Недействующий

 
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 29 сентября 2016 года N 1610

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017-2019 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа департамента образования и науки Костромской области от 10.01.2019 N 1.
____________________________________________________________________


В соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы", Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы", Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол от 18 июля 2013 года N ПК-5вн, комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 349-р, постановлением администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года N 584-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы", постановлением администрации Костромской области от 21 ноября 2011 года N 442-а "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Костромской области", в целях обеспечения доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям регионального рынка труда, ориентированного на инновационное развитие экономики и социальной сферы Костромской области, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие профессионального образования Костромской области на 2017-2019 годы" (далее - Программа).

2. Департаменту образования и науки Костромской области:

1) обеспечить выполнение мероприятий Программы в полном объеме и в установленные сроки;

2) ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным периодом, представлять в департамент экономического развития Костромской области отчет о достижении целевых индикаторов Программы.

3. Руководителям государственных профессиональных образовательных организаций Костромской области, подведомственных департаменту образования и науки Костромской области:

1) обеспечить выполнение мероприятий Программы;

2) ежеквартально, к 15 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в департамент образования и науки Костромской области информацию об исполнении мероприятий и финансировании Программы.

4. Рекомендовать муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям федеральных и негосударственных образовательных организаций:

1) обеспечить выполнение мероприятий Программы;

2) ежеквартально, к 15 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в департамент образования и науки Костромской области информацию об исполнении мероприятий и финансировании Программы.

5. Признать утратившими силу:

1) приказ департамента образования и науки Костромской области от 27 августа 2013 года N 1502 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие профессионального образования Костромской области на 2014-2016 годы";

2) приказ департамента образования и науки Костромской области от 24 сентября 2014 года N 1741 "О внесении изменений в приказ департамента образования и науки Костромской области от 27.08.2013 N 1502";

3) приказ департамента образования и науки Костромской области от 17 марта 2015 года N 520 "О внесении изменений в приказ департамента образования и науки Костромской области от 27.08.2013 N 1502";

4) приказ департамента образования и науки Костромской области от 7 мая 2015 года N 1055 "О внесении изменений в приказ департамента образования и науки Костромской области от 27.08.2013 N 1502";

5) приказ департамента образования и науки Костромской области от 9 марта 2016 года N 488 "О внесении изменений в приказ департамента образования и науки Костромской области от 27.08.2013 N 1502".

6. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.

7. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.


Директор департамента
образования и науки
Костромской области
Т.Е.БЫСТРЯКОВА





Утверждена
приказом
департамента
образования и науки
Костромской области
от 29 сентября 2016 года N 1610

Ведомственная целевая программа "Развитие профессионального образования Костромской области на 2017-2019 годы"

Глава 1. ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017-2019 ГОДЫ"

1. Исполнительный орган государственной власти Костромской области, ответственный за разработку ведомственной целевой программы (далее - Программа)

Департамент образования и науки Костромской области

2. Наименование подпрограммы и государственной программы Костромской области

Подпрограмма "Развитие профессионального образования Костромской области" государственной программы Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы"

3. Должностное лицо, утвердившее Программу, реквизиты соответствующего нормативного правового акта

Директор департамента образования и науки Костромской области Быстрякова Т.Е., приказ департамента образования и науки Костромской области от 29 сентября 2016 года N 1610 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие профессионального образования Костромской области на 2017-2019 годы"

4. Цель и задачи Программы

Цель Программы: модернизация региональной системы профессионального образования в соответствии с требованиями современной экономики и изменяющимися запросами населения Костромской области.
Основные задачи Программы:
1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики;
2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования;
3) создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в получении профессионального образования и приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
4) создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся

5. Сроки реализации Программы

2017-2019 годы

6. Перечень мероприятий Программы

Мероприятия Программы разделены по следующим направлениям:
1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики;
2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования;
3) создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в получении профессионального образования и приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;
4) создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся

7. Объемы и источники финансирования Программы

Объем финансирования мероприятий программы составит в 2017-2019 гг. - 26 976,0 тыс. руб., в том числе из средств областного бюджета - 14 226,0 тыс. руб., из внебюджетных источников 12 750,0 тыс. руб.
Финансирование по годам реализации программы составит:
2017 год - 8 842,0 тыс. рублей;
2018 год - 8 992,0 тыс. рублей;
2019 год - 9 142,0 тыс. рублей

8. Ожидаемые конечные результаты Программы

Ожидаемые конечные результаты:
За период реализации Программы (2017-2019 годы) планируется достичь следующих результатов:
1) повышение доли лиц, принятых на программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, программы подготовки специалистов среднего звена) по востребованным профессиям (специальностям), с 89 процентов в 2015 году до 95 процентов в 2019 году;
2) по итогам 2019 года в 50 процентах профессиональных образовательных организаций будет осуществляться подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим среднего профессионального образования;
3) повышение доли студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам среднего профессионального образования на основе договоров целевого обучения, с 27 процентов в 2015 году до 45 процентов в 2019 году;
4) к концу 2019 года 99,7 процента выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования очной формы обучения будут трудоустроены в течение одного года после окончания обучения (с учетом продолживших обучение, призванных на службу в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся в отпуске по уходу за ребенком и других категорий граждан);

5) создание региональной системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ с участием профессионального сообщества и увеличение доли профессий и специальностей, по которым осуществляется профессионально-общественная аккредитация с 9 процентов в 2015 году до 20 процентов в 2019 году;
6) обеспечение 100%-го показателя участия профессиональных образовательных организаций в процедурах независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги;
7) повышение доли студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций, с 92 процентов в 2015 году до 96 процентов в 2019 году;
8) в 2019 году не менее 30 процентов студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, будут участвовать в региональных чемпионатах профессионального мастерства "Ворлдскиллс Россия", региональных этапах всероссийских олимпиад профессионального мастерства и отраслевых чемпионатах;
9) создание механизмов сетевого взаимодействия образовательных организаций и увеличение доли обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с другими организациями в Костромской области (сетевого взаимодействия) с 7 процентов в 2015 году до 15 процентов в 2019 году;

10) повышение доли педагогических работников профессиональных образовательных организаций в возрасте до 35 лет с 15,9 процента в 2015 году до 16,5 процента в 2019 году;
11) повышение доли педагогических работников, которым при прохождении аттестации в соответствующем году присвоена первая или высшая категория, с 78 процентов в 2016 году до 85 процентов в 2019 году;
12) по итогам 2019 года 50 процентов руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, пройдут обучение по дополнительным профессиональным программам по вопросам подготовки кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям;
13) достижение установленных показателей соотношения средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций со средней заработной платой в Костромской области за отчетный период в соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" в 2017 году и далее - 100 процентов;
14) увеличение количества многофункциональных центров прикладных квалификаций с 3 в 2015 году до 7 в 2019 году;

15) повышение доли образовательных организаций, создавших кафедры и другие подразделения на предприятиях, в общей численности образовательных организаций, реализующих программы СПО и практико-ориентированные программы бакалавриата, с 32 процентов в 2015 году до 40 процентов в 2019 году;
16) повышение доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования региональной системы профессионального образования, с 16,2 процента в 2015 году до 20 процентов в 2019 году;
17) повышение доли профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, участвующих в реализации предпрофильной подготовки, профильного обучения, профессиональной подготовки школьников, с 80 процентов в 2015 году до 100 процентов в 2019 году;
18) в 2019 году в 20 процентах профессиональных образовательных организаций и 66 процентах образовательных организаций высшего образования будет организовано проведение заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников;
19) увеличение доли доходов, полученных от реализации программ дополнительного профессионального образования, в объеме доходов профессиональной образовательной организации от реализации программ среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, с 2,4 процента в 2015 году до 3,0 процента в 2019 году;

20) увеличение доли доходов, полученных от реализации программ профессионального обучения, в объеме доходов профессиональной образовательной организации от реализации программ среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, с 5,2 процента в 2015 году до 6,0 процента в 2019 году;
21) увеличение доли профессиональных образовательных организаций, в которых обеспечены условия для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с 11 процентов в 2015 году до 55 процентов в 2019 году;
22) ежегодное обучение на базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования от 700 до 800 граждан пожилого возраста по программам профессионального обучения и дополнительным образовательным программам (в том числе компьютерной грамотности);
23) создание региональной системы независимой оценки квалификаций и увеличение доли профессий и специальностей, по которым выпускники основных образовательных программ проходят сертификацию квалификаций, в общем числе укрупненных направлений подготовки и специальностей, реализуемых профессиональными образовательными организациями, с 6 процентов в 2015 году до 38 процентов в 2019 году;

24) в 2019 году 30 процентов выпускников профессиональных образовательных организаций, завершивших обучение по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям, должны получить сертификат в независимых центрах оценки и сертификации квалификаций или медаль профессионализма в соответствии со стандартами "Ворлдскиллс";
25) повышение доли выпускников профессиональных образовательных организаций, освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ обучения способам поиска работы, трудоустройства, планированию карьеры, адаптации на рабочем месте, с 94 процентов в 2016 году до 100 процентов в 2019 году;
26) повышение доли выпускников профессиональных образовательных организаций, освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по основам предпринимательства, открытию собственного дела, способствующих самозанятости выпускника на современном рынке труда, с 67 процентов в 2015 году до 85 процентов в 2019 году

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

9. В 2016 году система профессионального образования в Костромской области представлена 30 профессиональными образовательными организациями, из них 23 организации находятся в ведении департамента образования и науки Костромской области, и 4 образовательными организациями высшего образования, а также 3 филиалами образовательных организаций высшего образования (в том числе 1 - реализующий программы среднего профессионального образования - Красносельское училище художественной обработки металлов) и 8 обособленными структурными подразделениями профессиональных образовательных организаций.

10. Всего в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования обучается 26 277 человек, в том числе: в образовательных организациях высшего образования - 13 597 человек, обучающихся по 72 образовательным программам высшего образования (в т.ч. 49 направлениям подготовки бакалавриата, 20 - магистратуры и 3 специалитета); в профессиональных образовательных организациях - 12 680 человек, обучающихся по 68 образовательным программам среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена, 23 образовательным программам среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также программам профессионального обучения.

11. Дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) реализуют две государственные образовательные организации дополнительного профессионального образования, подведомственные департаменту образования и науки Костромской области: ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования" и ОГБОУ ДПО "Центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников промышленности и жилищно-коммунального хозяйства".

Кроме того, все профессиональные образовательные организации реализуют программы профессионального обучения и дополнительные образовательные программы на платной основе - по договорам с юридическими и физическими лицами, по направлениям центров занятости населения. Ежегодно по всем формам обучения проходят подготовку около 7 тысяч человек из числа различных категорий взрослого населения.

12. С 2008 года сеть профессиональных образовательных организаций сократилась с 49 до 30 единиц (на 39 процентов).

Оптимизация сети проводилась в условиях передачи с федерального на региональный уровень 3 учреждений начального профессионального образования (с 1 января 2010 года) и 8 учреждений среднего профессионального образования (с 1 января 2012 года). Передача образовательных учреждений осуществлялась без достаточных вложений в развитие их инфраструктуры, а также без учета потребностей регионального рынка труда в подготовке кадров.

Сеть образовательных организаций высшего образования остается постоянной.

13. С 2008 года численность обучающихся в профессиональных образовательных организациях по программам начального и среднего профессионального образования сократилась на 30 процентов, студентов образовательных организаций высшего образования - на 34,5 процента.

14. Проблемами текущего состояния системы профессионального образования являются:

1) недостаточно точный перспективный прогноз потребности отраслей экономики Костромской области в кадрах рабочих и специалистов для установления объема и структуры приема в областные государственные организации профессионального образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда;

2) отсутствие четкого заказа со стороны работодателей на подготовку кадров, низкая роль муниципальных организаций в формировании кадровой политики, в том числе в привлечении кадров на условиях целевой подготовки;

3) малоэффективные механизмы социального партнерства, недостаточное участие работодателей в организации образовательного процесса, совершенствовании содержания профессионального образования в соответствии с требованиями производства, развитии учебно-материальной базы образовательных организаций;

4) трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по полученной профессии (специальности), закрепляемость их на предприятиях Костромской области;

5) недостаточное взаимодействие образовательных организаций всех уровней профессионального образования в вопросах формирования системы непрерывной подготовки кадров;

6) не соответствующая новым федеральным государственным образовательным стандартам материально-техническая база организаций: износ основных фондов составляет 64 процента, а процент ежегодного обновления основных фондов - 14 процентов, что явно недостаточно для обеспечения реализации образовательных программ и технологий образования;

7) недостаточно результативная система профориентационной работы, обеспечивающая взаимодействие педагогических работников школ и профессиональных учебных заведений, работодателей, родителей.

Недостаточно эффективно организована система информирования населения о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях и специальностях;

8) необходимо повышение доступности профессионального образования для различных категорий населения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, граждан пожилого возраста;

9) система повышения квалификации педагогических кадров недостаточно сориентирована на задачи развития региональной системы профессионального образования, реализацию федеральных государственных стандартов нового поколения;

10) подготовка кадров в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов требует обеспечения выпускников не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями и установками, включая организацию коллективной работы, межкультурную коммуникацию, в том числе через радикальное обновление системы практик, через вовлечение студенческой молодежи в позитивную социальную деятельность, включая занятия физкультурой и спортом;

11) недостаточное участие образовательных организаций высшего образования в инновационном развитии региона.

15. Перечисленные проблемы указывают на то, что существующая организация ресурсов профессионального образования недостаточно эффективна и слабо ориентирована на социально-экономическое развитие отдельных муниципальных образований и региона в целом. К настоящему времени не завершен поиск эффективной модели развития региональной системы профессионального образования Костромской области, медленно усиливается роль местных сообществ и работодателей в развитии этой системы. В связи с этим необходим программно-целевой подход к решению указанных проблем.

В свою очередь Программа является программно-целевым инструментом Государственной программы Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы" и направлена на достижение ее целевых показателей.

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

16. Цель Программы - модернизация региональной системы профессионального образования в соответствии с требованиями современной экономики и изменяющимися запросами населения Костромской области.

17. Задачи Программы:

1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики;

2) консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования;

3) создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в получении профессионального образования и приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;

4) создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся.

18. Сроки реализации Программы: 2017-2019 годы без деления на этапы.

Глава 4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

19. Перечень основных мероприятий сформирован по направлениям, соответствующим задачам Программы:

1) обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики:

формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда (мероприятие направлено на развитие инфраструктуры и технологий проведения количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации, формирования контрольных цифр приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования на основе этих прогнозов, распределения государственного задания на подготовку кадров исходя из потребностей предприятий и организаций, участия в его выполнении образовательных организаций различных форм собственности. В рамках мероприятия будет осуществлена разработка и реализация комплексного проекта "Модернизация системы подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования", предусматривающего подготовку кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям профессионального образования в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями в не менее чем в 50 процентах профессиональных образовательных организаций, а также регионального проекта "Повышение качества и доступности трудовых ресурсов необходимой квалификации в Костромской области");

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»