом цен и разрывом между уровнем жизни на селе и в городе.

Для варианта инерционного развития характерны практически все виды рисков, особенно природные и техногенные риски, так как реализация варианта сопряжена с минимальными финансовыми затратами.

Вариант оптимистического сценария развития менее подвержен природным, техногенным и социальным рискам, чем вариант инерционного сценария развития, поскольку направлен на решение основных проблемных вопросов.

Таким образом, с точки зрения оценки рисков наиболее приемлемым является вариант оптимистического развития.

С учетом вышеизложенного настоящая Концепция предлагает реализацию варианта оптимистического сценария развития табунного коневодства в Республике Дагестан.


V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом


Реализация Программы предусматривается в два этапа: первый этап - с 2013 по 2017 год, второй этап - с 2018 по 2020 год.


VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам


Целью Программы является создание экономических и правовых условий устойчивого развития табунного коневодства в Республике Дагестан и увеличение производства высококачественной конкурентоспособной продукции коневодства, обеспечение организаций всех форм собственности, а также физических лиц лошадьми разных направлений хозяйственного использования на основе высокой экономической эффективности конепроизводства.

Основными задачами Программы являются:

увеличение поголовья лошадей в республике;

улучшение кормовой базы и ветеринарного обеспечения коневодства;

увеличение производства продукции коневодства;

формирование племенной базы коневодства;

создание конных парков на базе ведущих коневодческих предприятий как высшей формы племенного и спортивного коневодства;

организация мониторинга состояния скотопрогонов;

создание экономически благоприятных условий для привлечения инвестиций в отрасль коневодства;

развитие научно-исследовательской базы по селекции и технологии в племенном коневодстве;

сохранение существующих и создание новых рабочих мест.

Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы, позволяющими производить мониторинг реализации Программы, являются:

увеличение численности поголовья лошадей в Республике Дагестан;

доля племенных лошадей в общей численности поголовья в сельскохозяйственных организациях;

увеличение производства конины;

увеличение производства кумыса;

увеличение реализации лошадей рабоче-пользовательного направления населению;

создание дополнительных рабочих мест.

В конечном итоге реализация Программы создаст условия для дальнейшего развития рабоче-пользовательного, племенного и спортивного коневодства в республике.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1 к Концепции. Значения индикаторов позволят оценить степень решения задач и достижения целей Программы.


VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»